Доклад на тему: "Адаптивное физическое воспитание".
статья по физкультуре
Адаптивное физическое воспитание (как вид адаптивной физической культуры) — это физическое воспитание (как вид физической культуры) для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая, разумеется, и инвалидов.
Задачами адаптивного физического воспитания в школьном возрасте являются:
1. Развитие двигательных навыкοв.
2. Развитие психических процессов и речи.
3. Развитие познавательной деятельности.
4. Профессиональная ориентация.
Адаптивное физическое воспитание является основой коррекционной и реабилитационной работы, которая влияет на все физиологические функции и физическое развитие организма. В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием у людей с отклонениями в состоянии здоровья формируются жизненно – необходимые навыки и умения; развиваются физические и психические качества; повышаются функциональные возможности организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnoe_fizicheskoe_vospitani1.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ ВО «Руднянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад на тему:
Адаптивное физическое воспитание
Подготовил учитель АФК:
Обриева Е.В.
2023-2024 уч. год
Адаптивное физическое воспитание (как вид адаптивной физической культуры) — это физическое воспитание (как вид физической культуры) для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая, разумеется, и инвалидов. Поэтому все существующие на сегодняшний день формы физического воспитания, предназначенные для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, для лиц с отклонениями в развитии, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов всех возрастов и нозологических групп и т.п., а именно — занятия по физическому воспитанию, занятия по ритмике, уроки по физической культуре и другое — сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и называть: занятия по адаптивному физическому воспитанию, уроки по адаптивному физическому воспитанию или уроки по адаптивной физической культуре.
Задачами адаптивного физического воспитания в школьном возрасте являются:
1. Развитие двигательных навыкοв.
2. Развитие психических процессов и речи.
3. Развитие познавательной деятельности.
4. Профессиональная ориентация.
В настоящее время адаптивное физическое воспитание в России осуществляется в системе специального образования с лицами, имеющими отклонения в развитии; в системе массового образования с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и отнесенными к категории занимающихся физическими упражнениями в специальных медицинских группах.
Урочная форма является основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры. В таблице №1 представлены подразделения уроков исходя из основ целей, задач и программного содержания.
Направленность урока | Задачи урока |
Урок образовательной направленности | формирование специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям |
Уроки коррекционно - развивающей направленности | развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;
|
Уроки оздоровительной направленности | коррекция осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечнососудистой и дыхательной систем |
Уроки лечебной направленности | лечение, восстановление и компенсация, утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п. (например, каждодневные уроки лечебной физической культуры в специальных школах-центрах для детей с ДЦП) |
Уроки спортивной направленности | совершенствование физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
|
Уроки рекреационной направленности | организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.
|
В раздел обще-развивающих упражнений введены коррекционные упражнения для:
- коррекции позотонических реакций (нарушения деятельности головного мозга, вызывающие характерные изменения положения тела (конечностей) вследствие изменения мышечного тонуса);
- расслабления мышц;
- формирования правильной осанки;
- опороспособности;
- формирования равновесия;
- развития пространственной ориентации и точности движений.
Требования к урокам физкультуры:
- постепенно увеличивать нагрузку и усложнять упражнения;
- чередовать различные виды упражнений, применяя принцип рассеянной нагрузки;
- упражнения должны соответствовать возможностям учеников;
- должен быть индивидуальный подход;
- рационально дозировать нагрузку, не допускать переутомления;
- обеспечить профилактику травматизма и страховку.
Раздел «Прикладные упражнения» направлен на формирование возрастных локомоторно-статических функций, необходимых в быту, учебе и труде. В нем выделены подразделы: построения и перестроения, ходьба и бег, прыжки, лазание и перелезание, ритмические и танцевальные упражнения, упражнения с предметами (гимнастическими палками, большими и малыми мячами, с флажками, с обручами). Из подвижных игр в программу включены наиболее распространенные игры, проводить которые необходимо по упрощенным правилам.
Дети должны заниматься в спортивной форме и спортивной обуви. Вопрос об использовании ортопедической обуви и аппаратов во время занятий решает врач.
Оценка успеваемости осуществляется в форме текущего учета. Нормативов нет, при оценке успехов учащихся учитываются двигательные возможности и характер дефекта
Адаптивное физическое воспитание является основой коррекционной и реабилитационной работы, которая влияет на все физиологические функции и физическое развитие организма. В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием у людей с отклонениями в состоянии здоровья формируются жизненно – необходимые навыки и умения; развиваются физические и психические качества; повышаются функциональные возможности организма. Адекватное формирование у клиента отношения к себе, к своим собственным силам, уверенность в них и потребность в систематичном занятии спортом для укрепления здоровья – все это является основной целью адаптивного физического воспитания. Использование в коррекционных целях тренажеров комплексного воздействия является одним из эффективнейших средств физического воспитания. Данный вид адаптивной физической культуры немало важен, так как в процессе занятий физическими упражнениями происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и другие виды воспитания.
Список литературы
- Под общ. ред. С.П.Евсеева: Теория и организация адаптивной физической культуры. - М.: Советский спорт, 2009
- Ростомашвили Л.Н.: Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития. - М.: Советский спорт, 2009
- Федеральное агентство по образованию ; Томский гос. педагогический ун-т ; С.Б. Нарзулаев и др.: Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. - Томск: Томский государственный педагогический университет, 2006
- Под общ. ред. профессора С.П. Евсеева: Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. - М.: Советский спорт, 2005
- Под ред. Л.В. Шапковой: Частные методики адаптивной физической культуры. - М.: Советский спорт, 2004
- Под ред. Л.В. Шапковой; Рец.: С.П. Евсеев, Л.М. Шипицына: Частные методики адаптивной физической культуры. - М.: Советский спорт, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Адаптивные технологии формирования навыков здорового образа жизни у подростков".
Раскрывает сущность адаптации здоровьесберигающих технологий в формировании здорового образа жизни у воспитанников коррекционных школ....
ДОКЛАД "Физическое воспитание детей с низкими показателями физического развития"
Физическое воспитание подрастающего поколения – одна из главных задач любого государства, которое думает о своем будущем....
Доклад на тему Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ
Доклад на тему: Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ. Выступление на методическом объединении....
Доклад: Задачи и содержание физического воспитания в школе.
Задачами физического воспитания детей школьного возраста являются:а) укрепление здоровья, закаливание учащихся, содействие их правильному физическому развитию и поддержанию высокого уровня умственной ...
Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР».
Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР»....
Урок на тему: "Адаптивные упражнения на уроках физической культуре для детей с ОВЗ".
Разработка технологической карты по адаптивной физкультуре....
Доклад на тему: "Адаптивная двигательная рекреация"
Адаптивная двигательная рекреация – ориентирована на удовлетворение потребностей человека с ограниченными возможностями в здоровье в получении удовольствия от двигательной активности, отдыха и т...