Настольный теннис
рабочая программа по физкультуре

Программа дополнительного образования Настольный теннис

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastolnyy_tennis.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ  «СПЕКТР»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Настольный теннис»

Направленность: физкультурно-спортивная

Возраст: 11-18 лет

Срок реализации: 9 месяцев (70 часов)

Разработчик:

Бекетов Сергей Викторович,

педагог

дополнительного образования

 2022

I. Основные характеристики программы

1.1 Пояснительная записка.

           

           Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис». Направленность программы - физкультурно- спортивная

           Нормативно-правовой основой разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – Программа) являются следующие документы:

1.        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.        Национальный проект «Образование» - паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);

3.        Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;

4.        Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020 № 533);

6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

7.        Постановление администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.03.2014 № 570 «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детям в муниципальных образовательных организациях района» (с изменениями от 25.10.2021 № 570)

8.        Устав МАУ ДО «Спектр»

Программа составлена с учетом:

  1. Письма Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  2. Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  3. Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова/ ГАОУВО «Московский институт открытого образования», 2015.

Актуальность программы. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.

Отличительные особенности программы. Рабочая программа для учащихся, подготовлена с учетом того, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.

Адресат программы. Программа направлена на работу с учащимися в возрасте 11-15 лет. Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами

            Объем программы. Данная программа рассчитана на 7 часов.

Формы обучения и виды занятий: Очная. Занятия проводятся в группе по 10человек. Организация образовательного процесса носит групповую форму обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.

            Срок освоения программы: Программа рассчитана на 9 месяцев.

Режим занятий:2 часа в неделю. Занятие состоит из двух частей и длится 40 мин.

            Квалификация педагога соответствует профилю программы

     

                                      1.2. Цели и задачи программы

  Цель: Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.

     

Задачи:  

Личностные– формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

Метапредметные  – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни; формирование универсальных учебных действий (УУД).

Предметные– развитие навыков игры в настольный теннис, применения технологий, приемов и методов работы по программе, приобретение опыта физкультурно-спортивной деятельности.

                                     1.3.  Содержание программы

                                             Учебный план

№ п/п

Виды программного материала

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Теория

8

8

Просмотр выполненных игры.

2

Общефизическая подготовка

6

6

Просмотр выполненных игры.

3

Специальная физическая подготовка

6

6

Просмотр выполненных игры.

4

Обучение техническим приёмам

20

20

Просмотр выполненных игры.

5

Интегральная подготовка

10

10

Просмотр выполненных игры.

6

Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра

20

20

Просмотр выполненных игры.

7

Итого:

70

Содержание учебно-тематического плана.

  1. Вводное занятие. (2 часа)

Вводное занятие.  Инструктаж по ТБ. Физическая культура в современном обществе.

  1. История настольного тенниса.(2 часа)

История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе.

  1. Оборудование. (2 часа)

Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса.

  1. Правила безопасности игры. (2 часа)

Правила безопасности игры. Правила соревнований.

  1. Выбор ракетки и способы держания. (2 часа)
  2. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». (2 часа)
  3. Разновидности хватки «пером», «малые кле¬щи», «большие клещи». (2 часа)
  4. Удары по мячу накатом. (2 часа)
  5. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок. (2 часа)
  6. Игра в ближней и дальней зонах. (2 часа)
  7. Вращение мяча. (2 часа)
  8. Основные положения теннисиста. (16 часов)

Исходные положения, выбор места. 

Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. 

Одношажные и двухшажные перемещения.

Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением).

Подачи: короткие и длинные.

Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением).

Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.

  1. Тактика одиночных игр(8часов)

Игра в защите

Основные тактические комбинации. При своей подаче:

а) короткая подача;б) длинная подача.

Основные тактические комбинации

При подаче соперника:

а) при длинной подаче — накат по прямой;  

6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола.

Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.

  1. Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка.(18 часов)

Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка.

Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.

Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.

Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, вы¬пады вперед, назад и в стороны).

Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.

Игра у стола. Игровые комбинации.

  1. Соревнования(6 часов)

                                 1.4. Планируемые результаты.

К концу  года обучения  учащиеся:

Будут знать:

  • будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
  • узнают, как  правильно распределять свою физическую нагрузку;
  • узнают правила игры в настольный теннис;
  • правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
  • Знать правила проведения соревнований;

Будут уметь:

  • Провести специальную разминку для теннисиста
  • Овладеют основами техники настольного тенниса;
  • Овладеют  основами судейства в теннисе;
  • Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя;

Разовьют следующие качества:

  • улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
  • улучшат общую выносливость организма к  продолжительным физическим нагрузкам;
  • повысятся адаптивные возможности организма -  противостояние  условиям внешней среды стрессового характера;
  • Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.

К концу 2 года обучения учащиеся:

Будут знать:

  • расширят знания о технических приемах в настольном теннисе;
  • получат разносторонние знания о положении дел в современном настольном теннисе;

Будут уметь:

  • Проводить специальную разминку для теннисиста
  • Овладеют различными приемами  техники настольного тенниса;
  • Освоят приемы тактики игры в настольный теннис;
  • Овладеют  навыками  судейства в теннисе, навыками организации мини-турнира.
  • Овладеют навыками общения в коллективе;
  • будут иметь сформированные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

Разовьют следующие качества:

  • улучшат большинство из показателей физических качеств: координации движений, быстроты реакции и ловкости, общей выносливости организма к  продолжительным физическим нагрузкам;
  • повысится уровень противостояния организма обучающихся стрессовым ситуациям

    Ведущую роль в настольном теннисе играют быстрота, сила, ловкость и выносливость в определённых сочетаниях. При этом первостепенное значение имеют скорость мышечного сокращения и регулирование скорости движений, а также пространственная точность движений, кроме того, настольный теннис требует быстрого решения сложных двигательных задач в каждой игровой ситуации. Все сложности предъявляют особые требования к физической, технической и тактической подготовке теннисиста.

         Спортивно-оздоровительный этап является первым звеном в системе многолетней подготовки юных теннисистов . В группы принимаются практически все желающие, так как этого требуют педагогическая этика и психологические законы спортивной ориентации. Подготовка детей в спортивно-оздоровительных группах подготовки является тем фундаментом, на котором в дальнейшем, на учебно-тренировочном этапе, строится подготовка теннисистов высокой квалификации.

           В спортивно-оздоровительные группы зачисляются обучающиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом, имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и ознакомление с основами техники выбранного вида спорта – настольного тенниса, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на этап ОФП.

         

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график. (из приказа МАУ ДО «Спектр»)

Продолжительность учебного года

Начало учебного года

1 сентября (основные работники)

7 сентября (совместители)

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного года

36 учебных недель (35 — совместители)

Этапы образовательного процесса

1полугодие-17 учебных недель (основные работники),16 учебных недель - (совместители)

01.09.2022 (07.09) - 28.12.2022

Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты

21.12.2022 - 22.01.2023

Промежуточная аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по итогам 1-го полугодия

29.12.2022 - 08.01.2023

Зимние каникулы

2 полугодие — 19 учебных недель

09.012023 - 31.05.2023

Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты

27.03 2023 - 31.03.2023

Весенние каникулы

04.05.2023- 25.05.2023

Итоговая аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, мероприятия, выставки, концерты

Работа в летний период

01.06.2023 - 31.08.2023 

Реализация дополнительных (краткосрочных) общеобразовательных общеразвивающих программ, мастер-классы, работа профильных отрядов

Нерабочие праздничные дни:

1 января — 8 января – Новогодние каникулы, 7 января —Рождество Христово, 23 февраля - День защитника Отечества, 8 марта — Международный женский день, 1 мая — Праздник Весны и Труда, 9 мая — День Победы, 12 июня — день России, 4 ноября - День народного единства

  1. Условия реализации программы

Наименование

Количество

  1

Теннисный стол

2 шт.

  2

сетки для настольного тенниса

2 шт

  3

Дорожка здоровья

1шт.

  4

Резиновые мячи

10 шт.

  5

Турник

1 шт

  6

Скакалки

10 шт

  7

Свисток

1 шт

Технические средства обучения

Наименование

Количество

1

Компьютер

1шт

2

Мультимедийный проектор

1 шт

3

Секундомер

1 шт

2.3.Формы аттестации включают: теоретический, практический и контрольный  учебные материалы.

Формы аттестации, контроля

Текущий контроль

проводится в конце изучения каждой темы - тесты, викторины, творческие задания, контрольные и проверочные  работы.

Промежуточная аттестация

диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся – вводная - сентябрь,

итоговая - май; - для всех

Итоговая аттестация

оценка качества облучённости учащихся по завершению  обучения по образовательной программе –Участие в соревнованиях и играх, наградные документы за участие в

конкурсах и соревнованиях различного уровня.

         Формы подведения итогов: в течение срока обучения систематически проходят соревнования, игры. Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Настольный теннис» является заключительное мероприятие(игра),  на котором подводятся итоги обучения, проходит награждение школьников дипломами и медалями.

  1. Календарно-тематическое планирование

уро

ка

Месяц  

Форма занятия

Кол-

во

часов

Тема

 урока

Место проведения

Форма  контроля

1-2

сентябрь

Изучение нового материала

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Физическая культура в современном обществе.

Спортивный зал

Текущий

3-4

Изучение нового материала

1

История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе.

Спортивный зал

Текущий

5-6

Изучение нового материала

1

Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса.

Спортивный зал

Текущий

7-8

Изучение нового материала

1

Правила безопасности игры. Правила соревнований.

Спортивный зал

Текущий

9-10

октябрь

Изучение нового материала

1

Выбор ракетки и способы держания.

Спортивный зал

Текущий

11-12

Изучение нового материала

1

Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером».

Спортивный зал

Текущий

13-14

Изучение нового материала

1

Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».

Спортивный зал

Текущий

15-16

Совершенствование

1

Удары по мячу накатом.

Спортивный зал

Текущий

17-18

Совершенствование

1

Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.

Спортивный зал

Текущий

19-20

ноябрь

Совершенствование

1

Игра в ближней и дальней зонах.

Спортивный зал

Текущий

21-22

Совершенствование

1

Вращение мяча.

Спортивный зал

Текущий

23-24

Совершенствование

1

Основные положения теннисиста.

Спортивный зал

Текущий

25-26

Совершенствование

1

Исходные положения, выбор места.

Спортивный зал

Текущий

27-28

Совершенствование

1

Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски.

Спортивный зал

Текущий

29-30

декабрь

Совершенствование

1

Одношажные и двухшажные перемещения.

Спортивный зал

Текущий

31-32

Совершенствование

1

Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением).

Спортивный зал

Текущий

33-34

Совершенствование

1

Подачи: короткие и длинные.

Спортивный зал

Текущий

35-36

Совершенствование

1

Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением).

Спортивный зал

Текущий

37-38

январь

Совершенствование

1

Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением).

Спортивный зал

Текущий

39-40

Совершенствование

1

Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.

Спортивный зал

Текущий

41-42

февраль

Совершенствование

1

Тактика одиночных игр

Спортивный зал

Текущий

43-44

Совершенствование

1

Игра в защите

Спортивный зал

Текущий

45-46

Совершенствование

1

Основные тактические комбинации. При своей подаче:

а) короткая подача;б) длинная подача.

Спортивный зал

Текущий

47-48

Совершенствование

1

Основные тактические комбинации

При подаче соперника:

а) при длинной подаче — накат по прямой;  

6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола.

Спортивный зал

Текущий

49-50

март

Совершенствование

1

Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.

Спортивный зал

Текущий

51-52

Совершенствование

1

Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка.

Спортивный зал

Текущий

53-54

Совершенствование

1

Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка.

Спортивный зал

Текущий

55-56

Совершенствование

1

Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.

Спортивный зал

Текущий

57-58

апрель

Совершенствование

1

Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.

Спортивный зал

Текущий

59-60

Совершенствование

1

Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны).

Спортивный зал

Текущий

61-62

Совершенствование

1

Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.

Спортивный зал

Текущий

63-64

Совершенствование

1

Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.

Спортивный зал

Текущий

65-66

май

Совершенствование

1

Игра у стола. Игровые комбинации.

Спортивный зал

Тестирование

67-68

Совершенствование

1

Соревнования

Спортивный зал

Тестирование

69-70

Совершенствование

1

Соревнования

Спортивный зал

Тестирование

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения . М.: Просвещение, 2011
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
  3. Внеурочная деятельность школьников . Методический конструктор. М.: Просвещение2011
  4. Г.Б. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2014год.
  5. А.Н. Амелин. Современный  настольный теннис. М.: Ф и С, 2012год.
  6. Ю.П.Байгулов. Основы настольного тенниса. М.: Ф и С, 2011год.
  7. О.В. Матыцин. Настольный теннис. Неизвестное об известном. М.: РГАФК,2014год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно тематическое планирование учебного материала, для спец.группы.Програ спец. группы.Программа по настольному теннису.Программа по баскетболу

В специальной медицинской группе должно быть не меньше 12 человек. 5-8 класс и 9-11класс.(Две возрастные групы)...

О пользе настольного тенниса для здоровья ребёнка.

Совсем недавно в журнале «Men’s Health» была опубликована следующая статья под названием «Пора к столу!», автор Антон Иванов: «Не надо стесняться, если твой теннис не большой, а настольный. У эт...

Настольный теннис рабочая программа

Настольный теннис рабочая программа...

протокол по настольному теннису

протокол по настольному теннису...

Конспект занятия по настольному теннису по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе"

Конспект занятия общеметодологической направленности по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе". Занятие построено с соблюдением всех требований к занятиям этого типа. После консп...