Подвижные игры с мячом для групп начальной подготовки ДЮСШ по легкой атлетике
учебно-методическое пособие по физкультуре

Киселева Людмила Юрьевна

Для детей однообразные задания, направленные на формирование определенных двигательных навыков, особенно на первых порах, могут оказаться утомительными и потому отобьют охоту к овладению техникой. Повышают эмоциональный фон занятий подвижные игры, способствующие развитию силы, быстроты, ловкости.

Общие рекомендации по проведению игр сводятся к следующему. В подготовительной части занятия целесообразно использовать несложные игры, активизирующие внимание. Обязательно включаются упражнения общеразвивающего характера.

В основную часть занятия включают бег на скорость, разные прыжки, упражнения на выносливость, метание в неподвижную цель, а также игры на организацию внимания.

В заключительной части занятия следует проводить игры малой и средней подвижности, способствующие активному отдыху после интенсивной нагрузки.

Предлагаем несколько подвижных игр, опробованных в практике занятий с детьми. Условия их проведения можно менять, учитывая конкретный состав занимающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

МБУ ДО

 «Детско-юношеская спортивная школа г. Алдан»

МР «Алданский район»

Подвижные игры с мячом

для групп начальной подготовки ДЮСШ

 по легкой атлетике

 

Киселева Л.Ю.,

тренер-преподаватель.

2024

Алдан

Подвижные игры с мячом

для групп начальной подготовки ДЮСШ по легкой атлетике.

Для детей однообразные задания, направленные на формирование определенных двигательных навыков, особенно на первых порах, могут оказаться утомительными и потому отобьют охоту к овладению техникой. Повышают эмоциональный фон занятий подвижные игры, способствующие развитию силы, быстроты, ловкости.

Общие рекомендации по проведению игр сводятся к следующему. В подготовительной части занятия целесообразно использовать несложные игры, активизирующие внимание. Обязательно включаются упражнения общеразвивающего характера.

В основную часть занятия включают бег на скорость, разные прыжки, упражнения на выносливость, метание в неподвижную цель, а также игры на организацию внимания.

В заключительной части занятия следует проводить игры малой и средней подвижности, способствующие активному отдыху после интенсивной нагрузки.

Предлагаем несколько подвижных игр, опробованных в практике занятий с детьми. Условия их проведения можно менять, учитывая конкретный состав занимающихся.

  1. «Меткие стрелки». На площадке кладется два обруча. С небольшого расстояния участники игры должны попасть теннисными мячами в обруч. У кого будет больше попаданий, тот и победил.
  2. «Поймай палку». Играющие стоят по кругу в 3—4 шагах от водящего, который придерживает рукой поставленную вертикально гимнастическую палку (накрыв ее ладонью сверху). Всем, в том числе и водящему, присваиваются порядковые номера. Водящий выкрикивает какой-либо номер и отбегает назад. Вызванный игрок должен успеть схватить палку, не дав ей упасть. Если он не сумел этого сделать, то идет на место водящего, а тот занимает его место в кругу. Если же игрок схватил палку, то водящий остается прежний. Побеждает игрок, который ни разу не был в роли водящего.
  3. «Рывок за мячом». Игроки рассчитываются по порядку номеров. Руководитель с мячом в руках встает между двумя командами. Бросив мяч вперед, он называет какой-либо номер. Оба игрока, имеющие этот номер, бросаются за мячом. Тот, кто первый овладеет мячом, приносит команде очко. Побеждает команда, игроки которой набрали больше очков.
  4. Эстафета с ведением мяча клюшкой. Играют две команды. Направляющие по команде «Внимание, марш!» бегут вперед, ведя мяч клюшкой, обводят финишный конус, возвращаются и передают мяч и клюшку следующему участнику игры. Первым игрокам не разрешается выбегать со стартовой черты до сигнала, а остальным — до получения клюшки и мяча. Потеряв мяч, игрок должен подобрать его, возвратиться на то место, где он был потерян, и оттуда продолжать вести мяч. Выигрывает команда, которая быстрее выполнила задание.
  5. «Кто самый ловкий?» Соревнуются две-три команды. Они выстраиваются в колонны перед стартовой линией. В руках у каждого стоящего впереди игрока теннисная ракетка и мяч. По сигналу первый игрок бежит к стойке, подбивая мяч снизу вверх; обежав ее, возвращается на свое место, а игру продолжает следующий участник. Ошибкой считается потеря мяча.
  6. «Совушка». Один из играющих «совушка». Находится в небольшом кругу. Остальные участники - свободно бегают. После слова тренера «Ночь!» - все замирают, а «совушка» выбегает и забирает с собой в гнездо того, кто пошевелился. Правила: 1) «совушка» не имеет право подолгу наблюдать за одним и тем же игроком; 2) вырваться от «совушки» нельзя.
  7. «Волк во рву». Поперёк зала в его середине двумя параллельными линиями, на расстоянии 1-1,5 м. одна от другой обозначают «ров», в котором находится «волк» Остальные игроки «козы» стоят за чертой вдоль лицевой линии зала. После слов тренера «козы в огород» - «козы» должны перебежать (не останавливаясь) на другую сторону зала, чтобы «волк» не запятнал их. Правила: 1) «волки» не могут выбегать за «ров»; 2) «козы» должны бежать, не останавливаясь.
  8. «Пятнашки». На 5-6 играющих выбирается один «водящий». Он должен догонять своих соперников. Тот, кого он догонит и запятнает, становится «водящим». Правила: тот, кого запятнали, должен догонять вначале других играющих, а не запятнавшего его игрока.
  9. «Ловля парами». Выбирают пару «ловцов». Взявшись за руки, они догоняют остальных играющих. Игра останавливается, когда «ловцы» догонят одного играющего и сомкнут вокруг него руки. Если в «плен» берут двух игроков, они составляют новую пару «ловцов», и уже две пары ловят остальных Заканчивается игра, когда на площадке остаются два участника, которые становятся новыми «ловцами» и игра возобновляется. Правила: пойманному игроку не разрешается вырываться от «ловцов».
  10. «Выручалка». На 10-12 играющих выбирается 2-3 «колдуна», которые должны как можно быстрее «запятнать» всех играющих. Правила: «запятнанные» игроки выбывают из игры; «запятнанный» игрок останавливается на том месте, где его запятнали с вытянутыми в стороны руками и широко поставленными ногами. Его можно «выручить». Если «незапятнанный» игрок пролезет между ног «запятнанного», то он снова вступает в игру.
  11. Мини-футбол, гандбол и баскетбол с теннисным мячом.
  12.  «Мишень»: У каждой пары есть большая мишень на стене. Игроки пары по очереди стараются в нее попасть. Пара, попавшая в мишень больше раз – побеждает.

       Игровые упражнения с мячом развивают ловкость движений и увеличивают эмоциональность тренировки. Можно применять следующие игровые упражнения с мячом:

  1. Жонглирование мячей руками с использованием стенки и без нее. Упражнение выполнять в различном темпе за счет регулирования высоты подброса мячей.
  2. бросок мяча вверх - вперед, в сторону левой рукой и ловля его после отскока от земли - правой;
  3. бросок мяча вверх - вперед, в сторону и ловля с лёта;
  4. бросок мяча вверх левой и правой рукой и ловля его вытянутыми руками на уровне груди; бросок мяча вверх на 2-Зм;
  5. сильный бросок мяча правой и левой рукой вперёд-вверх в стену
  6. бросок мяча в стенку и ловля после отскока от земли или с лета после поворота кругом.
  7. Упражнения с мячом у стенки.
  8. бросок мяча в стенку и ловля после его отскока от земли;
  9. ловля мяча от стенки с лета; ловить мяч сначала двумя руками, потом одной: то правой, то левой;
  10. Броски двух мячей партнеру (сверху, снизу) одной рукой.
  11. Броски мячей снизу.
  12. Ловля (по-вратарски) брошенного партнером мяча. Упражнение выполнять в высоком темпе, обращать внимание на быстрое возвращение «вратаря» в позу готовности. Выполняющий броски должен применять обманные движения.
  13. Метание теннисных мячей на дальность. Добиваться четкого проявления взрывного усилия при броске при общей свободе движений.
  14. «Школа мяча» - одиночные, парные и групповые упражнения с мячом.

Парные упражнения:

  1. броски теннисного мяча одной рукой (правой и левой поочередно) и ловля мяча (после отскока от земли и без) партнёром сначала двумя руками, потом одной.

  1. броски мяча одной рукой вперёд-вверх и ловля мяча (после отскока от земли и без) партнёром на уровне головы.

Групповые игры с мячом.

  1. «Мяч в кругу». Группа становится в круг, водящий - в центре круга и по сигналу (или без) бросает мяч по кругу. Задача - словить мяч и бросить назад водящему.

  1. «Мяч вдогонку». Группа становится в круг. Тренер раздаёт 4 мяча. По сигналу дети одновременно начинают быстро передавать мяч друг другу. У кого 2 мяча - проигрывает.

  1. «Собачка». Группа становится в круг. «Собачка» в центре круга. По сигналу дети начинают пасовать мяч друг другу таким образом, чтобы «собачка» не коснулась мяча. Если «собачка» коснулась или словила мяч, то игрок, бросивший этот мяч становится «собачкой».

  1. «Пасы». Дети разбиваются на 2 команды. Каждая команда пасует друг другу мячик, а другая пытается перехватить его (перехватывать разрешается только летящий мяч). Побеждает та команда, которая совершит 10 пасов подряд.

  1. «Не зевай». Группа становится в круг. В игре используются 2-4 мяча (если в группе 10 человек, то 2-3 мяча, если 15 человек, то 3-4 мяча). В начале игры мячи у 2-3 детей через 4-5 человек. По команде дети бросают мячи вправо или влево, а ловят с другой стороны. Неточно бросивший мяч и не поймавший хорошо подброшенный мяч выходит из игры. Оставшиеся играют до тех пор, пока не выявится победитель. (Когда остаётся 4-5 человек, играют одним мячом).

  1. «Змейка». Ученики делятся на 2 команды. Участники становятся в затылок друг другу. У капитанов, стоящих впереди, в руке по мячу. По команде первые бросают мяч вверх - назад стоящим сзади, последний в «змейке» ловит мяч, бежит вперёд, становится спиной к своей команде и бросает мяч назад. Побеждает команда, которая после 2-3 кругов раньше выполнит задание.

  1. «Вратарь». Группа делится на пары. И. п. двух партнёров - лицом друг к другу на расстоянии 4-5 метров. Один партнёр стоит спиной к стенке или фону. Он не должен пропустить мяч, брошенный партнёром, а должен поймать его с воздуха двумя руками. Оба партнёра двигаются в стороны приставными шагами. Побеждает тот, кто поймал больше мячей.

  1. «Собери мячи». Тренер выбрасывает «корзину» мячей. По сигналу дети начинают собирать мячи (по одному (два-три) в корзину своей команды. Побеждает команда, собравшая больше мячей.
  2. парная игра «отбегай». Один партнер стоит в 4-5 м от стенки, другой сзади него, сбоку на расстоянии 2 м. Стоящий сзади бросает мяч в стенку, впереди стоящий должен его поймать после отскока от земли (или с лёта) и, бросив мяч в стенку, отбежать назад. Побеждает тот, кто сделал меньше ошибок при ловле мяча. Играют до 6 ошибок. Плохо брошенный в стенку мяч переигрывается. В этой игре может быть второй вариант, когда стоящий впереди бросает мяч не в стенку, а назад своему партнёру. Один ловит мяч, другой бросает в стенку. Затем они меняются ролями (бросивший мяч должен отбегать налево - назад).

Литература.

  1. Аманати О.В. Подвижные игры. Методическое пособие. Армавир, 2011. 69с. 
  2. Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С.331-332. 
  3. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. - М.: ВЛАДОС ,2007.72с.
  4.  Горбачева О.А. Подвижные игры// МОО «Академия безопасности и выживания», 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для групп начальной подготовки 2года обучения

План-конспект тренировочного занятия для групп начальной подготовки второго года обучения ДЮСШ. Вид спорта - легкая атлетика. Возраст детей 8-10 лет....

Мастер-класс по настольному теннису «Подвижные игры, как метод развития физических и умственных способностей у учащихся групп начальной подготовки первого года обучения»

Мастер-класс по настольному теннису по теме  «Подвижные игры, как метод развития  физических и умственных способностей у учащихся групп начальной подготовки первого года обучения»Тема:...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ И РАКЕТКОЙ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Четкое планирование является одним из важнейших способов совершенствования тренировочного процесса. Поэтому  была предпринята попытка, усовершенствовать программу тренировочного процесса для груп...

План- конспект тренировки по лёгкой атлетике в группе начальной подготовки 3 года обучения

План- конспект учебно- тренировочного занятия по лёгкой атлетике в группе начальной подготовки 3 года обучения , продолжительнось 2 учебных часа. Тема занятия : " развитие скоростно- силовых спос...

Упражнения для групп начальной подготовки по виду спорта «хоккей с мячом»

Базовые упражнения для подготовки спортсменов на этапе начальной подготовки...

Методическое пособие. Подвижные игры с мячом для обучающихся спортивно-оздоровительных групп по теннису

Для детей однообразные задания, направленные на формирование определенных двигательных навыков, особенно на первых порах, могут оказаться утомительными и потому отобьют охоту к овладению техникой. Пов...