Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры
статья по физкультуре

Качимова Любовь Федоровна

Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystplenie_lichnostno.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры

Качимова Любовь Федоровна учитель физической культуры

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» им. В.И. Фокина с. Большая Глушица

Основной и ведущей формой физического воспитания в школе был и остаётся урок физической культуры. Но за последние десятилетия урок претерпел значительные изменения (как и всё образование в целом). Изменения эти связаны с целым рядом причин, но основная из них — ухудшение здоровья детей.

Сегодняшний день физической культуры -  не погоня за результатами, а кропотливая работа учителей, тренеров и родителей над укреплением здоровья детей.

  Часто на уроке физической культуры мы сталкиваемся с такой проблемой, как необходимость формирования личности, способной к достижению высоких результатов физического развития, с другой стороны невозможность решения этой проблемы в силу разных индивидуально – психологических особенностей и физической подготовленности детей одного класса. Поэтому на своих уроках  я стараюсь создать благоприятные условия для физического развития ученика, чтобы каждый ребенок включился в двигательную деятельность  на основе личностно- ориентированного подхода, процесс преподавания строю на основе формирования  устойчивой потребности каждого ученика в двигательной активности.

Цель  личностно ориентированного подхода -создание благоприятных условий для развития обучающихся, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения.

Задачи личностно - ориентированного подхода по физической культуре:

- формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность);

- формирование здорового образа жизни (оздоровительная деятельность)

- формирование умений   двигательной подготовленности (развивающая деятельность);

- формирование культурологических стремлений и социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).

Данный подход позволяет ученику почувствовать себя таким как все, возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд.

      Моя технология  заключается в создании максимально благополучных условий для развития и физического самосовершенствования обучаемого, включении каждого занимающегося в двигательную деятельность на основе личностно - ориентированного подхода, в совершенствовании процесса преподавания физической культуры на основе формирования устойчивой потребности каждого школьника в двигательной активности.

      Содержание личностно ориентированного обучения – это совокупность педагогических технологий дифференцированного и индивидуального обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

  Приступая к работе, я определяю, с каким составом обучающихся предстоит работать в течение нескольких лет: учет состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.

На уроках физической культуры прежде всего, я определяю, какова степень физической подготовленности детей, т.к. низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре, а также нежелании заниматься на уроках.

В личностно ориентированном образовании личность  обучаемого, занимает важное место. В осуществлении данной методики обучающиеся являются основными субъектами воздействия. Помимо деления на физкультурные группы в каждом классе, я условно делю детей еще на несколько групп, причем эти группы не постоянны, их состав меняется в зависимости от задач урока:

-дети пришедшие после болезни;

-хорошо справляющиеся с поставленными задачами;

- слабо справляющиеся.

   Для урока физической культуры характерным является строгая регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Этим частично достигается оздоровительная направленность урока. Нельзя допускать перегрузки, которая может вызвать чрезмерное утомление, но не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой. В этом случае воздействие физических упражнений не будет оказывать правильного эффекта. Поэтому важным является использование личностно - ориентированного обучения.

Для этого в первую очередь:

- вижу в каждом ученике уникальную личность;

- создаю различными приемами ситуацию успеха;

- понимаю причины детского незнания и неправильного поведения и устраняю их, не нанося ущерба достоинству.

   Основными методами работы на уроках физической культуры являются дифференцированный и индивидуальный методы обучения.

Дифференцированный подход к ученикам в процессе обучения осуществляется в зависимости от их физических способностей и возможностей.

Слабоуспевающим учащимся предлагаю снизить нагрузку или закончить упражнения раньше, разрешаю делать упражнения в произвольном темпе.

При выполнении упражнений в игровой или соревновательной форме слабых учеников распределяю по всем командам, а при преодолении полосы препятствий часть упражнений, по усмотрению, исключается для слабых детей.

Все это создает предпосылки для успешного овладения необходимыми навыками и умениями, улучшению работы функциональных систем организма, способствует подготовке к сдаче учебных нормативов.

Результаты наблюдений позволили сделать вывод, что дети с различным физическим развитием требуют тонкого индивидуального подхода при подборе общеразвивающих упражнений, более вдумчивого отношения к их физическому совершенствованию.

Индивидуальная работа способствует повышению уровня физической подготовленности каждого ученика. Для этого использую разнообразные формы и методы работы. Но самое главное это заинтересованность учащихся в занятиях физическими упражнениями, которая проявляется в зримом результате своей работы. Сильным учащимся, которые освоили уже материал, предлагаю поработать со «слабыми», где они стараются помочь усвоить материал, и в то же время, совершенствуя свои умения, или сильной группе усложняю задание. Особая работа ведется с одаренными детьми.

С целью   поддержания  интереса обучающихся и  учета их  психофизических  особенностей, применяю разнообразные методы организации обучения: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный, командный, соревновательный

   Для определения нагрузки использую различные подходы:

визуальное наблюдение за внешними признаками облика учеников и манере их поведения на уроке, которые дают представление о степени нагрузки:  учащенное дыхание, изменение цвета кожных покровов, интенсивность потоотделения, эмоциональное состояние, качество техники физических упражнений, осанка, поведение и т.д.  Метод пульсометрии – определение частоты сердечных сокращений, который помогает оперативно судить о соответствии предлагаемых заданий возрастным особенностям учащихся, уровню их физического развития и подготовленности. Причем, этот метод знакомит и вооружает учащихся (особенно старшеклассников) навыкам самоконтроля.

   Регулирование нагрузки осуществляю также за счет продуманного использования всех сторон методики урока: подбор средств, методов обучения и методов физического воспитания; реализации принципов обучения.

Многообразие задач, решаемых в ходе урока, требует применения широкого круга методов обучения: (словесный, наглядный); воспитания физических качеств (строго регламентированного упражнения, круговой тренировки, игровой, соревновательный).

 Особенность выбора того или иного метода зависит от решаемых на уроке задач (с точки зрения этапа обучения), от подготовленности учащихся, от особенностей самого физического упражнения, учета условий, в которых идет обучение.

   На уроках применяю стандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, и др.) упражнения на релаксацию мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными.

При оценке  физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применяю методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, приободрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.

Временно освобожденные дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе должны присутствовать на уроках: помогать в подготовке инвентаря, судействе. В играх им интересны посильные роли, в эстафетах их можно назначить капитанами команд для организации детей и помощи с дисциплиной, они могут принять участие в допустимых заданиях, знакомятся на уроках с теоретическими сведениями, с техникой выполнения некоторых двигательных действий, не требующих больших энергетических затрат, могут выполнять упражнения рекомендованные врачом. Данная работа обучающихся также может оцениваться

  В реализации личностно-ориентированного подхода у обучающихся формируется уверенность в своих силах, достоинство, самоуважение, а это является фундаментом воспитания и самовоспитания морально-волевых, нравственных, интеллектуальных качеств личности

При подготовке и проведении личностно-ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, затем деятельность, определяя собственную позицию.

Пути и средства реализации

1. Обращение к субъектному опыту школьника

а) Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался?

б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между учениками.

в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме.

г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий.

д) Обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке на основе контакта.

2. Применение на уроке разнообразного дидактического материала

а) Использование учителем различных источников информации.

б) Побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий.

в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.

г) Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.

д) Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.

3. Характер педагогического общения на уроке.

а) Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости.

б) Обращение к ученикам по имени.

в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой.

г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.

4. Активизация способов учебной работы.

в) Анализ действий каждого ученика.

г) Выявление значимых способов, избираемых учащимися.

д) Обсуждение наиболее рациональных способов – не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно.

е) Оценивание и результата и процесса.

5. Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке

а) Организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса.

б) Предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий.

в) Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным.

г) Проявление отзывчивости к эмоциям ученика.

д) Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса.

Данный подход позволяет ученику почувствовать себя таким как все, возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд. Таковы достоинства дифференцированного подхода. Главное — не абсолютировать подходы, а применять их в разумных сочетаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая физическая подготовка,как условие реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры.

}Качественное обучение физическим упражнениям, умениям и навыкам;}Обучение обрабатыванию и обобщению полученной информации при проведении тестов по уровню физической подготовленности;}Обучение с...

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов...

Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича

Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения  показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...

"Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры"

"Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры"...

Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры

Личностно ориентированный подход -  способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффекти...

Статья "Использование личностно-ориентированного подхода на уроках физической культуры".

В статье рассматривается совершенствование уроков физической культуры и повышение его эффективности....