Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни на занятиях по плаванию посредством здоровьесберегающих технологий
материал по физкультуре

Хоминич Ирина Леонидовна

Предварительный просмотр:

Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни на занятиях по плаванию посредством здоровьесберегающих технологий».

Автор: И.Л. Хоминич, инструктор ФИЗО по обучению плаванию МАДОУ «ДС «Загадка»

Актуальность темы.

Применения здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни

Цель 

Создание условий для сохранения здоровья дошкольника на занятиях плаванием и сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

        Задачи:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки ЗОЖ;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии – это комплексы упражнений, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и укрепления здоровья детей.

 Цель этих упражнений – обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание осознанного отношения ребёнка к здоровью, умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровье, самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни.

В дошкольных учреждениях современные здоровьесберегающие педагогические технологии различаются видами, временем проведения в режиме дня и особенностью методикой проведения и делятся на 3 направления:

1. Технология сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

Внедрение в деятельность ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет использовать плавание как мощный закаливающий фактор оздоровления, сохранения и укрепления здоровья детей. А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность использовать разнообразные виды здоровьесберегающих технологий.

Использование бассейна в ДОУ способствует:

- повышению двигательной активности детей;

- разнообразию закаливающих процедур;

- усилению оздоровительной направленности учебного процесса;

- снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;

Плавание рассматривается как комплексный навык, требующий отдельной отработки каждого плавательного элемента: задержка дыхания, погружение, всплывание, лежание, скольжение, работа рук, работа ног, правильное дыхание. Для его приобретения применяется метод многократного повторения плавательных упражнений в воде, представляющий собой соединение изученных упражнений. Методы обучения плаванию делятся на три группы: наглядные, словесные и практические.

Занятия по плавание в нашем детском саду вводится с 3-х летнего возраста. На занятиях я ставлю перед собой задачу, чтобы каждая оздоровительная направленность, используемая в комплексе здоровьесберегающей деятельности, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

С целью оптимизации физкультурно-оздоровительной работы, обеспечения достижения всех выше перечисленных эффектов, я систематизировала используемые здоровьесберегающие технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий

Особенности методики проведения

Обеспечение температурного режима

В закаливании самое главное – температурный перепад. Чтобы его компенсировать организм «запускает» механизм закаливания. Поэтому в бассейне соблюдается температурный режим. Температура воды от +29 до +32, температура воздуха от +24 до +28

Закаливание

 босохождение

«Самая лучшая обувь - это отсутствие обуви» (врач Себастьян Кнейп). Стопа - это особая часть тела, на ней находится огромное количество нервных окончаний. Охлаждая стопы, мы тем самым закаливаем горло. А ведь гланды – это иммунный щит, стоящий на пути многих болезней;

Выполнение упражнений в движении босиком, на бортике бассейна. Профилактика плоскостопия.

Рефлексотерапия

  • хождение по шипованным коврикам

Выполнение упражнений в движении, ходьба по ребристым  дорожкам, воздействие на биологически-активные точки стоп.

Гигиенический душ

До и после занятий в бассейне.

Душ - контраст температур вода-воздух, как элемент закаливания.

Воздушные ванны

Выполнение упражнений на бортике бассейна после принятия душа.

Массаж

Детское плавание – своеобразный массаж для всего тела.

Релаксация

Занятия в бассейне сопровождаются всегда детским смехом, брызгами, фейерверком положительных эмоций. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительные и отрицательные эмоции. Вода смывает все негативные эмоции. Данная технология используется в заключительной части каждого занятия, например, принять горизонтальное положение на спине на воде – общеизвестная «звездочка». «Придумай позу для отдыха», «Кто дольше полежит», «Буксировка», «Морские фигуры». Навык релаксации включен почти во все мониторинги и имеет особое значение при обучении прикладному плаванию.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Игры у воды, на воде и даже под водой:

  • подвижные;
  • спортивные
  • на согласование речи с движением
  • пальчиковые

Игра – сознательная деятельность, в которой элементарные двигательные навыки, приобретаемые играющими, не только сравнительно легко перестраиваются при последующей, более сложной технике движений, но и облегчают овладение ею.

Игры на занятиях по плаванию применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого занятия, его содержания, в тесной связи со всем изучаемым на занятиях учебным материалом и должны содержать ранее разученные детьми элементы плавания и различные подготовительные к плаванию упражнения.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Используются элементы спортивных игр.

Дыхательные упражнения:  

  • дыхательная гимнастика;
  • игры на задержку дыхания;

Дыхание - это жизнь. Вот почему человеку важно не просто дышать, а дышать правильно. Именно правильное и безопасное дыхание мы все имеем в виду, когда напоминаем маленькому ребенку о дыхании носом, учим чередовать вдох и выдох при разговоре, задерживать дыхание перед прыжком в воду. Также правильное дыхание способствует улучшению здоровья.

Выполняются во время разминки и на протяжении всего занятия. 

В дыхательной гимнастике существует успокаивающее и мобилизирующее дыхание. Придерживаюсь ступенчатой методики; так, в младших группах использую упражнения «ветерок», «горячий чай», «надуй шарик», «бегемотики». В старших группах уже более сложные упражнения: «отдых», «передышка», «штанга», «задуй свечу». Почти все упражнения дыхательной гимнастики в воде на вдохе выполняются над водой, а на выдохе – под водой. В этом заключается их польза и сложность. Доказано, что совмещение плавания и дыхательной гимнастики дают положительный результат. Усиливается работа легких, что препятствует размножению вредных бактерий в дыхательных путях. 

Гимнастика для глаз.  

Активизировать кровообращение в области глаз и мозга, укрепить глазные мышцы.

В бассейне используется как конкретизация упражнения: «Когда плывем на спине, смотрим в потолок». При выполнении «звездочки на животе», «стрелочки на груди» смотрим на дно и т. д.

Личностно – ориентированные

Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:

1. активного участия в этом процессе самих воспитанников;

2. создания здоровьесберегающей среды;

3. высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

4. планомерной работы с родителями

5. Тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Оздоровительная направленность, должна использоваться в комплексе здоровьесберегающей деятельности, в итоге сформируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Список использованной литературы

        
1.Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград:  Учитель,2008. 
2. Крылова Н.И.  Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008 .
3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель,  2009
4. Горбатенко О.Ф.,  Кадраильская Т.А.,  Попова Г.П.   Физкультурно-оздоровительная работа. -  Волгоград: Учитель, 2007 .
5.  Кандидова В.И. Развивающее обучение на занятиях по плаванию в   детском саду. М.: Валдос.2000.

7.   Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей       дошкольного возраста. – С.П.: «Детство-  пресс», 2011 М.: Просвешение.19 91.

  8.   Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010                                                                   

9.   Павлова М.А., Лысогорская  М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии ________________________________________

   Урок — зона психологического комфорта, в результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и д...

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....

Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.Ухудшение здоровья детей ...

Мастер-класс по теме "Формирование у детей школьного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

quot;Формирование у детей школьного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"...

Проект по формированию у детей средней группы основ здорового образа жизни «Здоровей-ка».

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и п...

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....