Программа кружка "Баскетбол"
материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол» (далее-Программа) разработана на основе Закона РФ «Об образовании», законодательных и нормативно правовых актов в области дополнительного образования обучающихся:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями, внесенными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», ст.2 п.9; с изменениями, вст.в силу 25.07.2022);
2. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол №3)
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
4.Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р); 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; вст.в силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28.02.2029 г.
6. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 298 «Об утверждении профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых»;
11. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки условий осуществления образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе, образовательной программе профессионального обучения, дополнительным общеразвивающим программам;
12.Устав и локальные акты Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 г.Ак-Довурака (далее-СОШ №3)
Срок реализации программы – 1 год. Уровень обучения – базовый. Программа ориентирована на учащихся 11-17 лет (5-11 классы). Планирование рассчитано на 3 часа в неделю, 102 часа в год.
В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол».
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходится в зависимости от ситуации. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации. В возрасте 11-17 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные взаимодействия в нападении и защите.
Важнейшим принципом обучения на занятиях является принцип дифференцированного обучения и индивидуальный подход к каждому.
Цель программы: создание условий для углубленного изучения спортивной игры баскетбол.
Задачи программы:
- Расширение двигательного опыта за счет овладения действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья;
- Совершенствование функциональных возможностей организма;
- Формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
- Обучение основным элементам игры в баскетбол, закрепление и углубление знаний и умений в данном виде спортивной игры.
Учебно-тематический план (102 часа)
№ п/п | Содержание занятий | К | оличество часов | |
Всего | Теорет. сведен. | Практические занят. | ||
1. | Развитие баскетбола в России | 1 | 1 | 0 |
2. | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | 1 | 1 | 0 |
3. | Общая и специальная физическая подготовка | 40 |
| 40 |
4. | Основы техники и тактики игры | 50 | 0 | 50 |
5. | Учебные и товарищеские игры и соревнования | 8 | 0 | 8 |
6. | Тестирование | 2 | 0 | 2 |
Итого: | 102 | 2 | 100 |
Содержание программы
Содержание курса структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Теоретическая подготовка 1. Развитие баскетбола в России и за рубежом. 2. Техника безопасности на занятиях.
Физическая подготовка
1. Общая физическая подготовка
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
2. Специальная физическая подготовка
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. 2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка
- Упражнения без мяча
- Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
- Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
· с разной скоростью;
· в одном и в разных направлениях.
- Передвижение правым – левым боком.
- Передвижение в стойке баскетболиста.
- Остановка прыжком после ускорения.
- Остановка в один шаг после ускорения.
- Остановка в два шага после ускорения.
- Повороты на месте.
- Повороты в движении.
- Имитация защитных действий против игрока нападения. 1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
- Ловля и передача мяча
- Двумя руками от груди, стоя на месте.
- Двумя руками от груди с шагом вперед.
- Двумя руками от груди в движении.
- Передача одной рукой от плеча.
- Передача одной рукой с шагом вперед.
- То же после ведения мяча.
- Передача одной рукой с отскоком от пола.
- Передача двумя руками с отскоком от пола.
- Передача одной рукой снизу от пола.
- То же в движении.
- Ловля мяча после полуотскока.
- Ловля высоко летящего мяча.
- Ловля катящегося мяча, стоя на месте. 2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
- Ведение мяча
- На месте.
- В движении шагом.
- В движении бегом.
- То же с изменением направления и скорости.
- То же с изменением высоты отскока.
- Правой и левой рукой поочередно на месте.
- Правой и левой рукой поочередно в движении. 3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
- Броски мяча
- Одной рукой в баскетбольный щит с места.
- Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
- Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
- Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5.Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
- 6.Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
- Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
- Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
- В прыжке одной рукой с места.
- Штрафной.
- Двумя руками снизу в движении.
- Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
- В прыжке со средней дистанции.
- В прыжке с дальней дистанции.
- Вырывание мяча. 4.16. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка 1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
- Защитные действия при опеке игрока с мячом.
- Перехват мяча.
- Борьба за мяч после отскока от щита.
- Быстрый прорыв.
- Командные действия в защите.
- Командные действия в нападении.
- Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см)
возраст | пол | Оценка высоты прыжка
| ||
средний | Выше среднего | высокий | ||
11 лет | Д М | 24-28 25-30 | 29-33 31-35 | 34 и выше 36 и выше |
12 лет | Д М | 25-30 28-33 | 31-35 34-38 | 36 и выше 39 и выше |
13 лет | Д М | 25-31 31-36 | 32-37 37-41 | 38 и выше 42 и выше |
14 лет | Д М | 28-33 34-39 | 35-40 39-43 | 43 и выше 47 и выше |
15 лет | Д М | 33-37 39-43 | 40-45 44-48 | 48 и выше 52 и выше |
16 лет | Д М | 38-43 44-49 | 41-46 49-53 | 53 и выше 57 и выше |
17 лет | Д М | 45-48 52-57 | 54-58 58-62 | 58 и выше 63 и выше |
Контрольные нормативы в беге на 20 м
класс | девочки | мальчики | ||||
высокий | Выше среднего | средний | высокий | Выше среднего | средний | |
11 лет | 3,8 и менее | 3,9-4,0 | 4,1 | 3,7 и менее | 3,8-4,0 | 4,0-4,3 |
12 лет | 3,7 и менее | 3,8-4,1 | 4,2-4,4 | 3,5 и менее | 3,6-3,8 | 3,9-4,1 |
13 лет | 3,5 и менее | 3,6-4,0 | 4,1-4,3 | 3,3 и менее | 3,4-3,7 | 3,8-4,1 |
14 лет | 3,3 и менее | 3,3-4,1 | 4,0-4,4 | 3,1 и менее | 3,2-3,6 | 3,7-4,1 |
15 лет | 3,1 и менее | 3,1-4,0 | 4,0-4,2 | 2,9 и менее | 3,0-3,5 | 3,6-4,2 |
16 лет | 2,9 и менее | 2,9-4,1 | 4,1-4,1 | 2,7 и менее | 2,9-3,4 | 3,5-4,1 |
17 лет | 2,7 и менее | 2,8-4,0 | 4,0-4,0 | 2,5 и менее | 2,8-3,3 | 3,4-4,0 |
Передачи и броски мяча
№ |
Контрольные упражнения | Возраст | ||||||
11 лет | 12 лет |
13 лет
| 14 лет | 15 лет | 16 лет | 17лет | ||
1. | Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество раз) | 20 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
2. | 5 штрафных бросков (количество попаданий) | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 |
3. | 10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (количество попаданий) | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Таблица оценки тестов
Наименование теста | “5” | “4” | “3” | |||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
“Змейка” с ведением мяча 2Х15 м/сек | 10,0 | 11,0 | 10,5 | 11,5 | 11,0 | 12,0 |
Челночный бег” с ведением мяча 3Х10 м/сек | 8,6 | 9,0 | 8,9 | 9,2 | 9,2 | 9,4 |
Штрафной бросок, 10 бросков (колво попаданий) | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Бросок в движении, 10 бросков (колво попаданий) | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Переда мяча в стену за 30 с | 19 | 18 | 18 | 17 | 17 | 16 |
Требования к учащимся после прохождения учебного материала
После прохождения учебного материала учащийся должен знать:
- характеристику современных форм построения занятий по баскетболу;
- использование ОРУ в решении задач физического развития здоровья;
- возрастные особенности ведущих психических процессов (внимания, памяти, мышления);
- возрастные особенности развития основных физических качеств. уметь:
- быстро и ловко передвигаться по площадке (в нападении - уметь правильно “открываться”, в защите - уметь правильно “закрывать” защитника);
- свободно ловить и передавать мяч различными способами и на различные расстояния; мяч правой и левой рукой;
- вести мяч правой и левой рукой;
- выполнять броски мяча с близкого расстояния;
- осуществить контроль функционального состояния организма при выполнении физических упражнений;
- определить уровень достижений оздоровительного эффекта и физического совершенства.
демонстрировать:
- изученные элементы баскетбола в двусторонней учебной игре;
- взаимодействия с командой в двусторонней учебной игре;
- развитие физических способностей по социальным тестам средствами баскетбола и региональным тестам физической подготовленности; возрастную динамику физической подготовленности; оценку показателей физического развития.
Материально- техническое обеспечение:
- Спортзал (баскетбольная площадка);
- Баскетбольные мячи – 15 шт;
- Баскетбольный щит – 2 шт;
- Набивные мячи – 2 шт; Скакалки – 15 шт; Стойки – 5 шт.
Литература
- Байгулов Ю. П. Программа средней школы по физической культуре (внеклассная работа), М., Просвещение, 1982г.
- Байгулов Ю. П. Мостки к мастерству. - Спортивные игры, 1974, №4:
- Байгулов Ю. П:, Аверин Г. А. Атакует чемпион мира. - Спортивныe игры, 1973, N3
- Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 1968.
- М.А. Давыдов. Судейство в баскетболе, - Москва, «Физкультура и спорт», 1983 г.
- Е.Р. Яхонтова. Юный баскетболист: пособие для тренеров. - Москва, «Физкультура
и спорт», 1987 г.
- В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: пособия для учителя. - Москва, «Просвещение», 2002 г.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2010г.
Программный материал по спортивным играм. Баскетбол; Внеклассная работа. Спортивные секции. Баскетбол.
(Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2010г).
Календарно-тематическое планирование по баскетболу
№ заня- тия | Вид программного материала | Коли- чество часов | План.да та провед. | Факт.да та провед. | ||||||
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16 | Инструктаж по технике безопасности: ИОТ № 002-2013. Правила поведения на занятиях.
Стойка игрока.
Передвижение в стойке приставными шагами левым и правым боком.
Повороты на месте.
Остановка прыжком.
Ловля и передача мяча 2-мя руками от груди на месте, в парах.
Ловля и передача мяча 2-мя руками от груди в движении, в парах и тройках.
Ловля и передача мяча 2-мя руками в парах и кругу.
Ловля и передача мяча со сменой мест.
Передача мяча с отскоком от пола.
Передача одной рукой от плеча.
Передача одной рукой снизу
Взаимодействие двух игроков с передачами мяча.
Взаимодействие двух игроков с передачами мяча. Ведение мяча на месте правой и левой рукой. | 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 |
|
| ||||||
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
|
Ведение мяча с изменением направления и скорости движения.
Ведение мяча с изменением высоты отскока шагом и бегом.
Ведение шагом и бегом с обводкой стоек.
Ведение шагом и бегом с обводкой стоек и с броском.
Взаимодействие трех игроков с передачами и ведением мяча.
Взаимодействие трех игроков со встречным ведением мяча.
Взаимодействие трех игроков со встречным ведением мяча.
Бросок мяча в кольцо 2-мя руками от груди на месте.
Бросок мяча в кольцо после ловли.
Бросок мяча в кольцо после ведения.
Бросок мяча в кольцо с заданных точек.
Бросок мяча в кольцо с заданных точек.
Бросок мяча в кольцо с разных точек.
Бросок мяча в кольцо с разных точек. Бросок мяча в кольцо после ведения с двух шагов. |
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
| ||||||||
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
|
Бросок мяча в кольцо одной рукой от плеча с места.
Бросок мяча в кольцо одной рукой от плеча после ловли.
Бросок мяча в кольцо одной рукой от плеча после ведения.
Штрафной бросок.
Штрафной бросок
Бросок одной рукой сверху на месте.
Бросок одной рукой сверху на месте.
Бросок одной рукой сверху в движении.
Бросок одной рукой сверху в движении.
Бросок «крюком».
Бросок «крюком».
Бросок от головы в прыжке.
Бросок от головы* в прыжке.
Разыгрывание спорного мяча.
Индивидуальная защита.
Индивидуальная защита.
Подбор мяча в защите.
Подбор мяча в защите.
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
| ||||||||
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72 73 | Вырывание и выбивание мяча после подбора.
Выбивание мяча сзади.
Выбивание мяча сзади.
Добивание мяча в нападении.
Добивание мяча в нападении.
Перехваты мяча.
Перехваты мяча.
Накрывание мяча, взятие отскоков от щита (подбор).
Жонглирование мячом.
Жонглирование мячом.
Командная защита.
Командная защита.
Зонная защита.
Зонная защита.
Зонная защита.
Личная защита.
Личная защита.
Смешанная защита.
Смешанная защита.
Заслоны для игрока с мячом, без мяча. Противодействие быстрому прорыву. | 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 1 | ||||||||
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92 |
Противодействие быстрому прорыву.
Противодействие центровому игроку.
Противодействие центровому игроку
Защита вблизи корзины.
Защита вблизи корзины.
Защита при вбрасывании мяча.
Защита при вбрасывании мяча.
Нападение против личной защиты.
Нападение против личной защиты.
Нападение против зонной защиты.
Нападение против зонной защиты.
Взаимодействие при вбрасывании мяча из-за боковой линии.
Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через <<заслон>>.
Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через <<заслон>>.
Отвлекающие действия. Финт на бросок – проход к щиту.
Отвлекающие действия. Финт на бросок – проход к щиту.
Выполнение конкретных задач в процессе учебно-тренировочной игры. Контроль, разбор выполненного задания или его элементов. |
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 | ||||||||
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
| Судейство.
Судейство.
Учебная игра.
Товарищеская встреча.
Учебная игра.
Учебная игра.
Соревнования по баскетболу.
Соревнования по баскетболу.
Учебная игра.
Учебная игра.
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
ПАСПОРТ
Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
Наименование муниципалитета | «Управление образования» администрации городского округа города Ак-Довурак |
Наименование организации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Ак-Довурак |
ID-номер программы в АИС «Навигатор» | |
Полное наименование программы. | Баскетбол |
Механизм финансирования (ПФДО, муниципальное задание, внебюджет) | |
ФИО автора (составителя) программы | Сарыглар Байыр-Белек Алаш оглу |
Краткое описание программы | |
Форма обучения | Очная, заочная, дистанционная |
Уровень содержания | Разновозрастная (Базовый) |
Продолжительность освоения (обьем) | 1 год |
Возрастная категория | 11-17 лет |
Цель Программы: | создание условий для углубленного изучения спортивной игры баскетбол. |
Задачи Программы: |
|
Ожидаемые результаты | Знать:
Уметь:
|
Возможность реализации в сетевой форме | Не имеется |
Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий | Не имеется |
Материально техническая база |
|
Директор ______________/Хомушку .М.Б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...