ТРЕНИРОВОЧНАЯ ПРОГРАММА И ПЛАН ПОДГОТОВКИ ПО ХОККЕЮ С ШАЙБОЙ
рабочая программа по физкультуре

Тельшинов Дмитрий Олегович

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Национальный исследовательский НИЖЕГОРОДСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. Лобачевского»

        

ТРЕНИРОВОЧНАЯ ПРОГРАММА И ПЛАН ПОДГОТОВКИ ПО ХОККЕЮ С ШАЙБОЙ

Тренерская практика

Рекомендовано методической комиссией факультета Физической

культуры и спорта для студентов и преподавателей факультета Физической

культуры и спорта ННГУ

Нижний Новгород

2020

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 49.04.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ «МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКОНОМИКА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

(ТРЕНЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ)

      Работу выполнил студент

      группы 1619М1

      очной формы обучения

      Тедьшинов Д.О.

      (подпись)

                                                                                         Научный руководитель:

      Должность,уч.степень,

      уч.звание

      Бахарев Юрий

      Александрович

      (подпись)

Нижний Новгород

2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………….……

3

2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ …………………………

5

3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………….………………….

11

4. ТИПИЧНЫЕ И НЕСТАНДАРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ…………….…………

23

5. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ (ТЕСТЫ) УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА ПОДГОТОВКИ ……………………………….………………..

25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………

31

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хоккей - один из самых популярных видов спорта, широко культивируемый и любимый во многих странах мира. Его популярность и привлекательность связаны с большой зрелищностью, когда происходит динамика борьбы противоборствующих команд, быстрые смены  насыщенных игровых ситуаций и эпизодов, обилием и жесткостью контактных силовых единоборств, хоккеисты показывают большой арсенал сложных технико-тактических действий в атаке и защите, в том числе и экстремальных условиях. Это свидетельствует о высоких требованиях, предъявляемых к соревновательной деятельности, также определяет особенности ее структуры и содержания.

Проведение большого объема сложных координационных методо-тактических действий, жесткость силового единоборства и высокая эмоциональность конкурентной деятельности вызывают большие физические и умственные нагрузки. Внезапные и постоянные изменения игровых ситуаций требуют от игроков максимальной концентрации, резкого внимания, способности быстро оценить ситуацию и принять рациональное решение. Эта составляющая игровой активности хоккеиста способствует воспитанию его технических качеств, пространственной и временной ориентации распределению внимания, периферического зрения.

Достижение высоких спортивных результатов во многом зависит от того, насколько многообразен технический арсенал хоккеиста и как он реализует свои технические возможности в сложных условиях игры.

В современных условиях снижения возраста хоккейных команд особое значение имеет целенаправленная подготовка юных хоккеистов, в возрасте, когда закладывается фундамент высоких и стабильных результатов. Этот этап подготовки юных хоккеистов совпадает с периодом наиболее активного формирования физической и технической подготовки. Вот почему целенаправленное развитие физической и технической подготовленности  спортсменов в этом возрасте в дальнейшем обеспечивает высокое спортивное мастерство.

В тренировочном процессе успешность обучения игроков сложным технико-тактическим действиям определяется методикой обучения и доступностью методов обучения. Оптимизация процесса обучения и воспитания достигается индивидуализацией процесса развития: индивидуальное развитие технической подготовки, индивидуальное дозирование нагрузок, темпа, ритма, амплитуды, дифференцированный подход (по уровням развития тех или иных способностей) юных хоккеистов.

  В Программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию тренировочной работы на этапе начальной спортивной специализации.

  Цель программы этапа начальной спортивной специализации увеличить эффективность процесса обучения юных хоккеистов физическим и техническим аспектам игры.

  Задачи тренировочного этапа подготовки:

- развитие физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость);

- развитие технических показателей;

- организация контроля по развитию физических качеств (тесты);

- воспитание моральных и волевых качеств, способствовать становлению спортивного характера;

- приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов;

2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

   Учебно-тренировочный этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых обучающихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года на этапе начальной подготовки и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения обучающимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и технической подготовке.

   Общие задачи учебно-тренировочного этапа.

1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).

2. Совершенствование специальной физической подготовленности.

3. Овладение техническими приемами на уровне умений и навыков.

4. Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.

5. Индивидуализация подготовки.

6. Овладение основами тактики командных действий.

7. Воспитание навыков соревновательной деятельности.

   Подготовка строится на основе следующих методических положений:

- построение Программы с учетом принципов воспитывающего обучения, использование определенных средств, методов и приемов спортивной подготовки хоккеистов;

- использование единой педагогической системы, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп;

- формирование целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп;

- внедрение оптимального соотношения (соразмерности) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки;

- применение средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной физической и технической подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес средств общей подготовки;

- увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, их неуклонный рост на протяжении многолетней подготовки.

   Данный период годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующим периодом предыдущего годичного цикла, а также с  соблюдением постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок.

   С учетом специфики вида спорта определяются следующие особенности спортивной подготовки:

- комплектование учебных групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития обучающихся;

- в зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований.

   Подготовка осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности, в целях сохранения здоровья обучающихся, проходящих спортивную подготовку.

   Так как данная подготовка строится на основе методических положений, определяющих комплекс задач в соответствии с этапом подготовки, решаемых в тренировочном процессе, общая направленность подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:

- постепенный переход от обучения приемам и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

- переход от обще-подготовительных средств к наиболее специализированным средствам тренировки;

- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

- увеличение объема тренировочных нагрузок;

- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности, уровня физической подготовленности и сохранения здоровья спортсменов.

   Для достижения положительной динамики и роста уровня тренированности занимающихся, а также для сохранения здоровья и функциональности перспективных занимающихся, необходимо четкое соблюдение, научно обоснованных и практикой подтвержденных, требований к стандартам спортивной подготовки.

   Стандарт продолжительности подготовки с указанием минимального возраста для зачисления детей в группы и наполняемости групп на данном тренировочном этапе.

Продолжительность этапа, минимальный возраст, численный состав в группе спортивной подготовки

Этапы спортивной подготовки

Длительность этапов (в годах)

Минимальный возраст группы (лет)

Наполняемость групп (человек)

Тренировочный этап (начальная спортивная специализации)

1 год

11

15

Объем годовой тренировочной нагрузки на данном этапе обучения  (из расчета распределения часов на 52 недели)

Этапный норматив

Тренировочный этап (начальная спортивная специализации)

Общее количество тренировок в год

312

Общее количество часов в год

728

Продолжительность тренировочного занятия и количество занятий в неделю

Количество занятий

Тренировочный этап (начальная спортивная специализации)

Год подготовки

1-й

Количество  часов в неделю

14

Количество тренировок в неделю

6

Соотношение объема тренировочного процесса

Разделы подготовки

Тренировочный этап (начальная спортивная специализации)

Общая физическая подготовка (%)

10-11

Специальная физическая подготовка (%)

10-11

Техническая подготовка (%)

15-16

Тактическая подготовка (%)

7-9

Теоретическая, психологическая подготовка (%)

8-10

Медицинские, медико-биологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль (%)

30 - 32

   В целях обеспечения круглогодичной спортивной подготовки, подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку, организуются тренировочные сборы, являющиеся составной частью (продолжением) тренировочного процесса.

Перечень тренировочных сборов

№ п/п

Вид тренировочных сборов

Продолжительность сборов по спортивной подготовки (количество дней)

1

Тренировочные сборы по подготовке к официальным соревнованиям субъекта Российской Федерации

14

2

Тренировочные сборы по общей или специальной физической подготовке

14

Восстановительные тренировочные сборы

14

3

Тренировочные сборы в каникулярный период

До 21 дня подряд, но не более двух сборов в год

   Тренировочные сборы проводятся по определенной направленности – по подготовке к соревнованиям, восстановительные и специальные сборы.

   Важной определяющей соответствие объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе спортивной подготовки является показатели соревновательной деятельности.

Планируемые оптимальные показатели соревновательной деятельности

Виды соревновательных (игр)

Тренировочный этап (начальная спортивная специализации)

Контрольные

6

Основные

24

Количество встреч:

30

3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

План-график распределения программного материала обучения

   Построение годичного цикла подготовки хоккеистов в спортивных школах является одним из важных компонентов программы. Основная суть сводится к рациональному распределению программного материала по основным структурным компонентам: этапам, мезоциклам и микроциклам, которое определяется задачами, стоящими перед каждым конкретным годичным циклом, календарем соревнований и закономерностями становления спортивной формы.

Учебный годовой план (52 недели) распределения учебных часов в тренировочной группе начальной спортивной специализации

Виды подготовок

Кол-во часов за год

Месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Теоретические занятия

14

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

Общая физическая подготовка

80

6

8

6

8

6

6

6

8

8

6

6

6

Специальная физическая подготовка

80

6

8

6

8

6

6

6

8

8

6

6

6

Участие в соревнованиях

113

9

10

10

9

10

9

9

10

10

9

9

9

Техническая подготовка

113

9

10

10

9

10

9

9

10

10

9

9

9

Тактическая подготовка

49

6

-

6

6

-

6

7

-

-

6

6

6

Психологическая подготовка и виды подготовки, не связанные с физической нагрузкой (кроме теоретической)

54

4

5

4

4

5

4

4

5

5

4

5

5

Медицинские, медико-биологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль

225

19

21

17

17

17

19

18

21

21

19

18

18

Всего часов в году

728

60

64

60

63

55

60

60

63

63

60

60

60

Специальная физическая подготовка для начальной спортивной специализации 

Упражнения для развития взрывной силы. 

   Приседания на одной и двух ногах с отягощениями (гантели, «блины»), величина которых не более 50% собственного веса тела. Прыжки и подскоки без отягощений и с отягощениями. Броски камней, набивных мячей весом 1 кг: от груди, из-за головы, сбоку, снизу, вперед, назад. Бег в гору на короткие отрезки от 10 до 30 метров, бег по воде, многоскоки на песке; броски шайбы на дальность. Спортивные игры с применением силовой борьбы, заслонов и других приемов хоккея. Бег на коньках с перепрыгиванием препятствий, с резким торможением и последующими стартами. Толчки сопротивляющегося партнера плечом, грудью. Единоборство за шайбу у борта, на ограниченных площадках. Игры и эстафеты на коньках с переноской предметов.

Упражнения для развития быстроты.

    Пробегание коротких отрезков от 15 до 40 метров из различных направлениях. Бег с максимальной скоростью и резкими остановками, с внезапным изменением скорости и направления движения по зрительному сигналу. Бег по виражу, кругу, спирали, «восьмерке» (лицом и спиной вперед). Упражнения с теннисным мячом у стенки, связанные с бросками и ловлей отскочившего мяча в максимально быстром темпе, с быстрым переносом клюшки слева направо и обратно. Игра и упражнения, построенные на опережении действий партнера (овладение шайбой). Броски шайбы поточно в борт на время. Бег на коньках на время отрезков 18, 36, 54 метров.

Упражнения для развития выносливости.

   Длительный равномерный бег без коньков и на коньках (пульс 130-160 ударов в мин.). Переменный бег, кроссы, интервальный бег на коротких отрезках с максимальной скоростью (работа 7-10 сек., с интервалами отдыха 15-30 сек.). Чередование бега на коньках с максимальной, умеренной и малой скоростью. Серийное интервальное выполнение технико-тактических упражнений с интенсивностью 75-85% от максимальной (длительность одного повторения не более 20-30 сек., интервал отдыха 1,5-2,5 мин.; число повторений в серии 3-5 раз, интервалы отдыха между сериями 10-12 мин.; число серий 2-3). Игры на поле для хоккея с мячом.

Упражнения для развития ловкости.

   Эстафеты с предметами и без предметов. Игры и упражнения для совершенствования игрового мышления. Прыжки на коньках через препятствия. Падения и подъёмы. Игра клюшкой стоя на коленях. Эстафеты и игры с обведениями стоек, уклонение от применения силовых приемов, резкая смена направления бега.

Упражнения для развития гибкости.

   Маховые движения руками, ногами с большой амплитудой, с отягощениями. Шпагат, полушпагат. Упражнения с клюшкой с партнером. «Мост» из положения лежа, стоя и другие упражнения для увеличения подвижности суставов и растягивания мышц, несущих основную нагрузку в игре.

Техническая подготовка для начальной спортивной специализации

Техника игры

    Совершенствование приемов техники бега на коньках, игры с беговыми упражнениями на ограниченных площадках и в условиях скученности игроков. Бег по прямой с ускорениями 20-30 метров, бег на время 18, 36, 54 метров. Бег между препятствиями, спиной вперед, с поворотами, с поворотами в прыжке, с падением на колени, с изменением направления движения. Остановка, повороты после бега с максимальной скоростью. Старты после остановок, притормаживаний, поворотов, прыжков, падений, кувырков. Челночный бег, эстафеты.

Техника нападения.

Дальнейшее совершенствование ведения шайбы. Обучение различным способам обводки. Ведение шайбы изученными способами с изменением скорости и направления движения. Ведение шайбы на большой скорости в условиях ограниченной площадки и скученности занимающихся, с преодолением препятствий. Эстафеты и игры с обводкой стоек, партнеров, с учетом и без учета времени. Выполнение технических заданий, в которые входят: ведение шайбы (без зрительного контроля), обводка стоек с помощью партнера и с использованием борта. Совершенствование индивидуальной техники обводки с изменением ритма, темпа и направления движения. Совершенствование ранее изученных видов бросков с удобной и неудобной стороны, в движении, после боковой и встречной передач. Изучение бросков после финтов, обводки, из-под защитника, подравление шайбы после бросков, добивание шайбы. Комбинации, заканчивающиеся бросками по воротам разными способами. Броски с дальних расстояний, со «своих» точек хоккейного поля.

   Совершенствование бросков по воротам в условиях близких к игровым, с сопротивлением партнёра на большой скорости, с ограничением времени на подготовительные движения. Выполнение бросков с элементами скорости и неожиданности.

   Прием шайбы ранее изученными способами в игровой обстановке. Остановка шайбы с последующим броском в цель, с переводом партнеру, с обводкой атакующего партнера, с оставлением шайбы партнеру. Остановка быстро летящей шайбы при различной скорости, передвижения игрока. Остановка шайбы летящей по воздуху клюшкой. Совершенствование технических приемов борьбы за шайбу при вбрасывании.

   Совершенствование обманных движений, изученных ранее в условиях более активного противодействия партнера, в ситуациях, приближенных к игровым. Совершенствование силовой обводки.

Техника обороны.

   Отбор шайбы в игре туловищем. Применение силовых приемов в условиях моделирующих игровые ситуации. Отбор шайбы всеми изученными способами в играх и игровых упражнениях. Дальнейшее совершенствование силовых приемов, включая силовую борьбу у борта. Применение силовых приемов в игровых упражнениях и в двусторонних играх.

Новейшие методы и технологии при подготовке хоккеистов:

- при ведении шайбы. Игроки надевают обычные очки под шлем, со стеклянными линзами, нижняя часть которых на 1-2 см полностью закрашены черным непроницаемым цветом. Тем самым хоккеист при ведении шайбы не будет опускать голову, а смотрит вперед, на открытую целиком площадку. Данный метод помогает быстро усвоить чувствительность шайбы при ведении не смотря на неё и довести до автоматического навыка, что в дальнейшем поможет игроку быстро оценивать игровую ситуацию при приёме шайбы и ведении, не обращая внимания на неё.

- при катании на коньках. Главное увеличить процент координации, поэтому упражнения на равновесие с катанием на одной ноге лицом и спиной вперед, на одном ребре конька, прыжки на одной ноге, а также с использованием конусов, чтобы их объезжать. Тем самым игрок увеличивает свой уровень катания. Данный метод показывает, что в дальнейшем такие упражнения помогут игроку делать быстрые виражи, улитки, сложные координационные действия.

- при бросках шайбы в ворота. Перед игроками, которые собираются нанести бросок, на расстоянии 1-1,5 метра находится один или несколько конусов (часто в хоккее используются обычные автомобильные покрышки), стоящие в вертикальном положении (можно поставить друг на друга для увеличения высоты). Тем самым игрок должен из определенной позиции попасть в створ ворот, минуя эти покрышки. В данном методе у нас производится игровая ситуация, при которой создаются помехи игроками соперника для блокирования броска перед игроком, который наносит бросок, что в дальнейшем поможет игроку быстрее видеть, оценивать шансы на точный бросок и увеличивать процент попадания в пустые зоны ворот.

Приемы техники передвижения на коньках

№ п/ п

Технические приемы

1

Бег скользящими шагами

2

Повороты по дуге переступанием двух ног

3

Повороты влево и вправо скрестными шагами

4

Торможение с поворотом туловища на 900 на одной и двух ногах

5

Торможение с поворотом туловища на 900 на одной и двух ногах

6

Прыжки толчком одной и двумя ногами

7

Бег спиной вперед не отрывая коньков ото льда

8

Бег спиной вперед скрестными шагами

9

Старты из различных положений с последующими рывками в заданные направления

10

Падения на колени в движении с последующим быстрым вставанием и ускорениями в заданном направлении

11

Падение на грудь, бок с последующим быстрым вставанием и бегом в заданном направлении

12

Комплекс приемов техники движений на коньках по реализации стартовой и дистанционной скорости

13

Комплекс приемов техники по передвижению хоккеистов на коньках, направленный на совершенствование скоростного маневрирования

Приемы техники владения клюшкой и шайбой

№ п/ п

Технические приемы

1

Ведение шайбы на месте

2

Широкое ведение шайбы в движении с перекладыванием крюка клюшки через шайбу

3

Ведение шайбы не отрывая крюка клюшки от шайбы

4

Ведение шайбы дозированными толчками вперед

5

Короткое ведение шайбы с перекладыванием крюка клюшки

6

Ведение шайбы коньками

7

Ведение шайбы в движении спиной вперед

8

Длинная обводка

9

Короткая обводка

10

Финт клюшкой

11

Финт с изменением скорости движения

12

Бросок шайбы с длинным разгоном (заметающий)

13

Бросок шайбы с коротким разгоном (кистевой)

14

Удар шайбы с длинным замахом

15

Удар шайбы с коротким замахом (щелчок)

16

Остановка шайбы крюком клюшки и рукояткой, коньком, рукой, туловищем

17

Прием шайбы с одновременной ее подработкой к последующим действиям

18

Отбор шайбы клюшкой способом выбивания

19

Отбор шайбы клюшкой способом подбивания клюшки соперника

   Тренировочная работа ведется в соответствии с данной Программой, учебного плана и плана - конспекта учебного занятия.  

   Кроме групповых учебных занятий под непосредственным руководством тренера, обучающиеся должны заниматься самостоятельно, выполняя отдельные индивидуальные, в том числе и домашние задания по общей физической подготовке.

   Для обеспечения безопасности проведения тренировочного процесса тренеру необходимы знания возрастных особенностей обучающихся. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости, скоростных способностей и силы, т.е. тех качеств, в основе которых лежат разные физиологические механизмы.  

   При планировании работы преподавателю необходимо учитывать особенности возрастного и полового развития детей и сенситивные (благоприятные) фазы развития того или иного физического качества.  

   

Педагогический и врачебный контроль

Объект наблюдения

Степень и признаки утомления

небольшая

средняя

большая

Цвет кожи лица

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение или синюшность

Речь

Отчетливая

Затрудненная

Крайне затрудненная или невозможная

Мимика

Обычная

Выражение лица напряженное

Выражение страдания на лице

Потливость

Небольшая

Выраженная  верхней половины тела

Резкая верхней половины тела и ниже пояса, выступание соли

Дыхание

Учащенное, ровное

Сильно учащенное

Сильно учащенное, поверхностное, с отдельными глубокими вдохами, сменяющимся беспорядочным дыханием

Движения

Бодрая походка

Неуверенный шаг, покачивание

Резкое покачивание, дрожание, вынужденная поза с опорой, падение

Самочувствие

Жалоб нет

Жалобы на…

Жалобы на головокружение, боль

Перечень оборудования и спортивный инвентарь, необходимый для прохождения спортивной подготовки

N п/п

Наименование

Единица измерения

Количество изделий

1.

Ворота для хоккея

штук

2

2.

Клюшка для игры в хоккей

штук

30

3.

Ограждение площадки (борта, сетка защитная)

комплект

1

4.

Шайба

штук

30

5.

Гантели массивные от 1 до 5 кг

комплект

3

6.

Мячи набивные (медицинбол) весом от 1 кг до 5 кг

комплект

3

7.

Сумка для клюшек

штук

4

8.

Экипировка

штук

1

9.

Конусы (фишки)

штук

20

Предложения по повышению профессиональной квалификации кадров в хоккее с шайбой

   Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, определенным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, в том числе следующим требованиям:

  - на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - наличие среднего профессионального образования или высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее одного года.

   Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

   Количественный расчет кадровой потребности осуществляется на основе тарификации тренерского состава, планово-расчетных показателей количества лиц, осуществляющих спортивную подготовку, и режима эксплуатации спортивных сооружений.

4. ТИПИЧНЫЕ И НЕСТАНДАРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ

   К ним относятся:

- физические (травмы);

- психологическая.

    Чтобы избежать травм при воспитании физических качеств, необходимо соблюдать ряд требований:

- выполнению упражнений обязательно должна предшествовать разминка;

 - при появлении болей в мышцах и суставах следует прекратить выполнение упражнения;

- нужно избегать односторонней неравномерной нагрузки отдельных мышц;

- необходимо предупреждать излишнюю нагрузку на позвоночник, для чего желательны упражнения в положениях лежа, сидя, в упоре, в висах и др.;

- следует тренировать мышцы спины, что снижает нагрузку на позвоночник;

- при всех упражнениях с отягощениями нужно следить за тем, чтобы позвоночник был прямой.

   Чтобы избежать состояния нервно-психического напряжения, которое хоккеисты испытывают во время тренировочных занятий или в соревновании, необходимо соблюдать ряд требований:

- обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность человека к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность, концентрации и распределения внимания, способам мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;

- обучение приемам моделирования условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных моделей;

- увеличение мотивации спортсмена с помощью одобрения;

- создать положительную атмосферу внутри команды путем формирования интересов, убеждений и положительных эмоций;

- создать благоприятные условия для комфортных тренировок, сборов, игр.

5. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ (ТЕСТЫ) УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА ПОДГОТОВКИ

   Контроль является составной частью подготовки юных хоккеистов и одной из функций управления тренировочным процессом. Объективная информация о состоянии обучающихся в ходе тренировочной деятельности и участия в спортивных мероприятиях позволяет тренеру анализировать получаемые данные и вносить соответствующие корректировки в процесс подготовки.

Для определения уровня общей физической подготовленности в зале определяют следующие показатели:

- кистевая динамометрия (кг);

 - сгибание - разгибание рук в упоре лежа (количество раз);

- бег 30 м (с);

- подтягивание на перекладине (количество раз);

- челночный бег 4х9 (с).

1. Тест кистевой динамометрии направлен на оценку силы кистей. Тест оценивался в килограммах.

2. Тест сгибание - разгибание рук в упоре лежа призван оценивать уровень развития собственно силовых качеств верхнего плечевого пояса. Оценивается количество раз в баллах.

3. Тест бег 30 м направлен на определение скоростных качеств. Время оценивается в секундах.

4. Тест подтягивание на перекладине определяет силу рук хоккеиста. Засчитывается максимальное количество в баллах.

5. Тест челночный бег 4х9 позволяет определить уровень развития скоростно-силовых качеств. Челночный бег отлично развивает ловкость, координацию движений, быстроту реакции и стартовую скорость. Оценивается время преодоления дистанции в секундах.

Техническую подготовку на льду определяют по контрольным испытаниям (тестам):

 - приём передачи шайбы от партнёра (балл);

- передача шайбы партнёру (балл);

- бег с шайбой лицом вперед 30 м (с);

- броски шайбы в створ ворот (балл);

- обводка 5-ти стоек с последующим броском в створ ворот (с).

1. Тест приём передачи шайбы от партнёра направлен на оценку техники приема передачи шайбы от партнёра. Игроки стоят друг на против друга на расстоянии 10 метров. Осуществляется передача по льду и испытуемый принимает шайбу на крюк клюшки. Даётся 10 попыток и оценивается выполнение теста в баллах. Если шайба осталась во владении испытуемого и не отскочила в сторону, то это 1 балл. Если шайба отскочила на небольшое расстояние от крюка клюшки после приёма передачи, то это 0 баллов.  

2. Тест передача шайбы партнёру направлен для определения техники передачи шайбы. Игроки стоят друг на против друга на расстоянии 10 метров. Испытуемым осуществляется передача по льду и игрок принимает шайбу на крюк клюшки. Даётся 10 попыток и оценивается выполнение теста в баллах.  Если после передачи шайба пришла ровно на крюк клюшки, то это 1 балл. Если шайба улетела в сторону от принимающего игрока, то это 0 баллов.

3. Тест бег с шайбой лицом вперед 30 м для определения техники ведения шайбы. Упражнение проводится на льду, хоккеист стоит на лицевой линии. По звуковому сигналу спортсмен старается как можно быстрее преодолеть расстояние в 30 метров с ведением шайбы (рис.1). Оценивается время (с).

image183

        Рис. 1 – Упражнение бег с шайбой лицом вперед 30 м

4. Тест броски шайбы в створ ворот направлен на определение точности броска. С определенной точки в 7-ми метрах от ворот, разделенных на 4 квадрата. Оценивается техника, точность, сила и быстрота выполнения. Проводится следующим образом (рис.2). Всего хоккеист выполняет 10 бросков, 7 из которых с удобного хвата и 3 с неудобного. Каждое попадание оценивалось в 1 балл.  Шайба, не попавшая в заданный квадрат, не засчитывается.

Рис. 2 – Упражнение бросок шайбы в створ ворот

5. Тест обводка 5-ти стоек с последующим броском в створ ворот направлен на оценку техники ведения, обводки и завершающего броска шайбы в ворота и проводится следующим образом (рис 3). Старт и ведение шайб с линии ворот, в средней зоне обводка пяти стоек, расположенных на прямой линии на расстоянии 4,5 м друг от друга. После обводки пятой стойки выполняется завершающий бросок в ворота, при этом шайба должна пересечь линию ворот надо льдом и в тот момент регистрируется время выполнения теста (с). На выполнение теста дается три попытки и засчитывалась лучшая попытка по времени выполнения.

Рис. 3 - Упражнение обводка пяти стоек с последующим броском в створ ворот

   Каждый хоккеист должен выполнить перечисленный комплекс тестов.

   Точнее и более объективно можно оценивать уровень технико-тактической подготовленности на основе педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью хоккеистов.

Нормативы по общей и специальной физической подготовке на тренировочном этапе начальной специализации

Название теста

Оценка за норматив

отлично

хорошо

удовлетворительно

кистевая динамометрия (кг)

30

27

24

сгибание - разгибание рук в упоре лежа (количество раз)

40

35

32

бег 30 м (с)

5,3

6

7,0

подтягивание на перекладине (количество раз)

10

8

6

челночный бег 4х9 (с)

11,5

12,47

13

Нормативы по общей технической подготовленности на тренировочном этапе начальной специализации

Название теста

Оценка за норматив

отлично

хорошо

удовлетворительно

 приём передачи шайбы от партнёра (балл)

10

8

6

передача шайбы партнёру (балл)

8

7

5

бег с шайбой лицом вперед 30 м (с)

9,5

10

11

броски шайбы в створ ворот (балл)

8

6

5

обводка 5-ти стоек с последующим броском в створ ворот (с)

13

14,2

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев, С.Ю. Большое хоккейное созвездие. — М. : Человек, 2010. — 128 с.

2. Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов [Текст] / В.А. Быстров. – М.: Терра-Спорт, 2000 – 64 с.

3. Дерябин,С.Е. Система этапного педагогического подготовленности хоккеистов в детско-юношеских спортивных школах [Текст] : дис.... канд. пед. наук/ С.Е. Дерябин; ГЦОЛИФК. – М., 2001 – 192 с.

4. Занковец, В.Э. Тестирование в профессиональном хоккее [Текст] / В.Э. Занковец // Теория и практика физ. культуры. – 2015 – № 10 – С. 33

5. Ишматов, Р.Г. Построение учебно-тренировочного хоккеистов высокой квалификации [Текст] : учеб.-метод. пособие / Р.Г. Ишматов. – СПб. : Академия хоккея, 2015 – 45 с.

6. Колосков, В.И. Подготовка хоккеистов [Текст] / В.И. Колосков, В.П. Климин. – М.: Физкультура и спорт, 2012 – 238 с.

7. Митин, Ю.С. Структура и динамика подготовленности высококвалифицированных хоккеистов [Текст] : автореф. дис.... канд. пед.наук / Ю.С. Митин ; МОГИФК. – М., 2011 – 21 с.

8. Никонов Ю.В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов [Текст] / Ю.В. Никонов. – Минск : Асар, 2013 – 352 с.

9. Ромишевский, И.А. Методика исследования способов выполнения технических элементов в хоккее [Текст] / И.А. Ромишевский // Теория и практика физической культуры. – 2013 – № 4 – С. 61-63.

10. Савин, В.П. Методика оценки контроля технико-тактических действий хоккеистов высокой квалификации [Текст] / В.П. Савин, В.С. Львов, Н.Н. Урюпин, Л.В. Вайсфельд // Хоккей : ежегодник. – М. : Физкультура и спорт, 2014 – С. 46-49.

11. Сарсания С.К. Анализ тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки хоккеистов высокой квалификации [Текст] / С.К. Сарсания, Н.И. Волков, В.С. Давыдов и др. // Хоккей : ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 2012 –С. 18-21.

12. Ступень В. Учимся играть в хоккей. Практическое руководство для тренеров.— М. : Человек, 2012. — 84 с.

13. Тарасов, А.В. Тренировочные упражнения хоккеиста [Текст] / А.В. Тарасов. – М.: Физкультура и спорт, 1959 – 128 с.

14. Тихонов, В.В. Программирование тренировочных нагрузок СФП хоккеистов в подготовительном периоде [Текст] / В.В. Тихонов, Ю.В. Верхошанский, А.А. Чарыева, В.В. Лазарев // Научно-спортивный вестник. – 1987 – № 3 – С. 15-21.

15. Хрусталев, Г.А. Концепция управления деятельностью высококвалифицированных команд в спортивных играх  [Текст] / Г.А. Хрусталев, В.П. Губа // Теория и практика физ. культуры. – 2015 – № 6 – С. 101-104.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности подготовки юных спортсменов в хоккее с шайбой

В методических рекомендациях рассматриваются особенности физической и психологической подготовки юных хоккеистов и  принципы спортивной тренировки в детском и юношеском хоккее....

ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ Вид спорта: Хоккей с шайбой

Программа разработана на основе Федерального стандарта подготовки по виду спорта биатлон утвержденного приказом Министерства спорта РФ от 27  марта 2013 г. № 149Срок реализации программы: 10 лет...

Конспект учебно-тренировочного занятия по хоккею с шайбой

УТЗ по хоккею.Совершенствование технико-тактических действий....

Методическая разработка тренировочного занятия по хоккею с шайбой в возрастной группе 7 лет

Материал занятия по теме: "Техника передвижения на коньках, техника владения клюшкой и шайбой в движении". В конспекте тренировочного занятия предлагаются: упражнения на отработку смены трае...

Методическая разработка тренировочного занятия по хоккею с шайбой в возрастной группе 7 лет

Конспект занятия по теме: "Техника передвижения на коньках, техника владения клюшкой и шайбой в движении". В разработке предлагается комплекс упражнений направленных на: отработку техники то...

Методическая разработка тренировочного занятия по хоккею с шайбой в возрастной группе 7 лет

Конспект занятия на тему: "Техника передвижения на коньках, техника владения клюшкой и шайбой в движении" в группе начальной подготовки второго года обучения. В конспекте предлагается компле...