Программа по мини-лапте
материал по физкультуре
Предметом изучения данной обучающей программы «Мини-лапта» является история развития национальной игры «Русская лапта», содержание, правила игры, техника и тактика. Техника и тактика игры базируется на естественных и элементарных движениях человека доступных овладению детьми, а переменный характер физических нагрузок не вызывает чрезмерного утомления и отрицательных эмоций. В мини-лапте исключены контакты игроков, снижена психическая напряженность и агрессивность.
При разработке учебной программы авторы ставили перед собой следующие задачи:
- На основе культурных традиций и известных разновидностей игры в лапту, разработать спортивный вариант игры для детей и подростков.
- Адаптировать технологии спортивной подготовки к потребностям и условиям физического воспитания школьников.
- Формировать мотивационные механизмы ценностного отношения к исконным национальным традициям воспитания и поддержания здоровья подрастающего поколения.
Цель программы - возрождение народной подвижной игры «Лапта» и распространение игрового опыта прошлых поколений.
В соответствии с целью обучающей программы сформулированы задачи:
- формирование двигательных умений и навыков детей и подростков средствами народной игры;
- комплексное воздействие на развитие основных физических
качеств школьников;
- воспитание положительных психологических качеств личности.
Особенностями обучающей программы являются:
- содержание игры в мини-лапту отличается от взрослой лапты и представлено в спортивном варианте;
- учебное содержание каждого из разделов изложено для всех групп, без разделения по годам обучения;
- спортивные правила игры для взрослых адаптированы для учащихся детского и подросткового возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_mini-lapte.doc | 931.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предметом изучения данной обучающей программы «Мини-лапта» является история развития национальной игры «Русская лапта», содержание, правила игры, техника и тактика. Техника и тактика игры базируется на естественных и элементарных движениях человека доступных овладению детьми, а переменный характер физических нагрузок не вызывает чрезмерного утомления и отрицательных эмоций. В мини-лапте исключены контакты игроков, снижена психическая напряженность и агрессивность.
При разработке учебной программы авторы ставили перед собой следующие задачи:
- На основе культурных традиций и известных разновидностей игры в лапту, разработать спортивный вариант игры для детей и подростков.
- Адаптировать технологии спортивной подготовки к потребностям и условиям физического воспитания школьников.
- Формировать мотивационные механизмы ценностного отношения к исконным национальным традициям воспитания и поддержания здоровья подрастающего поколения.
Цель программы - возрождение народной подвижной игры «Лапта» и распространение игрового опыта прошлых поколений.
В соответствии с целью обучающей программы сформулированы задачи:
- формирование двигательных умений и навыков детей и подростков средствами народной игры;
- комплексное воздействие на развитие основных физических
качеств школьников;
- воспитание положительных психологических качеств личности.
Особенностями обучающей программы являются:
- содержание игры в мини-лапту отличается от взрослой лапты и представлено в спортивном варианте;
- учебное содержание каждого из разделов изложено для всех групп, без разделения по годам обучения;
- спортивные правила игры для взрослых адаптированы для учащихся детского и подросткового возраста.
Учебная программа по мини-лапте разработана на основе содержания национальной игры «Русская лапта» для учащихся 8-11 лет общеобразовательных школ, занимающихся в спортивных кружках или секциях детско-юношеских спортивных школ и детско-юношеских клубов спортивной подготовки.
Наполняемость групп и режим работы.
Год обучения | Возраст занимающихся | Количество учащихся в группе | Количество часов в неделю | Форма занятий |
1-й | 8-9 | 15 | 6 | Теоретические: лекции, беседы. Практические: учебно-тренировочные, методические, контрольные, игровые, соревнования. |
2-й | 9-10 | 15 | 6 | |
3-й | 10-11 | 15 | 6 |
Ожидаемые результаты: участие детских команд в спортивных соревнованиях по мини-лапте школьного, городского, районного, регионального и федерального масштабов.
Учебно-тематический план тренировочных занятий юных спортсменов по годам обучения (в часах)
№ п/п | Разделы подготовки | Годы обучения | ||
1-й | 2-й | 3-й | ||
1. | Теоретическая подготовка: | 8 | 16 | 16 |
Физическая культура и спорт в РФ. | 1 | 1 | 1 | |
Развитие лапты. | 1 | 1 | 1 | |
Строение и функции организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. | 1 | 4 | 1 | |
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим питания спортсменов. | 1 | 1 | 2 | |
Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. Спортивный массаж. | - | 2 | 1 | |
Физиологические основы спортивной тренировки. | - | 4 | 2 | |
Общая и специальная физическая подготовка. | 1 | 1 | 1 | |
Техническая подготовка | 1 | 1 | 1 | |
Тактическая подготовка. | 1 | 1 | 1 | |
Основы методики обучения и тренировки. | - | - | 4 | |
Правила игры. Организация и проведение соревнований. | 1 | 2 | 1 | |
2 | Общая физическая подготовка: | 80 | 70 | 70 |
Воспитание быстроты | 24 | 20 | 20 | |
Воспитание силы | 14 | 14 | 14 | |
Воспитание гибкости и координационных способностей. | 26 | 16 | 12 | |
Воспитание выносливости. | 16 | 20 | 24 | |
3 | Специальная физическая подготовка. | 50 | 80 | 80 |
4 | Техническая подготовка. | 60 | 94 | 94 |
5 | Тактическая подготовка. | 30 | 80 | 80 |
6 | Учебные игры. | 25 | 50 | 50 |
7 | Соревнования (кол-во игр). | 10 | 25 | 30 |
8 | Практика судейства. | 5 | 12 | 12 |
9 | Контрольно-тестовые испытания. | 8 | 12 | 12 |
Всего часов: | 276 | 414 | 414 |
РАЗДЕЛ 1. Теоретическая подготовка.
Физическая культура в РФ
Физическая культура - составная часть общей культуры человека. Физическая культура - педагогический процесс воспитания, обучения и всестороннего развития людей. Содержание, цель, задачи физического воспитания. Значение занятий физической культурой для подготовки людей к трудовой деятельности и воинской службе.
Развитие «Русской лапты» в России.
Развитие лапты в России. Значение и место лапты в системе физического воспитания. Российские соревнования по русской лапте: Чемпионат и Кубок России. Современная лапта и пути её дальнейшего развития. Федерация русской лапты России. Лучшие команды России, тренеры и игроки.
Строение и функции организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Ведущая роль ЦНС в деятельности всего организма.
Значение систематических занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.
- Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим питания
спортсменов.
Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Гигиеническое значение водных процедур. Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Режим дня, его значение для юного спортсмена. Закаливание организма. Правильное питание юных спортсменов. Влияние вредных привычек на здоровье и работоспособность спортсмена.
Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. Спортивный массаж.
Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях лаптой. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, настроение. Дневник самоконтроля юного спортсмена. Утомление, переутомление, меры предупреждения. Значение активного отдыха.
Особенности спортивного травматизма, причины и профилактика. Оказание первой до врачебной помощи.
Спортивный массаж: основные приемы и правила. Противопоказания. Самомассаж.
Физиологические основы спортивной тренировки.
Мышечная деятельность - необходимое условие физического развития и нормального функционирования организма. Физиологические основы работоспособности. Закономерности формирования двигательных умений и навыков.
Восстановление физиологических функций организма после различных по объему тренировочных нагрузок.
Общая и специальная физическая подготовка.
Значение всесторонней физической подготовки для укрепления здоровья, повышение функциональных возможностей систем организма.
Краткая характеристика средств общей физической и специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочных занятий. Возрастная периодизация развития двигательных способностей. Средства и методы воспитания основных двигательных качеств.
Техническая подготовка.
Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки. Классификация и терминология технических приемов игры. Анализ выполнения технических приемов, выполняемых в различных игровых ситуациях. Контрольные упражнения по технической подготовке для юных лаптовиков. Основные ошибки в технике игры, пути их устранения.
Тактическая подготовка.
Классификация тактики игры. Игра в нападении: удары битой, перебежки.
Командная тактика: атакующие комбинации одновременных действий из «кона» и «города».
Тактика игры в защите: расположение игроков «в линию», «веером». Ловля мяча и передача с задней линии в переднюю часть игрового поля.
Осаливание игроков «несущего два очка». Зависимость тактического построения игры от тактики противника, индивидуальной подготовки игроков своей команды, от размера игрового поля, метеорологических условий и других факторов.
Основы методики обучения и тренировки.
Обучение и тренировка - единый педагогический процесс. Методы обучения и тренировки: общепедагогические и специфические.
Средства обучения: подготовительные, подводящие, имитационные упражнения. Методы обучения: целостный и расчлененный.
Методы тренировки: строго регламентированного упражнения, соревновательный, игровой, круговой методы тренировки.
- Правила игры. Организация и проведение соревнований.
Основные правила игры в мини-лапту. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности.
Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Судейская коллегия и её обязанности.
Судейская бригада, права и обязанности судей. Назначение судей.
Виды соревнований. Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная.
Технические требования, предъявляемые к игровому полю и инвентарю.
РАЗДЕЛ 2. Общая физическая подготовка.
Практические занятия.
Гимнастические упражнения.
Упражнения на развитие основных мышечных групп: индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами, эспандерами, с отягощениям.
Прыжки со скакалкой: на месте, со сменой положения ног, на одной ноге, с продвижением вперед-назад, вправо-влево, с ускоренным и скрестным вращениями скакалки. Прыжки через скакалку с партнером и в группе, из разных исходных положений и с разными заданиями. Прыжковые, беговые и гимнастические упражнения с длинной скакалкой.
Акробатические упражнения.
Группировки: в приседе, сидя, лежа на спине.
Перекаты: на спине, прогнувшись, на боку, из сета на пятках, из стойки на коленях, перекат в сторону с груди на спину, перекат с поворотом.
Кувырки: вперед, назад, в сторону через плечо, в сторону через спину.
Падения: с перекатом на спину с шага, с выпадом в сторону, с выпадом вперед. Падение с амортизацией руками: вперед, назад.
Броски: с кувырком вперед, назад с поворотом, назад выносом ног, назад в упор согнувшись. Броски в сторону с кувырком через плечо, броски с перекатом в сторону.
Легкоатлетические упражнения.
Бег на короткие и длинные дистанции. Бег с ускорением, с изменением направления и скорости. Стартовый разбег. Финишный рывок. Эстафетный бег с препятствиями. Прыжки в длину с места, разбега, тройной прыжок, с поворотом на 180 град.. Серийные прыжки на одной, двух ногах, из полуприседа и из полного приседа. Метание теннисных мячей одной и двумя руками, броски набивных мячей из-за головы, сверху, снизу, сбоку - одной и двумя руками.
Метание малого мяча с места и с разбега: в стену или щит на дальность отскока или на дальность метания.
Подвижные игры.
Воспитание быстроты: «Вызов номеров», «Перебежки с выручкой», «Охотники и утки», «Борьба за мяч», «Скакуны», «Мяч ловцу», «Два огня», «Вслед за мячом».
Воспитание силы: «Вертушка», «Перетягивание в парах», «Бой петухов», «Эстафета пингвинов», «Бег раков», «Всадники», «Стенка на стенку», «Втяни в круг», «Сороконожки».
Воспитание выносливости: «Сумей догнать», «Гонки с выбыванием», «Мяч ловцу», «Ловля парами», «Борьба за мяч», «Салки с мячом», «Круговая лапта», «Вольная лапта», «Школьная лапта».
Воспитание ловкости: «Два лагеря», «Попади в мяч», «Защита укрепления», «Вертуны», «Бег командами», «Разведчики и часовые», «Отруби хвост», «Салки», «Пятнашки», «Город - за городом», «Не давай мяч водящему», «Охотники», «Штандр - стой!», «Удочка».
Подвижные игры с элементами техники игры в мини-лапту.
Игры с прокатыванием теннисного мяча: «Догони мяч», «Поймай отскочивший мяч», «Метко в цель».
Игры с передачей теннисного мяча: «Мяч вдогонку», «Передай мяч», «Спиральбол».
Игры с подбрасыванием и ловлей теннисного мяча: «Перебрось мяч», «Успей поймать», «Мяч об пол», «Мяч в корзину», «Попади в окошко», «Мяч о стену», «Попади в круг», «Попади и поймай», «Поднебески», «Свечки».
Игры с отбиванием теннисного мяча лаптой: «С лаптой у стены», «В лапту один на один».
РАЗДЕЛ 3. Специальная физическая подготовка.
Практические занятия.
Упражнения для развития двигательной реакции. Бег на 5, 10, 15 метров из различных исходных положений по зрительному сигналу. Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 10-20 м (общий пробег за одну попытку 30-50 м). Метания мяча в игрока, проходящего по линии в 8-10 метрах от бросающего. Эстафета «Посадка картофеля».
Упражнения для развития прыгучести. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа с взмахом руками с набивным мячом. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и с продвижением боком, спиной и лицом вперед. Прыжки в глубину с возвышения. Прыжки со сменой ног на возвышенность и с неё. Приседание на одной ноге, на обеих ногах с отягощением, с дополнительным весом партнера.
Упражнения для воспитания специальной выносливости. Многократные пробегания со стартовым ускорением отрезков 15, 20, 25 метров. Бег по игровой площадке с беганием между стоек или фишек. Челночный бег, перемещаясь левым-правым боком. Соревнования в беге на 20-60 метров. Эстафеты с бегом на 20-40 метров по прямой или зигзагами. Серийное метание мячей на скорость и точность (в течение 20 секунд последовательно метать 10 теннисных мячей в цель диаметром 80 см с расстояния 6 метров; метание из положения стоя и с колена).
РАЗДЕЛ 4. Техническая подготовка.
Практические занятия.
Удары по мячу.
Стойки бьющего игрока, выбор места для удара по мячу. Способы держания биты одной и двумя руками.
Удары битой с замаха: сверху, снизу, сбоку, одной и двумя руками.
Удары по лежащему и подброшенному мячу. Разные по направлению: по диагонали, нацеленные, между игроков, вдоль боковой линии, за игроков. По силе: за среднюю линию, к угловому флажку, к боковой линии, за линию «кона». Удары низколетящие, по высокой или отвесной траектории, «свечки», «срезки».
Средства обучения. Подводящие и имитационные упражнения. Удары ладонью, малой битой в школьной, вольной и беговой лапте. Подбрасывание мяча подающим игроком на разную высоту, с вращением и без него. Удар битой по подброшенному мячу или отскочившему от земли, от стены, с подброса другим игроком. Удары по мячу разными частями биты. Техника оставления биты после удара по мячу. Соревнования на правильное выполнение ударов по мячу. Упражнения по совершенствованию техники удара на силу и точность. Удары по мячу после оценки тактической расстановки водящей команды в учебно-тренировочных играх.
Ловля мяча.
Стойки и перемещения ловящего игрока. Выбор места для ловли мяча одной и двумя руками. Положение рук на пойманном мяче, амортизация руками гасящая скорость полета мяча. Ловля на грудь, низко и высоко летящих мячей, катящихся и отскочивших мячей от земли, со средней и высокой скоростью. Ловля мяча стоя, сидя, лежа, в движении с разворота, в падении справа и слева.
Средства обучения. Подводящие и имитационные упражнения. Ловля мяча со своего подбрасывания, увеличивая, уменьшая или чередуя высоту подброса мяча. Ловля мяча с акцентом на амортизацию, летящего навстречу параллельно игроку. Ловля мяча после броска о стену. Бросание и ловля мяча в парах и противостоящих колоннах. Ловля мяча в движении: справа, слева при ходьбе и после остановок. Совершенствование ловли с различных расстояний и в учебных играх.
Передача мяча.
Стойки и перемещения передающего игрока. Способы держания мяча при передачах партнеру: с замахом и из-за головы, справа, снизу, скрытые передачи.
Средства обучения. Подводящие и имитационные упражнения. Перемещения ходьбой, бегом, скачком. Стойки на полусогнутых в коленях ногах, с параллельным положением стоп, с опорой на впереди стоящую ногу. Передачи партнеру: стоя на месте, после перемещений вперед, назад, вправо, влево. Передачи разной силы: слабые, средние, сильные; на длинные, короткие и средние расстояния. По направлению передачи: прямые, диагональные, поперечные, ответные, выполняемые после перемещении в падении, лежа, сидя, с боку, с разворота, из-за головы сверху, снизу с колена. Упражнения выполняются в парах, тройках и четверках, с одним и более мячами.
Перебежки.
Перебежки с разной скоростью, со стартовым ускорением, с финишным рывком и на короткие дистанции. Перебежки одиночные и группой; своевременные и несвоевременные. Перебежки, чередуя с падениями, прыжками, увертываниями, кувырками и остановками. Маневрирование.
Средства обучения. Перебежки на 10-30 метров с изменением скорости и направления. Ложные движения игрока при перебежках: после неожиданной остановки с последующем рывком в другом направлении. Обманное движение корпусом с шагом в одну сторону - уход в другую.
Осаливание.
Броски мячом по неподвижной и движущейся мишени или игрока. Из различных исходных положений: стоя на месте, после перемещения, в прыжке, в падении, с колена. Направления бросков: по ходу перебегающего, навстречу бегущему, во след убегающему, вдоль боковой линии, при подходе к линии «города» или «кона». Осаливание игроков, бегущих группой по прямой, врассыпную, зигзагами, с внезапной остановкой, падением, наклоном или прогибанием туловища.
Средства обучения. Упражнения в метание мяча из положений: стоя, с колена, с различных расстояний (4-15 метров), в игроков совершающих условные перебежки (по прямой, зигзагами, с внезапными остановками, с падениями и т.д.).
РАЗДЕЛ 5. Тактическая подготовка.
Практические занятия.
Бьющий игрок. Для выполнения перебежки игроков своей команды бьющий игрок выполняет слабый удар или длинный сильный удар, удар в противоположную сторону от направления перебегающих игроков, или совершает удар после оценки игровой обстановки.
Игрок, ловящий мяч. Выбирается игровая позиция с учетом места и способов перемещения приближающегося или удаляющегося игрока команды бьющих. Применяются ложные движения на передачу мяча по согласованию с партнером по команде.
Игрок, передающий мяч. Выбор способа перемещения и передачи с применением обманных движений.
Перебежки. Выбор момента, направления и скорости перебежек выполняемых одним, двумя и более игроками, с применением ложных движений, рывков, падений, внезапных остановок.
Осаливание. Умение избегать осаливания путем оценки игровой обстановки или применяя технику ложных движений (обманных). Самоосали-вание как ошибка, допущенная в определенных ситуациях: при перебежках после удара, при последнем ударе, с возвращением за линию «кона» или «города», касание мяча после осаливания противника (с целью задержки времени на последних минутах игры и сохранения преимущества в счете).
Тактика игры бьющей команды. Распределение игроков «на удар» с учетом их индивидуальных способностей и подготовленности. Порядок расположения слабых и сильных игроков водящей команды. Своевременность перебежек. Выбор удара по мячу в зависимости от расположения игроков водящей команды, от подготовленности её игроков и слабых участков на поле противника.
Тактика игры водящей команды. Выбор индивидуальной техники подающего игрока. Выбор способа расположения игроков в зависимости от скорости, направления и траектории полета мяча посланного бьющей командой. Расположение команды «конвертом» или «ромбом», «веерообразное» с одним далеко стоящим у линии кона игроком. Изменение расположения игроков в зависимости от тактики игры бьющей команды.
РАЗДЕЛ 6. Учебные игры
Учебные игры проводятся на учебно-тренировочных занятиях, в которых используются упражнения, моделирующие игровые ситуации. В ходе занятий создаются условия, позволяющие оптимально реализовать технико-тактические умения и навыки ведения игры. В учебных играх совершенствуются базовые знания и практический опыт, выявляются индивидуальные особенности, определяются игровые функции каждого игрока в команде.
РАЗДЕЛ 7. Соревнования
Соревнования по мини-лапте проводятся в соответствии с календарем соревнований, разработанным физкультурно-спортивным активом общеобразовательной школы или учреждениями дополнительного образования городов и районов территорий при условии наличия трех и более команд одного пола и возраста.
РАЗДЕЛ 8. Практика судейства
Судейство игр осуществляется на практических текущих занятиях, игровых тренировках, учебных контрольных, товарищеских играх и соревнованиях. К судейству допускаются учащиеся, сдавшие зачетные требования по теории судейства в объеме установленных требований по правилам соревнований.
РАЗДЕЛ 9. Контрольно-тестовые испытания
Передача мяча.
Инвентарь: теннисные мячи, секундомер.
Упражнение выполняется в паре на время. Игроки располагаются за контрольными линиями лицом друг к другу. По команде - «Марш!» включается секундомер, выполняются передачи. Если мяч упал, игрок выполняет передачу с того места, где подобрал его, после чего возвращается на исходную позицию. Время при этом не останавливается.
Оценка результатов
Год обучения | Дистанция в метрах | Время выполнения в сек. | Количество передач, оцениваемых в баллах | |||||
Мальчики | Девочки | |||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | |||
1 год | 5 | 25 | 5 | 7 | 10 | 4 | 6 | 9 |
2 год | 5 | 25 | 6 | 9 | 11 | 5 | 8 | 10 |
3 год | 5 | 25 | 8 | 11 | 13 | 7 | 10 | 12 |
Удар на точность.
Инвентарь: 4 теннисных мяча, бита.
Площадка размечается на четыре зоны за пределами штрафной линии. Сдающий из «зоны бьющего» выполняет удар битой по заданию учителя, тренера. Номер зоны попадания называют произвольно. Выполняется пять ударов. Время не ограничено.
Оценка результатов
Год обучения | Количество попаданий оценивается в баллах | ||
«3» | «4» | «5» | |
1 год | 1 | 2 | 3 |
2 год | 1 | 2 | 3 |
3 год | 1 | 2 | 3 |
Попадание в цель.
Инвентарь: 5 мячей. Площадка размером 2 м х 1,5 м.
Сдающие располагаются за контрольной линией на определенном наиболее оптимальном расстоянии от размеченной площадки. Броски в прямоугольник выполняются по команде учителя. Попадание в линию засчитывается. Время выполнения упражнения не ограничено.
Оценка результатов
Год обучения | Расстояние в метрах | Количество попаданий и оценка в баллах | |||
Мальчики | Девочки | «3» | «4» | «5» | |
1 год | 8 | 8 | 1 | 2 | 3 |
2 год | 8 | 8 | 1 | 2 | 3 |
3 год | 10 | 10 | 1 | 2 | 3 |
Учебная работа с детьми, обучающимися игре в мини-лапту, строится с учетом режима и загруженности учащихся в общеобразовательной школе. Обучающая программа рассчитана на 46 недель учебных занятий. Продолжительность одного занятия не должна превышать двух академических часов на первом году, и трех - в группах второго и третьего годов обучения.
Содержание материала программы для каждого года обучения определяется учителем и может варьироваться с учетом возраста и подготовленности занимающихся, но при условии, что объемы часов по разделам подготовки не будут изменены.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО МИНИ-ЛАПТЕ
Статья 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
В мини-лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, другая является защищающейся, вторая - на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды - подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.
Правила соревнований по мини-лапте разработаны на основе игры «Русская лапта».
Статья 2. ПЛОЩАДКА
Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина - 15-20 м, длина - 25-35 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле (см. приложение).
Комментарий. Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном покрытии. По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города - 5 метров. Если игра проходит в зале, освещение должно быть достаточным и равномерным.
Статья 3. ШТРАФНАЯ ЗОНА
В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города.
Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находиться не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны.
Статья 4. ПЛОЩАДКА ПОДАЮЩЕГО
Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр.
Статья 5. БИТА
Бита изготавливается из цельного куска дерева или литьем из пластика. Длина биты от 60 см до 100 см, бьющая часть 4,5-5,5 см диаметром, диаметр рукоятки 2,5-3,5 см, рукоять должна иметь упор.
Комментарий. Длина биты и диаметр рукоятки зависит от индивидуальных особенностей игрока и разновидности удара.
Статья 6. МЯЧ
Для игры в мини-лапту используется мяч для игры в большой теннис ярко желтого или оранжевого цвета, в зависимости от цвета покрытия на котором происходит игра и яркости и цвета освещения.
Статья 7. ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД
Зоны скамейки команд находятся вдоль лицевой линии по обеим сторонам штрафной площадки. Скамейки должны быть рассчитаны на 10 человек для каждой команды.
Статья 8. КОМАНДЫ
Каждая команда состоит не более чем из 8 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее пяти участников. Во время игры команды в защите на площадке должны находиться пять игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся на скамейке.
Статья 9. ФОРМА
Каждая команда должна иметь единую форму, в которой входят: майка (футболка), спортивные трусы (шорты), спортивная обувь для игры в залах, и бутсы для игры на газонах. Капитан команды обязан иметь повязку. Разрешается использовать для защиты игроков мягкие наколенники и налокотники. На футболках сзади должен быть номер размером 20 см в высоту и 10 см в ширину, спереди - на правой половине от 7 до 10 см, и спереди, слева на шортах. Разрешается использовать аббревиатуру клуба, региона, а также название спонсорских организаций, с согласия Федерации. Команда, играющая в нападении должна иметь манишку или майку, отличающуюся по цвету от цвета форма команды, для подающего игрока.
Комментарий. Игроки, находящиеся на скамейке могут находиться в спортивных костюмах, но при выходе на площадку они должны быть в игровой форме, как при игре в защите, как при игре в нападении, так и при выходе на обратное осаливание.
В случае совпадения цвета формы, команда хозяев должна поменять цвет формы. Когда игра проводится на нейтральной площадке, либо в турнире, то команда, названная первой и записанная в протоколе первой должна поменять форму.
Носки, гетры, гольфы, также должны иметь единый цвет. Рекламная надпись, сделанная на форме не должна мешать видимости номеров. Во избежание травм игроки не должны носить часы, браслеты, цепочки, перстни и т.д.
Статья 10. КАПИТАН
Каждая команда должна иметь своего капитана, у которого на руке, выше локтевого сустава должна быть повязка. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку.
Статья 11. ТРЕНЕР КОМАНДЫ
Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Тренер имеет право объявить судье о замене, минутном перерыве, а при остановке игры обратиться к судье за разъяснением спорных вопросов. Тренер может иметь помощника, но об этом должна быть запись в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам отсутствует на игре.
Обязанности тренера может выполнять капитан команды.
СУДЕЙСКАЯ КОЛЛЕГИЯ
Судейская коллегия назначается организацией, проводящей соревнование. В состав судейской коллегии входят: гл. судья, зам.гл. судьи, гл. секретарь, старший судьи, судья на линии, секретарь, судья--информатор, хронометрист, гл. врач соревнований. На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст. судья, судья на линии, секретарь. В случае необходимости и в зависимости от ранга соревнований может назначаться два судьи на линии, судья - хронометрист, судья - информатор, инспектор матча.
Все судьи должны быть одеты в спортивную судейскую форму по цвету, отличающуюся от цвета играющих команд.
Статья 12. ГЛАВНЫЙ СУДЬЯ
Главный судья соревнований следит за строгим выполнением всеми участниками и судьями соревнований настоящих правил. Он назначает судейские бригады на игры, проверяет до начала соревнований места про ведения игр, проводит заседания судейской коллегии.
Статья 13. СТАРШИЙ СУДЬЯ
Старший судья должен проверить и утвердить место проведения игры, проверить форму и снаряжение команд, при необходимости, проводит предигровую жеребьевку, выводит на игру команды, принимает решения по всем вопросам по ходу игры. В случае возникновения спорных вопросов принимает окончательное решение, дает команду на начало и окончание игры, дает свисток на остановку игрового момента и возобновления игры, проверяет протокол, утверждает счет. Подтверждает или аннулирует решение линейных судей.
Статья 14. ЛИНЕЙНЫЙ СУДЬЯ
Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол.
Статья 15. СЕКРЕТАРЬ
Секретарь проверяет правильность заполнения протокола до начала матча. Ведет протокол во время игры, следит за заменами, общим временем, подсказывает ст. судье о выходе мяча в аут и правильности набранных очков, регистрирует использованные минутные перерывы, подписывает протокол и передает его гл. судье соревнований.
Статья 16. СУДЬЯ ХРОНОМЕТРИСТ
Судья хронометрист следит за временем начала игры и каждой четверти, и их окончании. За 1 минуту до конца оповещает ст. судью и зрителей (в случае если нет табло). В зависимости от уровня соревнований обязанности хронометриста может исполнять секретарь.
Статья 17. ВРАЧ СОРЕВНОВАНИИ
Врач соревнований является зам. главного судьи. Он проверяет допуск игроков к соревнованиям, осуществляет медицинское наблюдение в ходе игр. В случае необходимости оказывает первую медицинскую помощь и дает заключение о дальнейшей возможности вести игру игроку, получившему травму и о его замене. Следит за соблюдением правил гигиены и санитарно-медицинских требований.
ПРАВИЛА СУДЕЙСТВА
Статья 18. ИГРОВОЕ ВРЕМЯ
Игра состоит из четырех периодов по 15 минут каждый. Между периодами - двухминутный перерыв. Между вторым и третьим периодами первой половины игры - перерыв 5 минут.
Комментарий. В зависимости от масштаба соревнований общее время (60 минут) может быть сокращено.
Статья 19. НАЧАЛО ИГРЫ
Игра начинается с приветствия команд. Правила жеребьевки определяет главный судья соревнований. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая - в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени.
Статья 20. УДАРЫ ПО МЯЧУ
Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью.
Статья 21. ПОДАЮЩИЙ
Подающий должен быть одет в другой цвет формы или манишку. По просьбе бьющего подающий подбрасывает мяч на указанную высоту. Для выполнения удара дается возможность двух подбрасываний. Подающим игроком должен быть запасной игрок. Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание.
Статья 22. ПРАВО НА АТАКУ (ПЕРЕБЕЖКУ)
Право совершить перебежку имеют только те игроки, которые выполнили попытку удара. Совершив полную перебежку, игрок может совершать перебежку только после выполнения им удара.
Статья 23. ВЫНОС МЯЧА
Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города. Если мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замены на вынос мяча.
Статья 24. ОСАЛИВАНИЕ
Осаливание – это попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока на падения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой.
Статья 25. ОБРАТНОЕ ОСАЛИВАНИЕ
После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно. На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд.
Статья 26. САМООСАЛИВАНИЕ
Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города, во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена.
Комментарий. Часто при самоосаливании игроки защиты и нападения оказываются в ауте, самоосаленным считается тот, кто последним покинет аут.
Статья 27. ПЕРЕБЕЖКИ
Каждый игрок нападения имеет право на перебежку, только после того, как выполнен удар. Игрок, перебежавший с линии Города до линии кона и обратно, совершает полную перебежку и приносит своей команде 2 очка. Перебежка в одну сторону не приносит команде очков.
ПРАВИЛА, КАСАЮЩИЕСЯ ИГРОКОВ
Статья 28. ОЧКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРОИГРАВШИХ
Каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч после удара с лета, приносит своей команде 1 очко. Победителем считается та команда, которая наберет больше очков.
Команде может быть засчитано поражение, если в ходе игры на поле осталось менее трех человек. Если команда не явилась на игру, ей засчитывается техническое поражение и команда несет другие наказания, предусмотренные положением о соревнованиях.
НАРУШЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
Статья 29. НАРУШЕНИЯ ПРИ УДАРАХ
Бьющему игроку запрещается выполнять удар с плеча, с боку, выходить или заступать за линию города и зону подающего, выбрасывать биту в поле, затягивать время, брать биту до разрешения судьи. При нарушении этих правил судья имеет право лишить игрока удара.
Статья 30. НАРУШЕНИЯ ПРИ ПЕРЕБЕЖКАХ
Игроку атаки при перебежках запрещается выбегать в поле со скамейки запасных, сезоны подающего, за исключением бьющего игрока, касаться игроков защиты, выбегать в аут, касаться или брать мяч в руку. За эти нарушения судья может дать свободную смену и наказать игрока желтой карточкой.
Статья 31. НАРУШЕНИЕ ПРИ ИГРЕ В ЗАЩИТЕ
Игрокам защиты запрещается выходить за пределы поля до удара. Если игрок защиты вышел за пределы поля до удара, а удар был действительным, то игроку защиты делается предупреждение, а игроки нападения вышедшие после удара в поле совершают перебежку в одну сторону. Игрокам защиты запрещается во время перебежки блокировать игроков атаки, выходить в аут до удара, находиться в штрафной зоне до удара, прятать мяч и делать ложные движения, затягивать время при выносе мяча. При этих на рушениях игрок наказывается замечанием и желтой карточкой.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Статья 32. ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА
Желтая карточка предъявляется игрокам в следующих случаях: если игрок дважды нарушил одно и тоже правило, за неспортивное поведение, аппеляцию судьям во время игры и другие нарушения. Желтая карточка также может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.
Статья 33. КРАСНАЯ КАРТОЧКА
При предъявлении красной карточки игрок команды обязан покинуть поле без права замены. Красная карточка предъявляется при получении второй желтой карточки.
Красная карточка может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.
ПРАВИЛА ОТСЧЁТА ВРЕМЕНИ ИГРЫ
Статья 34. МИНУТНЫЙ ПЕРЕРЫВ
Каждая команда имеет право брать один минутный перерыв в каждом периоде. Старший судья и врач также по каким либо причинам могут объявить технический перерыв. Время технического, медицинского или минутного перерыва не входит в общее время.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Схема игровой площадки
«Мини – лапты»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Протокол № ______
соревнований по мини-лапте ____________________________________________________
__________________________________________________________________
между командами ____________________________ и ____________________
Дата ________ Место _____________ Начало ________ Окончание _________
Ст. судья ___________Судья на линии ____________ Секретарь ___________
Команда А ______________________________
№ п/п | Фамилия игроков | Номер игрока | Счет игры | |||||||||||
А | Б | А | Б | А | Б | |||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 | 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 | 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 | 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 101 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 | 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 101 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 | |||||||||
Капитан __________________________ Команда Б __________________________________ | ||||||||||||||
Капитан _____________________________________ Результат первой половины ______ в пользу ______ Общий счет__________ в пользу _________________ Замечания игрокам ____________________________ Представители команды А_________ Б __________ Ст. судья ____________________________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ЖЕСТЫ СУДЕЙ В МИНИ-ЛАПТЕ
(соответствует Правилам соревнований по "Русской лапте")
Игровое действие | Старший судья | Рисунок |
Подача мяча | Подает свисток и делает движение вытянутой рукой снизу вверх | |
Промах, или недействительный удар | Два коротких свистка | - |
Мяч выходит по воздуху за боковую линию - аут | Подает два коротких свистка и сгибает руки в локтях, поворачивая открытые ладони на себя | |
Осаливание | Подает свисток и показывает вытянутой рукой на площадку (ладонью вниз) | |
Переосаливание | Подает свисток и показывает двумя руками на площадку (ладонью вниз) | |
Промах при осаливании и переосаливании | Поднимает вытянутые руки в стороны | |
Самоосаливание | Подает свисток и показывает движением руки по линии | |
Мяч выходит из игры за линию дома | Подает свисток, указывает на линию города | - |
Блокировка | Перекрещивает согнутые | |
Очки, «свеча» | Поднимает вверх руку и показывает пальцами количество | |
Замена | Параллельные круговые движения рук | |
Минутный перерыв | Показывает букву «Т» с помощью указательного пальца и горизонтально поднятой ладони | |
Окончание игры или тайма | Подает продолжительный свисток, поднимает руку вверх открытой ладонью вперед | |
Очки не засчитываются | Перекрестное движение руками перед собой | |
Желтая и красная карточки игрокам | Поднимает вверх карточку перед нарушителем | |
Спорный мяч | Сгибает руки перед собой, пальцы сжаты в кулак, большие пальцы вверх | |
Смена площадок | Выполняет круговое движение рукой перед собой в горизонтальной плоскости | |
Столкновение | Удар по ладони кулаком | |
Задержка игрока | Захватывает одной рукой запястье другой руки | |
Мяч попадает при ударе в штрафную зону | Подает два коротких свистка и показывает левой рукой на зону, а правую руку поднимает в сторону линии | |
Второй удар | Сгибает руку вперед, показывает два пальца в сторону площадки подающего | |
Судья на линии (может дублировать жесты гл. судьи) | ||
Мяч выходит по воздуху за боковую линию – аут, выход до удара | Поднимает вверх флажок | |
Осаливание | Показывает флажком на площадку | |
Переосаливание | Показывает флажком и второй рукой на площадку | |
Промах при осаливании и переосаливании | Поднимает вытянутые руки в стороны с флажком | |
Самоосаливание | Показывает флажком на линию заступа | |
Очки | Поднимает вверх руку и показывает пальцами количество | |
Мяч выходит за боковую линию по воздуху, предварительно коснувшись игрока защиты | Руки в стороны |
32
ЛИТЕРАТУРА:
- Бейлин, В. Р., Ярмолюк, В. А. Перекаты и кувырки. / «Физическая культура в школе» - № 2 - 2000.
- Валиахметов, Р. М. и др. Народная игра – лапта / методическое пособие: 2003.
- Володченко, В., Юмашев, В. Выходи играть во двор. - М.: «Молодая гвардия» - 1984.
- Выдрин, В. М. Теория физической культуры (Культурологический аспект): учебное пособие / ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта. - Л., 1988.
- Ермолаев, Ю. А., Ермолаева, Ю. Ю., Винникова, Е. Е., Счастная, О. Э. - учебное пособие. Народные подвижные игры. - М.: 1990.
- Ермолаев, Ю. А. Спортивная лапта. - Правила игры. - М.: Экспериментальный, центр «Игрофил», 1990.
- Лепешкин, В. А. Лапта. Как сделать ее популярной. // «Физкультура в школе». - №4,1993.
- Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути ее освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. - №6, 1997.
- Народная игра в системе воспитания детей и подростков / расширенное практическое пособие для специалистов физкультурно-оздоровительной, спортивной и туристской деятельности. – сост. В. П. Черемисин. – М., 1998.
- Настольная книга учителя физической культуры // под ред. проф. Л. Б. Кофмана; авт. - сост. Г. И. Погадаев. - М.: Физкультура и спорт, 1974.
- Нумакова, П. А., Мещерянин, И. А. «Спортивные и подвижные игры» М.: «Физкультура и спорт», 1970.
- Понаморев, Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1974.
- Скопинцев А. Г. Народные спортивные игры. // «Знание». - № 6, 1990.
- Филин, В. П. Воспитание физических качеств юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1974.
- Черемисин, В. П., Ермолаев Ю. А. Народные игры в системе воспитания детей и подростков / учебно-методическое пособие. – МГАФК, 2004.
- Щербакова, И. Н. Упражнения со скакалкой. - М.: Советский спорт, 1991.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретическая подготовка. 4
РАЗДЕЛ 2. Общая физическая подготовка. 7
РАЗДЕЛ 3. Специальная физическая подготовка. 9
РАЗДЕЛ 4. Техническая подготовка. 10
РАЗДЕЛ 5. Тактическая подготовка. 12
РАЗДЕЛ 8. Практика судейства 14
РАЗДЕЛ 9. Контрольно-тестовые испытания 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО МИНИ-ЛАПТЕ………………………………………................17
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 СХЕМА ИГРОВОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ МИНИ-ЛАПТЫ………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРОТОКОЛ СОРЕВНОВАНИЙ ПО МИНИ-ЛАПТЕ ………………………………………………28
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ЖЕСТЫ СУДЕЙ В МИНИ-ЛАПТЕ……………………………………………………………………29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-лапта. 11 класс
Урок физкультуры в 11 классе на тему "Закрепление техники броска и ловли малого мяча при игре в мини-лапту" Целью урока является закрепление навыков броска и ловли малого мяча, а также закрепление нав...
мини-лапта программа
программа лапты.( русская игра)...
МИНИ-ЛАПТА примерная учебная программа физкультурно-спортивной направленности, предназначенная для детей младшего школьного возраста (8-11 лет)
МИНИ – ЛАПТАпримерная учебная программа физкультурно-спортивной направленности, для детей младшего школьного возраста (8-11 лет)...
Мини-лапта в разделе легкая атлетика
Урок физической культуры – это не нормативы и рекорды, а работа учителя над укреплением здоровья детей через интерес ребенка к физической активности. А поддержать интерес можно, в том числе, и ч...
Проект "Мини-лапта в школу"
В 2017 году мной был разработан проект «Мини-лапта в школу»Цель проекта:1. Популяризация здорового образа жизни.2. Стимулировани...
Проект "Мини-лапта в школу" Историческая справка о народной игре Лапта.
Данный материал содержит краткую справку об истории создания и развития игры "Лапта". Так же здесь можно ознакомиться с правилами игры для начинающих спортсменов....
Учебная программа по мини-лапте
Предметом изучения данной обучающей программы «Мини-лапта» является история развития национальной игры «Русская лапта», содержание, правила игры, техника и тактика. Техника и тактика игры базируется н...