Семья-как средство формирования здорового образа жизни 2023-2024 год
методическая разработка по физкультуре

Семья-как средство формирования здорового образа жизни 2023-2024 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

ПРОГРАММА

организации внеурочной деятельности

по физической культуре

для обучающихся 1-11 классов,

«Семья - как средство формирования

здорового образа жизни»

                                                                            Составитель: учитель                            физической культуры

                                                                                     Тюлюмова А.Г.

Югорск

                                             

                                             Пояснительная записка

                                                                               «Заставить играть                           нельзя,

   увлечь игрой        

      можно».

Семья – это вечная пристань, защита, где оформляются все физические, духовно-психические способности детей. Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями, с целью создания в гимназии  благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям.

 Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта НОО Иосновного общего образования», на основе  программ А. М. Кондакова,  программы, доктора педагогических учащихся 1-11 классов» В.И. Лях, 2020г.,  созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта,  с планом воспитательной работы НОУ «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского».

 Цель программы: создание условий для формирования и развития необходимости  здорового образа жизни обучающихся и их родителей в семейном воспитании.

Задачи:

  1. Провести и проанализировать первичную диагностику занятости родителей и детей спортивной  деятельностью.
  2. Изучить условия для   проведения массовых спортивных мероприятий.
  3. Исследовать возможности и спортивные интересы родительской общественности.

4.   Спроектировать комплекс спортивных мероприятий по развитию физических   качеств обучающихся: силы, быстроты,     выносливости, ловкости, гибкости.

5.   Разработать систему диагностики отслеживания развития физических качеств обучающихся

II. Общая характеристика программы внеурочной деятельности

 Программа внеурочной деятельности  «Семья - как средство формирования ЗОЖ» представляет собой комплекс  мероприятий спортивно- оздоровительной и оздоровительной направленности для обучающихся и их родителей.  Программа разработана в соответствии с планом воспитательной работы НОУ «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского» и  направлена на пропаганду здорового образа жизни в семьях.

Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни и культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей. 

Теоретические занятия программы познавательного содержания, соответствующим возрастным особенностям детей, и их интересам.

Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Недостаточно научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и употреблять здоровую пищу. Необходимо  с раннего детства он учить любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Необходимо отметить, что важная роль в организации и проведении спортивных мероприятий  с детьми отводится родителям, так как именно взрослые естественным образом могут привлечь ребенка к игре и руководить ею, следить за выполнением правил. Использование таких форм работы с родителями в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса, позволяет повысить уровень физической культуры детей, используя потенциал каждого ребенка. Особенность использования такой формы работы заключается в том, что она носит не только практическую, но и консультативную направленность и является системными мероприятиями с участием родителей и детей.

                                         III. Описание места предмета

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)- это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранения здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек, а здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Устав Всемирной организации здравоохранения).                                   

Внеурочная деятельность является частью воспитательной работы  Православной гимназии  и занимает  важное место в подготовке учащихся к жизни. Реализация  программы  помогает организовать воспитательную работу гимназии в направлении  формирования здорового образа жизни, привлечения всех участников образовательного процесса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию чувства коллективизма и патриотизма,  привлечению родителей к сотрудничеству по сохранению и укреплению здоровья детей.

Организация  внеурочной деятельности отличается большим разнообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости.

 Программа кружка  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления   «Семья - как средство формирования ЗОЖ»  рассчитана на оди 68 учебных часов по 45 минут и организуется по двум направлениям:

- спортивно-оздоровительное развитие и воспитание личности;

- общеинтелектуальное развитие и воспитание личности.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

                                       VI  Задачи и содержание программы:

Задачи 1. Провести и проанализировать первичную диагностику занятости родителей и детей спортивной  деятельностью.

На основе анализа анкетных данных получены результаты, которые стали одним из основополагающих факторов при разработке программы. Из анкетирования родителей (Анкета- Приложение 1). выявлено :

- 20% родителей считают, образ жизни своей семьи здоровым

-85% родителей ответили, что их дети часто болеют;

- 90% потвердили недостаточное физическое воспитание в семье;

-15% занимаются физической культурой и играми вместе со своими детьми. (Анализ результатов анкетирования родителей- Приложение 2)

Проведя анализ результатов анкетирования родителей  на тему «Условия здорового образа жизни в семье» можно сделать следующий  вывод, , что большинство семей не участвуют в формировании здорового образа жизни своих детей.

Проведя беседы- опросы  с родителями на темы: «Физического воспитания в семье», «Семья и ЗОЖ», выяснилось, что многим родителям не хватает времени, а также информации о физическом воспитании детей..

От гимназии  родители хотели бы получить:

• 90 % максимально полную информацию о физическом воспитании   ребёнка;

• 95 %  советы по формированию у ребенка ЗОЖ;

• 100% привлечение родителей в спортивную жизнь гимназии.

Исходя из этого,можно сделать следующий вывод: 1) для результативной работы с детьми необходима хорошо тчательно спланированная система работы с родителями, 2) установление контакта с учителями с учителями и медицинским работником.

Задача 2.  Изучить условия для   проведения массовых спортивных мероприятий (Приложение 3)

Решение данной задачи позволит: найти место и время для проведения спортивно- массовых мероприятий.

На базе НОУ «Православной гимназии преподобного Сергия Радонежского», нет собственного спортивного зала для проведения спортивно-массовых мероприятий, рассмотрим все спортивные комплексы и спортивные базы города Югорска

На основании графика работы, расписания, занятости спортивных учреждений, мной был составлен план проведения  спортивно- массовых мероприятий на базе физкультурных учреждений г. Югорска

(План проведения спортивных мероприятий на базе физкультурно-оздоровительных  учреждений г. Югорска – Приложение 4)

Задача 3. Исследовать возможности и спортивные интересы родительской общественности.

По итогам беседы с родителями 1-4-х  классов (общее  количество присутствующих на собрании родителей 85%), можно сделаны следующие выводы:

1)готовность родителей принимать активное участие в проведении и организации спортивно-массовых мероприятий, оказывать помощь в судействе- 100% родителей. (Приложение 5)

Задача 4. Спроектировать комплекс спортивных мероприятий по развитию физических   качеств обучающихся: силы, быстроты,     выносливости, ловкости, гибкости..

Спортивные соревнования с привлечением родителей являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе, повышают физическую подготовленность учащихся, укрепляют здоровье, улучшают  физическую  подготовленность. воспитывают  сознательное  и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям.

Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план воспитательной работы НОУ «Православной гимназии преподобного Сергия Радонежского». В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С

учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям. На основании  плана мероприятий работы с родителями

«Семья - как средство формирования     ЗОЖ»   2015- 2016 учебный год , мной был составлен план физкультурно- массовых мероприятий с привлечением родителей.

(План физкультурно- массовых, спортивных  мероприятий с привлечением родителей,  Приложение-6).

Задача 5. Создать систему диагностики отслеживания развития физических качеств обучающихся.

Ни для кого не секрет, что физическое развитие ребенка зависит не только от хороших генов, но и от занятий физкультурой и спортом, от того, уделяют ли этому внимание родители, прививают ли любовь к спорту ребенку. Это очень важный момент, влияющий на полноценное развитие ребенка, на его здоровье и укрепление его иммунитета. Особенно важный период в становлении двигательной функции, а также физических качеств ребенка, в младшем школьном возрасте, появляется необходимость в системе диагностики физического развития детей.

Диагностика физического развития детей проводится для того, чтобы проверить физическое состояние ребенка, выявить уровень соответствия ребенка возрастным нормам, физической подготовленности, а также его работоспособности. Это нужно и для  осуществления индивидуального подхода во время физического воспитания ребенка. Кроме того, при диагностике идет сбор информации, запись данных, несущих полную информацию о физическом состоянии ребенка. Такая диагностика позволяет проводить обследование физического состояния ребенка, или группы детей, давая при этом общую оценку их физического развития.  Тестирование проводится, как  физкультурно-оздоровительное мероприятие, или в процессе физкультурных занятий. Проводит тестирование учитель по физической культуре.

Качества проявляемые

 в игре

Характеристика игровых действий

Ловкость

Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим. Игры, требующие сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, действия с увертыванием)

Быстрота

Игры, побуждающие своевременных ответов на зрительные, звуковые сигналы с короткими

перебежками; с преодолением небольших расстояний в кратчайший срок; с бегом на скорости в изменяющихся условиях

Сила

Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статистического характера

Выносливость

Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим

Гибкость

Вкачестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой, это упражнениями на растягивание: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах

Вывод: Физические показатели детей с каждым годом улучшаются, о чем свидетельствует положительная динамика  развития физических качеств  2012 - 2020 год.     12% - 21%.(Приложение №7).

Диагностика физической подготовленности учащихся проводится учителем в течение учебного года 4 раза (сентябрь, декабрь, март, май), что позволяет отслеживать физическое состояние организма. Приведенные выше результаты  школьников и уровни их физической подготовленности за последние три учебных года убеждают в том, что выбрано верное направление  деятельности

 Опрос среди обучающихся, показал заинтересованность в занятиях физической культурой и спортом. 97% детей имеют большое желание принимать участие в спортивных мероприятиях;  с привлечением родителей 100%, стремление к здоровому образу жизни- 94%.

Совместную работу с семьей, по воспитанию здорового ребенка я буду строить на следующих основных положениях, определяющих е содержание, организацию и методику:

1 Единство, которое достигается только в том случае, если цели и задачи в воспитании здорового ребенка хорошо понятны не только учителю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно- оздоровительной работы.

2.Систематичность и последовательность привлечения родителей к внеурочной деятельности по физической культуре в течение всего года.

3.Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье, на основе их интересов и способностей.

                                                             

VII .Календарно- тематическое планирование.

План мероприятий работы с родителями

на  2023- 2024 учебный год

«Семья - как средство формирования     ЗОЖ»

Месяц

Неделя

Название

Формы и методы работы

Задачи

Сентябрь

1

«Задачи физического воспитания детей

«Физическая культура и оздоровление»

Родительское собрание

Анкетирование

Познакомить родителей с физкультурно-оздоровительной работой и мероприятиями на групповом собрании

Выявить уровень знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению

2

«Летние виды спорта»

«Кросс нации»

Конкурс поделок

Принятия участия вместе с детьми в традиционном легкоатлетическом забеге.

Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости и удовольствия от совместной деятельности

Пропаганда здорового образа жизни.

Укрепление здоровья.

3

«Я и моя семья»

«Как формировать представления о здоровом образе жизни»

«Закаливание - первый шаг на пути к здоровью»

«День здоровья»

Семейный фотоконкурс

Беседа

Спортивное мероприятие.

Побуждать родителей к активному участию в совместной деятельности с детьми

Расширять знания  родителей о формировании здоровом образе жизни

Включить родителей в решение задач закаливания организма ребенка.

Воспитание бережного отношения к окружающей среде. Укреплять дружеские отношения между семьями Получить заряд бодрости энергии и позитива

4

«Вело-шоу»

«Проведем выходной день с пользой»

«Изготовление чесночных кулонов для профилактики ОРЗ и простуды»

  Спортивное мероприятие на велосипедах

 

Консультация

Доставить радость общения и единения детям и родителям

Повышать интерес детей к физической культуре

Пропаганда здорового образа жизни

Познакомить родителей с формами организации отдыха в домашних условиях, на даче, на прогулке

Познакомить родителей с традиционными средствами профилактики простуды

Октябрь

1

«Веселые старты»

«Прогулка для здоровья»

«Выбор спортивного оборудования для занятия спортом в зимний период»

Спортивное мероприятие

Беседа

Побуждать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях

Создать положительную эмоциональную обстановку

Помочь родителям приобщать детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье

Пропаганда здорового образа жизни

2

«Утренняя гимнастика»

«Ваш ребенок на занятиях по физической культуре»

Консультация

Познакомить родителей со структурой утренней гимнастики, последовательностью выполнения упражнений, дозировкой и длительностью

3

«Представления детей о здоровье и ЗОЖ»

«Физкультурные упражнения для оздоровления часто болеющих детей»

Неделя здоровья с 22 по 26 октября

Беседа

Участие родителей в организации и проведении мероприятий

Помочь родителям приобщать детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье

Познакомить родителей с простыми в выполнении упражнениями для оздоровления часто болеющих детей

Привлечение родителей к участию в организации мероприятий для повышения интереса детей к физической культуре

4

«Физическое воспитание ребенка в семье»

Консультация, рекомендации

Познакомить родителей с организацией здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной работы дома

Ноябрь

1

«Дорожки здоровья»

«Игры с мячом»

Помощь родителей в изготовлении массажных дорожек

Беседа, рекомендации - подвижные игры с мячом

Предложить родителям новую полезную для детей и родителей деятельность – изготовление нестандартного физкультурного оборудования

Познакомить родителей с комплексом физических упражнений для формирования ловкости, быстроты

2

«Профилактика ОРЗ и гриппа»

«Каким бывает отдых»

Рекомендации

Консультация

Изготовление чесночных кулонов для профилактики ОРЗ и простуды

Познакомить родителей с формами работы с детьми по приобщению детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье

3

« Поиграй-ка!»

«Закаливание - первый шаг на пути к здоровью»

Спортивный праздник

Консультация

Устанавливать эмоционально-положительный контакт родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности

Познакомить родителей с условиями  обеспечения оптимального двигательного режима

для оздоровления и закаливания детей

Декабрь

1

«Играем вместе с ребенком»

День здоровья

 «В гостях у сказки»

 «Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка»

Беседа, рекомендации

Спортивное мероприятие

Консультация, рекомендации

Познакомить родителей с видами подвижных игр и формами их организации и проведения дома

Привлекать родителей к организации проведения мероприятий

Пропаганда здорового образа жизни

Раскрыть содержание двигательной деятельности в субботние и воскресные дни

Познакомить родителей с условиями  обеспечения оптимального двигательного режима

для оздоровления и закаливания детей

2

«Моя семья – моя радость»

Выставка рисунков с родителями

Установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности

3

 «Игры с обруче»

«Развитие физических качеств в играх и игровых упражнениях»

Консультация

Беседа

Познакомить родителей с видами игр с обручем и формами их организации и проведения дома

Познакомить родителей с игровыми упражнениями и формами их организации и проведения дома

4

«Русские народные традиции»

Беседа

Познакомить родителей с русскими традиционными играми и формами их организации в выходные дни

Январь

2

 «Играем вместе с ребенком на прогулке»

«На лыжню»

Консультация, рекомендации

Консультация, рекомендации

Формирование представлений о здоровом образе жизни

Привлечь внимание родителей к правильной группировке при скольжении детей по ледяным дорожкам, катании на коньках.

3

Неделя зимних игр и развлечений

«Зарница»

Привлечение к организации и проведению

Спортивное мероприятие

Установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности

Устанавливать эмоционально-положительный контакт родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности

4

«Зимние виды спорта»

«Развитие у детей физических качеств в подвижных играх»

Конкурс рисунков

   Беседа

Привлекать родителей к формированию интереса детей к физической культуре

Пропаганда здорового образа жизни

Познакомить родителей с подвижными играми и формами их организации в выходные дни

Февраль

1

     

 

«Защитники Отечества»

«Лыжня России»

«А ну-ка парни»

Фотовыставка

Выставка рисунков детей

Традиционное спортивное мероприятие

Военнизированная эстафета.

Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости и удовольствия от совместной деятельности

Сплочение детей и родителей.

Пропаганда здорового образа жизни.

Побуждать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях.

4

«Упражнения для развития правильной осанки»

Рекомендации

Познакомить родителей с упражнениями для развития правильной осанки

Март

1

«Масленица»

 «Упражнения для развития правильной осанки»

Спортивный праздник. «Народные забавы» на свежем воздухе

Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместной двигательно-игровой деятельности

2

«Организация физкультурно-оздоровительной работы дома»

«Спортивный уголок»

Беседа

Рекомендации

Расширять представления родителей о формах физкультурно-оздоровительной работы дома

Пропаганда здорового образа жизни

Познакомить родителей с полезным оборудованием для сохранения и укрепления здоровья детей

3.

«Как формировать у ребенка интерес к ЗОЖ»

Неделя здоровья с 21 по 26 марта

Беседа

Помощь родителей в организации

Расширять представления родителей о формах физкультурно-оздоровительной работы дома

Познакомить родителей с формами работы с детьми по приобщению детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье

Апрель

1

«Роль подвижных игр в оздоровлении детей»

«Спортивная семья»

Консультация

Консультация

Познакомить родителей с видами игр с обручем и формами их организации и проведения дома

Познакомить родителей с игровыми упражнениями и формами их организации и проведения дома

2

«Муравейник»

Спортивное мероприятие

Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместной двигательно-игровой деятельности, развитие двигательных качеств.

3

Подготовка плакатов для выставки

Конкурс

Установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной деятельности

4

«Красивая осанка»

«Развиваем ловкость у детей»

Беседа, рекомендации

Познакомить родителей с комплексами физкультурных упражнений для формирования правильной осанки

Май

1

«День победы»

«Мир на планете земля»

Военно- спортивное мероприятие

Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместной двигательно-игровой деятельности, развитие двигательных качеств

2

«Использование атрибутов для повышения интереса у детей к физкультуре»

«Осторожно – Лето»

«Закаливание детей в летний период

Беседа

Консультация

Рекомендации по приобретению спортивного инвентаря в домашний уголок здоровья

Пропаганда здорового образа жизни

Познакомить родителей с подвижными играми и формами их организации в летний период

3

«Мама, папа, я спортивная семья!»

«Влияние спортивных привычек в семье на здоровье ребенка

Спортивное мерориятие

Консультация

Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместной двигательно-игровой деятельности, развитие двигательных качеств Познакомить родителей с формами работы с детьми по приобщению детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье

4

«Наши достижения»

Родительское собрание

Подведение итогов физкультурно-оздоровительной работы .

Составление плана работы

на следующий год

VIII. Методическое обеспечение образовательной деятельности.

  1. Лях В.И., Зданевич А.А.. Комплексная программа  физического  воспитания 1-11 классы. - М.; «Просвещение» 2007г. Под ред. В.И. Ляха Г.
  2. . Воронова Елена Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры – Ростов на Дону: Феникс, 2014
  3. Гуменюк Е. И., Н. А. Слисенко Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – М.: Детство – пресс, 2018
  4.  Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни – М.: Академия, 2013
  5. Морозов Михаил Основы здорового образа жизни – М.: ВЕГА, 2014
  6. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни – М.: Сфера, 2012
  7.  Физическая культура и здоровый образ жизни студента. / Под ред. Виленского М.Я. - М.: Кнорус, 2020.
  8. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. / Под ред. Ю.П. Кобякова. - Ростов: Феникс, 2014.

                                                                                                                     

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей

«Условия здорового образа жизни в семье»

 Ф.И.О.____________________________________________________________Образование________________________________________________________

Вопросы:

Варианты ответов:

1.

Что, вы считаете здоровым образом жизни?

2.

Соблюдаете ли Вы здоровый образ жизни в семье?

3.

Сколько времени ваш ребенок  ежедневно проводит на свежем воздухе?

4.

 Есть ли в семье спортивный уголок?

а)   да

б)   нет

в)   хотелось бы

5.

Часто ли болеет Ваш ребенок?

а)   да

б)   нет

6.

Каковы причины болезни Вашего ребенка?

( недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность,

предрасположенность и др.)

7.

Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми?

а)   да

б)   нет

в) иногда

8.

Делаете ли Вы утреннюю гимнастику?

а) мама (да, нет);  

б) папа (да, нет);

в) дети (да, нет);

г) взрослый вместе с ребенком (да,   нет);

д) регулярно (нерегулярно)

9.

Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?

а)   да

б)   нет

10.

Кто из родителей занимается или занимался спортом?

11.

Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?

12.

Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? (каким образом)

а)   да

б)   нет

13.

Виды деятельности ребенка после прихода из гимназии  и в выходные дни:

а)  Подвижные игры

б)  Спортивные игры

в)  Настольные игры

д) Музыкально - ритмическая деятельность

е)   Просмотр телепередач

ж)  Чтение книг

е)   Компьютер

14.

Как вы относитесь к принятию участия  в   спортивных мероприятиях в гимназии?

Дата_____________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

АНАЛИЗ

результатов анкетирования родителей

Тема: ««Условия здорового образа жизни в семье»

Дата: сентябрь  2023-2024  уч.г.

Анкетирование проводила: учитель по физической культуре Тюлюмова Алена Геннадьевна

 Анкетирование проводилось с целью:

-- выявить состояние физкультурно-оздоровительной работы в семье,

-- выявить уровень педагогических и специальных знаний родителей,

-- выявить уровень знаний родителей по вопросам закаливания детей,

    необходимых для организации физического воспитания в семье.

Анкету вернули 90% респондентов.

В ходе анкетирования выявлено:

Ф.И.О., образование

Высшее образование –31 %

Среднее и средне-специальное –69%

1.  Что, вы считаете здоровым образом жизни?

12%  считают  закаливание

70% занятия физической культурой

10% прогулки на свежем воздухе

8% утреннюю гимнастику

2.Можно ли назвать образ жизни в вашей семье здоровым?

 Всего 20%  считают образ жизни в своей семье здоровым

3.Сколько ваш  ребенок ежедневно проводит на свежем воздухе?

Среднее время 20- 30 мин. ( в основном до гимназии  и обратно)

 4.Есть ли в семье спортивный уголок?

Есть спортивный уголок  12%

5.Часто ли болеет Ваш ребенок?

85%  подтвердили, что их дети часто болееют

6.Каковы причины болезни Вашего ребенка?

( недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность, другое )

90% недостаточное физическое       воспитание в семье;

2% наследственность;

6% предрасположенность.

2% другое

7.Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми?

  да- 15%

  нет-60%

 иногда-25%

8.  Делаете ли Вы утреннюю гимнастику? 

Делают:

22% мам;

11% пап;

50% детей;

50% вместе с родителями;

100%- нерегулярно.

9. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?

да- 20%

нет-80%

10. Кто из родителей занимается или занимался спортом?  Каким?

Занимаются или занимались спортом –53% родителей, в основном - папы

11. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?

75% детей не посещают спортивные секции

12. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни?

60%-   да

40%-  нет

14.Виды деятельности ребенка после прихода из гимназии  и в выходные дни:

а)  Подвижные игры- 8%

б)  Спортивные игры- 14%

в)  Настольные игры- 8%

д) Музыкально - ритмическая деятельность- 15%

е)   Просмотр телепередач- 35%

ж)  Чтение книг-8%

е)   Компьютер-20%

15. Как вы относитесь к принятию участия  в   спортивных мероприятиях в гимназии?

95 % родителей готовы принимать участие в спортивных мероприятих

Выводы:

  1. В большинстве  семей  не акцентируется внимание на физическом развитии детей, недостаточно внимания в досуговой деятельности уделяется спортивным играм, родители недооценивают вредное влияние  длительного просмотра телепередач детьми;
  2. Родители не уделяют достаточного внимания  привитие интереса к здоровому образу жизни детей.
  3. Родители не владеют в достаточной степени системой знаний, необходимой  для формирования физической культуры у детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ  3

Условия для проведение  спортивно – массовых

мероприятий на 2023- 2024 учебный год:

Проведение спортивных мероприятий на базе физкультурно-оздоровительных  учреждений:

Мероприятия:

1.

КСК "Норд" ООО "Газпром  Трансгаз  Югорск"

«В гостях у сказки»,

 «Веселые старты»,

«А ну-ка парни!», «Муравейник»

3.

 КСК "Норд" «Лыжная база»

«Лыжня России»

4.

Центральная площадь  г. Югорска

 «Кросс нации»

5.

Спортивная площадка НОУ «Православной гимназии преподобного Сергия Радонежского»

«День здоровья»,

 «Поиграй-ка»,

 «Зарница»,

«Масленица»,

«Мама, папа, я спортивная семья!»

6.

Городской парк  г.Югорска

 «Вело-шоу»

7.

Суеват – Пауль (музей под открытым небом)

«Мир на планете Земля»

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

План проведения спортивных мероприятий на базе физкультурно-оздоровительных  учреждений г. Югорска

Спортивные комплексы и спортивные базы

г. Югорска (адрес)

Виды мероприятий

Сроки проведения

Количество участников

1.1

Физкультурно-спортивный комплекс Юность  (ул. Мира, 52)

Спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол, пионербол и др.)

сентябрь-май

до 80

2.2

Дворец спорта Юбилейный Газпром трансгаз Югорск (ул. Кирова, 7)

Посещение плавательного бассейна

сентябрь-май

до 40

33

Культурно-Спортивный комплекс «Норд», Газпром  трансгаз Югорск

(ул. Ленина 18)

Спортивно- массовые мероприятия, спортивные и подвижные игры.

сентябрь-май

до 100

44.

Лыжная база КСК «Норд»

(ул. Пионерская 11)

Легкая атлетика

сентябрь, май

не ограничено

Зимние виды спорта (хоккей, лыжи, коньки)

ноябрь- февраль

не ограничено

55

МБУ ДОД ДЮСШОР «Смена»

(ул. Садовая, 27)

Спортивно- массовые мероприятия, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры.

сентябрь-май

до 80

66.

Роллер парк на территории СОШ № 3  (ул. Мира 6)

Катание на роликах и велосипедах

сентябрь, май

не ограничено

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Помощь родителей  в проведении спортивно-массовых мероприятий:

№№

Ф.И.О. родителя

Мероприятие:

11

Пенкина Светлана Александровна

Веселые старты (проведение)

22.

Фищев Александр Валерьевич

Мастер класс. Футбол

(основные приемы, упражнения футболиста)

33.

Стариков Владимир Анатольевич

Мини-футбол (судейство)

34.

Палицына  Виктория Викторовна

Подвижные игры  (проведение)

55.

Стеценко Константин    Викторовичоо

Баскетбол (судейство)

6 6

Масьянова Надежда Георгиевна

Пионербол (судейство)

    7

Бородин Александр Геннадьевич

Лыжная подготовка (организация, проведение, судейство)

8.8

Никифорова Марина Евгеньевна

Мастер класс

Йога

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

План

Физкультурно-массовых и спортивных мероприятий с привлечением родителей

НОУ «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»

на 2023-2024 учебный год

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Место проведения

участники

Ответственные

за проведение

1

2

3

4

5

6

«День здоровья»

сентябрь

Спортивная площадка гимназии

 1– 4 классы,

родители

Учитель физкультуры,

классные руководители,

родители

1

Кросс нации

сентябрь

Центр. площадь г.Югорска

1 – 4 классы, родители

Учитель физкультуры,

родители

2

«Вело-шоу»

Спортивное мероприятие на велосипедах

сентябрь

Городской

парк  

1-4 классы,

родители

Учитель физкультуры, родители

3

«Веселые старты»

октябрь

Спортивный зал

КСК "Норд" ООО "Газпром  Трансгаз  

1-4 классы,

родители

Учитель физкультуры,

классные руководители,

родители

4.

Игры народов мира

«Поиграй-ка!»

ноябрь

Спортивная площадка гимназии 

1-4 классы,

родители

Учитель физкультуры, классные руководители,

родители

5.

День здоровья

 «В гостях у сказки»

декабрь

Спортивный зал

КСК "Норд" ООО "Газпром  Трансгаз  

1-4 классы,

родители

Учитель физкультуры, классные руководители,

родители

6.

Игра : «Зарница»

январь

Спортивная площадка гимназии

1-4 классы,

родители

Учитель физкультуры, классные руководители,

родители

7.

Лыжня России

февраль

Лыжная база КСК Норд

1-4 классы,

родители

Учитель физкультуры, родители

8.

Военизированные эстафеты: «А ну-ка парни!»

февраль

Спортивный зал

КСК "Норд" ООО "Газпром  Трансгаз»

1-4 классы,

родители

Учитель физкультуры, классные руководители,

родители

8

Масленица.

Эстафеты «Зимние забавы»

март

Спортивная площадка гимназии

1-4 классы,

родители

Учитель физкультуры, классные руководители,

родители

9.

 Спортивный праздник

«Муравейник»

апрель

Спортивный зал

КСК "Норд" ООО "Газпром  Трансгаз»

1-4 классы,

родители

Учитель физкультуры, классные руководители,

родители

10.

День победы.

Военно- спортивное мероприятие.

    май

Суеват-Пауль

(музей под открытым небом)

1-4 классы,

     родители

Учитель физкультуры, классные руководители,

родители

11.

«Мама, папа, я спортивная семья!»

    май

Спортивная площадка гимназии

1-4 классы,

родители

Учитель физкультуры, ,

родители

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

        Результаты обследования состояния здоровья школьников

Учебный год

Основная

 группа, %

Подготовительная

группа,%

Спецгруппа,                         %

Освобождённые от занятий ф/к

2021-2022

25  (14%)

27 (16%)

1 (2%)

7 (4%)

2022-2023

26 (15%)

26 (15%)

нет

6 (4%)

2023-2024

          (1 полугодие)

36 ( 12%)

20  (11%)

нет

3 (1,%)

Состояние здоровья школьников с 2021- 2024 год. улучшилось на 20%

Сравнительные результаты уровня здоровья школьников

Вывод: наблюдается тенденция увеличения уровня физического здоровья: уменьшился процент учащихся, занимающихся в специальной  подготовительных группах.

Результаты работы учителя физической культуры за период

 с 2021- 2023 ( I полугодие)

Год обучения

Обучалось всего

«5» и «4»

«3»

«2»

% успеваемости

% качества

2021-2022

59

37

22

-

100

62

2022-2023

59

44

15

-

100

74

2022-2023

          (1 полугодие)

59

49

10

-

100

83

Качество знаний улучшилось на : 21% при 100%успеваемости.

По таблице В.И. Ляха «Уровень физической подготовленности учащегося» учитель определяет уровень физической подготовленности обучающихся. Следует различать три уровня:

1-ый – высокий

2-ой – средний

3-ий – низкий                                                   

 Развитие физических качеств с 2012 по 2015 г

Скоростные физические качества

1-4 класс

Период

Высокий

Средний

Низкий

2021-2022

7  

37  

15

2022-2023

10

35

14

2023-2024

          (1 полугодие)

14

35

10

      Уровень  развития скоростных физических качеств   вырос на 14%

Координационные физические качества

1-4 класс

Период

Высокий

Средний

Низкий

2021-2022

8

36

15

2022-2023

9

37

13

2023-2024

          (1 полугодие)

18

32

9

  Уровень развития координационных физических качеств  вырос  на   17%

Скоростно-силовые  физические качества

1-4 класс

Период

Высокий

Средний

Низкий

2021-2022

10

37

12

2022-2023

11

37

11

2023-2024

          (1 полугодие)

19

33

7

Уровень развития  скоростно- силовых физических качеств  вырос на-  16%

Силовые  физические качества

1-4 класс

Период

Высокий

Средний

Низкий

2021-2022

8

31

20

2022-2023

10

35

14

2023-2024

          (1 полугодие)

15

32

12

        Уровень развития      силовых физических качеств вырос на 12%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков

Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков...

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ И СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В настоящее время забота о физическом состоянии человека становится все более актуальной. Плохая экология и некачественные продукты питания оказывают на здоровье человека негативное влияние. Именно по...

Организация взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье

Материалы статьи содержат вопросы организации взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье...

Аннотация к программе "Семья, как средство формирования здорового образа жизни"

Аннотация к программе  "Семья, как средство формирования здорового образа жизни"...

Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков.

Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям политики в области образования, в соответсвии со ст. 51 ФЗ «Об образовании». А также, в послании президента России Дмитрия Медведева к Ф...