Коррекционная направленность в физическом воспитании.
статья по физкультуре
Основные принципы физического воспитания имеют коррекционную направленность:
- всестороннее и гармоническое развитие личности;
- связь физической культуры с жизнью;
- оздоровительная направленность физического воспитания;
- непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
- постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_napravlennost_v_fizicheskom_vospitanii.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная направленность в физическом воспитании.
Основные принципы физического воспитания имеют коррекционную направленность:
- всестороннее и гармоническое развитие личности;
- связь физической культуры с жизнью;
- оздоровительная направленность физического воспитания;
- непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
- постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
- цикличное построение занятий;
- возрастная адекватность направлений физического воспитания.
Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию движений. Принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип систематичности и последовательности обязателен для всех форм физического воспитания: формирования двигательных навыков, закаливания, режима. Ежедневные, систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими мероприятиями приучают ребенка постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение систематических занятий снижает функциональные возможности его организма и уровень физической подготовленности. Усвоение движений, формирование двигательных навыков требуют их повторяемости.
Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы. Система повторения физических упражнений строится на усвоении нового и повторении в разнообразных вариантах разученных движений. Характер вариативности упражнений может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах физкультурных занятий. Включение вариантных изменений в стереотипы выполнения движений предполагает соблюдение принципа постепенности. И.П. Павлов писал, что в педагогике постепенность и тренировка являются основным физиологическим правилом.
Принцип наглядности предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность. Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия. Опосредованная наглядность представлена демонстрацией пособий, кино- и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обеспечивающих представление о выполняемом действии.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности физического воспитания. Поскольку физические упражнения воздействуют на жизненно важные функции организма, оказывая оздоровительное воздействие на его органы и системы, завышение нагрузок отрицательно влияет на состояние здоровья ребенка. Соблюдение принципа доступности предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом. Данные об индивидуальных возможностях ребенка педагоги получают путем тестирования и диагностирования, изучения результатов медико-педагогического контроля. Педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не нанося ущерба его здоровью. Принцип индивидуализации предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей ученика. Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на основе принципа постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Она выражает поступательный характер и гарантирует развивающий эффект системы физических упражнений и обуславливает усиление и обновление воздействий в процессе физического воспитания. Динамичность нагрузок зависит от закономерностей адаптации к ним ребенка. Нормирование нагрузки основывается на принципе адаптивного сбалансирования динамики нагрузок.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса физического воспитания. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что обеспечивает повышение тренированности, улучшает физическую подготовленность ребенка. Формирование двигательных умений и навыков, физическое образование ребенка, его двигательные способности, функциональные возможности организма развиваются в физическом воспитании на основе принципа возрастной адекватности процесса физического воспитания (т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка).
Важнейшее значение в системе физического воспитания имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка. Подбор физических упражнений для ребенка направлен не только на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности
Принцип непрерывности выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это один из важнейших принципов, обеспечивающих последовательность и преемственность между занятиями, частоту и суммарную протяженность их во времени. Главная направленность содержания разделов учебной программы предусматривает внедрения в специальные (коррекционные) учреждения инновационных педагогических технологий обучения двигательным действиям детей рассматриваемой категории. Технологии физкультурно-оздоровительных мероприятий предполагают применение как традиционных, так и нетрадиционных средств, методов, форм занятий по физическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения в развитии, с целью формирования у них жизненно значимых двигательных умений и навыков, повышения двигательной активности. В физическом воспитании детей с нарушением интеллекта, важное место занимает коррекционная среда, с помощью которой создается условия для формирования жизненно необходимых двигательных навыков, коррекции и компенсации нарушений двигательных функций.
Предполагается, что инновационные педагогические технологии физического воспитания, основанные на широком применении средств и методов традиционной и нетрадиционной физической культуры, на комплексном, индивидуальном и дифференцированном подходе к решению образовательных задач, на создании коррекционно-развивающей среды образовательного процесса, будут способствовать повышению двигательной активности, физической подготовленности и качества жизни детей данной категории. В коррекционной направленности на уроках физического воспитания огромное значение имеет место коррекционное развитие посредствам лечебной физической культуре. Занятия по ЛФК предназначены для детей с грубыми нарушениями физического развития и моторики. Физические упражнения влияют на реактивность всего организма и вовлекают в общую реакцию механизмы, которые участвовали в патологическом процессе. В связи с этим лечебную физкультуру можно назвать методом патогенетической терапии. ЛФК использует те же принципы применения физических упражнений, что и физическая культура для здорового человека, а именно: принципы всестороннего воздействия и оздоровительной направленности. По своему содержанию лечебная физическая культура является составной частью советской системы физического воспитания. На занятиях лечебной физкультурой используются общеразвивающие средства и корригирующие упражнения, подвижные игры, прикладные упражнения. Ориентиром может служить программа по физической культуре для соответствующего класса специальной(коррекционной) школы. Основными видами занятий являются специальные упражнения с целью избирательного коррекционного воздействия. Занятия лечебной физкультурой являются одним и разделов общей системы их воспитания и образования. Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка специалистами школьного психолого-педагогического консилиума. Для четкого определения задач коррекционной работы необходимо проводить диагностику причин, вызывающих у детей трудности в обучении. Коррекционно-развивающее обучение должно осуществляться в единстве с этой диагностикой. При соответствующей организации обучения, создающей оптимальные условия для развития личности, и своевременном выявлении возникающих у ребенка проблем можно получить хорошие результаты. Такие подходы имеющие коррекционную направленность, с использованием инновационных, гуманистических ориентированных форм обучения, формируют необходимый уровень современного арсенала педагогических воздействий на физическое развитие детей рассматриваемой категории»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АРТТЕРАПИЯ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
В докладе описано занятие с детьми арттерапией - одним из направлений технологии коррекционно-развивающего обучения....
Коррекционная направленность воспитания
Работа с детьми с умеренной умственной отсталостью должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведе...
Статья "Спортивно ориентированная направленность физического воспитания школьников как вектор взаимодействия физической культуры и спорта"
Необходимость комплексного решения проблем физического воспитания детей признака главной целью национальных программ в области здравоохранения до 2020. С начала 2000 годов в мире наметилась тенденция ...
Статья "Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни."
Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...
Коррекционно-компенсаторная направленность физического воспитания учащихся в специальном образовательном учреждении VIII вида
Статья на тему: Коррекционно-компенсаторная направленность физического воспитания учащихся в специальном образовательном учреждении VIII вида...
«Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания школьников с заболеваниями сердечно сосудистой и дыхательной систем специальной медицинской группы».
В последние годы среди детского населения Российской Федерации наблюдается неблагоприятная ситуация, связанная с ростом числа заболеваний, снижением уровня физического развития и физическ...
Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР».
Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР»....