Технология интегрированного обучения на уроках физической культуры, биологии (других предметов) в условиях массовой школы»
рабочая программа по физкультуре (7 класс)
Предварительный просмотр:
Интеграция на уроках физической культуры.
Иногда, чтобы сделать лучше, достаточно взглянуть
на привычное под другим углом…
Современная Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. С момента включения предмета «Физическая культура» в систему образования, значение этого предмета в качестве воздействия на личность ребенка постоянно возрастает. В системе физического воспитания, безусловно, самой массовой формой считаются уроки физической культуры. Именно на них, идущий в ногу со временем педагог, решает задачи физического воспитания в новом, интересном ключе. И одним из таких ключей может стать интеграция на уроках физической культуры.
Точного определения, что такое интеграция нет, хотя в практической деятельности существуют понятия, связанные с данным словом. Разные учёные стараются трактовать его в зависимости от собственной позиции. Например, О.Г.Гилязова считает, что педагогическая интеграция есть «система органически связанных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром». Н.С.Сердюкова говорит, что данное понятие – это «процесс сближения и связи наук, представляющий высокую форму дифференциации на качественно новой ступени обучения».
Таким образом, можно определить, что интеграция-многокомпонентная, хорошо структурированная, целесообразно организованная связь всех элементов образовательной системы, которая в результате должна привести к саморазвитию обучающегося.
Интегрированный урок-это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Поэтому важно понимать, что не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, которая обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.
Уроки физической культуры, по своей специфике тесно связаны с предметами другой области. При обучении техники метания, прыжков, многих других видов деятельности, учитель опирается на законы физики, математики, движение тела неразрывно связано с анатомией, химией. Угол броска, сила толчка, положение тела в пространстве и движении, лишь тогда будут совершенны, когда методы оптимизированы к выполнению.
Безусловно, интегрированные уроки предъявляют особые требования к учителю:
-универсальность образования учителя (владение знаниями из других образовательных областей);
-готовность действовать в инновационном ключе, рассматривая традиционные уроки в другом аспекте;
-повышенный уровень педагогического мастерства;
Преимущества интегрированных уроков:
- Являются мощным стимулятором мыслительной деятельности, что немаловажно для уроков физической культуры, ведь для любого учителя важно, чтобы учащиеся на его уроках понимали «зачем я это делаю и для чего»;
- На уроках можно научить применению теоретических знаний в практической жизни и в двигательной деятельности на уроках физической культуры;
- Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни (возможность применить отдельные примеры в практической деятельности на уроках, позволяют твердо закрепить отдельные знания);
- В процессе уроков учащиеся анализируют, сопоставляют, сравнивают, ищут связи между предметами и явлениями;
- Создание предпосылок к формированию не узко-информированного специалиста, а творческой личности, воспринимающей целостность окружающего мира.
В седьмом-восьмом классе, можно предложить учащимся рассчитать угол броска мяча. Для этого необходимо знать расстояние до цели, высоту до цели, рост человека и время полета мяча (все измерения можно осуществить в процессе урока). Любая двигательная деятельность ребенка связана с анатомией, химическими процессами, происходящими в организме, что открывает большой простор к разработке уроков физическая культура-биология, физическая культура-анатомия, а возможность практического применения знаний в этих областях, делает процесс еще увлекательнее.
Для учащихся шестых-седьмых классов на уроке физическая культура-математика можно предложить посчитать площадь спортивного зала, предварительно измерив длину своего шага. Площадь вычисляем по формуле:
S=а*b, где а и b-длина и ширина зала в метрах
Длину своего шага относительно точно можно определить по формуле зависимости длины шага от роста :
ДШ=(Р/4)+0,37 где:
ДШ -длина одного шага в метрах
Р - рост человека в метрах.
Например, при росте человека 1,75 м, длина его шага составляет ДШ=(1,75/4)+0,37=0,8 м.
Длину и ширину вычисляем по формуле:
a=ДШ*n, где n- число шагов
Физическая культура- Математика (геометрия), Физическая культура -Информатика, Физическая культура- Химия, какую бы образовательную область вы не возьмете, ее с легкостью можно связать с физической культурой. Кроме этого, не стоит забывать и об основной задаче этого предмета, ставящую его во главу всех остальных- ЗДОРОВЬЕ!
Конечно, помимо интеграции существуют и другие педагогические технологии, позволяющие детям получить образование, совместимое с реальной жизнью, но неоспоримо, что интеграция-это чрезвычайно привлекательная форма для ребенка, а в процессе решения задач физического воспитания побуждает интерес и стимулирует активность. Попробуйте посмотреть на привычные уроки под другим углом, и вы сможете уйти от мозаичного восприятия материала, создав тем самым условия для развития универсальных качеств у своих учеников в соответствии с условиями нового времени.
Торосян Ольга Агасиевна,
учитель физической культуры МБОУ «СШ №25»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки в условиях сельской школы
Настоящая разработка создана в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях, 2005), утвержденной Министерством образования и науки РФ, и федеральны...
Технология здоровьесберегающего обучения на уроках физической культуры
Представлена технологическая карта урока для 3 класса с технологией здоровьесбережения. Использование данной технологии позволяет сохранить и стимулировать здоровье детей, использовать в работе для де...
Использование технологий дифференцированного обучения на уроках физической культуры в МБОУ СОШ №266 г. Снежногорск
Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения.Так как учебный предмет физическая культура прежде всего должен...
Актуальность использования технологии развивающего обучения на уроках физической культуры
В настоящее время система образования в целом и конкретно в области физической культуры и спорта притерпивает ряд видоизменений обусловленных новыми социально-экономическими условиями. Так в области ф...
Практика применения технологии проектного обучения на уроках физической культуры.
В ситатье представлен опыт применения проектной технологии в физкультурной деятельности на примере урока физической культуры по теме "Гимнастика"....
Использование технологии интегрированного обучения на уроках химии и биологии
Процесс интеграции в педагогике предполагает одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Пути интеграции в образовании рассматривали многие методисты ...