рабочая программа по физической культуре ФГОС третьего поколения.
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

 

Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Физическая культура»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prp_fizicheskaya_kultura._osnovnoe_obshchee_obrazovanie.docx78.75 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная рабочая программа по физической культуре на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02 .06 .2020 г )

Пояснительная записка.

Примерная рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 5—9 классов общеобразовательных организаций представляет собой методически оформленную конкретизацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего среднего образования и раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание

Общая характеристика учебного предмета

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

При создании Примерной рабочей программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для   самоопределения,    саморазвития    и    самоактуализации В Примерной рабочей программе нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания школьного образования, внедрению новых методик и технологий в учебно-воспитательный процесс

В своей социально-ценностной ориентации Примерная рабочая программа сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развития жизненно важных физических качеств. Программа обеспечивает преемственность с Примерной рабочей программой начального среднего общего образования, предусматривает возможность активной подготовки учащихся к выполнению нормативов «Президентских состязаний» и «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО»

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Общей целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха В Примерной рабочей программе для 5—9 классов данная цель конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических, психических и нравственных качеств, творческом использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом

Развивающая направленность Примерной рабочей програм-

мы определяется вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся, яв- ляющихся основой укрепления их здоровья, повышения на- дёжности и активности адаптивных процессов. Существенным достижением данной ориентации является приобретение школьниками знаний и умений в организации самостоятельных форм занятий оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной физической культурой, возможностью познания своих физических способностей и их целенаправленного развития .

Воспитывающее значение Примерной рабочей программы заключается в содействии активной социализации школьников на основе осмысления и понимания роли и значения мирового и российского олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и современному развитию В число практических результатов данного направления входит формирование положительных навыков и умений в общении и взаимодействии со сверстниками и учителями физической культуры, организации совместной учебной и консультативной деятельности .

Центральной идеей  конструирования  учебного  содержания и планируемых результатов образования в основной школе яв- ляется воспитание целостной личности учащихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на ос- нове содержания учебной дисциплины «Физическая  культу- ра», которое представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о физиче- ской культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование).

В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла, содержа- ние Примерной рабочей программы представляется системой модулей, которые входят структурными компонентами в раз- дел «Физическое совершенствование»

Инвариантные модули включают в себя содержание  базо- вых видов спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки), спортивные игры, плавание Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовлен- ность учащихся, освоение ими технических действий и физи- ческих упражнений.

Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного реги- она или образовательной организации, модуль «Спорт» может разрабатываться учителями физической культуры на основе содержания базовой физической подготовки, национальных видов спорта, современных оздоровительных систем В насто- ящей Примерной рабочей программе в помощь учителям фи- зической культуры в рамках данного модуля, представлено примерное содержание «Базовой физической подготовки»

Содержание Примерной рабочей программы изложено по го- дам обучения, где для каждого класса предусмотрен раздел

«Универсальные учебные действия», в котором раскрывается вклад предмета в формирование познавательных, коммуника- тивных и регулятивных действий, соответствующих возможно- стям и особенностям школьников данного возраста Личностные достижения непосредственно связаны с конкретным содержани- ем учебного предмета и представлены по мере его раскрытия

Содержание рабочей программы, раскрытие личностных и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отража- ют ведущие идеи учебных предметов основной школы и под- чёркивают её значение для формирования готовности учащих- ся к дальнейшему образованию в системе среднего полного или среднего профессионального образования

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисци- плины «Физическая культура» в основной школе  составляет 510 часов (три часа в неделю в каждом классе)  На модульный

блок «Базовая физическая подготовка» отводится 150 часов из общего объёма (один час в неделю в каждом классе)

При подготовке Примерной рабочей программы учитыва- лись личностные и метапредметные результаты, зафиксиро- ванные в Федеральном государственном образовательном стан- дарте основного общего образования и в «Универсальном кодификаторе элементов содержания и требований к результа- там освоения основной образовательной программы основного общего образования» .

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

5 КЛАСС

Знания о физической культуре. Физическая культура в ос- новной школе: задачи, содержание и формы организации заня- тий. Система дополнительного обучения физической культуре; организация спортивной работы в общеобразовательной шко- ле .

Физическая культура и здоровый образ жизни: характери- стика основных форм занятий физической культурой, их связь с укреплением здоровья, организацией отдыха и досуга .

Исторические сведения об Олимпийских играх Древней Гре- ции, характеристика их содержания и правил спортивной борьбы Расцвет и завершение истории Олимпийских игр древ- ности .

Способы самостоятельной деятельности. Режим дня и его значение для учащихся школы, связь с умственной работоспо- собностью Составление индивидуального режима дня; опреде- ление основных индивидуальных видов деятельности, их вре- менных диапазонов и последовательности в выполнении

Физическое развитие человека, его показатели и способы из- мерения .  Осанка как показатель физического развития, прави- ла предупреждения её нарушений в условиях учебной и быто- вой деятельности. Способы измерения и оценивания осанки Составление комплексов физических упражнений с коррекци- онной направленностью и правил их самостоятельного прове- дения .

Проведение самостоятельных занятий физическими упраж- нениями на открытых площадках и в домашних условиях; под- готовка мест занятий, выбор одежды и обуви; предупреждение травматизма .

Оценивание состояния организма в покое и после физиче- ской нагрузки в процессе самостоятельных занятий физиче- ской культуры и спортом .

Составление дневника физической культуры .

Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоро- вительная деятельность. Роль и значение физкультурно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни современного человека Упражнения утренней зарядки и физ- культминуток, дыхательной и зрительной гимнастики в про- цессе учебных занятий; закаливающие процедуры после заня-

тий утренней зарядкой Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов; развитие координации; формирование телосложения с использованием внешних отягощений

Спортивно-оздоровительная деятельность. Роль и значение спортивно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни современного человека

Модуль «Гимнастика». Кувырки вперёд и назад в группи- ровке; кувырки вперёд ноги «скрестно»; кувырки назад из стойки на лопатках (мальчики) Опорные прыжки через гим- настического козла ноги врозь  (мальчики);  опорные  прыжки на гимнастического козла с последующим спрыгиванием (де- вочки)

Упражнения на низком гимнастическом бревне: передвиже- ние ходьбой с поворотами кругом и на 90°, лёгкие подпрыги- вания; подпрыгивания толчком двумя ногами; передвижение приставным шагом (девочки) Упражнения на гимнастической лестнице: перелезание приставным шагом правым и левым бо- ком; лазанье разноимённым способом по диагонали и одно- имённым способом вверх Расхождение на гимнастической ска- мейке правым и левым боком способом «удерживая за плечи» Модуль «Лёгкая атлетика». Бег на длинные дистанции с равномерной скоростью передвижения с высокого старта; бег на короткие дистанции с максимальной скоростью передвиже- ния Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыж-

ки в высоту с прямого разбега

Метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень; метание малого мяча на дальность с трёх шагов раз- бега

Модуль «Зимние виды спорта». Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом; повороты на лыжах пере- ступанием на месте и в движении по учебной дистанции; подъ- ём по пологому склону способом «лесенка» и спуск в основной стойке; преодоление небольших бугров и впадин при спуске с пологого склона

Модуль «Спортивные игры». Баскетбол Передача мяча дву- мя руками от груди, на месте и в движении; ведение мяча на месте и в движении «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; бро- сок мяча в корзину двумя руками от груди с места; ранее раз- ученные технические действия с мячом

Волейбол Прямая нижняя подача мяча; приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху на месте и в движении; ра- нее разученные технические действия с мячом

Футбол Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы с небольшого разбега; остановка катящегося мяча спо- собом «наступания»; ведение мяча «по прямой», «по кругу» и

«змейкой»; обводка мячом ориентиров (конусов) Совершенствование техники ранее разученных гимнастиче-

ских и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атле- тики и зимних видов спорта, технических действий спортив- ных игр

Модуль «Спорт». Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных си- стем физической культуры, национальных видов спорта, куль- турно-этнических игр.

Знания о физической культуре. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения в современном мире; роль Пье- ра де Кубертена в их становлении и развитии  Девиз, символи- ка и ритуалы современных Олимпийских игр История органи- зации и проведения первых Олимпийских игр современности; первые олимпийские чемпионы.

Способы самостоятельной деятельности. Ведение дневника физической культуры Физическая подготовка и её влияние на развитие систем организма, связь с укреплением здоровья; фи- зическая подготовленность как результат физической подго- товки .

Правила и способы самостоятельного развития физических качеств. Способы определения индивидуальной физической нагрузки. Правила проведения измерительных процедур по оценке физической подготовленности Правила техники вы- полнения тестовых заданий и способы регистрации их резуль- татов .

Правила и способы составления плана самостоятельных за- нятий физической подготовкой.

Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоро- вительная деятельность. Правила самостоятельного зака- ливания организма с помощью воздушных и солнечных ванн, купания в естественных водоёмах Правила техники безопас- ности и гигиены мест занятий физическими упражнениями

Оздоровительные комплексы: упражнения для коррекции телосложения с использованием дополнительных отягощений; упражнения для профилактики нарушения зрения во время

учебных занятий и работы за компьютером; упражнения для физкультпауз, направленных на поддержание оптимальной ра- ботоспособности мышц опорно-двигательного аппарата в режи- ме учебной деятельности .

Спортивно-оздоровительная   деятельность.   Модуль

«Гимнастика». Акробатическая комбинация из общеразвива- ющих и сложно координированных упражнений, стоек и ку- вырков, ранее разученных акробатических упражнений

Комбинация из стилизованных общеразвивающих упражне- ний и сложно-координированных упражнений ритмической гимнастики, разнообразных движений руками и ногами с раз- ной амплитудой и  траекторией,  танцевальными  движениями из ранее разученных танцев (девочки) .

Опорные прыжки через гимнастического козла с разбега спо- собом «согнув ноги» (мальчики) и способом «ноги врозь» (де- вочки).

Гимнастические комбинации на низком гимнастическом бревне с использованием стилизованных общеразвивающих и сложно-координированных упражнений, передвижений шагом и лёгким бегом, поворотами с  разнообразными  движениями рук и ног, удержанием статических поз (девочки) .

Упражнения на невысокой гимнастической перекладине: висы; упор ноги врозь; перемах вперёд и обратно (мальчики)

Лазанье по канату в три приёма (мальчики) .

Модуль «Лёгкая атлетика» Старт с опорой на одну руку и последующим ускорением; спринтерский и гладкий равномер- ный бег по учебной дистанции; ранее разученные беговые упражнения .

Прыжковые упражнения: прыжок в высоту с разбега спосо- бом «перешагивание»; ранее разученные прыжковые упражне- ния в длину и высоту; напрыгивание и спрыгивание.

Метание малого (теннисного) мяча в подвижную (раскачива- ющуюся) мишень .

Модуль «Зимние виды спорта» Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом; преодоление небольших трамплинов при спуске с пологого склона в низкой стойке; ра- нее разученные упражнения лыжной подготовки; передвиже- ния по учебной дистанции, повороты, спуски, торможение .

Модуль «Спортивные игры». Баскетбол Технические дей- ствия игрока без мяча: передвижение в стойке баскетболиста; прыжки вверх толчком одной ногой и приземлением на другую ногу; остановка двумя шагами и прыжком.

Упражнения с мячом: ранее разученные упражнения в веде- нии мяча в разных направлениях и по разной траектории, на передачу и броски мяча в корзину .

Правила игры и игровая деятельность по правилам с исполь- зованием разученных технических приёмов .

Волейбол Приём и передача мяча двумя руками снизу в раз- ные зоны площадки команды соперника Правила игры и игро- вая деятельность по правилам с использованием разученных технических приёмов в подаче мяча, его приёме и передаче двумя руками снизу и сверху.

Футбол  Удары по катящемуся мячу с разбега   Правила игры и игровая деятельность по правилам с использованием разучен- ных технических приёмов в остановке и передаче мяча, его ведении и обводке .

Совершенствование техники ранее разученных гимнастиче- ских и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атле- тики и зимних видов спорта, технических действий спортив- ных игр .

Модуль «Спорт». Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных си- стем физической культуры, национальных видов спорта, куль- турно-этнических игр .

7 КЛАСС

Знания о физической культуре. Зарождение олимпийского движения  в  дореволюционной  России;  роль  А Д  Бутовского в развитии отечественной системы физического воспитания и спорта Олимпийское движение в СССР и современной России; характеристика основных этапов развития Выдающиеся со- ветские и российские олимпийцы

Влияние занятий физической культурой и спортом на воспи- тание положительных качеств личности современного челове- ка

Способы самостоятельной деятельности. Правила техники безопасности и гигиены мест занятий в процессе выполнения физических упражнений на открытых площадках Ведение дневника по физической культуре

Техническая подготовка и её значение для человека; основ- ные правила технической подготовки Двигательные действия как основа технической подготовки; понятие двигательного умения и двигательного навыка  Способы оценивания техники

двигательных действий и организация процедуры оценивания Ошибки при разучивании техники выполнения двигательных действий, причины и способы их предупреждения при самосто- ятельных занятиях технической подготовкой .

Планирование самостоятельных занятий технической подго- товкой на учебный год и учебную четверть Составление плана учебного занятия по самостоятельной технической подготовке Способы оценивания оздоровительного эффекта занятий физи- ческой культурой с помощью «индекса Кетле», «ортостатиче- ской пробы», «функциональной пробы со стандартной нагруз- кой» .

Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоро- вительная   деятельность.   Оздоровительные    комплексы для самостоятельных занятий с добавлением ранее разученных упражнений: для коррекции телосложения и профилактики нарушения осанки; дыхательной и зрительной гимнастики в режиме учебного дня .

Спортивно-оздоровительная   деятельность.   Модуль

«Гимнастика» Акробатические комбинации из ранее разучен- ных упражнений с добавлением упражнений ритмической гим- настики (девочки) Простейшие акробатические пирамиды в парах и тройках (девочки) Стойка на голове с опорой на руки; акробатическая комбинация из разученных упражнений в рав- новесии, стойках, кувырках (мальчики) .

Комплекс упражнений степ-аэробики, включающий упраж- нения в ходьбе, прыжках, спрыгивании и запрыгивании с по- воротами разведением рук и ног, выполняемых в среднем и высоком темпе (девочки) .

Комбинация на гимнастическом бревне из ранее разученных упражнений с добавлением упражнений на статическое и ди- намическое равновесие (девочки) Комбинация на низкой гим- настической перекладине из ранее разученных упражнений в висах, упорах, переворотах (мальчики)  Лазанье  по  канату  в два приёма (мальчики) .

Модуль «Лёгкая атлетика». Бег с преодолением препят- ствий способами «наступание» и «прыжковый бег»; эстафет- ный бег Ранее освоенные беговые упражнения с увеличением скорости передвижения и продолжительности выполнения; прыжки с разбега в длину способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешагивание»

Метание малого (теннисного) мяча по движущейся (катящей- ся) с разной скоростью мишени

Модуль «Зимние виды спорта». Торможение и поворот на лыжах упором при спуске с пологого склона; переход с пере- движения попеременным двухшажным ходом на  передвиже- ние одновременным одношажным ходом и обратно во время прохождения учебной дистанции; спуски и подъёмы ранее ос- военными способами .

Модуль «Спортивные игры». Баскетбол Передача и ловля мяча после отскока от пола; бросок в корзину двумя руками снизу и от груди после ведения Игровая деятельность по пра- вилам с использованием ранее разученных технических приё- мов без мяча и с мячом: ведение, приёмы и передачи, броски в корзину .

Волейбол Верхняя прямая подача мяча в разные зоны пло- щадки соперника; передача мяча через сетку двумя руками сверху и перевод мяча за голову Игровая деятельность по пра- вилам с использованием ранее разученных технических приё- мов

Футбол Средние и длинные передачи мяча по прямой и диагонали; тактические действия при выполнении углового удара и вбрасывании мяча из-за боковой линии Игровая дея- тельность по правилам с использованием ранее разученных технических приёмов

Совершенствование техники ранее разученных гимнастиче- ских и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атле- тики и зимних видов спорта, технических действий спортив- ных игр .

Модуль «Спорт». Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных си- стем физической культуры, национальных видов спорта, куль- турно-этнических игр .

8 КЛАСС

Знания о физической культуре. Физическая культура в со- временном  обществе:  характеристика  основных  направлений и форм организации Всестороннее и гармоничное физическое развитие Адаптивная физическая культура, её история и со- циальная значимость

Способы самостоятельной деятельности. Коррекция осанки и разработка индивидуальных планов занятий корригирующей гимнастикой Коррекция избыточной массы тела и разработка индивидуальных планов занятий корригирующей гимнастикой

Составление планов-конспектов для самостоятельных заня- тий спортивной подготовкой Способы учёта индивидуальных особенностей при составлении планов самостоятельных трени- ровочных занятий .

Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоро- вительная деятельность. Профилактика перенапряжения систем организма средствами оздоровительной физической культуры: упражнения мышечной релаксации и регулирова- ния вегетативной нервной системы, профилактики общего утомления и остроты зрения .

Спортивно-оздоровительная   деятельность.   Модуль

«Гимнастика» Акробатическая комбинация из ранее освоен- ных упражнений силовой направленности, с увеличивающим- ся числом технических элементов в стойках, упорах, кувыр- ках, прыжках (юноши).

Гимнастическая комбинация на гимнастическом бревне из ранее освоенных упражнений с увеличивающимся числом тех- нических элементов в прыжках, поворотах и передвижениях (девушки) Гимнастическая комбинация на перекладине с включением ранее освоенных упражнений в упорах и висах (юноши) Гимнастическая комбинация на параллельных бру- сьях с включением упражнений в упоре на руках, кувырка вперёд и соскока (юноши) Вольные упражнения на базе ранее разученных акробатических упражнений и упражнений рит- мической гимнастики (девушки)

Модуль «Лёгкая атлетика». Кроссовый бег; прыжок в дли- ну с разбега способом «прогнувшись» .

Правила проведения соревнований по сдаче норм комплекса ГТО Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО в беговых (бег на короткие и сред- ние дистанции) и технических (прыжки и метание спортивного снаряда) дисциплинах лёгкой атлетики.

Модуль «Зимние виды спорта». Передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом; преодоление естественных препятствий на лыжах широким шагом, перешагиванием, пе- релазанием; торможение боковым скольжением при спуске на лыжах с пологого склона; переход с попеременного двухшаж- ного хода на одновременный бесшажный ход и обратно; ранее разученные упражнения лыжной подготовки в передвижениях на лыжах, при спусках, подъёмах, торможении

Модуль «Плавание». Старт прыжком с тумбочки при плава- нии кролем на груди; старт из воды толчком от стенки бассей-

на при плавании кролем на спине Повороты при плавании кролем на груди и на спине Проплывание учебных дистанций кролем на груди и на спине .

Модуль «Спортивные игры». Баскетбол  Повороты туловища в правую и левую стороны с удержанием мяча двумя руками; передача мяча одной рукой от плеча и снизу; бросок мяча дву- мя и одной рукой в прыжке  Игровая деятельность по правилам с использованием ранее разученных технических приёмов

Волейбол Прямой нападающий удар; индивидуальное бло- кирование мяча в прыжке с места; тактические действия в за- щите и нападении Игровая деятельность по правилам с ис- пользованием ранее разученных технических приёмов

Футбол Удар по мячу с разбега внутренней частью подъёма стопы; остановка мяча внутренней стороной стопы Правила игры в мини-футбол; технические и тактические действия Игровая деятельность по правилам мини-футбола с использова- нием ранее разученных технических приёмов (девушки) Игро- вая деятельность по правилам классического футбола с исполь- зованием ранее разученных технических приёмов (юноши)

Совершенствование техники ранее разученных гимнастиче- ских и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атле- тики и зимних видов спорта, технических действий спортив- ных игр

Модуль «Спорт». Физическая подготовка к выполнению нормативов Комплекса ГТО с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных си- стем физической культуры, национальных видов спорта, куль- турно-этнических игр

9 КЛАСС

Знания о физической культуре. Здоровье и здоровый образ жизни, вредные привычки и их пагубное влияние на здоровье человека  Туристские походы как форма организации здорово- го образа жизни Профессионально-прикладная физическая культура

Способы самостоятельной деятельности. Восстановительный массаж как средство оптимизации работоспособности, его пра- вила и приёмы во время самостоятельных занятий физической подготовкой Банные процедуры как средство укрепления здо- ровья Измерение функциональных резервов организма Ока- зание первой помощи на самостоятельных занятиях физиче- скими упражнениями и во время активного отдыха

Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоро- вительная  деятельность.  Занятия  физической  культурой и режим питания Упражнения для снижения избыточной мас- сы тела Оздоровительные, коррекционные и профилактиче- ские мероприятия в режиме двигательной активности старше- классников.

Спортивно-оздоровительная   деятельность.   Модуль

«Гимнастика». Акробатическая комбинация с включением длинного кувырка с разбега и кувырка назад в упор, стоя ноги врозь (юноши) Гимнастическая комбинация на высокой пере- кладине, с включением элементов размахивания и соскока впе- рёд прогнувшись (юноши) Гимнастическая комбинация на параллельных  брусьях,  с  включением  двух  кувырков  вперёд с опорой на руки (юноши) Гимнастическая комбинация на гимнастическом бревне, с включением полушпагата, стойки на колене с опорой на руки и отведением ноги назад (девушки) Черлидинг: композиция упражнений с построением пирамид, элементами степ-аэробики, акробатики и ритмической гимна- стики (девушки).

Модуль «Лёгкая атлетика». Техническая подготовка в бе- говых и прыжковых упражнениях: бег на короткие и длинные дистанции; прыжки в длину способами «прогнувшись» и «со- гнув ноги»; прыжки в высоту способом «перешагивание» Тех- ническая подготовка в метании спортивного снаряда с разбега на дальность .

Модуль «Зимние виды спорта». Техническая подготовка в передвижении лыжными ходами по учебной дистанции: попе- ременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход, способы перехода с одного лыжного хода на другой

Модуль «Плавание». Брасс: подводящие упражнения и плавание в полной координации Повороты при плавании брас- сом .

Модуль «Спортивные игры». Баскетбол Техническая подго- товка в игровых действиях: ведение, передачи, приёмы и бро- ски мяча на месте, в прыжке, после ведения

Волейбол Техническая подготовка в игровых действиях: по- дачи мяча в разные зоны площадки соперника; приёмы и пе- редачи на месте и в движении; удары и блокировка

Футбол Техническая подготовка в игровых действиях: веде- ние, приёмы и передачи, остановки и удары по мячу с места и в движении

Совершенствование техники ранее разученных гимнастиче- ских и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атле-

тики и зимних видов спорта; технических действий спортив- ных игр .

Модуль «Спорт». Физическая подготовка к выполнению нормативов Комплекса ГТО с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных си- стем физической культуры, национальных видов спорта, куль- турно-этнических игр .

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- Готовность проявлять интерес к истории и развитию физиче- ской культуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся отечественных спортсменов-олим- пийцев;

- готовность отстаивать символы Российской Федерации во время спортивных соревнований, уважать традиции и прин- ципы современных Олимпийских игр и олимпийского дви- жения;

- готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного взаимодействия при организации, планиро- вании и проведении совместных занятий физической куль- турой и спортом, оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга;

- готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятий физической культурой, уча- стия в спортивных мероприятиях и соревнованиях;

- готовность оказывать первую медицинскую помощь при трав- мах и ушибах, соблюдать правила техники безопасности во время совместных занятий физической культурой и спортом;

- стремление к физическому совершенствованию, формирова- нию  культуры  движения  и  телосложения,  самовыражению в избранном виде спорта;

- готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом на основе научных представлений о за- кономерностях физического развития и физической подго- товленности с учётом самостоятельных наблюдений за изме- нением их показателей;

- осознание здоровья как базовой ценности человека, призна- ние объективной необходимости в его укреплении и длитель- ном сохранении посредством занятий физической культурой и спортом;

- осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое, психическое и социальное здоровье человека;

- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осу- ществлять профилактические мероприятия по регулирова- нию эмоциональных напряжений, активному восстановле-

нию организма после значительных умственных и физических нагрузок;

- готовность соблюдать правила безопасности во время заня- тий физической культурой и спортом, проводить гигиениче- ские и профилактические мероприятия по организации мест занятий, выбору спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

- готовность соблюдать правила и требования к организации бивуака во время туристских походов, противостоять дей- ствиям и поступкам, приносящим вред окружающей среде;

- освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм об- щения и поведения при выполнении учебных заданий на уроках физической культуры, игровой и соревновательной деятельности;

- повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической культурой, планировании их содержа- ния и направленности в зависимости от индивидуальных ин- тересов и потребностей;

- формирование представлений об основных понятиях и тер- минах физического воспитания и спортивной тренировки, умений руководствоваться ими в познавательной и практи- ческой деятельности, общении со сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия:

- проводить сравнение соревновательных упражнений Олим- пийских игр древности и современных Олимпийских игр, выявлять их общность и различия;

- осмысливать Олимпийскую хартию как основополагающий документ современного олимпийского движения, приводить примеры её гуманистической направленности;

- анализировать влияние занятий физической культурой и спор- том на воспитание положительных качеств личности, устанав- ливать возможность профилактики вредных привычек;

- характеризовать туристские походы как форму активного отдыха, выявлять их целевое предназначение в сохранении и укреплении здоровья; руководствоваться требованиями техники безопасности во время передвижения по маршруту и организации бивуака;

- устанавливать причинно-следственную связь между плани- рованием режима дня и изменениями показателей работо- способности;

- устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и выявлять причины нарушений, из- мерять индивидуальную форму и составлять комплексы упражнений по профилактике и коррекции выявляемых на- рушений;

- устанавливать причинно-следственную связь между  уров- нем развития физических качеств, состоянием здоровья и функциональными возможностями основных систем орга- низма;

- устанавливать причинно-следственную связь между каче- ством владения техникой физического упражнения и воз- можностью возникновения травм и ушибов во время само- стоятельных занятий физической культурой и спортом;

- устанавливать причинно-следственную связь между подго- товкой мест занятий на открытых площадках и правилами предупреждения травматизма

Универсальные коммуникативные действия:

- выбирать, анализировать  и  систематизировать  информа- цию из разных источников об образцах  техники  выполне- ния разучиваемых упражнений, правилах планирования самостоятельных занятий физической и технической подго- товкой;

- вести наблюдения за развитием физических качеств, сравни- вать их показатели с данными возрастно-половых стандар- тов, составлять планы занятий на основе определённых пра- вил и регулировать нагрузку по частоте пульса и внешним признакам утомления;

- описывать и анализировать технику разучиваемого упраж- нения, выделять фазы и элементы движений, подбирать под- готовительные упражнения и планировать последователь- ность решения задач обучения; оценивать эффективность обучения посредством сравнения с эталонным образцом;

- наблюдать, анализировать и контролировать технику выпол- нения физических упражнений другими учащимися, срав- нивать её с эталонным образцом, выявлять ошибки и пред- лагать способы их устранения;

- изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративно- го образца» разучиваемого упражнения, рассматривать и мо- делировать появление ошибок, анализировать возможные причины их появления, выяснять способы их устранения Универсальные учебные регулятивные действия:

- составлять и выполнять индивидуальные комплексы физи- ческих упражнений с разной функциональной направленно-

стью, выявлять особенности их воздействия на состояние организма, развитие его резервных возможностей с помощью процедур контроля и функциональных проб;

- составлять и выполнять акробатические и гимнастические комплексы упражнений, самостоятельно разучивать слож- но-координированные упражнения на спортивных снарядах;

- активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности, ориентироваться на указания учителя и пра- вила игры при возникновении конфликтных и нестандарт- ных ситуаций, признавать своё право и право других на ошибку, право на её совместное исправление;

- разучивать и выполнять технические действия в игровых ви- дах спорта, активно взаимодействуют при совместных такти- ческих действиях в защите и нападении, терпимо относится к ошибкам игроков своей команды и команды соперников;

- организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять способы и приёмы помощи в зависимости от характера и признаков полученной травмы

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5 класс

К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

- выполнять требования безопасности на уроках физической культуры, на самостоятельных занятиях физическими упражнениями в условиях активного отдыха и досуга;

- проводить измерение индивидуальной осанки и сравнивать её показатели со стандартами, составлять комплексы упраж- нений по коррекции и профилактике её нарушения, плани- ровать их выполнение в режиме дня;

- составлять дневник физической культуры и вести в нём на- блюдение за показателями физического развития и физиче- ской подготовленности, планировать содержание и регуляр- ность проведения самостоятельных занятий;

- осуществлять профилактику утомления во время учебной деятельности, выполнять комплексы упражнений физкульт- минуток, дыхательной и зрительной гимнастики;

- выполнять комплексы упражнений оздоровительной физи- ческой культуры на развитие гибкости, координации и фор- мирование телосложения;

- выполнять опорный прыжок с разбега способом «ноги врозь» (мальчики) и способом «напрыгивания с последующим спры- гиванием» (девочки);

- выполнять упражнения в висах и упорах на низкой гимна- стической перекладине (мальчики); в передвижениях по гимнастическому бревну ходьбой и приставным шагом с по- воротами, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с про- движением (девочки);

- передвигаться по гимнастической стенке приставным шагом, лазать разноимённым способом вверх и по диагонали;

- выполнять бег с равномерной скоростью с высокого старта по учебной дистанции;

- демонстрировать технику прыжка в длину с разбега спосо- бом «согнув ноги»;

- передвигаться на лыжах попеременным двухшажным ходом (для бесснежных районов — имитация передвижения);

- демонстрировать технические действия в спортивных играх: баскетбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных направлениях; приём и передача мяча двумя руками от груди

с места и в движении); волейбол (приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху с места и в движении, прямая нижняя подача);

футбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных на- правлениях, приём и передача мяча, удар по неподвижному мячу с небольшого разбега);

- тренироваться в упражнениях общефизической и специаль- ной физической подготовки с учётом индивидуальных и воз- растно-половых особенностей

  1. класс

К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

- характеризовать Олимпийские игры современности как международное культурное явление, роль Пьера де Куберте- на в их историческом возрождении; обсуждать историю воз- никновения девиза, символики и ритуалов Игр;

- измерять индивидуальные показатели физических качеств, определять их соответствие возрастным нормам и подбирать упражнения для их направленного развития;

- контролировать режимы физической нагрузки по частоте пуль- са и степени утомления организма по внешним признакам во время самостоятельных занятий физической подготовкой;

- готовить места для самостоятельных занятий физической культурой и спортом в соответствии с правилами техники безопасности и гигиеническими требованиями;

- отбирать упражнения оздоровительной физической культу- ры и составлять из них комплексы физкультминуток и физ-

культпауз для оптимизации работоспособности и снятия мы- шечного утомления в режиме учебной деятельности;

- составлять и выполнять акробатические комбинации из раз- ученных упражнений, наблюдать и анализировать выполне- ние другими учащимися, выявлять ошибки и предлагать способы устранения;

- выполнять лазанье по канату в три приёма (мальчики), со- ставлять и выполнять комбинацию на низком бревне из сти- лизованных общеразвивающих и сложно-координированных упражнений (девочки);

- выполнять беговые упражнения с максимальным ускорени- ем, использовать их в самостоятельных занятиях для разви- тия быстроты и равномерный бег для развития общей вынос- ливости;

- выполнять прыжок в высоту с разбега способом «перешаги- вание», наблюдать и анализировать его выполнение другими учащимися, сравнивая с заданным образцом, выявлять ошибки и предлагать способы устранения;

- выполнять передвижение на лыжах одновременным одно- шажным ходом, наблюдать и анализировать его выполнение другими учащимися, сравнивая с заданным образцом, выяв- лять ошибки и предлагать способы устранения (для бесснеж- ных районов — имитация передвижения);

- выполнять правила и демонстрировать технические действия в спортивных играх:

баскетбол (технические действия без мяча; броски мяча дву- мя руками снизу и от груди с места; использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности);

волейбол (приём и передача мяча двумя руками снизу и свер- ху в разные зоны площадки соперника; использование разучен- ных технических действий в условиях игровой деятельности); футбол (ведение мяча с разной скоростью передвижения,

с ускорением в разных направлениях;  удар  по  катящемуся мячу с разбега; использование разученных технических дей- ствий в условиях игровой деятельности);

- тренироваться в упражнениях общефизической и специаль- ной физической подготовки с учётом индивидуальных и воз- растно-половых особенностей

  1. класс

К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

- проводить анализ причин зарождения современного олим- пийского движения, давать характеристику основным эта- пам его развития в СССР и современной России;

- объяснять положительное влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание личностных качеств со- временных школьников, приводить примеры из собственной жизни;

- объяснять понятие «техника физических упражнений», ру- ководствоваться правилами технической подготовки при са- мостоятельном обучении новым физическим упражнениям, проводить процедуры оценивания техники их выполнения;

- составлять   планы   самостоятельных   занятий   физической и  технической  подготовкой,  распределять  их  в  недельном и месячном циклах учебного года, оценивать их оздорови- тельный эффект с помощью «индекса Кетле» и «ортостати- ческой пробы» (по образцу);

- выполнять лазанье по канату в два приёма (юноши) и про- стейшие акробатические пирамиды в парах и тройках (де- вушки);

- составлять и самостоятельно разучивать комплекс степ-аэро- бики, включающий упражнения в ходьбе, прыжках, спры- гивании и запрыгивании с поворотами, разведением  рук  и ног (девушки);

- выполнять стойку на голове с опорой на руки и включать её в акробатическую комбинацию из ранее освоенных упражне- ний (юноши);

- выполнять беговые упражнения с преодолением препятствий способами «наступание» и «прыжковый бег», применять их в беге по пересечённой местности;

-выполнять метание малого мяча на точность в неподвижную, качающуюся и катящуюся с разной скоростью мишень;

- выполнять переход с передвижения попеременным двух- шажным ходом на передвижение одновременным одношаж- ным ходом и обратно во время прохождения учебной дистан- ции; наблюдать и анализировать его выполнение другими учащимися, сравнивая с заданным образцом, выявлять ошибки и предлагать способы устранения (для бесснежных районов — имитация перехода);

- демонстрировать и использовать технические действия спор- тивных игр:

баскетбол (передача и ловля мяча после отскока от пола; бро- ски мяча двумя руками снизу и от груди в движении; исполь- зование разученных технических действий в условиях игровой деятельности);

волейбол (передача мяча за голову на своей площадке и через сетку; использование разученных технических действий в ус- ловиях игровой деятельности);

футбол (средние и длинные передачи футбольного мяча; так- тические действия при выполнении углового удара и вбрасы- вании мяча из-за боковой линии; использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности);

- тренироваться в упражнениях общефизической и специаль- ной физической подготовки с учётом индивидуальных и воз- растно-половых особенностей

8 класс

К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

- проводить анализ основных направлений развития физиче- ской культуры в Российской Федерации, характеризовать содержание основных форм их организации;

- анализировать понятие «всестороннее и гармоничное физи- ческое развитие», раскрывать критерии и приводить приме- ры, устанавливать связь с наследственными факторами и занятиями физической культурой и спортом;

- проводить занятия оздоровительной гимнастикой по коррек- ции индивидуальной формы осанки и избыточной  массы тела;

- составлять планы занятия спортивной тренировкой, опреде- лять их целевое содержание в соответствии с индивидуаль- ными показателями развития основных  физических  ка- честв;

- выполнять гимнастическую комбинацию на гимнастическом бревне из ранее освоенных упражнений с добавлением эле- ментов акробатики и ритмической гимнастики (девушки);

- выполнять комбинацию на параллельных брусьях с включе- нием упражнений в упоре на руках, кувырка вперёд и соско- ка; наблюдать их выполнение другими учащимися и сравни- вать с заданным образцом, анализировать ошибки и причины их появления, находить способы устранения (юноши);

- выполнять прыжок в длину с разбега способом «прогнув- шись», наблюдать и анализировать технические особенности в выполнении другими учащимися, выявлять ошибки и предлагать способы устранения;

- выполнять тестовые задания комплекса ГТО в беговых и тех- нических легкоатлетических дисциплинах в соответствии с установленными требованиями к их технике;

- выполнять передвижение на лыжах одновременным бесшаж- ным ходом; переход с попеременного двухшажного хода на одновременный бесшажный ход; преодоление естественных препятствий на лыжах широким шагом, перешагиванием,

перелазанием (для бесснежных районов — имитация пере- движения);

- соблюдать правила безопасности в бассейне при выполнении плавательных упражнений;

- выполнять прыжки в воду со стартовой тумбы;

- выполнять технические элементы плавания кролем на груди в согласовании с дыханием;

- демонстрировать и использовать технические действия спор- тивных игр:

баскетбол (передача мяча одной рукой снизу и от плеча; бро- сок в корзину двумя и одной рукой в прыжке; тактические действия в защите и нападении; использование разученных технических и тактических действий в условиях игровой дея- тельности);

волейбол (прямой нападающий удар и индивидуальное бло- кирование мяча в прыжке с места; тактические действия в за- щите и нападении; использование разученных технических и тактических действий в условиях игровой деятельности);

футбол (удары по неподвижному, катящемуся и летящему мячу с разбега внутренней и внешней частью подъёма стопы; тактические действия игроков в нападении и защите; исполь- зование разученных технических и тактических действий в условиях игровой деятельности);

- тренироваться в упражнениях общефизической и специаль- ной физической подготовки с учётом индивидуальных и воз- растно-половых особенностей

9 класс

К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

- отстаивать принципы здорового образа жизни, раскрывать эф- фективность его форм в профилактике вредных привычек; обо- сновывать пагубное влияние вредных привычек на здоровье человека, его социальную и производственную деятельность;

- понимать пользу туристских подходов как формы организа- ции здорового образа жизни, выполнять правила подготовки к пешим походам, требования безопасности при передвиже- нии и организации бивуака;

- объяснять понятие «профессионально-прикладная физиче- ская культура», её целевое предназначение, связь с характе- ром и особенностями профессиональной деятельности; пони- мать необходимость занятий профессионально-прикладной физической подготовкой учащихся общеобразовательной школы;

- использовать приёмы массажа и применять их в процессе са- мостоятельных занятий физической культурой и спортом, выполнять гигиенические требования к процедурам массажа;

- измерять индивидуальные функциональные резервы орга- низма с помощью проб Штанге, Генча, «задержки дыхания»; использовать их для планирования  индивидуальных  заня- тий спортивной и профессионально-прикладной физической подготовкой;

- определять характер травм и ушибов, встречающихся на са- мостоятельных занятиях физическими упражнениями и во время активного отдыха, применять способы оказания пер- вой помощи;

- составлять и выполнять комплексы упражнений из разучен- ных акробатических упражнений с повышенными требова- ниями к технике их выполнения (юноши);

- составлять и выполнять гимнастическую комбинацию на вы- сокой перекладине из разученных упражнений, с включени- ем элементов размахивания и соскока вперёд способом

«прогнувшись» (юноши);

- составлять и выполнять композицию упражнений черлидин- га с построением пирамид, элементами степ-аэробики и акро- батики (девушки);

- составлять и выполнять комплекс ритмической гимнастики с включением элементов художественной гимнастики, упражнений на гибкость и равновесие (девушки);

- совершенствовать технику беговых и прыжковых упражнений в процессе самостоятельных занятий технической подготовкой к выполнению нормативных требований комплекса ГТО;

- совершенствовать технику передвижения лыжными ходами в процессе самостоятельных занятий технической подготов- кой к выполнению нормативных требований комплекса ГТО;

- соблюдать правила безопасности в бассейне при выполнении плавательных упражнений;

- выполнять повороты кувырком, маятником;

- выполнять технические элементы брассом в согласовании с дыханием;

- совершенствовать технические действия в спортивных играх: баскетбол, волейбол, футбол, взаимодействовать с игроками своих команд в условиях игровой деятельности, при органи- зации тактических действий в нападении и защите;

- тренироваться в упражнениях общефизической и специаль- ной физической подготовки с учётом индивидуальных и воз- растно-половых особенностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре (ФГОС второго поколения) 5-9 классы

Рабочая программа по физической культуре разработана в соответствии с Федеральным государ­ственным образовательным стандартом основного  общего обра­зования,  на основе авторской прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре (ФГОС второго поколения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре (ФГОС второго поколения) 5 класс c  ууд по предмету и подробным тематическим планированием....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ФГОС 5 класс.

рабочая программа по физической культуре «школа России»5 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре ФГОС

Рабочая программа по физической культуре в рамках ФГОС для 5-9 классов....

рабочая программа по физической культуре ФГОС 3 класс

рабочая программа по физической культуре ФГОС 3 класс...

Рабочие программы 1-4 класс (ФГОС третьего поколения)

Рабочие программы 1-4 класс (ФГОС третьего поколения) по физической культуре...

Рабочие программы по информатике по ФГОС третьего поколения

Рабочая программа по предмету информатика  по ФГОС третьего поколения, созданная в "Конструкторе рабочих программ"...