Доклад на тему: "Адаптивное физическое воспитание".
статья по физкультуре

Обриева Евгения Владимировна

Адаптивное физическое воспитание (как вид адаптивной физической культуры) — это физическое воспитание (как вид физической культуры) для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая, разумеется, и инвалидов. 

Задачами адаптивного физического воспитания в школьном возрасте являются:

1. Развитие двигательных навыкοв.

2. Развитие психических процессов и речи.

3. Развитие познавательной деятельности.

4. Профессиональная ориентация.

Адаптивное физическое воспитание является основой коррекционной и реабилитационной работы, которая влияет на все физиологические функции и физическое развитие организма. В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием у людей с отклонениями в состоянии здоровья формируются жизненно – необходимые навыки и умения; развиваются физические и психические качества; повышаются функциональные возможности организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptivnoe_fizicheskoe_vospitani1.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ВО «Руднянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на тему:

Адаптивное физическое воспитание

Подготовил учитель АФК:

Обриева Е.В.

2023-2024 уч. год

Адаптивное физическое воспитание (как вид адаптивной физической культуры) — это физическое воспитание (как вид физической культуры) для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая, разумеется, и инвалидов. Поэтому все существующие на сегодняшний день формы физического воспитания, предназначенные для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, для лиц с отклонениями в развитии, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов всех возрастов и нозологических групп и т.п., а именно — занятия по физическому воспитанию, занятия по ритмике, уроки по физической культуре и другое — сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и называть: занятия по адаптивному физическому воспитанию, уроки по адаптивному физическому воспитанию или уроки по адаптивной физической культуре.

Задачами адаптивного физического воспитания в школьном возрасте являются:

1. Развитие двигательных навыкοв.

2. Развитие психических процессов и речи.

3. Развитие познавательной деятельности.

4. Профессиональная ориентация.

В настоящее время адаптивное физическое воспитание в России осуществляется в системе специального образования с лицами, имеющими отклонения в развитии; в системе массового образования с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и отнесенными к категории занимающихся физическими упражнениями в специальных медицинских группах.

Урочная форма является основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры. В таблице №1 представлены подразделения уроков исходя из основ целей, задач и программного содержания.

Направленность урока

Задачи урока

Урок образовательной направленности

формирование специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям

Уроки коррекционно - развивающей направленности

развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;

 

Уроки оздоровительной направленности

коррекция осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечнососудистой и дыхательной систем

Уроки лечебной направленности

лечение, восстановление и компенсация, утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п. (например, каждодневные уроки лечебной физической культуры в специальных школах-центрах для детей с ДЦП)

Уроки спортивной направленности

совершенствование физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;

 

Уроки рекреационной направленности

организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

 

В раздел обще-развивающих упражнений введены коррекционные упражнения для:

- коррекции позотонических реакций (нарушения деятельности головного мозга, вызывающие характерные изменения положения тела (конечностей) вследствие изменения мышечного тонуса);

- расслабления мышц;

- формирования правильной осанки;

- опороспособности;

- формирования равновесия;

- развития пространственной ориентации и точности движений.

Требования к урокам физкультуры:

- постепенно увеличивать нагрузку и усложнять упражнения;

- чередовать различные виды упражнений, применяя принцип рассеянной нагрузки;

- упражнения должны соответствовать возможностям учеников;

- должен быть индивидуальный подход;

- рационально дозировать нагрузку, не допускать переутомления;

- обеспечить профилактику травматизма и страховку.

Раздел «Прикладные упражнения» направлен на формирование возрастных локомоторно-статических функций, необходимых в быту, учебе и труде. В нем выделены подразделы: построения и перестроения, ходьба и бег, прыжки, лазание и перелезание, ритмические и танцевальные упражнения, упражнения с предметами (гимнастическими палками, большими и малыми мячами, с флажками, с обручами). Из подвижных игр в программу включены наиболее распространенные игры, проводить которые необходимо по упрощенным правилам.

Дети должны заниматься в спортивной форме и спортивной обуви. Вопрос об использовании ортопедической обуви и аппаратов во время занятий решает врач.

Оценка успеваемости осуществляется в форме текущего учета. Нормативов нет, при оценке успехов учащихся учитываются двигательные возможности и характер дефекта

Адаптивное физическое воспитание является основой коррекционной и реабилитационной работы, которая влияет на все физиологические функции и физическое развитие организма. В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием у людей с отклонениями в состоянии здоровья формируются жизненно – необходимые навыки и умения; развиваются физические и психические качества; повышаются функциональные возможности организма. Адекватное формирование у клиента отношения к себе, к своим собственным силам, уверенность в них и потребность в систематичном занятии спортом для укрепления здоровья – все это является основной целью адаптивного физического воспитания. Использование в коррекционных целях тренажеров комплексного воздействия является одним из эффективнейших средств физического воспитания. Данный вид адаптивной физической культуры немало важен, так как в процессе занятий физическими упражнениями происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и другие виды воспитания.


Список литературы 

  1. Под общ. ред. С.П.Евсеева: Теория и организация адаптивной физической культуры. - М.: Советский спорт, 2009
  2. Ростомашвили Л.Н.: Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития. - М.: Советский спорт, 2009
  3. Федеральное агентство по образованию ; Томский гос. педагогический ун-т ; С.Б. Нарзулаев и др.: Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. - Томск: Томский государственный педагогический университет, 2006
  4. Под общ. ред. профессора С.П. Евсеева: Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. - М.: Советский спорт, 2005
  5. Под ред. Л.В. Шапковой: Частные методики адаптивной физической культуры. - М.: Советский спорт, 2004
  6. Под ред. Л.В. Шапковой; Рец.: С.П. Евсеев, Л.М. Шипицына: Частные методики адаптивной физической культуры. - М.: Советский спорт, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Адаптивные технологии формирования навыков здорового образа жизни у подростков".

Раскрывает сущность адаптации здоровьесберигающих технологий в формировании здорового образа жизни у воспитанников коррекционных школ....

ДОКЛАД "Физическое воспитание детей с низкими показателями физического развития"

   Физическое воспитание подрастающего поколения – одна из главных задач любого государства, которое думает о своем будущем....

Доклад на тему Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ

Доклад на тему: Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ. Выступление на методическом объединении....

Доклад: Задачи и содержание физического воспитания в школе.

Задачами физического воспитания детей школьного возраста являются:а) укрепление здоровья, закаливание учащихся, содействие их правильному физическому развитию и поддержанию высокого уровня умственной ...

Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР».

Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР»....

Урок на тему: "Адаптивные упражнения на уроках физической культуре для детей с ОВЗ".

Разработка технологической карты по адаптивной физкультуре....

Доклад на тему: "Адаптивная двигательная рекреация"

Адаптивная двигательная рекреация – ориентирована на удовлетворение потребностей человека с ограниченными возможностями в здоровье в получении удовольствия от двигательной активности, отдыха и т...