Семья-как средство формирования здорового образа жизни 2023-2024 год
методическая разработка по физкультуре
Семья-как средство формирования здорового образа жизни 2023-2024 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семья-как средство формирования здорового образа жизни 2023-2024 год | 75.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»
ПРОГРАММА
организации внеурочной деятельности
по физической культуре
для обучающихся 1-11 классов,
«Семья - как средство формирования
здорового образа жизни»
Составитель: учитель физической культуры
Тюлюмова А.Г.
Югорск
Пояснительная записка
«Заставить играть нельзя,
увлечь игрой
можно».
Семья – это вечная пристань, защита, где оформляются все физические, духовно-психические способности детей. Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями, с целью создания в гимназии благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта НОО Иосновного общего образования», на основе программ А. М. Кондакова, программы, доктора педагогических учащихся 1-11 классов» В.И. Лях, 2020г., созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, с планом воспитательной работы НОУ «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского».
Цель программы: создание условий для формирования и развития необходимости здорового образа жизни обучающихся и их родителей в семейном воспитании.
Задачи:
- Провести и проанализировать первичную диагностику занятости родителей и детей спортивной деятельностью.
- Изучить условия для проведения массовых спортивных мероприятий.
- Исследовать возможности и спортивные интересы родительской общественности.
4. Спроектировать комплекс спортивных мероприятий по развитию физических качеств обучающихся: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
5. Разработать систему диагностики отслеживания развития физических качеств обучающихся
II. Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Семья - как средство формирования ЗОЖ» представляет собой комплекс мероприятий спортивно- оздоровительной и оздоровительной направленности для обучающихся и их родителей. Программа разработана в соответствии с планом воспитательной работы НОУ «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского» и направлена на пропаганду здорового образа жизни в семьях.
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни и культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.
Теоретические занятия программы познавательного содержания, соответствующим возрастным особенностям детей, и их интересам.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Недостаточно научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и употреблять здоровую пищу. Необходимо с раннего детства он учить любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Необходимо отметить, что важная роль в организации и проведении спортивных мероприятий с детьми отводится родителям, так как именно взрослые естественным образом могут привлечь ребенка к игре и руководить ею, следить за выполнением правил. Использование таких форм работы с родителями в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса, позволяет повысить уровень физической культуры детей, используя потенциал каждого ребенка. Особенность использования такой формы работы заключается в том, что она носит не только практическую, но и консультативную направленность и является системными мероприятиями с участием родителей и детей.
III. Описание места предмета
Здоровый образ жизни (ЗОЖ)- это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранения здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек, а здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Устав Всемирной организации здравоохранения).
Внеурочная деятельность является частью воспитательной работы Православной гимназии и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни. Реализация программы помогает организовать воспитательную работу гимназии в направлении формирования здорового образа жизни, привлечения всех участников образовательного процесса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию чувства коллективизма и патриотизма, привлечению родителей к сотрудничеству по сохранению и укреплению здоровья детей.
Организация внеурочной деятельности отличается большим разнообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости.
Программа кружка внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Семья - как средство формирования ЗОЖ» рассчитана на оди 68 учебных часов по 45 минут и организуется по двум направлениям:
- спортивно-оздоровительное развитие и воспитание личности;
- общеинтелектуальное развитие и воспитание личности.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности − любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
VI Задачи и содержание программы:
Задачи 1. Провести и проанализировать первичную диагностику занятости родителей и детей спортивной деятельностью.
На основе анализа анкетных данных получены результаты, которые стали одним из основополагающих факторов при разработке программы. Из анкетирования родителей (Анкета- Приложение 1). выявлено :
- 20% родителей считают, образ жизни своей семьи здоровым
-85% родителей ответили, что их дети часто болеют;
- 90% потвердили недостаточное физическое воспитание в семье;
-15% занимаются физической культурой и играми вместе со своими детьми. (Анализ результатов анкетирования родителей- Приложение 2)
Проведя анализ результатов анкетирования родителей на тему «Условия здорового образа жизни в семье» можно сделать следующий вывод, , что большинство семей не участвуют в формировании здорового образа жизни своих детей.
Проведя беседы- опросы с родителями на темы: «Физического воспитания в семье», «Семья и ЗОЖ», выяснилось, что многим родителям не хватает времени, а также информации о физическом воспитании детей..
От гимназии родители хотели бы получить:
• 90 % максимально полную информацию о физическом воспитании ребёнка;
• 95 % советы по формированию у ребенка ЗОЖ;
• 100% привлечение родителей в спортивную жизнь гимназии.
Исходя из этого,можно сделать следующий вывод: 1) для результативной работы с детьми необходима хорошо тчательно спланированная система работы с родителями, 2) установление контакта с учителями с учителями и медицинским работником.
Задача 2. Изучить условия для проведения массовых спортивных мероприятий (Приложение 3)
Решение данной задачи позволит: найти место и время для проведения спортивно- массовых мероприятий.
На базе НОУ «Православной гимназии преподобного Сергия Радонежского», нет собственного спортивного зала для проведения спортивно-массовых мероприятий, рассмотрим все спортивные комплексы и спортивные базы города Югорска
На основании графика работы, расписания, занятости спортивных учреждений, мной был составлен план проведения спортивно- массовых мероприятий на базе физкультурных учреждений г. Югорска
(План проведения спортивных мероприятий на базе физкультурно-оздоровительных учреждений г. Югорска – Приложение 4)
Задача 3. Исследовать возможности и спортивные интересы родительской общественности.
По итогам беседы с родителями 1-4-х классов (общее количество присутствующих на собрании родителей 85%), можно сделаны следующие выводы:
1)готовность родителей принимать активное участие в проведении и организации спортивно-массовых мероприятий, оказывать помощь в судействе- 100% родителей. (Приложение 5)
Задача 4. Спроектировать комплекс спортивных мероприятий по развитию физических качеств обучающихся: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости..
Спортивные соревнования с привлечением родителей являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе, повышают физическую подготовленность учащихся, укрепляют здоровье, улучшают физическую подготовленность. воспитывают сознательное и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям.
Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план воспитательной работы НОУ «Православной гимназии преподобного Сергия Радонежского». В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С
учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям. На основании плана мероприятий работы с родителями
«Семья - как средство формирования ЗОЖ» 2015- 2016 учебный год , мной был составлен план физкультурно- массовых мероприятий с привлечением родителей.
(План физкультурно- массовых, спортивных мероприятий с привлечением родителей, Приложение-6).
Задача 5. Создать систему диагностики отслеживания развития физических качеств обучающихся.
Ни для кого не секрет, что физическое развитие ребенка зависит не только от хороших генов, но и от занятий физкультурой и спортом, от того, уделяют ли этому внимание родители, прививают ли любовь к спорту ребенку. Это очень важный момент, влияющий на полноценное развитие ребенка, на его здоровье и укрепление его иммунитета. Особенно важный период в становлении двигательной функции, а также физических качеств ребенка, в младшем школьном возрасте, появляется необходимость в системе диагностики физического развития детей.
Диагностика физического развития детей проводится для того, чтобы проверить физическое состояние ребенка, выявить уровень соответствия ребенка возрастным нормам, физической подготовленности, а также его работоспособности. Это нужно и для осуществления индивидуального подхода во время физического воспитания ребенка. Кроме того, при диагностике идет сбор информации, запись данных, несущих полную информацию о физическом состоянии ребенка. Такая диагностика позволяет проводить обследование физического состояния ребенка, или группы детей, давая при этом общую оценку их физического развития. Тестирование проводится, как физкультурно-оздоровительное мероприятие, или в процессе физкультурных занятий. Проводит тестирование учитель по физической культуре.
Качества проявляемые в игре | Характеристика игровых действий |
Ловкость | Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим. Игры, требующие сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, действия с увертыванием) |
Быстрота | Игры, побуждающие своевременных ответов на зрительные, звуковые сигналы с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кратчайший срок; с бегом на скорости в изменяющихся условиях |
Сила | Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статистического характера |
Выносливость | Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим |
Гибкость | Вкачестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой, это упражнениями на растягивание: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах |
Вывод: Физические показатели детей с каждым годом улучшаются, о чем свидетельствует положительная динамика развития физических качеств 2012 - 2020 год. 12% - 21%.(Приложение №7).
Диагностика физической подготовленности учащихся проводится учителем в течение учебного года 4 раза (сентябрь, декабрь, март, май), что позволяет отслеживать физическое состояние организма. Приведенные выше результаты школьников и уровни их физической подготовленности за последние три учебных года убеждают в том, что выбрано верное направление деятельности
Опрос среди обучающихся, показал заинтересованность в занятиях физической культурой и спортом. 97% детей имеют большое желание принимать участие в спортивных мероприятиях; с привлечением родителей 100%, стремление к здоровому образу жизни- 94%.
Совместную работу с семьей, по воспитанию здорового ребенка я буду строить на следующих основных положениях, определяющих е содержание, организацию и методику:
1 Единство, которое достигается только в том случае, если цели и задачи в воспитании здорового ребенка хорошо понятны не только учителю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно- оздоровительной работы.
2.Систематичность и последовательность привлечения родителей к внеурочной деятельности по физической культуре в течение всего года.
3.Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье, на основе их интересов и способностей.
VII .Календарно- тематическое планирование.
План мероприятий работы с родителями
на 2023- 2024 учебный год
«Семья - как средство формирования ЗОЖ»
Месяц | Неделя | Название | Формы и методы работы | Задачи |
Сентябрь | 1 | «Задачи физического воспитания детей «Физическая культура и оздоровление» | Родительское собрание Анкетирование | Познакомить родителей с физкультурно-оздоровительной работой и мероприятиями на групповом собрании Выявить уровень знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению |
2 | «Летние виды спорта» «Кросс нации» | Конкурс поделок Принятия участия вместе с детьми в традиционном легкоатлетическом забеге. | Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости и удовольствия от совместной деятельности Пропаганда здорового образа жизни. Укрепление здоровья. | |
3 | «Я и моя семья» «Как формировать представления о здоровом образе жизни» «Закаливание - первый шаг на пути к здоровью» «День здоровья» | Семейный фотоконкурс Беседа Спортивное мероприятие. | Побуждать родителей к активному участию в совместной деятельности с детьми Расширять знания родителей о формировании здоровом образе жизни Включить родителей в решение задач закаливания организма ребенка. Воспитание бережного отношения к окружающей среде. Укреплять дружеские отношения между семьями Получить заряд бодрости энергии и позитива | |
4 | «Вело-шоу» «Проведем выходной день с пользой» «Изготовление чесночных кулонов для профилактики ОРЗ и простуды» | Спортивное мероприятие на велосипедах
Консультация | Доставить радость общения и единения детям и родителям Повышать интерес детей к физической культуре Пропаганда здорового образа жизни Познакомить родителей с формами организации отдыха в домашних условиях, на даче, на прогулке Познакомить родителей с традиционными средствами профилактики простуды | |
Октябрь | 1 | «Веселые старты» «Прогулка для здоровья» «Выбор спортивного оборудования для занятия спортом в зимний период» | Спортивное мероприятие Беседа | Побуждать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях Создать положительную эмоциональную обстановку Помочь родителям приобщать детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье Пропаганда здорового образа жизни |
2 | «Утренняя гимнастика» «Ваш ребенок на занятиях по физической культуре» | Консультация | Познакомить родителей со структурой утренней гимнастики, последовательностью выполнения упражнений, дозировкой и длительностью | |
3 | «Представления детей о здоровье и ЗОЖ» «Физкультурные упражнения для оздоровления часто болеющих детей» Неделя здоровья с 22 по 26 октября | Беседа Участие родителей в организации и проведении мероприятий | Помочь родителям приобщать детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье Познакомить родителей с простыми в выполнении упражнениями для оздоровления часто болеющих детей Привлечение родителей к участию в организации мероприятий для повышения интереса детей к физической культуре | |
4 | «Физическое воспитание ребенка в семье» | Консультация, рекомендации | Познакомить родителей с организацией здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной работы дома | |
Ноябрь | 1 | «Дорожки здоровья» «Игры с мячом» | Помощь родителей в изготовлении массажных дорожек Беседа, рекомендации - подвижные игры с мячом | Предложить родителям новую полезную для детей и родителей деятельность – изготовление нестандартного физкультурного оборудования Познакомить родителей с комплексом физических упражнений для формирования ловкости, быстроты |
2 | «Профилактика ОРЗ и гриппа» «Каким бывает отдых» | Рекомендации Консультация | Изготовление чесночных кулонов для профилактики ОРЗ и простуды Познакомить родителей с формами работы с детьми по приобщению детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье | |
3 | « Поиграй-ка!» «Закаливание - первый шаг на пути к здоровью» | Спортивный праздник Консультация | Устанавливать эмоционально-положительный контакт родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности Познакомить родителей с условиями обеспечения оптимального двигательного режима для оздоровления и закаливания детей | |
Декабрь | 1 | «Играем вместе с ребенком» День здоровья «В гостях у сказки» «Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка» | Беседа, рекомендации Спортивное мероприятие Консультация, рекомендации | Познакомить родителей с видами подвижных игр и формами их организации и проведения дома Привлекать родителей к организации проведения мероприятий Пропаганда здорового образа жизни Раскрыть содержание двигательной деятельности в субботние и воскресные дни Познакомить родителей с условиями обеспечения оптимального двигательного режима для оздоровления и закаливания детей |
2 | «Моя семья – моя радость» | Выставка рисунков с родителями | Установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности | |
3 | «Игры с обруче» «Развитие физических качеств в играх и игровых упражнениях» | Консультация Беседа | Познакомить родителей с видами игр с обручем и формами их организации и проведения дома Познакомить родителей с игровыми упражнениями и формами их организации и проведения дома | |
4 | «Русские народные традиции» | Беседа | Познакомить родителей с русскими традиционными играми и формами их организации в выходные дни | |
Январь | 2 | «Играем вместе с ребенком на прогулке» «На лыжню» | Консультация, рекомендации Консультация, рекомендации | Формирование представлений о здоровом образе жизни Привлечь внимание родителей к правильной группировке при скольжении детей по ледяным дорожкам, катании на коньках. |
3 | Неделя зимних игр и развлечений «Зарница» | Привлечение к организации и проведению Спортивное мероприятие | Установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности Устанавливать эмоционально-положительный контакт родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности | |
4 | «Зимние виды спорта» «Развитие у детей физических качеств в подвижных играх» | Конкурс рисунков Беседа | Привлекать родителей к формированию интереса детей к физической культуре Пропаганда здорового образа жизни Познакомить родителей с подвижными играми и формами их организации в выходные дни | |
Февраль | 1
| «Защитники Отечества» «Лыжня России» «А ну-ка парни» | Фотовыставка Выставка рисунков детей Традиционное спортивное мероприятие Военнизированная эстафета. | Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости и удовольствия от совместной деятельности Сплочение детей и родителей. Пропаганда здорового образа жизни. Побуждать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях. |
4 | «Упражнения для развития правильной осанки» | Рекомендации | Познакомить родителей с упражнениями для развития правильной осанки | |
Март | 1 | «Масленица» «Упражнения для развития правильной осанки» | Спортивный праздник. «Народные забавы» на свежем воздухе | Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместной двигательно-игровой деятельности |
2 | «Организация физкультурно-оздоровительной работы дома» «Спортивный уголок» | Беседа Рекомендации | Расширять представления родителей о формах физкультурно-оздоровительной работы дома Пропаганда здорового образа жизни Познакомить родителей с полезным оборудованием для сохранения и укрепления здоровья детей | |
3. | «Как формировать у ребенка интерес к ЗОЖ» Неделя здоровья с 21 по 26 марта | Беседа Помощь родителей в организации | Расширять представления родителей о формах физкультурно-оздоровительной работы дома Познакомить родителей с формами работы с детьми по приобщению детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье | |
Апрель | 1 | «Роль подвижных игр в оздоровлении детей» «Спортивная семья» | Консультация Консультация | Познакомить родителей с видами игр с обручем и формами их организации и проведения дома Познакомить родителей с игровыми упражнениями и формами их организации и проведения дома |
2 | «Муравейник» | Спортивное мероприятие | Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместной двигательно-игровой деятельности, развитие двигательных качеств. | |
3 | Подготовка плакатов для выставки | Конкурс | Установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной деятельности | |
4 | «Красивая осанка» «Развиваем ловкость у детей» | Беседа, рекомендации | Познакомить родителей с комплексами физкультурных упражнений для формирования правильной осанки | |
Май | 1 | «День победы» «Мир на планете земля» | Военно- спортивное мероприятие | Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместной двигательно-игровой деятельности, развитие двигательных качеств |
2 | «Использование атрибутов для повышения интереса у детей к физкультуре» «Осторожно – Лето» «Закаливание детей в летний период | Беседа Консультация | Рекомендации по приобретению спортивного инвентаря в домашний уголок здоровья Пропаганда здорового образа жизни Познакомить родителей с подвижными играми и формами их организации в летний период | |
3 | «Мама, папа, я спортивная семья!» «Влияние спортивных привычек в семье на здоровье ребенка | Спортивное мерориятие Консультация | Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместной двигательно-игровой деятельности, развитие двигательных качеств Познакомить родителей с формами работы с детьми по приобщению детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье | |
4 | «Наши достижения» | Родительское собрание | Подведение итогов физкультурно-оздоровительной работы . Составление плана работы на следующий год |
VIII. Методическое обеспечение образовательной деятельности.
- Лях В.И., Зданевич А.А.. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы. - М.; «Просвещение» 2007г. Под ред. В.И. Ляха Г.
- . Воронова Елена Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры – Ростов на Дону: Феникс, 2014
- Гуменюк Е. И., Н. А. Слисенко Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – М.: Детство – пресс, 2018
- Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни – М.: Академия, 2013
- Морозов Михаил Основы здорового образа жизни – М.: ВЕГА, 2014
- Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни – М.: Сфера, 2012
- Физическая культура и здоровый образ жизни студента. / Под ред. Виленского М.Я. - М.: Кнорус, 2020.
- Физическая культура. Основы здорового образа жизни. / Под ред. Ю.П. Кобякова. - Ростов: Феникс, 2014.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для родителей
«Условия здорового образа жизни в семье»
Ф.И.О.____________________________________________________________Образование________________________________________________________
№ | Вопросы: | Варианты ответов: |
1. | Что, вы считаете здоровым образом жизни? | |
2. | Соблюдаете ли Вы здоровый образ жизни в семье? | |
3. | Сколько времени ваш ребенок ежедневно проводит на свежем воздухе? | |
4. | Есть ли в семье спортивный уголок? | а) да б) нет в) хотелось бы |
5. | Часто ли болеет Ваш ребенок? | а) да б) нет |
6. | Каковы причины болезни Вашего ребенка? ( недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность и др.) | |
7. | Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми? | а) да б) нет в) иногда |
8. | Делаете ли Вы утреннюю гимнастику? | а) мама (да, нет); б) папа (да, нет); в) дети (да, нет); г) взрослый вместе с ребенком (да, нет); д) регулярно (нерегулярно) |
9. | Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? | а) да б) нет |
10. | Кто из родителей занимается или занимался спортом? | |
11. | Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую? | |
12. | Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? (каким образом) | а) да б) нет |
13. | Виды деятельности ребенка после прихода из гимназии и в выходные дни: | а) Подвижные игры б) Спортивные игры в) Настольные игры д) Музыкально - ритмическая деятельность е) Просмотр телепередач ж) Чтение книг е) Компьютер |
14. | Как вы относитесь к принятию участия в спортивных мероприятиях в гимназии? |
Дата_____________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
АНАЛИЗ
результатов анкетирования родителей
Тема: ««Условия здорового образа жизни в семье»
Дата: сентябрь 2023-2024 уч.г.
Анкетирование проводила: учитель по физической культуре Тюлюмова Алена Геннадьевна
Анкетирование проводилось с целью:
-- выявить состояние физкультурно-оздоровительной работы в семье,
-- выявить уровень педагогических и специальных знаний родителей,
-- выявить уровень знаний родителей по вопросам закаливания детей,
необходимых для организации физического воспитания в семье.
Анкету вернули 90% респондентов.
В ходе анкетирования выявлено:
Выводы:
- В большинстве семей не акцентируется внимание на физическом развитии детей, недостаточно внимания в досуговой деятельности уделяется спортивным играм, родители недооценивают вредное влияние длительного просмотра телепередач детьми;
- Родители не уделяют достаточного внимания привитие интереса к здоровому образу жизни детей.
- Родители не владеют в достаточной степени системой знаний, необходимой для формирования физической культуры у детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Условия для проведение спортивно – массовых
мероприятий на 2023- 2024 учебный год:
№ | Проведение спортивных мероприятий на базе физкультурно-оздоровительных учреждений: | Мероприятия: |
1. | КСК "Норд" ООО "Газпром Трансгаз Югорск" | «В гостях у сказки», «Веселые старты», «А ну-ка парни!», «Муравейник» |
3. | КСК "Норд" «Лыжная база» | «Лыжня России» |
4. | Центральная площадь г. Югорска | «Кросс нации» |
5. | Спортивная площадка НОУ «Православной гимназии преподобного Сергия Радонежского» | «День здоровья», «Поиграй-ка», «Зарница», «Масленица», «Мама, папа, я спортивная семья!» |
6. | Городской парк г.Югорска | «Вело-шоу» |
7. | Суеват – Пауль (музей под открытым небом) | «Мир на планете Земля» |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
План проведения спортивных мероприятий на базе физкультурно-оздоровительных учреждений г. Югорска
№ | Спортивные комплексы и спортивные базы г. Югорска (адрес) | Виды мероприятий | Сроки проведения | Количество участников |
1.1 | Спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол, пионербол и др.) | сентябрь-май | до 80 | |
2.2 | Дворец спорта Юбилейный Газпром трансгаз Югорск (ул. Кирова, 7) | Посещение плавательного бассейна | сентябрь-май | до 40 |
33 | Культурно-Спортивный комплекс «Норд», Газпром трансгаз Югорск (ул. Ленина 18) | Спортивно- массовые мероприятия, спортивные и подвижные игры. | сентябрь-май | до 100 |
44. | Лыжная база КСК «Норд» (ул. Пионерская 11) | Легкая атлетика | сентябрь, май | не ограничено |
Зимние виды спорта (хоккей, лыжи, коньки) | ноябрь- февраль | не ограничено | ||
55 | МБУ ДОД ДЮСШОР «Смена» (ул. Садовая, 27) | Спортивно- массовые мероприятия, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры. | сентябрь-май | до 80 |
66. | Роллер парк на территории СОШ № 3 (ул. Мира 6) | Катание на роликах и велосипедах | сентябрь, май | не ограничено |
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Помощь родителей в проведении спортивно-массовых мероприятий:
№№ | Ф.И.О. родителя | Мероприятие: |
11 | Пенкина Светлана Александровна | Веселые старты (проведение) |
22. | Фищев Александр Валерьевич | Мастер класс. Футбол (основные приемы, упражнения футболиста) |
33. | Стариков Владимир Анатольевич | Мини-футбол (судейство) |
34. | Палицына Виктория Викторовна | Подвижные игры (проведение) |
55. | Стеценко Константин Викторовичоо | Баскетбол (судейство) |
6 6 | Масьянова Надежда Георгиевна | Пионербол (судейство) |
7 | Бородин Александр Геннадьевич | Лыжная подготовка (организация, проведение, судейство) |
8.8 | Никифорова Марина Евгеньевна | Мастер класс Йога |
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
План
Физкультурно-массовых и спортивных мероприятий с привлечением родителей
НОУ «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»
на 2023-2024 учебный год
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Место проведения | участники | Ответственные за проведение | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
«День здоровья» | сентябрь | Спортивная площадка гимназии | 1– 4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | ||
1 | Кросс нации | сентябрь | Центр. площадь г.Югорска | 1 – 4 классы, родители | Учитель физкультуры, родители | |
2 | «Вело-шоу» Спортивное мероприятие на велосипедах | сентябрь | Городской парк | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, родители | |
3 | «Веселые старты» | октябрь | Спортивный зал КСК "Норд" ООО "Газпром Трансгаз | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | |
4. | Игры народов мира «Поиграй-ка!» | ноябрь | Спортивная площадка гимназии | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | |
5. | День здоровья «В гостях у сказки» | декабрь | Спортивный зал КСК "Норд" ООО "Газпром Трансгаз | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | |
6. | Игра : «Зарница» | январь | Спортивная площадка гимназии | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | |
7. | Лыжня России | февраль | Лыжная база КСК Норд | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, родители | |
8. | Военизированные эстафеты: «А ну-ка парни!» | февраль | Спортивный зал КСК "Норд" ООО "Газпром Трансгаз» | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | |
8 | Масленица. Эстафеты «Зимние забавы» | март | Спортивная площадка гимназии | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | |
9. | Спортивный праздник «Муравейник» | апрель | Спортивный зал КСК "Норд" ООО "Газпром Трансгаз» | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | |
10. | День победы. Военно- спортивное мероприятие. | май | Суеват-Пауль (музей под открытым небом) | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | |
11. | «Мама, папа, я спортивная семья!» | май | Спортивная площадка гимназии | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, , родители |
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Результаты обследования состояния здоровья школьников
Учебный год | Основная группа, % | Подготовительная группа,% | Спецгруппа, % | Освобождённые от занятий ф/к |
2021-2022 | 25 (14%) | 27 (16%) | 1 (2%) | 7 (4%) |
2022-2023 | 26 (15%) | 26 (15%) | нет | 6 (4%) |
2023-2024 (1 полугодие) | 36 ( 12%) | 20 (11%) | нет | 3 (1,%) |
Состояние здоровья школьников с 2021- 2024 год. улучшилось на 20%
Сравнительные результаты уровня здоровья школьников
Вывод: наблюдается тенденция увеличения уровня физического здоровья: уменьшился процент учащихся, занимающихся в специальной подготовительных группах.
Результаты работы учителя физической культуры за период
с 2021- 2023 ( I полугодие)
Год обучения | Обучалось всего | «5» и «4» | «3» | «2» | % успеваемости | % качества |
2021-2022 | 59 | 37 | 22 | - | 100 | 62 |
2022-2023 | 59 | 44 | 15 | - | 100 | 74 |
2022-2023 (1 полугодие) | 59 | 49 | 10 | - | 100 | 83 |
Качество знаний улучшилось на : 21% при 100%успеваемости.
По таблице В.И. Ляха «Уровень физической подготовленности учащегося» учитель определяет уровень физической подготовленности обучающихся. Следует различать три уровня:
1-ый – высокий
2-ой – средний
3-ий – низкий
Развитие физических качеств с 2012 по 2015 г
Скоростные физические качества
1-4 класс
Период | Высокий | Средний | Низкий |
2021-2022 | 7 | 37 | 15 |
2022-2023 | 10 | 35 | 14 |
2023-2024 (1 полугодие) | 14 | 35 | 10 |
Уровень развития скоростных физических качеств вырос на 14%
Координационные физические качества
1-4 класс
Период | Высокий | Средний | Низкий |
2021-2022 | 8 | 36 | 15 |
2022-2023 | 9 | 37 | 13 |
2023-2024 (1 полугодие) | 18 | 32 | 9 |
Уровень развития координационных физических качеств вырос на 17%
Скоростно-силовые физические качества
1-4 класс
Период | Высокий | Средний | Низкий |
2021-2022 | 10 | 37 | 12 |
2022-2023 | 11 | 37 | 11 |
2023-2024 (1 полугодие) | 19 | 33 | 7 |
Уровень развития скоростно- силовых физических качеств вырос на- 16%
Силовые физические качества
1-4 класс
Период | Высокий | Средний | Низкий |
2021-2022 | 8 | 31 | 20 |
2022-2023 | 10 | 35 | 14 |
2023-2024 (1 полугодие) | 15 | 32 | 12 |
Уровень развития силовых физических качеств вырос на 12%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков
Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков...
"Дневник здоровья" как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.
Беседа о здоровье детей в школе...
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ И СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В настоящее время забота о физическом состоянии человека становится все более актуальной. Плохая экология и некачественные продукты питания оказывают на здоровье человека негативное влияние. Именно по...
Организация взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье
Материалы статьи содержат вопросы организации взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье...
Аннотация к программе "Семья, как средство формирования здорового образа жизни"
Аннотация к программе "Семья, как средство формирования здорового образа жизни"...
Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков.
Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям политики в области образования, в соответсвии со ст. 51 ФЗ «Об образовании». А также, в послании президента России Дмитрия Медведева к Ф...
Мастер – класс «Формирование здорового образа жизни на уроках основы социальной жизни средствами современных педагогических технологий на уроках «Основы социальной жизни» по разделу «Здоровое питание»
Данный материал предназначен для уроков основы социальной жизни....