ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по физкультуре (11 класс)
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shihiev_fizk_stptya.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обновлено: 28.05.2023
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в последнее время все больше внимания уделяется развитию спорта в стране. Это вызвано тем, что все больше внимание уделяется всестороннему развитию личности, а это не возможно без занятия спортом. Так же в стране интенсивно пропагандируется здоровый образ жизни.
Если вам интересен ответ на вопрос, сколько стоит заказать бизнес план , ответ на него можно найти на сайте Work5, заполнив форму заказа.
. В условиях постиндустриального общества значительно возрастает роль спорта. Спорт позволяет противостоять тому пагубному воздействию, которое оказывает на психику и физическое здоровье человека современный техногенный процесс. Технический прогресс приносит человеку постоянный стресс, физические и психические перегрузки, спорта, напротив выступает в качестве основного механизма обеспечения необходимого переключения, спорт позволяет наполнить жизнь человека положительным содержанием. Так же спорт способствует сплочению общества. Данная функция спорта отражает его значимость и ставит перед обществом важную задачу развития физической культуры, в том числе и в качестве значимой составляющей профессиональной деятельности [2] Подготовка квалифицированных специалистов в организациях среднего профессионального образования выполняется на основе учебных планов, которые утверждаются Министерством образования. Учебный план представляет собой документ, который определяет состав учебных дисциплин, количество часов, которые отводятся на их изучение и распределение изучаемых дисциплин по годам обучения. Общеобразовательные и специальные дисциплины, которые установлены в учебном плане, направлены на то, чтобы обеспечить подготовку всесторонне развитых, технически образованных и культурных специалистов, которые владеют профессиональным мастерством и полностью отвечают требованиям современного рынка труда. Роль физического воспитания в учебном процессе подготовки специалиста определяются общесоциальными и профессионально-прикладными задачами. При организации учебного процесса, необходимо четко определять направленность и задачи физического воспитания в качестве обязательной учебной дисциплины. Физическое воспитание выступает в качестве значимой составляющей общей системы обучения и воспитания. Именно физическое воспитание должно способствовать как общему, так и специальному развитию физиче-ских качеств учащихся. Цель работы: рассмотреть физическую культуру как учебную дисци-плину среднего профессионального образования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: • проанализировать правовые основы физической культуры и спорта; • рассмотреть физическую культуру, как учебную дисциплину в средних профессиональных учреждениях.
В средние специальные учебные заведения преимущественно поступают юноши и девушки в возрасте 15-17 лет, которые окончили 9 или 11 классов школы. Профессиональную подготовку осуществляют средние специальные учебные заведении. В качестве таких учебных заведений могут выступать колледжи, лицеи, техникумы и т.д. В учебных заведениях среднего профессиональн6ого образования наиболее значимой дисциплиной является физическая подготовка учащихся. Во время физического воспитания учащихся решаются следующие значимые задачи: • осознание значимой роли физической культуры в процессе раз-вития личности и подготовки ее к профессиональной деятельности; • владение научно-практическими основами физической культуры и принципами здорового образа жизни; • формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре; • формирование у учащихся установки на здоровый образ жизни; • развитие стремления к физическому самосовершенствованию и самовоспитанию; • формирование у учащихся потребности регулярно заниматься физическими упражнениями и спортом; • освоение системы практических умений и навыков, которые дают возможность человеку сохранять и укреплять здоровье, как физическое, так и психическое; • развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности; • формирование способности к самоопределению в физической культуре; • обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, которая выступает в качестве основы психофизической готовности учащегося к будущей профессии. Методику занятий физической культурой составляют наиболее значимые средства и формы проведения занятия. Кроме того, на формирование физической культуры и навыков здорового образа жизни оказывают влияние занятия в различных спортивных и туристских секциях. В средних профессиональных учебных заведениях в качестве основной формы проведения занятия физической культуры выступает урок по физическому воспитанию. В учебную программу данного предмета входят: гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, легкая атлетика, плавание, единоборства, ППФП. Все это способствует разностороннему развитию личности учащегося и способствует его подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности. Физическая культура учащихся средних профессиональных учебных заведений выступает в качестве интегрального качества их личности, оно является значимым условием и предпосылкой эффективной учебно-профессиональной деятельности, показателя уровня культуры будущего специалиста. Так же физическая культура выступает в качестве важного средства его саморазвития и самосовершенствования. Исследования, проводимые в данной сфере, позволили установить, что студенты, включенные в систематические занятия физической культурой и спортом, вырабатывают здоровый стереотип поведения. Эти студенты коммуникабельны, стремятся к сотрудничеству, характеризуются высоким уровнем эмоциональной устойчивости. Среди этих студентов много настойчивых, решительных людей, которые могут повести за собой весь коллектив, для них, в большей степени, чем для других учащихся, свойственны чувства долга, добросовестность, собранность, кроме того, эти учащиеся легко устанавливают контакты. Таким образом, физическая культура как учебная дисциплина пред-ставляет собой частью гуманитарного образования. Она является обязательной для учащихся всех специальностей и и направлена на укрепление здоровья, физического, интеллектуального. Кроме того, физическая культура способствует духовному совершенствованию учащихся, формированию их общей и профессиональной культуры.
1. Евсеев Ю.И. Физическая культура в средних профессиональных учебных заведениях. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 378 с. 2. Евсеев Ю.И. методика обучения физической культуре: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 384 с. 3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 304 с. 4. Климов Е.А., Человек в мире профессий, Обнинск: Принтер, 2013. – 57 с. 5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П.Матвеев. – М.: ФиС, 2011. – 347 с. 6. Физическая культура учащегося / Н.В. Решетников М.: Академия, 2012. – 186с 7. Шевцов В.В. Общие основы теории и методики физической культуры в вопросах и ответах. – Тюмень: ИПК ПК, 1996. – 78 с.
Содержимое работы - 1 файл
Физическая культура как учебная дисциплина.doc
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОУ СПО ПОЛИтехнический колледж №19
Студента группы 3ВМ3_____
Стряпунин И.Н.________ _
Физическая культура как учебная дисциплина
1.1. Правовые основы физической культуры и спорта
Выпускник среднего профессионального образования должен:
- Понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- Знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- Владеть системой практических навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- Приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
В Российской Федерации устанавливаются Государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный компоненты, а также компоненты образовательного учреждения. Эти стандарты являются основой объективной оценки качества образования и квалификации выпускника независимо от форм получения образования.
Образовательные учреждения призваны создавать условия, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья обучающихся, а органы здравоохранения обеспечивают медицинское обслуживание.
Государственная политика в области физической культуры осуществляется в соответствии с принципами:
- Непрерывности и преемственности физического воспитания различных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
- Учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое физическое здоровье и физическое состояние.
Органы государственной власти, общеобразовательные учреждения рассматривают физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных учреждениях граждан допризывного и призывного возрастов как важнейшее направление социальной политики государства. Согласно закону государство обеспечивает разработку программ по физической культуре для каждой возрастной группы (для дошкольных учреждений, школ, средних и высших профессиональных учебных заведений, армии), финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, создание условий для строительства и содержания спортивно-оздоровительных и спортивно-технических сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-спортивных сооружений в каждом муниципальном округе.
Физкультурно-спортивное движение в Российской Федерации включает в себя спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основе в образовательных учреждениях и иных организациях, образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта, функционирующие независимо от организационно-правовых форм. Спортсмен-любитель (физкультурник), представляющий на соревнованиях свою организацию, в соответствии с законодательством имеет право: бесплатно пользоваться государственными и муниципальными физкультурно-спортивными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд; получать денежную компенсацию по основному месту работы, службы, учебы, если это предусмотрено законом или иными нормативными актами органов местного самоуправления.
1.2. Организация физического воспитания в учебных заведениях среднего профессионального образования
Образовательные учреждения с учетом местных условий определяют формы занятий физическими упражнениями на основе Государственного образовательного стандарта и нормативов физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу.
Физическое воспитание в форме обязательных учебных занятий проводится на протяжении всего периода обучения в объеме 4 — 6 часов в неделю. Обязательные занятия дополняются занятиями в секциях, участием в спортивно-массовых внеучебных мероприятиях. Тем самым обеспечивается научно обоснованный необходимый для нормального развития и функционирования молодого растущего организма объем (8 часов) направленной двигательной активности.
В конце каждого учебного года проводится тестирование, определенное действующими учебными программами. По результатам тестирования с учетом показанных знаний проставляется оценка по теоретическому и методическому разделам программы.
В зависимости от состояния здоровья для практических занятий студенты разбиваются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе.
Студенты с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Учащиеся этой категории занимаются по программе основной медицинской группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).
Некоторые ограничения, накладываемые на занятия физической культурой в зависимости от наиболее часто встречающейся патологической формы заболевания, а также рекомендуемые виды оздоровительных упражнений представлены в табл. 1.
В качестве тестов используются только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболеваний не противопоказаны учащимся.
Для студентов основной медицинской группы используются следующие обязательные ежегодные тесты (табл. 2).
Помимо обязательных ежегодных тестов студенты выполняют и другие тесты по изучаемым упражнениям. Оценка результатов в этих упражнениях проводится в соответствии с табл. 3.
Противопоказания и рекомендации по медицинским показаниям
Заболевания | Противопоказания и ограничения | Рекомендации |
Сердечно-сосудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.) | Недопустимые упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений | Рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе |
Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) | Исключаются упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса | Рекомендуются дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно углубленного выдоха |
Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз) | Исключаются упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждением тела | При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней поверхности живота. При занятиях плаванием (по специальному разрешению врача) ограничивается время пребывания в воде |
Нарушения нервной системы | Недопустимые упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре) | Рекомендуются дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения. Ограничивается продолжительность спортивных игр |
Органов зрения | Исключаются прыжки с разбега, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове | Рекомендуются упражнения на пространственную ориентацию |
Хронические заболевания желудочно- кишечного тракта, желчного пузыря, печени | Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки | Следовать рекомендации врача. Учитывать самочувствие |
Обязательные ежегодные тесты оценки физической подготовленности
Направленность теста, упражнение | Оценка в очках | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Скоростная подготовленность: |
Девушки. Бег на 100 м (с)
Юноши. Бег на 100 м (с)
Девушки. Сед из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки за головой (количество раз)
Создание условий для проведения комплексных мероприятий по спортивной и оздоровительной подготовке обучающихся как задача организации физического воспитания в образовательных учреждениях. Основные методы контроля за состоянием здоровья студентов.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.10.2020 |
Размер файла | 20,5 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Физическая культура как учебная дисциплина среднего профессионального образования
Гасанов Нурлан Сакитоглы
Физическая культура как учебная дисциплина хорошо знакома большинству студентов с детства. В то же время в высшей школе её назначение как учебной дисциплины определено тем, что вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни. А также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности.
Ученые, изучавшие понятие физическая культура склоняются к единодушному мнению, что среди комплекса причин становления физической культуры следует признать ведущей объективную необходимость подготовки подрастающих и взрослых поколений к жизненной практике. Главными формами которой, во многом определяющими сам факт существования человека как социально биологического существа, были и остаются трудовая профессиональная и оборонная деятельность.
Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (ФЗ). Спорт дословно переводится с английского языка как развлечение. Является частью физической культуры. Существует ряд понятий: "массовый спорт" или "спорт для всех", "спорт высших достижений". Эти понятия существенно отличаются между собой. Объединяет их соперничество. Исследователи отмечают, что спортивные соревнования - это игровое, гуманистически ориентированное соперничество. По отношению к соревновательным ситуациям в реальной жизни, спортивное соревнование выступает как гуманная модель.
Спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним (ФЗ). Физическое воспитание.
В электронной библиотеке эрудит отмечается, что понятие "физическое воспитание", входит в общее понятие "воспитание" в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т.д.), либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительная особенность физического воспитания, заключается, прежде всего, в том, что процесс, направлен на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, которые определяют физическую работоспособность. Отметим, что ФВ один из эффективных инструментов воспитания личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивного праздника, посвященного 65-й годовщине победы в ВОВ: I малая спартакиада учебных заведений среднего профессионального образования ВАО города Москвы
В работе содержатся методические материалы для межколледжных мероприятий с использованием инновационных и активных методов обучения.Рассматривается один из актуальных в настоящее время вопросов органи...
Контрольно-оценочные средства учебной дисциплины ОГСЭ. 04 Физическая культура основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования
Методическое обеспечение введения ФГОС СПО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 04 Физическая культура основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 270813 «Водоснабжение и водоотведение» (базовая подготовка)
Методическое обеспечение по предмету "Физическая культура" для СПО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04 Физическая культура Для студентов 2, 3, 4 курсов среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура», рекомендуемая для освоения студентами, отнесенными по результатам медицинского осмотра к основной медицинской и подготовительной медицинской...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» для специальностей среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе ФГОС среднего общего образования и примерной программы общео...
Сценарий спортивного праздника, посвященного 65-й годовщине победы в ВОВ: I малая спартакиада учебных заведений среднего профессионального образования ВАО города Москвы
В работе содержатся методические материалы для межколледжных мероприятий с использованием инновационных и активных методов обучения. Рассматривается один из актуальных в настоящее время вопросов ор...
Внедрение в учебный процесс среднего профессионального образования ВФСК ГТО»
В настоящее время внедрение в систему среднего профессионального образования физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» стало одним из ...