Использование современных образовательных технологий и методик на уроках физической культуры
статья по физкультуре (9, 10, 11 класс)

Рожина Елена Сергеевна

Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. Поэтому современный педагог должен в совершенстве владеть знаниями в области этих технологий и успешно применять их на своих уроках. Учитель, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческий потенциал обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii._opyt_raboty.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

  Рожина Елена Сергеевна,

                   учитель физической культуры

                  МБОУ г. Кургана «Лицей №12»

Использование современных технологий и методик

 на уроках физической культуры

        Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. Поэтому современный педагог должен в совершенстве владеть знаниями в области этих технологий и успешно применять их на своих уроках. Учитель, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческий потенциал обучающихся.

           Метод проектов в предметном обучении  создание комфортных условий обучения, таких , при которых ученик успешен, проявляет свою интеллектуальную состоятельность и самостоятельность. Введение элементов проектной деятельности  и её развитие позволяют  мне уйти от разнообразия  образовательной среды и монотонности учебного процесса, создают условия для смены видов работы. Учитывая, что метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность  учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определённого отрезка времени, как учитель организую условия для его внедрения. При выполнении проекта обучающиеся  решают поставленную проблему, учатся применять знания  из различных областей науки, техники. Результаты выполненных проектов являются «осязаемыми», если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроках и внеклассных мероприятиях). Преимущества этой технологии:

- проекты позволяют ученику быть успешным;

- высокая мотивация;

-  связь полученных знаний с реальной жизнью;

- воспитание настойчивости в достижении цели.

        Здоровьесберегающие технологии.

        Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место в профессиональной деятельности отводиться здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Как учитель, я должна на уроке создать условия для сохранения здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование  представления о здоровье  как ценности, мотивация на ведение здорового образа жизни. Поэтому:

- на уроках соблюдаю требования САНПиНА;

- создаю обстановку доброжелательности. Положительного эмоционального настроя. Применяю оздоровительные и профилактические технологии:

- дыхательная и звуковая гимнастика;

- гимнастика, формирующая осанку;

- корригирующая гимнастика;

- суставная гимнастика;

- самомассаж.

Постоянно ведётся контроль  за соответствием требованиям техники безопасности.

        Технология уровневой дифференциации. С помощью применения технологии уровневой дифференциации в обучении на уроках физкультуры можно укрепить здоровье и развивать двигательную активность обучающихся. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у детей, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, возможность каждому реализоваться, добиваться успеха. Данный вид технологии может быть применен по следующим направлениям:

- задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к предмету;

- учет не только достигнутого результата, но и динамики изменений физической подготовленности обучаемого;

- распределение обучающихся на группы с учетом состояния здоровья;

- для обучающихся, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны и утверждены темы рефератов, либо они привлекаются к судейству, оценке работы одноклассников на уроке;

- привлечение обучающихся на дополнительные занятия различными видами спорта и внутришкольные соревнования;

- участие одаренных детей в соревнованиях различных уровней.

        Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента с помощью применения комплекса методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий.

Применяя современную обучающую технологию дифференцированного обучения  провожу в лицее следующие мероприятия:

- работа с одарёнными учащимися;

- распределение учащихся на медицинские группы;

- тестирование для определения уровня физической подготовленности  в начале учебного года (входной контроль);

-повторное тестирование учащихся  и мониторинг роста физической подготовленности учащихся в конце учебного года;

 - работа с учащимися среднего уровня физического развития на дополнительным  занятиях и привлечение их к лицейским спортивным мероприятиям;

- тематический опрос для учеников, освобождённых по состоянию здоровья от занятий  физической культуры на длительное время.

              Технология личностно-ориентированного обучения. Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством учебных предметов. Современный урок физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. В начале учебного года выявить уровень физической подготовленности с помощью тестов и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских карт). Личностно - ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости учеников по физической культуре, а учащимся с высоким уровнем не интересно на уроках, рассчитанным на среднего ученика. Помимо деления обучающихся на основную и подготовительную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей еще на несколько групп (категорий):

- совершенно здоровые дети, но не желающие трудиться;

- дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;

- плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;

- хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно. Поэтому и необходимо дифференцирование  задач,  содержания, темпа освоения программного материала и оценки достижений.

        На  своих уроках я не только обучаю важным двигательным умениям, но и воспитываю потребность самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Своей задачей считаю помочь каждому ребёнку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, т.е. осуществлять личностно – ориентированный подход при обучении и воспитании.

        Игровая технология.  Практика показывает, что применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальности. Каждому возрасту соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения. Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.

        Игровая деятельность на уроках в лицее  дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.

        Особое внимание следует уделять подвижным играм в начальном и среднем звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений.

        Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) во внеурочной деятельности и на уроках делает предмет физическая культура современным. Составными частями ИКТ являются электронный, программный и информационный компоненты, совместное функционирование которых позволяет решать задачи, поставляемые развитием общества. Не смотря на то, что урок физкультуры - это практика, здесь есть место и теории. Учителю необходимо находить и использовать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Современные педагогические технологии, а так же использование Интернет – ресурсов, новых информационных технологий, дают возможность педагогу достичь максимальных результатов.

        ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала. Информационно коммуникативные технологии позволяют решить проблему поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся. Использование презентаций на уроках позволяет более подробно и наглядно предоставлять теоретический материал, что делает процесс образования наиболее эффективным. Этот вид работы может быть использован при изучении техники выполнения разучиваемых движений, так как с помощью наглядной картинки данное движение можно разбивать не только на этапы выполнения, но и более короткие фрагменты и создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий. С помощью презентации также можно доступно объяснить правила спортивных игр, тактические действия игроков, красочно преподнести исторические события, биографии спортсменов. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти.

Создание флеш-презентаций и видеороликов с комплексами общеразвивающих упражнений  могут стать помощниками учителю. Такой материал может быть использован также учителями – предметниками при проведении утренней зарядки.

Одним из видов домашнего задания может быть создание презентации по темам «Здоровый образ жизни и я», «Способы закаливания», «Вредные привычки» «Гимнастика» и т.д. Ребята могут выполнять такие задания как самостоятельно, так и в группах, что позволяет переходить им к выполнению проектов, проявляя свое творчество.

        Во внеурочной работе также можно использовать ИКТ: представление команд, оформление соревнований, описание конкурсов и т.д.

        Электронные образовательные ресурсы также позволяют обучающимся дома более подробно познакомиться с изученной темой на уроке, найти необходимые упражнения для совершенствования своих физических качеств и пополнить багаж своих знаний в области физической культуры и здорового образа жизни.

        Метод круговой тренировки – основная цель: эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жёсткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений.

        При организации занятий методом круговой тренировки после подготовительной части учащиеся распределяются по группам (4-5 человек, в зависимости от уровня физической подготовленности. На месте проведения занятий определяются «станции» для выполнения физических упражнений. На каждой  «станции» находятся карточка – задание, в которой определены задачи и способы их решения. По команде  учителя школьники начинают одновременно выполнять упражнения. Каждый на своей «станции». По окончании запланированного времени учащиеся переходят на другую «станцию».        

                                                                           Список литературы:

        1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.

         2. Дополнительная общеразвивающая программа для одаренных детей и талантливой молодежи «Программа деятельности  школьного физкультурно – спортивного клуба «Тридцаточка». /авт.-сост: Е.В.Моргунова — Курган, 2016;

        3. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников / И.В. Еркомайшвили - Екатеринбург: - 2004. - 118с.

        4. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск,2007 г.

         6.Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004г.  

             Источникhttps://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=788316#text


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные технологии применяемые на уроках физической культуры.

В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенич...

О выборе, внедрении и результатах использования современных образовательных технологий (СОТ) на уроках математики

Справка о выборе, внедрении и результатах использования современных образовательных технологий (СОТ) на уроках математики...

Использование современных образовательных технологий (СОТ) на уроках обществознания

Выьор СОТ на уроках обществознания производится в соответствии с федеральными и регисональными приоритетами. В своей работе использую следующие современные образовательные технологии: проблемно-посико...

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения физической культуре.

Закон РФ "Об образовании" предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности,создание условий для ее самореализации.И сегодня создан инструмент,позволяющий решит...

Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе

Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе...