Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни на занятиях по плаванию посредством здоровьесберегающих технологий
материал по физкультуре
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни на занятиях по плаванию посредством здоровьесберегающих технологий».
Автор: И.Л. Хоминич, инструктор ФИЗО по обучению плаванию МАДОУ «ДС «Загадка»
Актуальность темы.
Применения здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни
Цель
Создание условий для сохранения здоровья дошкольника на занятиях плаванием и сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Задачи:
- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки ЗОЖ;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии – это комплексы упражнений, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и укрепления здоровья детей.
Цель этих упражнений – обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание осознанного отношения ребёнка к здоровью, умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровье, самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни.
В дошкольных учреждениях современные здоровьесберегающие педагогические технологии различаются видами, временем проведения в режиме дня и особенностью методикой проведения и делятся на 3 направления:
1. Технология сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
Внедрение в деятельность ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет использовать плавание как мощный закаливающий фактор оздоровления, сохранения и укрепления здоровья детей. А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность использовать разнообразные виды здоровьесберегающих технологий.
Использование бассейна в ДОУ способствует:
- повышению двигательной активности детей;
- разнообразию закаливающих процедур;
- усилению оздоровительной направленности учебного процесса;
- снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;
Плавание рассматривается как комплексный навык, требующий отдельной отработки каждого плавательного элемента: задержка дыхания, погружение, всплывание, лежание, скольжение, работа рук, работа ног, правильное дыхание. Для его приобретения применяется метод многократного повторения плавательных упражнений в воде, представляющий собой соединение изученных упражнений. Методы обучения плаванию делятся на три группы: наглядные, словесные и практические.
Занятия по плавание в нашем детском саду вводится с 3-х летнего возраста. На занятиях я ставлю перед собой задачу, чтобы каждая оздоровительная направленность, используемая в комплексе здоровьесберегающей деятельности, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
С целью оптимизации физкультурно-оздоровительной работы, обеспечения достижения всех выше перечисленных эффектов, я систематизировала используемые здоровьесберегающие технологии.
Виды здоровьесберегающих технологий | Особенности методики проведения |
Обеспечение температурного режима | В закаливании самое главное – температурный перепад. Чтобы его компенсировать организм «запускает» механизм закаливания. Поэтому в бассейне соблюдается температурный режим. Температура воды от +29 до +32, температура воздуха от +24 до +28 |
Закаливание ∙ босохождение | «Самая лучшая обувь - это отсутствие обуви» (врач Себастьян Кнейп). Стопа - это особая часть тела, на ней находится огромное количество нервных окончаний. Охлаждая стопы, мы тем самым закаливаем горло. А ведь гланды – это иммунный щит, стоящий на пути многих болезней; Выполнение упражнений в движении босиком, на бортике бассейна. Профилактика плоскостопия. |
Рефлексотерапия
| Выполнение упражнений в движении, ходьба по ребристым дорожкам, воздействие на биологически-активные точки стоп. |
Гигиенический душ | До и после занятий в бассейне. Душ - контраст температур вода-воздух, как элемент закаливания. |
Воздушные ванны | Выполнение упражнений на бортике бассейна после принятия душа. |
Массаж | Детское плавание – своеобразный массаж для всего тела. |
Релаксация | Занятия в бассейне сопровождаются всегда детским смехом, брызгами, фейерверком положительных эмоций. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительные и отрицательные эмоции. Вода смывает все негативные эмоции. Данная технология используется в заключительной части каждого занятия, например, принять горизонтальное положение на спине на воде – общеизвестная «звездочка». «Придумай позу для отдыха», «Кто дольше полежит», «Буксировка», «Морские фигуры». Навык релаксации включен почти во все мониторинги и имеет особое значение при обучении прикладному плаванию. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. |
Игры у воды, на воде и даже под водой:
| Игра – сознательная деятельность, в которой элементарные двигательные навыки, приобретаемые играющими, не только сравнительно легко перестраиваются при последующей, более сложной технике движений, но и облегчают овладение ею. Игры на занятиях по плаванию применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого занятия, его содержания, в тесной связи со всем изучаемым на занятиях учебным материалом и должны содержать ранее разученные детьми элементы плавания и различные подготовительные к плаванию упражнения. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Используются элементы спортивных игр. |
Дыхательные упражнения:
| Дыхание - это жизнь. Вот почему человеку важно не просто дышать, а дышать правильно. Именно правильное и безопасное дыхание мы все имеем в виду, когда напоминаем маленькому ребенку о дыхании носом, учим чередовать вдох и выдох при разговоре, задерживать дыхание перед прыжком в воду. Также правильное дыхание способствует улучшению здоровья. Выполняются во время разминки и на протяжении всего занятия. В дыхательной гимнастике существует успокаивающее и мобилизирующее дыхание. Придерживаюсь ступенчатой методики; так, в младших группах использую упражнения «ветерок», «горячий чай», «надуй шарик», «бегемотики». В старших группах уже более сложные упражнения: «отдых», «передышка», «штанга», «задуй свечу». Почти все упражнения дыхательной гимнастики в воде на вдохе выполняются над водой, а на выдохе – под водой. В этом заключается их польза и сложность. Доказано, что совмещение плавания и дыхательной гимнастики дают положительный результат. Усиливается работа легких, что препятствует размножению вредных бактерий в дыхательных путях. |
Гимнастика для глаз. | Активизировать кровообращение в области глаз и мозга, укрепить глазные мышцы. В бассейне используется как конкретизация упражнения: «Когда плывем на спине, смотрим в потолок». При выполнении «звездочки на животе», «стрелочки на груди» смотрим на дно и т. д. |
Личностно – ориентированные | Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. |
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:
1. активного участия в этом процессе самих воспитанников;
2. создания здоровьесберегающей среды;
3. высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
4. планомерной работы с родителями
5. Тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.
Оздоровительная направленность, должна использоваться в комплексе здоровьесберегающей деятельности, в итоге сформируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.
Список использованной литературы
1.Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград: Учитель,2008.
2. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008 .
3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2009
4. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. - Волгоград: Учитель, 2007 .
5. Кандидова В.И. Развивающее обучение на занятиях по плаванию в детском саду. М.: Валдос.2000.
7. Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. – С.П.: «Детство- пресс», 2011 М.: Просвешение.19 91.
8. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010
9. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии ________________________________________
Урок — зона психологического комфорта, в результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и д...
Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....
Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.Ухудшение здоровья детей ...
ТЕМА: «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ВЫБОРЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Содержание:1 Актуальность темы2...
Мастер-класс по теме "Формирование у детей школьного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
quot;Формирование у детей школьного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"...
Проект по формированию у детей средней группы основ здорового образа жизни «Здоровей-ка».
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и п...
Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....