ОСНОВЫ ОТБОРА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
статья по физкультуре
В современном мире, становится все труднее добиться высоких спортивных результатов. Спортивные рекорды, показываемые на крупнейших международных стартах, на грани возможностей человеческого организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_otbora_yunyh_sportsmenov.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ ОТБОРА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ.
В современном мире, становится все труднее добиться высоких спортивных результатов. Спортивные рекорды, показываемые на крупнейших международных стартах, на грани возможностей человеческого организма. Ежегодно, в спортивные секции, приходит огромное количество новичков детей и подростков, мечтающих о спортивной карьере, желающие добиться в избранном виде спорта, высоких результатов и победить все установленные ранее мировые рекорды. В этих условиях, значимость тренерской работы, будет зависеть не только от материально- технической базы спортивной школы, не только от наличия спортивной одаренности и таланта у воспитанников, но и от профессионализма самого тренера, его умения грамотно проводить отбор детей в спортивную секцию, планировать учебно-тренировочный процесс, стремления к самообразованию. Современный тренер, для достижения высоких результатов, обязан следить за последними тенденциями в области мирового спорта, знакомиться с разносторонними научными исследованиями, посвященными совершенствованию процесса отбора и тренировки спортсменов, изучать опыт лучших тренеров. Готовность тренера к непрерывному повышению уровня своей профессиональной компетентности, является важнейшим условием результативности его работы.
«Основы отбора юных спортсменов».
Не смотря на то, что, вопрос спортивной ориентации и отбора детей, давно изучается и совершенствуется, выявляются новые закономерности, он, все равно, находится в стадии постоянного изучения, и новых исследований.
Предлагаемая система отбора, сопутствующая многолетнему тренировочному процессу, подразделяется на три этапа.
Первый этап. Начальный отбор и всестороннее развитие юных спортсменов.
Первый этап, относится к начальному отбору для занятий спортом вообще. На этом (первом этапе), занятия преимущественно должны быть направлены на:
- всестороннее развитие физических способностей с обращением особого внимания на координационные способности;
- улучшении здоровья и ограничение или устранение отклонений от нормы.
На этом этапе отбора, следует получить необходимые данные и использовать их как ориентировочныe, т.к. не всегда можно выявить «идеальный тип детей». Таким образом, необходимы данные которые говорят о морфологических, функциональных и психологических качествах, необходимых в определенном видe спорта, а также для дальнейшей специализации.
Прогностические значимые признаки: общая физическая подготовленность, функциональные возможности, это необходимо учитывать при массовом отборе в группы начальной подготовки в ДЮСШ, СДЮШОР. Следует помнить, что в каждом виде спорта, он индивидуален. Таким образом, для отбора детей в группы начальной подготовки, следует отталкиваться от предлагаемых нормативов оценки физической подготовленности юных спортсменов, рекомендуемых федеральным государственным стандартом по виду спорта.
Второй этап. Отбор и развитие детей для определенных групп спортивных дисциплин.
Занятия на втором этапе направлены на дальнейшее развитие всех двигательных способностей необходимых в конкретном виде спорта, с акцентом на координационные способности.
Как правило, отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей схеме:
- оценка состояния здоровья;
- выполнение контрольно- переводных нормативов;
- антропометрические измерения;
- выявление темпов прироста физических способностей и спортивных достижений.
Антропометрические обследования, позволяют определить, на сколько кандидаты, для зачисления в тренировочные группы, соответствуют морфотипу избранного вида спорта.
Медико- биологические исследования, дают возможность оценить состояние здоровья, физическое развитие, функциональное состояние молодых спортсменов.
(тесты), дают представление o развитии физических способностях Контрольные нормативы юных спортсменов в том или ином виде спорта. Среди физических способностей, определяющих высокие достижения спортивных результатов, выделяют консервативные и генетические обусловленные способности, которые с большим трудом поддаются развитию и дальнейшему совершенствованию в процессе многолетней спортивной тренировки.
В процессе отбора, контрольные испытания должны проводиться таким образом, чтобы было возможным определить не только то, что уже умеет делать занимающийся, a то, что он сможет сделать в дальнейшем. Тем самым постараться выявить его способности к умению решать двигательные задачи и умению управлять своими движениями.
Психологические обследования. Роль психологических обследований возрастает на третьем этапе отбора. Психологические обследования позволяют оценить у спортсменов проявление таких качеств, как самостоятельность, спортивное трудолюбие, целеустремленность, способность мобилизоваться в процессе соревновательной деятельности, активность и упорство в спортивной борьбе и т.п.
Социологическое обследование, позволяет выявлять интересы детей к занятиям тем или иным видом спорта. Дает представление об применении наиболее эффективных и интересных средств и методов формирования устойчивого интереса к занятиям и стремлении к достижению высоких спортивных результатов.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что для привлечения детей к занятиям тем или иным видом спорта, необходимо учитывать и основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных. Также необходимо помнить, что здесь, спортивный результат практически не несет в себе информации о перспективности спортсмена, а служит в основном мотивационным фактором, для занятий избранным видом спорта.
Третий этап. Специализированный отбор и подготовка детей для занятий конкретным видом спорта.
Третий этап отбора, проводится с целью поиска перспективных спортсменов для зачисления их в центры олимпийской подготовки. Здесь следует учитывать результаты соревновательной деятельности с учетом экспертной оценки.
Оптимальный способ осуществления ранней специализации.
Правильное осуществление ранней специализации, следует рассматривать, как вступительный этап тренировок. На данном этапе, тренировочный процесс сильно отличается от тренировок взрослых. В этот период в тренировочном процессе решаются другие задачи, которые должны способствовать построению мощного фундамента, для будущей спортивной специализации. В тренировочном процессе необходимо умелое использование сенситивных периодов, для развития необходимых двигательных способностей. Наиболее благоприятный возрастной период между 7 - 11 годами жизни ребенка. В данный возрастной период, закладываются основы двигательных действий, развиваются физические способности детей, прививается интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом. Приобретенный в этот период большой двигательный объем, способствует более быстрому овладению технически сложных упражнений. При планировании тренировочного процесса необходимо помнить общий принцип – дозирование специальных упражнений должно быть систематическим и постепенным.
Один из главных принципов ранней специализации - «Торопись медленно». Акцент в данном принципе делается на процесс всесторонней двигательной подготовки, на развитие всех двигательных способностей, с применением соответствующих возрасту и физическому развитию юных спортсменов общеразвивающих и специальных упражнений.
«Необходимость индивидуального подхода к процессу тренировки спортсменов».
Высокий уровень спортивных достижений спортсменов достигается не только за счет их хорошей физической, технической, психологической и других видов подготовки, но и за счет грамотного подхода к тренировочному процессу, способности рационально им управлять и своевременно измять и совершенствовать. В определенные исторические промежутки времени, меняются взгляды, корректируются принципы, совершенствуется содержание и формы тренировочного процесса. В определенные годы считалось, что интенсификация процесса подготовки способствует достижению высоких результатов. На современном этапе успешность тренировочного процесса связывают с оптимизацией различных компонентов тренировочного процесса на фоне максимальной реализации индивидуальных резервов на различных этапах многолетнего тренировочного процесса.
Таким образом, для достижения высоких результатов, необходимо постоянно изучать современные тенденции в тренировочном процессе по избранному виду спорта, совершенствовать подходы к обучению, и постоянно самосовершенствоваться в избранном виде спорта.
В многолетнем тренировочном процессе, так же необходимо помнить и всегда учитывать индивидуальность спортсменов.
Проявление одаренности, ее уровень и характер всегда индивидуальны. У некоторых они проявляются на этапе начальной подготовки, у некоторых позже, но важно помнить, что у многих его необходимо раскрыть с помощью правильно подобранных упражнений, и умелом использовании различных форм проведения занятий.
Систематизация эффективных основ управления тренировочным процессом натолкнула на необходимость создания модельных характеристик, среди которых выделяют следующие:
- модели спортсменов будущего;
- модели объективизации управления тренировочным процессом;
- модели для прогноза надежности выступления спортсменов.
В состоянии и уровне подготовленности спортсменов, выделяют следующие компоненты моделей:
- уровень развития сторон подготовленности;
- функциональные возможности;
- внешние морфологические признаки;
- возраст и спортивный стаж;
- способность к восстановлению после больших физических и психических нагрузок.
Использование модельных характеристик, помогают более продуктивно в ориентации спортсмена, обеспечивают должную соразмерность составляющих спортивного мастерства, акцентируют внимание на отстающие физические способности.
«Одаренности спортсменов, способности и талант».
Понятие «способность», «талант», «одаренность спортсменов», не изучаются, как основные факторы, сопутствующие достижению высокого спортивного результата.
Талант – встречается довольно редко, явление уникальное. Спортивный талант, определяется следующими факторами: наследственность, биологический возраст, особенности телосложения, биохимические параметры, работоспособность.
Одаренность - качественно своеобразное сочетание высокоразвитых моторных, функциональных и психологических качеств индивида, создающих возможность успеха в конкретной спортивной специализации.
Одаренность и талан – с одной стороны, способность - с другой, как бы разны. Говоря о таланте или одаренности, подчеркивают прирожденный характер данного человека, а, говоря о способности, подчеркивают его возможность что- то делать.
Под одаренностью ребенка, понимают, любые ранние признаки необычных способностей. К оценке индивидуальности ребенка, можно подойти более обоснованно, если опираться на сведения, о возрастной одаренности и разных вариантах, типах хода возрастного развития.
Сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биологических особенностей человека, однонаправлено влияющих на успешность какого- либо вида деятельности, называют – двигательная одаренность.
Способности, также развиваются в процессе онтогенеза, под влиянием социальных воздействий. Природная или «врожденная» одаренность, может помочь на пути к достижению успеха
Таким образом, знание требований, которые предъявляет конкретный вид спорта к будущим спортсменам, и задатки, которыми должен обладать юный спортсмен, важно учитывать при отборе детей, на разных этапах.
Но при всем при этом, необходимо понимать, что на одном таланте высоких спортивных результатов не достичь. Без планомерного обоснованного тренировочного процесса, талант не будет развиваться и соответственно спортивных результатов не будет.
На современном этапе развития спорта, для того, чтобы достигались высокие спортивные результаты, необходимо постоянно изучать и совершенствовать свои знания. Основываться не только на своих чувствах, но и использовать обоснованно подобранные тесты, для конкретного вида спорта, постоянно отслеживать новые тенденции в тренировочном процессе, изучать опыт заслуженных тренеров. В федеральных государственных стандартах и программах многолетней подготовки по видам спорта, практически не уделяется внимание для выявления одаренных детей. Большинство программ делается на основе результатов отдельных групп детей, не учитывая географического положения, социальной обстановки и тд.
Хотя в научно- методической литературе постоянно идут дискуссии по поводу спортивного отбора, но в последнее время нет никаких новых научно обоснованных методов, тем самым возвращая к ранее предложенным формам спортивного отбора. Таким образом, для получения высоких спортивных результатов, может теряться время, то есть увеличивается время на подготовку спортсмена высокого класса, что в настоящее время не является хорошим показателем в развитии отечественной спортивной системе.
Список литературы
- Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости: Очерки. – М.: ФиС, 1956.
- Коробков А.В. Новое в физиологии спорта. Л., 1961.
- Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1970.
- Сальников В.А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры, 2002, №4.
- Староста В. Современная система отбора юных спортсменов для занятий спортом // Теория и практика физической культуры, 2003, №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ОТБОРА ЮНЫХ АКРОБАТОВ
ПЛАН:1. МЕТОДИКА ОТБОРА ЮНЫХ АКРОБАТОВ 7 ЛЕТ2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАДАТКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ3....
Современная подготовка юных спортсменов. Педагогический контроль в подготовке юных спортсменов .
Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективнос...
Презентация. Общие основы обучения технике волейбола юных спортсменов
Презентация. Общие основы обучения технике волейбола юных спортсменов...
ПРОБЛЕМА ОТБОРА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ.
Процесс отбора касается молодого человека, желающего заниматься сортом. Поэтому стоит исключать моменты, которые унижали бы его достоинство или оттолкнули от проявления двигательной активности. Процес...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Основы построения тренировочного процесса юных спортсменов
Под характеристикой построения понимают совокупность структурных компонентов, направленность тренировочных нагрузок. Между тем, для организации тренировочного процесса юных спортсменов нужно знать осн...
Методическая разработка "Совершенствование методики отбора юных спортсменов ДЮСШ по волейболу
Материал посвящен спортивному отбору по волейболу...
Современная подготовка юных спортсменов. Построение тренировки юных спортсменов.
Спортивные занятия с юными спортсменами строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Их эффективность в значительной степени зависит от рациональной ...