Индивидуальная Рабочая программа Работа с одарёнными детьми для обучающихся 5-9 классов
рабочая программа по физкультуре (9 класс)

Елена Дрожжина

При разработке данной программы использованы материалы Московского форума "Одаренные дети" в поддержку Федеральной Программы "Дети России".

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные, внешкольные и неаудиторные формы занятий, создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков, которые они могут реализовать, участвуя в конкурсах, фестивалях, чему способствуют занятия с одарёнными детьми.

Цель программы– совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей

Задачи программы:

1.      Создать благоприятные условия для физических и творческих способностей, личностного роста одарённых детей, развития исследовательских навыков.

2.      Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы родителей, общественности.

3.      Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в районных, городских, областных, всероссийских соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях.

4.      Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_s_odaryonnymi_detmi.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хохольский лицей»

Хохольского муниципального района Воронежской области

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО протокол №1 от г.

Руководитель ШМО

___________

/ И. В.Чернышёв /

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по

УВР

_____________

Е. С. Пруцких

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Хохольский лицей»

______________

/С.А. Ельчанинова/

Приказ по МБОУ «Хохольский лицей» № 231 ОД

от г. (протокол педсовета № 1 от г.)

Индивидуальная

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

Работа с одарёнными детьми

для обучающихся 5-9 классов

Разработала Дрожжина Елена Павловна

учитель физической культуры ВКК

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка.

Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной модели любого образовательного учреждения.

При разработке данной программы использованы материалы Московского форума "Одаренные дети" в поддержку Федеральной Программы "Дети России".

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные, внешкольные и неаудиторные формы занятий, создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков, которые они могут реализовать, участвуя в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, чему способствуют занятия с одарёнными детьми.

Цель программы– совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей

Задачи программы:

1. Создать благоприятные условия для физических и творческих способностей, личностного роста одарённых детей, развития исследовательских навыков.

2. Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы родителей, общественности.

3. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в районных, городских, областных, всероссийских соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах.

4. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.

Отличительные особенности программы:

1. Активное приобщение личности к здоровому образу жизни;

2. Развитие культуры движений в процессе тренировочных занятий;

3. Совершенствование умения работать в коллективе;

4. Возможность самовыражения школьника в игровых видах физической культуры.

Актуальность рабочей программы заключается в поиске наиболее эффективных средств, методов, методик и технологий оздоровительного характера, физического воспитания детей с использованием элементов спортивной игры баскетбола, где активность управления своими движениями зависит от информационного обеспечения, основу которого составляют количественно-качественные показатели личных достижений.

Проблема одаренности.

Работа с одаренными детьми в основном, состоит в открытии специальных классов для одаренных, в проведении олимпиад различных уровней и т. п. Однако, массовая общеобразовательная школа остается основной, и поэтому реальным началом работы с одаренными детьми является работа в обычном классе средней школы и внеурочные занятия.

Большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда единый сплав природных задатков и социальной среды, опосредованный деятельностью ребенка.

Детский возраст – это период развития способностей. Если в этот период учитываются все повышенные потребности одаренных детей, то результат – одаренность взрослого. Если же обучение становится слишком легким или же нет условий для развития творческих потенций ребенка, то результат – исчезновение одаренности. Но говорить о методике работы с одаренными детьми в обычном классе можно только тогда, когда известна природа одаренности. Что такое «одаренность» и как она проявляется в ребенке?

Исходя из многозначности термина «одаренность», можно сделать вывод, что проявление одаренности указывает на многоаспектность проблемы подхода к сфере способностей. При этом центральным понятием является понятие «способности», которые обеспечивают успешность деятельности.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность – понимают как системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими очевидными иногда выдающими достижениями в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Особенности построения программы:

Календарно-тематическое планирование включает в себя как теоретическую, так и практическую подготовку.

Теоретическая часть состоит из знаний в области античных и современных Олимпийских игр, здоровом образе жизни, правил техники безопасности и оказание первой доврачебной помощи, гигиенические знания, знания анатомо-физиологических процессов, глоссарий спортивных терминов.

Практическая часть включает несколько вариантов практических заданий по разделам программы «Физическая культура» - гимнастике, спортивным играм, лёгкой атлетике.

Теоретические сведения сообщаются в процессе занятий, поэтому в учебном плане количество часов теоретических сведений не обозначено.

Каждое занятие предполагает развитие основных физических качеств обучение двигательным навыкам, необходимым для игры в баскетбол.

Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и развивает их средствами двигательной игровой деятельности.

Деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе и направлен на эффективное решение поставленной перед детьми двигательной задачи.

Коммуникативная направленность программы позволяет овладению учащимися навыкам взаимодействия с членами кружка, класса и т.д.

Знания, связанные с образцами поведения и общения в процессе игры являются элементами физкультурно-спортивной этики, которую учащиеся проявляют во время игры.

Формы организации деятельности.

По форме организации деятельности используются тренировочные занятия, игры, соревнования, беседы, просмотр соревнований, тестирования.

Обучение носит модульный характер: в каждом занятии предусматривается развитие основных кондиционных и координационных способностей, сообщение теоретических сведений, обучение основным техническим и тактическим элементам баскетбола, игровая деятельность.

На занятиях используется групповой, индивидуальный, поточный, повторный, соревновательный методы обучения.

Ожидаемые результаты освоения образовательной программы:

формирование системы работы с одаренными детьми;

увеличение числа одаренных детей.

Планирование занятий с одаренными детьми:

№ п/п

Наименование

мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Организационные мероприятия

Родительские собрания для законных представителей одаренных детей

Сентябрь, февраль, май

Зам. директора по УВР, учитель физической культуры

Разработка программы работы с одаренными детьми в сфере физического воспитания

Сентябрь

Зам. директора по УВР, учитель физической культуры

Подведение итогов реализации программы с одаренными детьми. Отчетное мероприятие

Май

Зам. директора по УВР, председатель ШМО, учитель физической культуры

Практическая часть (спортивные мероприятия)

Подготовка и участие в районных соревнованиях по стрит-болу

Сентябрь

Учитель физической культуры

Подготовка и участие в муниципальном епархиальном фестивале «ГТО-ника»

Октябрь

Учитель физической культуры.

Подготовка и участие в Первенстве Заводского района по баскетболу

Ноябрь – декабрь.

Председатель ШМО, учитель физической культуры.

Участи в конкурсе «Спортивная гордость школы»

Февраль – март

Учитель физической культуры

Участие в городской Спартакиаде ТОСов

Апрель – май

Председатель ШМО, учитель физической культуры.

Теоретическая часть (интеллектуальные и творческие мероприятия)

Участие в школьном этапе и по возможности, в последующих этапах Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре

Октябрь

Зам. директора по УВР, председатель ШМО, учитель физической культуры

Участие в проектной деятельности:

Учебный проект «Предупрежден - вооружен»

Учебный проект «Баскетбол. Техника ведения мяча»

Творческий проект «История развития Олимпийского движения»

Творческий проект «Спорт – альтернатива вредным привычкам»

Сентябрь – октябрь

Ноябрь – декабрь.

Февраль.

Апрель.

Зам. директора по УВР, председатель ШМО, учитель физической культуры, по мере необходимости другие педагоги

Участие в конференциях и форумах:

Межрегиональная научно-практическая конференция «Казачье образование в регионах: проблемы и перспективы»

Интеллектульно-патриотический квест «Александр Невский – имя Россия»

Февраль – март.

Апрель.

Председатель ШМО, учитель физической культуры.

Учебно-тематический план:

№ п\п

Название темы

Количество часов

1.

Теоретические сведения по основам баскетбола, правилам игры, техники безопасности, истории и развития современного баскетбола

В процессе занятий

2.

Общая физическая подготовка

20

3.

Специальная подготовка

10

4.

Техническая подготовка

10

5.

Тактическая подготовка

6

6.

Подвижные игры и спортивные игры

20

7.

Соревнования

4

Содержание тем образовательной программы:

Теоретические сведения:

-правила безопасности на занятиях баскетболом;

-история возникновения и развития баскетбола;

-правила контроля и самоконтроля физической нагрузки;

-правила игры в баскетбол;

-правила самостоятельной разминки в баскетболе;

-индивидуальный подход к заботе о здоровье.

Общая физическая подготовка:

-кроссовая подготовка, различные виды бега, прыжков, упражнения со скакалкой, с медболами, с различными отягощениями, с предметами, с гимнастической скамьёй, упражнения в парах, подтягивания, преодоление полосы препятствий, акробатические упражнения, упражнения на быстроту реакции.

Специальная подготовка:

-бег с изменением направления, скорости, из различных и.п., «рваный» бег;

-перемещения приставными шагами, подскоками, прыжками;

-жонглирование мячом;

-ускорения по сигналу, движения по сигналу.

Техническая подготовка:

-ведение мяча (на месте, в движении, с изменением направления и высоты отскока);

-различные способа приёма и передачи мяча;

-различные способы бросков (с места, в движении, после передачи);

-индивидуальные действия борьбы за мяч (вырывание, выбивание, накрывание).

Тактическая подготовка:

-индивидуальные действия в нападении и защите;

-групповые действия в нападении и защите;

-понятие личного прессинга и «зонной» защиты;

-коллективные действия в нападении и защите;

-тактика свободного нападения и свободной защиты.

Подвижные и спортивные игры:

-подвижные игры «5 передач», «Передай и беги», «Передай мяч и откройся», «Самый меткий», «Твой номер», «Чур, выше!», «Пятнашки с мячом», «Живая цель», игры в парах, подвижные игры с элементами баскетбола;

-эстафеты с элементами баскетбола, «Поезд», «Переправа в обручах», «Самый выносливый», включающие элементы полосы препятствий;

-игровые задания с мячом;

-игра в баскетбол без ведения мяча, игра в баскетбол по упрощённым правилам.

Соревнования:

-тестирование скоростно-силовых, скоростных, силовых качеств, выносливости, координационных способностей;

-товарищеская встреча с учащимися школы №66.

Содержание изучаемого курса кружка «Баскетбол»

Занятие №1,2.

Правила техники безопасности на занятиях баскетболом.

Бег изменением направления, перемещения приставными шагами, подскоками, прыжками.

Воспитание силовых качеств.

Эстафеты с элементами баскетбола.

Тестирование: прыжок в длину с места.

Занятие №3,4

История возникновения и развития баскетбола.

Бег с изменением направления, перемещения приставными шагами, подскоками, прыжками.

Воспитание силовых качеств.

Бег 30м на время (тестирование).

Ведение мяча на месте в стойке баскетболиста.

Эстафеты с элементами баскетбола.

Занятие №5,6

Бег изменением направления, перемещения приставными шагами, подскоками, прыжками.

Челночный бег.

Обучение передаче мяча.

Подвижные игры с элементами баскетбола

Подтягивание на высокой и низкой перекладине (тестирование).

Занятие №7,8

Бег с изменением направления, перемещения приставными шагами, подскоками, прыжками.

Челночный бег.

Ведение мяча на месте и в движении в стойке баскетболиста.

Обучение передаче мяча.

Игровые задания.

Бросок в корзину с места (тестирование).

Занятие №9,10

Упр.с медболами.

Развитие скоростно-силовых качеств.

Жонглирование мячом.

Ведение мяча с изменением направления и высоты отскока.

Игровые задания.

Занятие №11,12

Упр. с медболами.

Развитие скоростно-силовых качеств.

Жонглирование мячом.

Различные способы передачи и приёма мяча.

Ведение мяча с изменением направления и высоты отскока.

Игра «5 передач».

Занятие №13,14

Развитие скоростных качеств.

Эстафеты с предметами.

Различные способы передачи и приёма мяча.

Ведение мяча с изменением направления и высоты отскока бегом, приставными шагами.

Игра «5 передач».

Занятие №15,16

Отработка техники перемещений, ведения и передач мяча.

Обучение броску с места 2 руками.

Знакомство с правилами игры в баскетбол.

Игра «Передай и беги».

Занятие №17,18

Отработка техники перемещений, ведения и передач мяча.

Обучение броску с места 2 руками.

Знакомство с правилами игры в баскетбол.

Игра баскетбол без ведения мяча.

Занятие №19,20

Тульский баскетбольный клуб «Арсенал».

Отработка техники перемещений, ведения и передач мяча.

Обучение броску в движении.

Игра баскетбол без ведения мяча.

Занятие №21,22

Правила контроля и самоконтроля физической нагрузки.

Развитие скоростных качеств.

Эстафеты с мячами.

Обучение броску в движении.

Подвижная игра «Передай мяч и откройся».

Занятие №23,24

Развитие скоростных качеств.

Челночный бег, эстафеты с мячом.

Индивидуальные действия игроков в борьбе за мяч.

Игры в парах.

Занятие №25,26.

Развитие силовых качеств.

Упр. с гантелями.

Силовая борьба за мяч: вырывание и выбивание мяч.

Индивидуальные действия игроков в борьбе за мяч.

Игры в парах.

Занятие №27,28.

Развитие силовых качеств.

Упр. с гантелями.

Силовая борьба за мяч: вырывание и выбивание мяча.

Индивидуальные действия игроков в борьбе за мяч.

Игры в парах.

Занятие №29,30.

Развитие координации движений.

Полоса препятствий.

Эстафеты, включающие элементы полосы препятствий.

Игровые задания с мячом.

Занятие №31,32.

Развитие координации движений.

Полоса препятствий.

Эстафеты, включающие элементы полосы препятствий.

Игровые задания с мячом.

Занятие №33,34.

Развитие координации движений.

Акробатические упр.: кувырки, перекаты.

Упр. Со скакалкой.

Эстафеты с акробатическими элементами и скакалкой.

Игра в баскетбол без ведения мяча.

Занятие №35,36.

Развитие выносливости.

Эстафеты «Поезд» , «Переправа в обручах» , «Самый выносливый».

Выполнение броска в движении после передачи.

Игра «Самый меткий».

Занятие №37,38.

Развитие выносливости.

Эстафеты «Поезд» , «Переправа в обручах» , «Самый выносливый».

Выполнение броска в движении после передачи.

Игра «Самый меткий».

Занятие № 39,40.

Индивидуальные действия в нападении и защите.

Отработка индивидуальных действий нападающего и защитника в парах.

Игра в баскетбол по упрощённым правилам.

Занятие № 41,42.

Индивидуальные действия в нападении и защите.

Отработка индивидуальных действий нападающего и защитника в парах.

Игра в баскетбол по упрощённым правилам.

Занятие №43,44.

Групповые действия игроков в нападении и защите. Понятие личного прессинга и «Зонной защиты».

Отработка вариантов групповых действий в нападении и защите.

Игра в баскетбол по упрощённым правилам.

Занятие № 45, 46.

Групповые действия игроков в нападении и защите. Понятие личного прессинга и «Зонной защиты».

Отработка вариантов групповых действий в нападении и защите.

Игра в баскетбол по упрощённым правилам.

Занятие № 47, 48.

Правила выполнения самостоятельной разминки в баскетболе.

Воспитание быстроты реакции.

Ускорения по сигналу, бег из различных и. п., «рваный» бег, изменение направления движения по сигналу.

Подвижная игра «Твой номер».

Занятие № 49,50.

Воспитание быстроты реакции.

Ускорения по сигналу, бег из различных и. п., «рваный» бег, изменение направления движения по сигналу.

Подвижная игра «Твой номер».

Занятие № 51,52.

Развитие прыгучести.

Упр. с гимнастической скамьёй.

Эстафеты с прыжками и многоскоками.

Подвижная игра «Чур, выше!»

Занятие № 53,54.

Развитие прыгучести.

Упр. С гимнастической скамьёй.

Эстафеты с прыжками и многоскоками.

Подвижная игра «Чур, выше!»

Занятие № 55,56.

Коллективные действия игроков в нападении и защите.

Тактика свободного нападения и свободной защиты.

Подвижная игра «Передай мяч и откройся».

Занятие № 57,58.

Коллективные действия игроков в нападении и защите.

Тактика свободного нападения и свободной защиты.

Подвижная игра «Передай мяч и откройся».

Занятие № 59,60.

Силовая подготовка.

Упр. в парах на сопротивление.

Ловля высоколетящих мячей.

Передача в прыжке.

Подвижная игра «Пятнашки с мячом».

Занятие №61,62.

Силовая подготовка.

Подтягивание (тестирование)

Упр. в парах на сопротивление.

Ловля высоколетящих мячей.

Передача в прыжке.

Подвижная игра «Пятнашки с мячом».

Занятие №63,64

Индивидуальный подход к заботе о здоровье.

Прыжок в длину с места (тестирование).

Бег 30м (тестирование)

Бросок мяча после передачи в движении.

Игра «Живая цель».

Занятие №65,66.

Кроссовая подготовка.

Бросок мяча после передачи в движении.

Бросок мяча в кольцо(тестирование).

Игра «Живая цель».

Занятие №67,68.

Кроссовая подготовка.

Бег 1000м на время (тестирование)

Взаимодействие игроков в нападении и защите.

Игра в баскетбол по упрощённым правилам.

Занятие №69, 70.

Закрепление изученных навыков игры в баскетбол.

Товарищеская встреча с учащимися школы №66

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

-спортивный зал, гимнастические скамьи, гимнастические лестницы, гимнастические маты, подкидной мостик, гимнастический канат, гимнастическое бревно, перекладина, баскетбольные мячи, медицинболы, скакалки, обручи, эспандеры, гантели, флажки, секундомер, рулетка, манишки, эстафетные палочки, кубики, свисток.

ЛИТЕРАТУРА

#1054;даренные дети. Система работы в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2007.

#1052;етодическая работа в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2010.

#1040;вдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.

5. Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009.

6. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.

7. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО "АиФ Принт" , 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одарёнными детьми

Программа предусмотрена для учащихся 10- 11 классов и рассчитана на 34 часа, она учитывает возможности продолжения как естественнонаучного, так и гуманитарного образования в 10-11 классах. Реализация...

Индивидуальная программа работы с одарёнными детьми.

1.Выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей.2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявивш...

Программа работы с одарёнными детьми в 7 классах.

Программа работы с одарёнными детьми в 7 классах....

Рабочая программа "Работа с одарёнными детьми"

Рабочая программа "Работа с одарёнными детьми"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Работа с одарёнными детьми» 5 – 9 класс

   Рабочая  программа  «Работа с одарёнными детьми» (5 – 9 класс) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  осно...

Программа работы с одарёнными детьми «Бэлигтэй ухибууд» (5-9 классы)

►Цели программы: 1.Выявление одарённых детей и создание условий, способствующих оптимальному развитию  интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА работы с одарёнными детьми по математике 9 класс

Программа имеет практико–ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приемов и способов деятельности, и состоит из четырех блоков.В процессе освоения содержания программы ...