Статья "Подвижные игры на уроках физкультуры в контексте реализации ФГОС ООО"
статья по физкультуре

Анжиганова Валентина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publication_388552.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры на уроках физкультуры

в контексте реализации ФГОС ООО

  Подвижные игры – это традиционное, наиболее доступное и эффективное средство воздействия на учащихся при их активной помощи. Подвижные игры  содействуют решению образовательных задач: совершенствованию и закреплению навыков в беге, прыжках, метаниях, умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми.

  Игры больше, чем любые другие средства физического воспитания, соответствуют потребностям растущего организма, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей. С помощью игр развиваются такие физические качества, как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость, а также морально-волевые, гражданские качества – смелость, честность, коллективизм.  Подвижные игры на уроках способствуют и решению оздоровительных задач. Они благотворно влияют на развитие организма детей, содействуют укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом.

  Играя, школьники приобретают элементарные навыки владения мячом, которые необходимы для изучения спортивных игр: баскетбола, ручного мяча, волейбола, футбола.

  Подвижные игры на уроках используются в целях освоения техники и тактики спортивных игр, а также совершенствования техники других разделов учебной программы. Физические и морально-волевые качества совершенствуются в играх более сложного содержания, требующих от учащихся и более высокого уровня быстроты действий, координированности, силы и выносливости, целеустремленности, внимания и скорости ориентирования. Продолжается воспитание организаторских и судейских навыков, умения оценивать поведение играющих.

  Подвижные игры всегда эмоциональны; поэтому, играя, дети быстрее отдыхают, снимают усталость после умственных нагрузок. Почти во всех подвижных играх, используемых на уроках физической культуры, участвует весь класс или большинство присутствующих. Игры включают учеников в активные действия, что значительно повышает физическую нагрузку на уроке. Исходя из этого, подвижные игры нередко в моей практике применяются для повышения моторной плотности урока. Если, например, в основной части моего урока дети занимались на гимнастических снарядах и им приходилось долго ожидать выхода к ним, то после этих упражнений я обязательно провожу подвижную игру высокой интенсивности и включаю в нее всех присутствующих на уроке. Примером таких игр могут быть «День и ночь», «Наступление», «Борьба за мяч» и многие другие.

  Во всех классах я использую подвижные игры главным образом в основной части урока (обычно в ее конце), но также можно с них и  начинать и вводную часть, чтобы сразу включить детей в активную работу после напряженного умственного занятия в классе. В таком  случае игры должны быть малой интенсивности, но эмоциональны. Например, в своей практике я использую такие игры: «Пятнашки», «Все в круг», «Колесо», «Группа, смирно!» и др.

   Подбор подвижных игр связан с возрастными особенностями школьников, их физической подготовленностью, игровым опытом, а также с прохождением программного материала.

  Дети младшего школьного возраста (1-4 классы) отличаются особой подвижностью, постоянной потребностью в движении. При выборе игр я всегда помню о том, что организм детей этого возраста не готов к перенесению длительных напряжений. Поэтому игры для  младших школьников я обязательно прерываю паузами для отдыха.

  Для детей 1 – 2 класса еще недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями между играющими. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с перебежками, увертываниями от водящего, прыжками, передачей и ловлей мяча.

   Например, для учеников 1–2 классов в своей работе я использую следующие подвижные игры:  

  • игры с элементами бега: «Салки с выручкой», «Пустое место», «Гуси-лебеди», «Рыбаки и рыбки»;
  • игры с прыжками: «Попрыгунчики-воробушки», «Зайцы в огороде», «Салки на одной ноге»;
  • игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Мяч среднему», «Метко в цель», «Кто дальше бросит».

   В 3 – 4 классах у детей совершенствуются координационные возможности. Рост показателей силы, быстроты, ловкости и выносливости, более совершенное управление своим телом и лучшая адаптация организма к физическим нагрузкам делают доступными для детей этого возраста игры довольно сложного содержания. В этом возрасте у детей увеличивается  сила и подвижность нервных процессов, а следовательно, повышается устойчивость внимания и интересов. Из опыта своей работы могу сказать, что детей больше привлекают игры с соревнованием не между отдельными участниками, а между командами. Подвижные игры для этой возрастной группы отличаются несколько большей длительностью и интенсивностью нагрузки, более строгим судейством.  

Для учащихся 3 – 4 классов я рекомендую игры с общеразвивающими упражнениями:

  • игры с перестроениями – «Точный поворот», «Капитаны»;
  • игры с элементами бега: «Караси и щука», «Круговая эстафета», «Бег за флажками»;
  • игры с прыжками: «Удочка», «Прыжки по полоскам», «Прыжок за прыжком»;
  • игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Салки с мячом», «Охотники и утки», «Подвижная цель»;
  • игры с элементами сопротивления: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Перетягивание в парах».

  В 5 – 9 классах игровые уроки я провожу с целью подготовки к соревнованиям  «Веселые старты». На таких уроках в игровой обстановке мы изучаем отдельные элементы движений, входящих в соревнование. В этих классах могут быть уроки и без подвижных игр. Большинство подвижных игр для школьников этого возраста включает в себя элементы спортивных игр. По сравнению с младшими классами, игры усложняются, по мере взросления физические возможности у  подростков становятся более специфичными. Девочек интересуют игры с элементами танцев, способствующие развитию координации движений; мальчикам становится интереснее силовые игры с сопротивлением. Поэтому в 6 – 9-м классах игры можно разделить на игры для девочек и для мальчиков. Наряду с групповыми существуют игры с элементами борьбы – для мальчиков и с элементами акробатики, танцев – для девочек. Судейство в 7 - 9 классах должно быть строже, к нему должны также привлекаться учащиеся.

  Для учащихся 5 – 9 классов я рекомендую проводить следующие подвижные игры:

  • игры с элементами баскетбола и ручного мяча типа эстафет, борьбы за мяч  между командами: « Мяч капитану», «Пионербол», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч»;
  • игры с элементами волейбола типа встречных и линейных эстафет, с передачей мяча по кругу: «Пасовка волейболистов», «Летучий мяч», «Встречная волейбольная пасовка над сеткой»;
  • игры с элементами футбола – передачи мяча по кругу ногой: «Ножной мяч в кругу»; эстафеты с гонкой мяча ногой, салки с мячом;
  •  игры с  прыжками – командные соревнования в прыжках с места в длину: «Челнок» и др.;
  •  игры с элементами сопротивления – «Перетягивание через черту», повторение ранее изученных игр.

  В 10 – 11  классах в программе по физической культуре подвижных игр нет. Однако на уроках можно использовать игры предыдущих классов. Задача состоит в том, чтобы закреплять ранее полученные спортивные навыки и приучать учащихся действовать наиболее целесообразно различных ситуациях игры. В старших классах подвижные игры носят ярко выраженный вспомогательный характер. Для того, чтобы разнообразить присущий старшеклассникам интерес к традиционным спортивным играм – футболу, волейболу, баскетболу, можно предоставлять им возможность самим придумывать и видоизменять правила игры либо условия соревнования.

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС

Системно - деятельностный  подход на уроках музыки  в контексте реализации ФГОС...

МО учителей музыки тема: "Системно- деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС"

В данном материале представлен системно- деятельностный подход и опыт работы использования проектной деятельности на уроках музыки....

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (описание опыта работы)

Описание опыта работы учителя музыки. Раскрывает формы и методы работы с учащимися с учётом системно-деятельностного подхода....

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (Презентация опыта работы)

Презентация опыта работы учителя музыки подготовлена к районному этапу Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2017"....

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...