Настольный теннис
рабочая программа по физкультуре
Программа дополнительного образования Настольный теннис
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastolnyy_tennis.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «СПЕКТР»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Настольный теннис»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст: 11-18 лет
Срок реализации: 9 месяцев (70 часов)
Разработчик:
Бекетов Сергей Викторович,
педагог
дополнительного образования
2022
I. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис». Направленность программы - физкультурно- спортивная
Нормативно-правовой основой разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – Программа) являются следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Национальный проект «Образование» - паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020 № 533);
6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
7. Постановление администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.03.2014 № 570 «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детям в муниципальных образовательных организациях района» (с изменениями от 25.10.2021 № 570)
8. Устав МАУ ДО «Спектр»
Программа составлена с учетом:
- Письма Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова/ ГАОУВО «Московский институт открытого образования», 2015.
Актуальность программы. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Отличительные особенности программы. Рабочая программа для учащихся, подготовлена с учетом того, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Адресат программы. Программа направлена на работу с учащимися в возрасте 11-15 лет. Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами
Объем программы. Данная программа рассчитана на 7 часов.
Формы обучения и виды занятий: Очная. Занятия проводятся в группе по 10человек. Организация образовательного процесса носит групповую форму обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.
Срок освоения программы: Программа рассчитана на 9 месяцев.
Режим занятий:2 часа в неделю. Занятие состоит из двух частей и длится 40 мин.
Квалификация педагога соответствует профилю программы
1.2. Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
Задачи:
Личностные– формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
Метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни; формирование универсальных учебных действий (УУД).
Предметные– развитие навыков игры в настольный теннис, применения технологий, приемов и методов работы по программе, приобретение опыта физкультурно-спортивной деятельности.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Виды программного материала | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Теория | 8 | 8 | Просмотр выполненных игры. | |
2 | Общефизическая подготовка | 6 | 6 | Просмотр выполненных игры. | |
3 | Специальная физическая подготовка | 6 | 6 | Просмотр выполненных игры. | |
4 | Обучение техническим приёмам | 20 | 20 | Просмотр выполненных игры. | |
5 | Интегральная подготовка | 10 | 10 | Просмотр выполненных игры. | |
6 | Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра | 20 | 20 | Просмотр выполненных игры. | |
7 | Итого: | 70 |
Содержание учебно-тематического плана.
- Вводное занятие. (2 часа)
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Физическая культура в современном обществе.
- История настольного тенниса.(2 часа)
История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе.
- Оборудование. (2 часа)
Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса.
- Правила безопасности игры. (2 часа)
Правила безопасности игры. Правила соревнований.
- Выбор ракетки и способы держания. (2 часа)
- Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». (2 часа)
- Разновидности хватки «пером», «малые кле¬щи», «большие клещи». (2 часа)
- Удары по мячу накатом. (2 часа)
- Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок. (2 часа)
- Игра в ближней и дальней зонах. (2 часа)
- Вращение мяча. (2 часа)
- Основные положения теннисиста. (16 часов)
Исходные положения, выбор места.
Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски.
Одношажные и двухшажные перемещения.
Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением).
Подачи: короткие и длинные.
Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением).
Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.
- Тактика одиночных игр(8часов)
Игра в защите
Основные тактические комбинации. При своей подаче:
а) короткая подача;б) длинная подача.
Основные тактические комбинации
При подаче соперника:
а) при длинной подаче — накат по прямой;
6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола.
Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.
- Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка.(18 часов)
Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка.
Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.
Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.
Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, вы¬пады вперед, назад и в стороны).
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.
Игра у стола. Игровые комбинации.
- Соревнования(6 часов)
1.4. Планируемые результаты.
К концу года обучения учащиеся:
Будут знать:
- будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
- узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;
- узнают правила игры в настольный теннис;
- правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
- Знать правила проведения соревнований;
Будут уметь:
- Провести специальную разминку для теннисиста
- Овладеют основами техники настольного тенниса;
- Овладеют основами судейства в теннисе;
- Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя;
Разовьют следующие качества:
- улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
- улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
- повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
- Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
К концу 2 года обучения учащиеся:
Будут знать:
- расширят знания о технических приемах в настольном теннисе;
- получат разносторонние знания о положении дел в современном настольном теннисе;
Будут уметь:
- Проводить специальную разминку для теннисиста
- Овладеют различными приемами техники настольного тенниса;
- Освоят приемы тактики игры в настольный теннис;
- Овладеют навыками судейства в теннисе, навыками организации мини-турнира.
- Овладеют навыками общения в коллективе;
- будут иметь сформированные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Разовьют следующие качества:
- улучшат большинство из показателей физических качеств: координации движений, быстроты реакции и ловкости, общей выносливости организма к продолжительным физическим нагрузкам;
- повысится уровень противостояния организма обучающихся стрессовым ситуациям
Ведущую роль в настольном теннисе играют быстрота, сила, ловкость и выносливость в определённых сочетаниях. При этом первостепенное значение имеют скорость мышечного сокращения и регулирование скорости движений, а также пространственная точность движений, кроме того, настольный теннис требует быстрого решения сложных двигательных задач в каждой игровой ситуации. Все сложности предъявляют особые требования к физической, технической и тактической подготовке теннисиста.
Спортивно-оздоровительный этап является первым звеном в системе многолетней подготовки юных теннисистов . В группы принимаются практически все желающие, так как этого требуют педагогическая этика и психологические законы спортивной ориентации. Подготовка детей в спортивно-оздоровительных группах подготовки является тем фундаментом, на котором в дальнейшем, на учебно-тренировочном этапе, строится подготовка теннисистов высокой квалификации.
В спортивно-оздоровительные группы зачисляются обучающиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом, имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и ознакомление с основами техники выбранного вида спорта – настольного тенниса, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на этап ОФП.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график. (из приказа МАУ ДО «Спектр»)
Продолжительность учебного года
Начало учебного года | 1 сентября (основные работники) 7 сентября (совместители) |
Окончание учебного года | 31 мая |
Продолжительность учебного года | 36 учебных недель (35 — совместители) |
Этапы образовательного процесса
1полугодие-17 учебных недель (основные работники),16 учебных недель - (совместители) | |
01.09.2022 (07.09) - 28.12.2022 | Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты |
21.12.2022 - 22.01.2023 | Промежуточная аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по итогам 1-го полугодия |
29.12.2022 - 08.01.2023 | Зимние каникулы |
2 полугодие — 19 учебных недель | |
09.012023 - 31.05.2023 | Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты |
27.03 2023 - 31.03.2023 | Весенние каникулы |
04.05.2023- 25.05.2023 | Итоговая аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, мероприятия, выставки, концерты |
Работа в летний период | |
01.06.2023 - 31.08.2023 | Реализация дополнительных (краткосрочных) общеобразовательных общеразвивающих программ, мастер-классы, работа профильных отрядов |
Нерабочие праздничные дни: | |
1 января — 8 января – Новогодние каникулы, 7 января —Рождество Христово, 23 февраля - День защитника Отечества, 8 марта — Международный женский день, 1 мая — Праздник Весны и Труда, 9 мая — День Победы, 12 июня — день России, 4 ноября - День народного единства |
- Условия реализации программы
№ | Наименование | Количество |
1 | Теннисный стол | 2 шт. |
2 | сетки для настольного тенниса | 2 шт |
3 | Дорожка здоровья | 1шт. |
4 | Резиновые мячи | 10 шт. |
5 | Турник | 1 шт |
6 | Скакалки | 10 шт |
7 | Свисток | 1 шт |
Технические средства обучения
№ | Наименование | Количество |
1 | Компьютер | 1шт |
2 | Мультимедийный проектор | 1 шт |
3 | Секундомер | 1 шт |
2.3.Формы аттестации включают: теоретический, практический и контрольный учебные материалы.
Формы аттестации, контроля | |
Текущий контроль | проводится в конце изучения каждой темы - тесты, викторины, творческие задания, контрольные и проверочные работы. |
Промежуточная аттестация | диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся – вводная - сентябрь, итоговая - май; - для всех |
Итоговая аттестация | оценка качества облучённости учащихся по завершению обучения по образовательной программе –Участие в соревнованиях и играх, наградные документы за участие в конкурсах и соревнованиях различного уровня. |
Формы подведения итогов: в течение срока обучения систематически проходят соревнования, игры. Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Настольный теннис» является заключительное мероприятие(игра), на котором подводятся итоги обучения, проходит награждение школьников дипломами и медалями.
- Календарно-тематическое планирование
№ уро ка | Месяц | Форма занятия | Кол- во часов | Тема урока | Место проведения | Форма контроля |
1-2 | сентябрь | Изучение нового материала | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Физическая культура в современном обществе. | Спортивный зал | Текущий |
3-4 | Изучение нового материала | 1 | История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе. | Спортивный зал | Текущий | |
5-6 | Изучение нового материала | 1 | Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. | Спортивный зал | Текущий | |
7-8 | Изучение нового материала | 1 | Правила безопасности игры. Правила соревнований. | Спортивный зал | Текущий | |
9-10 | октябрь | Изучение нового материала | 1 | Выбор ракетки и способы держания. | Спортивный зал | Текущий |
11-12 | Изучение нового материала | 1 | Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». | Спортивный зал | Текущий | |
13-14 | Изучение нового материала | 1 | Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи». | Спортивный зал | Текущий | |
15-16 | Совершенствование | 1 | Удары по мячу накатом. | Спортивный зал | Текущий | |
17-18 | Совершенствование | 1 | Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок. | Спортивный зал | Текущий | |
19-20 | ноябрь | Совершенствование | 1 | Игра в ближней и дальней зонах. | Спортивный зал | Текущий |
21-22 | Совершенствование | 1 | Вращение мяча. | Спортивный зал | Текущий | |
23-24 | Совершенствование | 1 | Основные положения теннисиста. | Спортивный зал | Текущий | |
25-26 | Совершенствование | 1 | Исходные положения, выбор места. | Спортивный зал | Текущий | |
27-28 | Совершенствование | 1 | Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. | Спортивный зал | Текущий | |
29-30 | декабрь | Совершенствование | 1 | Одношажные и двухшажные перемещения. | Спортивный зал | Текущий |
31-32 | Совершенствование | 1 | Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). | Спортивный зал | Текущий | |
33-34 | Совершенствование | 1 | Подачи: короткие и длинные. | Спортивный зал | Текущий | |
35-36 | Совершенствование | 1 | Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). | Спортивный зал | Текущий | |
37-38 | январь | Совершенствование | 1 | Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). | Спортивный зал | Текущий |
39-40 | Совершенствование | 1 | Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске. | Спортивный зал | Текущий | |
41-42 | февраль | Совершенствование | 1 | Тактика одиночных игр | Спортивный зал | Текущий |
43-44 | Совершенствование | 1 | Игра в защите | Спортивный зал | Текущий | |
45-46 | Совершенствование | 1 | Основные тактические комбинации. При своей подаче: а) короткая подача;б) длинная подача. | Спортивный зал | Текущий | |
47-48 | Совершенствование | 1 | Основные тактические комбинации При подаче соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола. | Спортивный зал | Текущий | |
49-50 | март | Совершенствование | 1 | Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника. | Спортивный зал | Текущий |
51-52 | Совершенствование | 1 | Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. | Спортивный зал | Текущий | |
53-54 | Совершенствование | 1 | Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. | Спортивный зал | Текущий | |
55-56 | Совершенствование | 1 | Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях. | Спортивный зал | Текущий | |
57-58 | апрель | Совершенствование | 1 | Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре. | Спортивный зал | Текущий |
59-60 | Совершенствование | 1 | Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны). | Спортивный зал | Текущий | |
61-62 | Совершенствование | 1 | Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность. | Спортивный зал | Текущий | |
63-64 | Совершенствование | 1 | Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность. | Спортивный зал | Текущий | |
65-66 | май | Совершенствование | 1 | Игра у стола. Игровые комбинации. | Спортивный зал | Тестирование |
67-68 | Совершенствование | 1 | Соревнования | Спортивный зал | Тестирование | |
69-70 | Совершенствование | 1 | Соревнования | Спортивный зал | Тестирование |
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения . М.: Просвещение, 2011
- Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
- Внеурочная деятельность школьников . Методический конструктор. М.: Просвещение2011
- Г.Б. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2014год.
- А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: Ф и С, 2012год.
- Ю.П.Байгулов. Основы настольного тенниса. М.: Ф и С, 2011год.
- О.В. Матыцин. Настольный теннис. Неизвестное об известном. М.: РГАФК,2014год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно тематическое планирование учебного материала, для спец.группы.Програ спец. группы.Программа по настольному теннису.Программа по баскетболу
В специальной медицинской группе должно быть не меньше 12 человек. 5-8 класс и 9-11класс.(Две возрастные групы)...
О пользе настольного тенниса для здоровья ребёнка.
Совсем недавно в журнале «Men’s Health» была опубликована следующая статья под названием «Пора к столу!», автор Антон Иванов: «Не надо стесняться, если твой теннис не большой, а настольный. У эт...
Настольный теннис рабочая программа
Настольный теннис рабочая программа...
протокол по настольному теннису
протокол по настольному теннису...
Рабочая программа по кружку "Настольный теннис"(4-6 класс) для специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида.
Рабочая программа по кружку "Настольный теннис"(4-6 класс)...
Конспект занятия по настольному теннису по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе"
Конспект занятия общеметодологической направленности по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе". Занятие построено с соблюдением всех требований к занятиям этого типа. После консп...
Лекция по ТиМ ФКиС. Настольный теннис. Правила игры в настольный теннис
Правила игры в настольный теннис...