Физическая культура и спорт в общеобразовательной организации
статья по физкультуре (6 класс)
Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. Как семь нот являются в музыке основной бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, 2 руки и ноги) – источник бесконечного разнообразия движений. Оно, это разнообразие, определяет осанку, походку, в определенной мере – всю манеру поведения человека. Оно создает неповторимую индивидуальность облика. Сказывается на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья по физкультуре на тему | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»
671601 Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюкчикан, ул. Цыденжапова, 16,
тел. 8(30131) 93-341, e-mail: school_ulukchikan@govrb.ru
Балданов Жаргал Батомункуевич–
учитель физической культуры
МБОУ «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»
Физическая культура и спорт в общеобразовательной организации
Физическая культура и спорт - обширное педагогическое пространство. Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, 2 руки и 2 ноги) – источник бесконечного разнообразия движений. Оно, это разнообразие, определяет осанку, походку, в определенной мере - всю манеру поведения человека. Оно создает неповторимую индивидуальность облика. Сказывается на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.
Основными задачами физического воспитания в школе является:
- Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
- Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей.
- Обучение жизненно-важным двигательным умениям и навыкам.
- Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и
спорта.
5. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
6. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И всё-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры.
Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных кондиций, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью. В своей работе ему порой приходится быть организатором и руководителем, строителем и хозяйственником. Он должен на хорошем уровне проводить уроки, обеспечивать подготовку и выступления школьных команд в различных соревнованиях (внутри школы и за её пределами). Чтобы принять участие в них могли все учащиеся, организовать занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время, укреплять спортивную материальную базу школы.
В школе создана и работает кафедра здоровьесберегающей технологии, задача которой – подготовка и проведение спортивных соревнований, дней и уроков здоровья. Внедрена индивидуальная карточка физического здоровья ученика.
С сентября, с началом I четверти, начинаются уроки легкой атлетики, а так же зарядка до начала занятий, которую проводят министры спорта классов совместно с учителем физической культуры. Все классы занимаются беговыми видами на пришкольной площадке, играют в подвижные игры, футбол, волейбол, сдают контрольные нормативы. С наступлением глубокой осени и понижением температуры переходим на кроссовую подготовку.
Во второй четверти мы занимаемся гимнастикой, оборудование не новое, но в основном все снаряды в школе имеются. Это брусья, перекладины, канат для лазания, маты, гимнастические конь и козёл. Третья четверть- это спортивные игры с лыжной или кроссовой подготовкой (в зависимости от того, есть снег или нет). И завершает учебный год лёгкая атлетика.
Методика преподавания урока физической культуры такова:
Младших школьников отличает большое желание, интерес, познавательность, активность, высокая эмоциональность. Поэтому при проведении уроков обращаю внимание на эти качества, стимулирую их похвалой, хорошими оценками.
В первом классе основное время уделяется на подвижные игры, обучению построения, перестроения, поворотам, выполнению тех или иных упражнений методом показа, обращая внимание не на быстроту, а на точность выполнения упражнения. Главное внимание уделяется индивидуальному подходу к ученику, исправление ошибок при выполнении упражнений, дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя.
Оценки за урок не выставляются, поэтому основными критериями оценки является похвала. Кроме игр ученики обучаются сдавать контрольные нормативы по принципу кто дальше, быстрее, выносливее и т.д.
Основная задача – привить любовь к уроку, научить - дальше будет легче работать. Во 2х-4х классах продолжается обучение базовым двигательным действиям, сдают контрольные нормативы. Нагрузка увеличивается постепенно. Перед сдачей нормативов проводятся контрольные уроки: т.е. контрольные забеги, прыжки и т.д. Сдавшим на 5, выставляю оценки в журнал, остальным на следующий урок. После зачета – игровой урок ( подвижные игры, футбол, лапта и др.), здесь тоже нужно исходить из того, какой следующий зачет.
Широко применяются эстафеты, старты из различных исходных положений, бег гандикапом, бег на выносливость. Например: длительный бег в течении 3х-5ти минут для 1-2х классов; 8ми -12ти минут для 3-4х классов. Обучение ведению мяча правой, левой рукой, с преодолением препятствий и т.п.
Основы, заложенные в начальных классах, играют огромную роль в дальнейшем обучении учащихся.
В подростковом возрасте учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метанию, лазании, включая технику основных видов спорта. Обучение сложной технике видов спорта основывается на приобретенных в начальной школе простейших двигательных умений и навыков.
Интерес к уроку обеспечивается применением различных технических средств обучения, наглядных пособий для развития двигательных способностей, настрой учащихся на урок шуткой, задачей, аутогенной тренировкой.
В начале каждого раздела программы – основы знаний, поэтому каждый учащийся должен иметь тетрадь по физкультуре, где записывает правила соревнований изучаемого вида спорта, размеры площадки, год образования, техника безопасности при выполнении гимнастических упражнений, страховка и самостраховка, личные результаты при сдаче контрольных нормативов. На уроках учащиеся овладевают организаторскими навыками проведения занятий: судейство, проводят беговые упражнения на занятиях по лёгкой атлетике, старший отделения на гимнастике, разминка в старших классах, оценка товарища при выполнении того или иного упражнения, показ, выполняют роль помощника учителя. Ставлю задачу – научить: например - ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления движения или передачу. Обоим выставляю оценки. Первому за то, что научил, второму за то, что научился. Не удаётся на уроке – домашнее задание. Нет возможности дома – во время секционных занятий под наблюдением старшего по возрасту ученика. Во - первых - это экономия времени на уроке, во-вторых, когда учащиеся одного возраста, слабый старается быстрее научиться у более сильного, догнать его в обучении – это стимул к самостоятельному совершенствованию во внеурочное время.
Каждый урок физической культуры – это звено системы уроков, проводимых учителем в определенной последовательности и направленных на освоение учебного материала, конкретных тем, которые в свою очередь должны быть согласованы между собой. Кроме того, должны быть определены объём учебного материала, степень постепенного повышения нагрузок при развитии двигательных способностей с учетом переносимости их учащимися.
Благодаря физическому воспитанию создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);
закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);
осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);
прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.
Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к жизни. Огромную роль в физическом развитии играет и внеурочные занятия по физической культуре – спортивная секция (тренировка) и соревнования. В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командным функциями, учащиеся учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д. Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания. Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей. Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения. Поэтому мы стараемся принимать участие в районных соревнованиях по различным видам спорта.. Количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях, возрастает. Традиционными стали соревнования поселкового уровня, такие как: Первенство по баскетболу, Всероссийский день бега, день села, спортивная неделя, первенство по настольному теннису, первенство по футболу.
Качество урока физической культуры и тренировочных занятий во многом зависит от уровня квалификации и авторитета учителя.Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет учитель. Если он пользуется авторитетом у учащихся, то способен оказывать на них более сильное воспитательное воздействие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Меры безопасности при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе
Меры безопасности при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе....
Проект по физической культуре и спорту на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школьника»
Проект по физической культуре на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школьника» Учитель физической культ...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Представлена программа развития физической культуры и спорта в общеобразовательной организации с учетом введения ФГОС...
Справка о состоянии физической культуры и спорта, олимпийского движения в общеобразовательной организации
Справка о состоянии физической культуры и спорта, олимпийскогодвижения в общеобразовательной организации...
Физическая культура и спорт в общеобразовательной организации
Физическая культура и спорт - обширное педагогическое пространство. Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, 2 руки и 2 но...
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» - одно из решений задачи по привлечению обучающихся к активным занятиям физической культурой и спортом в общеобразовательной школе.
На сегодняшний день проблема в области физического воспитания остается масштабной. По статистике, достаточно большой процент школьников имеют проблемы со здоровьем, у многих из них стало нормой не ход...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа базового уровня в области физической культуры и спорта по сложно - координационному виду спорта «Фитнес-Аэробика»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа базового уровня в области физической культуры и спорта по сложно - координационному виду спорта «Фитнес-Аэробика» (далее ...