Использование личностно ориентированного подхода на уроках физической культуры
статья по физкультуре

Сивак Татьяна Анатольевна

Выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование личностно ориентированного подхода на уроках физической культуры

Актуальность

Приоритетная задача современной российской образовательной

политики - создание условий для высокого качества образовательного

процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия

перспективным потребностям личности, общества и государства.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель

благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую

ситуацию, но и прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее

безопасность, политическая стабильность и экономическое благополучие

находятся в тесной причинно-следственной связи с тем, каков суммарный

потенциал здоровья. Именно в этом отношении ситуация в современной

России вызывает наибольшие, даже по сравнению с внешнеполитическими

проблемами, тревоги и опасения.

Одна из основных причин заболеваемости студентов— не до-

статочная двигательная активность. Отсутствие рациональных физических

нагрузок в первую очередь сказывается на развитии таких болезней, как

ожирение, диабет, неврозы, нарушение осанки, плоскостопие. Снижаются

функциональные резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

устойчивость к различного рода инфекциям, простудам, нервно-

психическим стрессам.

По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской

Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические

отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают

80-85%.

Осознавая

актуальность этой проблемы, я пришла к выводу, что к сожалению, многие

родители, да и сами студенты не понимают оздоровительного значения физической культуры и

спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию.

Поэтому моя задача как педагога – разъяснить родителям и студентам

положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и

физическое развитие. Необходимо сформировать у студентов

представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье

окружающих и обеспечить условия на уроках физической культуры для

подержания и развития физического состояния обучающихся. Урок

физической культуры в техникуме – это главный урок здоровья.

Таким образом, актуальность представленной методики обусловлена

следующими причинами:

наличием негативных изменений в состоянии здоровья у

обучающихся в техникуме;

низкая двигательная активность (гиподинамия) обучающихся.

2.2 Методика преподавания физической культуры с учетом

личностно ориентированного подхода

Методика разработана в соответствии с взглядами на обучение таких

авторов как И.С. Якиманская, Л.И. Божович и других, раскрывающих

особенности личностно ориентированного подхода.

И.С. Якиманская считает, что: каждый обучающийся должен раскрыться как уникальная, неповторимая

индивидуальность. Цель такого обучения состоит в создании системы

психолого-педагогических условий, позволяющих в едином

коллективе работать с ориентацией не на «усредн?нного» обучающегося, а с

каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных

возможностей, потребностей и интересов».

Личность обучаемого формируется в процессе учебной и других

видов деятельности, а проявляется в виде психофизиологических

особенностей. Обучаемый является субъектом учебной деятельности, где у

него есть возможность проявить свои личностные качества, творческую и

познавательную активность, волю, способность к достижению

поставленной цели.

Моя методика заключается в создании максимально благополучных

условий для развития и физического самосовершенствования обучаемого,

включении каждого занимающегося в двигательную деятельность на

основе личностно ориентированного подхода, в совершенствовании

процесса преподавания физической культуры на основе формирования

устойчивой потребности каждого студента в двигательной активности.

Считаю, что на современном этапе развития образования улучшить

ситуацию по оздоровлению студентов поможет переход от авторитарных,

групповых подходов в физическом воспитании обучающихся к личностно

ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на

индивидуальных возможностях.

2.3 Инновационная направленность методики преподавания

физической культуры с учетом личностно ориентированного подхода

Личностно ориентированный подход – это способ реализации

содержания дифференцированного физкультурного образования

посредством системы средств, методов и организационных форм,

обеспечивающий эффективное достижение цели образования.

Содержание личностно ориентированного обучения – это

совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения

двигательным действиям, развития физических качеств, формирования

знаний и методических умений и технологий управления образовательным

процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

Методика представлена описанием системы работы по использованию

личностно ориентированного подхода на уроках физкультуры. Новизна

методики состоит в комбинировании элементов личностно

ориентированных и здоровьесберегающих технологий, создании системы

использования всех сторон методики урока: организации урока; подбора

средств; использования методов обучения и методов физического

воспитания. В своей педагогической деятельности я не только обучаю

жизненно важным двигательным умениям и навыкам, но и воспитываю

потребность и умения самостоятельно заниматься физическими

упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки,

повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Моя задача заключается в том, чтобы помочь каждому студенту

осознать свои способности, создать условия для их развития,

способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся, т.е.

осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и

воспитании.

2.4. Методологической основой методики преподавания являются:

работа по совершенствованию личного опыта и использованию

новых здоровьесберегающих технологий преподавания физической

культуры;

соответствие основным положениям теории физической

культуры;

формирование у занимающихся устойчивого интереса и потребности

к самостоятельным занятиям на всю жизнь.

Научить обучающихся сознательно относиться к выполнению тех или иных

физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современных

уроков физкультуры. От этого, в конечном счете, зависит и будущая

физическая деятельность человека: сможет ли он самостоятельно

заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия

физкультурой.

Часто на уроке физической культуры мы сталкиваемся с такой

проблемой, как необходимость формирования личности, способной к

достижению высоких результатов физического развития, с другой стороны

невозможность решения этой проблемы в силу разных индивидуально –

психологических особенностей и физической подготовленности обучающихся

одной группы. Поэтому на уроках я применяю личностно

ориентированный подход, т.е. мои уроки ориентированы на личные

показатели студентов. Для этого в первую очередь:

- вижу в каждом обучающем уникальную личность;

- создаю различными приемами ситуацию успеха;

- понимаю причины незнания и неправильного поведения и

устраняю их, не нанося ущерба достоинству, «Я – концепции» обучающегося.

Тем самым обеспечиваю максимально возможный для каждого

обучающегося уровень физического развития, показываю важность

физического развития в процессе гармоничного развития личности.

2.5. Педагогическая целесообразность методики преподавания

физической культуры с учетом личностно ориентированного

подхода

Содержание предмета «Физическая культура» направлено на

выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа

жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от

негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе

вредных привычек. Не только сохранить здоровье студентов, но и привить

основы здорового образа жизни – главная задача преподавателя.

Цель – повышение эффективности системы физического воспитания

на основе личностно ориентированного подхода.

Задачи личностно ориентированного воспитания по физической

культуре:

- формирование знаний по физической культуре (образовательная

деятельность);

- формирование здорового образа жизни (оздоровительная деятельность)

- формирование умений, двигательной подготовленности (развивающая

деятельность);

- формирование культурологических стремлений и социально значимых

качеств личности (воспитательная деятельность).

Для урока физической культуры характерным является строгая

регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Этим

частично достигается оздоровительная направленность урока. Нельзя

допускать перегрузки, которая может вызвать чрезмерное утомление, но не

следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой. В этом случае

воздействие физических упражнений не будет оказывать правильного

эффекта. Поэтому важным является использование личностно

ориентированного обучения.

Приступая к работе, я определяю, с каким составом обучающихся

предстоит работать в течение нескольких лет:

уч?т состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной

подготовленности, особенностей развития психических свойств.

Для определения нагрузки использую различные подходы и методы:

визуальное наблюдение за внешними признаками облика студентов

и манере их поведения на уроке, которые дают представление о степени

нагрузки – учащенное дыхание, изменение цвета кожных покровов,

интенсивность потоотделения, эмоциональное состояние, качество

техники физических упражнений, осанка, поведение и т.д.

метод пульсометрии – определение частоты сердечных

сокращений, который помогает оперативно судить о соответствии

предлагаемых заданий возрастным особенностям обучающихся, уровню их

физического развития и подготовленности. Причем, этот метод знакомит и

вооружает обучающихся навыкам самоконтроля.

Регулирование нагрузки осуществляю за счет продуманного

использования всех сторон методики урока: подбор средств, методов

обучения и методов физического воспитания; реализации принципов

обучения.

Рассмотрим алгоритм построения урока. Подготовительная часть:

задача – создать положительный эмоциональный настрой на работу всех

обучающихся. Простые, легкие упражнения, не вызывающие сильного

напряжения, все обучающиеся проделывают в одинаковой дозировке. Это

относится к построениям, перестроениям, ходьбе, которыми начинается

обычно вводная часть. Затем, как правило, даю бег в медленном или

среднем темпе, упражнения на восстановление дыхания и

общеразвивающие упражнения. Выполнение их требует проявления силы,

быстроты, выносливости, вызывает резкие сдвиги в системах

кровообращения и дыхания, особенно бег. Поэтому для слабо

подготовленных обучающихся снижаю нагрузку. Наблюдая за детьми, не

прерывая общего выполнения заданий, предлагаю слабо подготовленным

обучающимся закончить упражнение примерно после того, как все

выполнят половину (или две трети) намеченной нагрузки. Снизить

нагрузку при выполнении общеразвивающих упражнений можно и по-

другому: разрешить делать их в произвольном темпе, под индивидуальный

сч?т. Менее подготовленные ученики будут упражняться медленнее,

значит, и в меньшем объ?ме. Упражнения подбираю таким образом, чтобы

они влияли на комплексное развитие физических качеств путем

последовательного воздействия на различные группы мышц.

Основная часть урока: задача – создать оптимальные условия для

работы. Группа делится на группы в зависимости от подготовленности к

освоению конкретного раздела. В группах, организованных по принципу

учета физической подготовленности и состояния здоровья, занятия идут

более эффективно; улучшается учебная дисциплина, так как обучающимся

дается посильная нагрузка, личностно ориентированная. Двигательный

режим для обучающихся подготовительной группы осуществляется при частоте

пульса до 130-150 уд/мин. На этом этапе режим занятий для разных групп

должен быть различным: тренирующим, тонизирующим или щадящим. По

мере улучшения физической подготовленности обучающиеся переводятся в другие

группы. Такой подход помогает наиболее эффективно спланировать свою

работу на учебный год, запланировать индивидуальную работу. Однако

организация деятельности обучающихся в основной части урока может быть

различной в зависимости от этапа обучения.

Заключительная часть урока. Задача – обеспечить условия для снятия

физического напряжения, осмысления (рефлексии) учебных действий.

Группы объединяю в одну группу, все ученики выполняют релаксирующие

упражнения. Исключение представляют те случаи, когда по расписанию

урок физической культуры последний и в конце его я провожу игру

большой подвижности. Участие в такой игре, менее подготовленных

обучающихся, ограничиваю. Предлагаю им выполнение функции

помощника в судействе, или индивидуального задания. Даю теоретические

сведения о влиянии самостоятельных занятий на улучшение

функционального состояния организма. Задание на дом объясняю

подробно, где и как следует рационально организовать свою работу.

Многообразие задач, решаемых в ходе урока, требует применения ши-

рокого круга методов:

обучения (словесный, наглядный);

воспитания физических качеств (строго регламентированного

упражнения, круговой тренировки, игровой, соревновательный).

Особенность выбора того или иного метода зависит от решаемых на

уроке задач (с точки зрения этапа обучения), от подготовленности

обучающихся, от особенностей самого физического упражнения, учета

условий, в которых идет обучение.

На уроках применяю стандартное оборудование и мелкий инвентарь

(гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, и др.), проводя уроки даю

упражнения на релаксацию мышц, дыхательные упражнения.

Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более

интересными. Контроль физических нагрузок по частоте сердечных

сокращений выполняем вначале и в конце урока. Для определения

функционального состояния обучающихся в процессе физических

нагрузок различного характера не только сравниваем величину сдвигов

пульса с характером и величиной нагрузок, но и отслеживаем быстроту

восстановления пульса во время отдыха (нормальное восстановление

пульса – 2 минуты). Обучающийся, у которых перед уроком частота сердечных

сокращений выше 80 уд/мин., при построении ставлю на левый фланг. Для

таких обучающихся с помощью ограничителей определяю внутренний

круг с меньшим радиусом, где они могут выполнять индивидуальные

упражнения, упражнения на дыхание и расслабление, ходьбу, бег трусцой

и т.д. (островок здоровья).

Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо

освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же

владение информацией о физкультурно-спортивном движении в

масштабах города, округа, страны. На каждом уроке провожу

информационные беседы, напоминаю правила техники безопасности,

использую последовательную систему обучения здоровью, формирую

ценности здоровья и здорового образа жизни. Обучающиеся, временно

освобожд?нные по состоянию здоровья, с интересом создают презентации,

фото и видео материалы, рефераты.

В реализации личностно ориентированного подхода у обучающихся

формируется уверенность в своих силах, достоинство, самоуважение, а это

является фундаментом воспитания и самовоспитания морально-волевых,

нравственных, интеллектуальных качеств личности.

2.6. Психологическая целесообразность предлагаемой методики

В личностно ориентированном образовании личность обучаемого

занимает важное место. В педагогике, психологии и философии понятие

«личность», «индивид», «субъект» являются ряд положенными, хотя

каждое из них имеет определенную специфику. Л.И. Божович считает, что

личность – это человек, который достиг определенного, достаточно

высокого уровня своего психологического развития.

Основными субъектами, вовлеченными в осуществление данной

методики являются обучающиеся. Помимо деления обучающихся на

основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждой

группе я условно делю студентов ещ? на несколько групп (категорий):

• студенты, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;

• плохо физически развитые студенты, которые боятся насмешек, замыкаются;

• хорошо физически развитые студенты, которые могут потерять желание

заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа

освоения программного материала, и оценки достижений.

Урок планирую с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

обучающихся, с возрастом задания усложняю. На каждом уроке при

выполнении заданий соблюдаю дидактический принцип «от простого к

сложному». Упражнения усложняю в зависимости от того, как владеют

техникой обучающиеся. Для этого использую приемы обучения: рассказ, показ,

имитация с предметом, стоя на месте, в движении. С целью поддержания

интереса обучающихся и учета их психофизических особенностей,

применяю разнообразные формы организации обучения: фронтальный,

поточный, посменный, групповой, индивидуальный, командный,

соревновательный. Индивидуальную работу использую при отработке

определенных умений и навыков (ведение мяча, передвижения, бросок в

кольцо). Групповую тогда, когда есть необходимость выполнения и

отработки действия (передачи, взаимодействия и т.д.). Отношения на

занятиях строю на основе доверия, взаимоуважения и

доброжелательности. Методика сориентирована не столько на передачу

«готовых знаний», сколько на формирование активной личности,

обладающей достаточными навыками и психологическими установками к

самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Контроль знаний и умений обучающихся — обязательное условие

результативного учебного процесса. О требованиях к уровню

подготовленности обучающихся, должен знать не только учитель, но и обучающийся

и его родители. За теорию и практику мною выставляются оценки

отдельно по традиционной пятибалльной шкале. Студенты, отнесенные по

состоянию здоровья к подготовительной группе, оцениваются на общих

основаниях, за исключением тех двигательных действий, которые им

противопоказаны по состоянию здоровья: студенты, отнесенные к

специальной медицинской группе, оцениваются в основном по разделам

теоретических знаний (рефераты, презентации), самостоятельной

деятельности и выполнению доступных им двигательных действий. Мои

обучающиеся направляют свои усилия не на борьбу с нормативом, а на борьбу с

самим собой, преодоление самого себя, на соревнование с самим собой, на

познание самого себя. Студент должен понимать, что он бегает и

прыгает не ради достижения какого-то результата, а ради того, чтобы быть

здоровым. Таким образом, предлагаемая методика учитывает

психологические и физические особенности обучающихся.

2.7. Социальная направленность методики преподавания

Здоровье представляет собой важнейшую ценность не только для

самого человека, но и для общества в целом. К тому же, здоровье

обучаемого является одним из условий эффективного его участия в

образовании. Различные отклонения, возникающие в состоянии здоровья,

являются препятствиями достижению успехов в образовании. Для

обеспечения достижения уровня образованности не ниже

соответствующего Государственному образовательному стандарту, я

уделяю внимание сохранению и укреплению здоровья. Неотъемлемой

частью культуры здоровья является информированность в вопросах

здоровья и здорового образа жизни. Обучаемые по моей методике

понимают, что воспитание культуры здоровья, использование

здоровьесберегающих технологий, составляют единое целое – дорогу к

здоровью.

Проводила мониторинг физического развития обучающихся на первом курсе

. Результаты следующие: с низким и ниже среднего уровнем

развития – 15,2% об-ся от общего количества студентов; средним –

68,9%; выше среднего и высокий показали – 15,9% об-ся. Сравнивая

показатели 2013-2014 учебного года (высокий уровень физического

развития – 15,5%), незначительная, но положительная динамика

физического развития и физической подготовленности. Проанализировав

результаты мониторинга пришла к мысли о необходимости разработки

индивидуальных рекомендаций по физическому самосовершенствованию

с уч?том динамики развития студентов, правилам питания. Каждый

обучающийся получил индивидуальные рекомендации.

В настоящее время являюсь координатором центра «Здоровья».

Оказываю консультативную помощь всем участникам образовательного

процесса по вопросам сохранения здоровья, применения средств и

способов его укрепления.

Благодаря методики преподавания эффективность образовательного

процесса повышается, так как у обучающихся с каждым уроком

формируются знания по здоровому образу жизни, развиваются лидерские

и организаторские качества, приобретаются новые умения и ценностные

установки. В едином образовательном пространстве, улучшается

психологический микроклимат. Мои воспитанники активно используют

современные методы оздоровления и средства массовой физической

культуры, соблюдают режим дня, гигиены и необходимый объ?м

двигательных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к занятиям физической культуры в специальных медицинских группах в школе

личностно-ориентированные технологии в организации занятий в специальной медицинской группе направлены на  укрепление здоровья, улучшение показателей физического развития, воспитание сознат...

"Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры"

"Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры"...

Статья на тему: ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Раскрытие индивидуального потенциала ученика, реализация личностных запросов и потребностей, формирование ценностных установок, социализация....

РЕФЕРАТ по теме Здоровьесберегающий аспект использования личностно-ориентированных технологий на уроках физической культуре

РЕФЕРАТ по теме: "Здоровьесберегающий аспект использования личностно-ориентированных технологий на уроках физической культуре"...

Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры

Личностно ориентированный подход -  способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффекти...

Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры

Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры...

Статья "Использование личностно-ориентированного подхода на уроках физической культуры".

В статье рассматривается совершенствование уроков физической культуры и повышение его эффективности....