ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ И ДОМА
статья по физкультуре
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы воспита-
ния здорового, гармонически развитого ребенка. В настоящее время это
является одной из основных задач семьи и школы. В решении этой задачи
первостепенную роль играют правильно организованные занятия физи-
ческой культурой и спортом в школе и во внеурочное время, рациональное
сочетание умственной деятельности и занятий физическими упражне-
ниями в режиме дня.
Ключевые слова: физическое воспитание, школа, физическая дея-
тельность, физическая культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fiz.vospit._detey_v_shkole_i_doma.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гафурзянова Эльвира Васильевна
учитель
МБУ «Школа №13 имени Б.Б. Левицкого»
г. Тольятти, Самарская область
Синицына Екатерина Александровна
учитель
МБУ «Школа №13 имени Б.Б. Левицкого»
г. Тольятти, Самарская область
Фомичева Светлана Николаевна
учитель
МБУ «Школа № 91»
г. Тольятти, Самарская область
Есина Марина Васильевна
учитель
МБУ «Школа № 91»
г. Тольятти, Самарская область
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
В ШКОЛЕ И ДОМА
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы воспита-
ния здорового, гармонически развитого ребенка. В настоящее время это
является одной из основных задач семьи и школы. В решении этой задачи
первостепенную роль играют правильно организованные занятия физи-
ческой культурой и спортом в школе и во внеурочное время, рациональное
сочетание умственной деятельности и занятий физическими упражне-
ниями в режиме дня.
Ключевые слова: физическое воспитание, школа, физическая дея-
тельность, физическая культура.
За правильную постановку физического воспитания в режиме дня
школы несут ответственность директор школы и организатор внекласс-
ной и внешкольной воспитательной работы. Задача родителей – органи-
зация и руководство мероприятиями по физической культуре и спорту
дома, в кругу семьи, т.е. родители также должны принимать самое актив-
ное участие в физическом воспитании детей.
Что же включает в себя это понятие «физическое воспитание»?
Прежде всего строгое соблюдение режима дня, систематическое закали-
вание, ежедневные занятия физической культурой и регулярные занятия
спортом. Разнообразные движения необходимы для роста и жизнедея-
тельности организма ребенка. О том, что движения способствуют здоро-
вью, люди знали очень давно: еще 2,5 тысячи лет назад на одной из скал
древние эллины высекли: «Если хочешь быть сильным – бегай, ели хо-
чешь быть красивым – бегай, если хочешь быть умным – тоже бегай».
Как же воспитать привычку к систематическим занятиям физическими
упражнениями? Начать нужно с правильной, рациональной организации
режима дня. Ребенок пошел в школу, естественно, изменился и режим его
дня, появились новые непривычные нагрузки, новые обязанности, и дви-
гаться он, к сожалению, стал гораздо меньше. Поэтому в данный период
при организации режима особое внимание следует уделить правильному
чередованию умственной деятельности, связанной к тому же со значи-
тельной статической нагрузкой, с физическими упражнениями. Специ-
альные научные исследования показали, что даже в те дни, когда по рас-
писанию в школе проводится урок физической культуры, у младших
школьников дефицит двигательной активности составляет 40%. Дока-
зано, что для компенсации естественной биологической потребности в
движение должен быть неимение 2 часа. Поэтому с первых дней нужно
научить первоклассника беречь и ценить время, строго соблюдать режим.
Несоблюдение режима, неумение планомерно распределять время отри-
цательно сказываются на растущем и развивающемся организме ребенка.
Когда мы видим вялого, нервозного, недостаточно физически развитого
ребенка, с плохой осанкой, то почти безошибочно можно сказать, что он
мало бывает на воздухе, малоподвижен, поздно ложится спать, а значит,
и недосыпает. Систематическое же недосыпание, несвоевременный
прием пищи, отсутствие занятий физическими упражнениями отрица-
тельно сказываются не только на физическом развитии, но и на психонев-
рологическом статусе ребенка.
Твердый распорядок, предусматривающий все моменты двигатель-
ного режима, поможет детям так построить день, чтобы хватило времени
и на уроки, и на помощь дома, и на игры, развлечения, и на занятия спор-
том. Единого, удобного для всех режима, естественно, нет и быть не мо-
жет. Режим каждого ребенка может иметь те или иные особенности, ко-
торые определяются его индивидуальными склонностями, характером
увлечений и занятий, всем укладом жизни семьи. Однако всякий режим
должен строиться с учетом особенностей роста и развития ребенка, дина-
мики его умственной работоспособности и, конечно, с учетом школьных
и внешкольных занятий.
Чтобы составить правильный распорядок дня, необходимо знать при-
мерную продолжительность основных режимных моментов. Основываясь
на научных исследованиях, рекомендациях лечебно-профилактических
учреждений, практике школьной жизни, к этим моментам обычно отно-
сят: учебные занятия в школе (в зависимости от возраста ребенка и класса,
в котором он учится, – от 3 до 6 час.), приготовление уроков дома (1–4
часа), внеклассные и внешкольные занятия (1–3 часа), пребывание на воз-
духе, игры, занятия спортом, прогулки, дорога в школу и обратно (2,5–3,5
часа), утренняя гигиеническая гимнастика, закаливающие процедуры,
прием пищи, туалет, помощь по дому (2–2,5 часа), сон (8,5–11 час).
В занятиях физической культурой есть еще одна важная сторона – пси-
хологическая. Играя со своими сверстниками, состязаясь с ними на бего-
вой дорожке и спортивной площадке, дети вступают между собой в слож-
ные человеческие взаимоотношения, учатся отстаивать свои интересы,
беречь и ценить друзей, тренируют волю, воспитывают в себе смелость,
решительность. Под влиянием систематических занятий физической
культурой повышаются сила, подвижность и уравновешенность нервных
процессов. В результате нервная система приобретает способность быст-
рее приспосабливаться к новой обстановке, к новым видам деятельности.
Таким образом, регулярные занятия физическими упражнениями благо-
приятно сказываются на деятельности всего организма ребенка.
Наибольшую долю в двигательном режиме учащихся следует отвести
подвижным играми самостоятельным занятиям физическими упражнени-
ями. В подвижных играх на воздухе дети утоляют жажду движения, раз-
ряжают накопившуюся энергию. Игра учит их смелости, предприимчиво-
сти, помогает самоутвердиться, проявить себя, узнать товарищей, учит
считаться с коллективом, действовать в его интересах. Но если детей не
научить правильно использовать время, не организовать их, то двигатель-
ная активность зачастую бывает очень низкой. От родителей, особенно
тех, у кого дети младшего школьного возраста, требуется не только общее
наблюдение за самостоятельными играми, но и реальная помощь: они мо-
гут рассказать о тех играх, в которые играли сами, купить нужную книгу,
наконец, принять активное участие в оборудовании спортивной площадки
во, дворе, обеспечить детей спортивным инвентарем: мячами, скакал-
ками, санками, лыжами, коньками.
Одна из целей самостоятельных занятий физическими упражнени-
ями – получить элементарные спортивные навыки. Какие именно? Для са-
мых маленьких это, в первую очередь, плавание, катание на санках,
ходьба на лыжах, катание на коньках, умение ездить на велосипеде
и т.п. Эти навыки, как правило, просты и доступны, лишь немногие при
обучении им требуют специальных знаний. К тому же в последние годы
выпущено много методической литературы.
Даже пешеходная прогулка, если ее разумно организовать, может быть
отличным средством физической культуры и способом повышения двига-
тельной активности. Ходьба – прекрасное средство физической трени-
ровки, доступное и оказывающее благотворное влияние на весь орга-
низм – на органы пищеварения, железы внутренней секреции, нервную
систему, дыхание. Столь же благотворно действует на организм оздоро-
вительный бег, завоевывающий все новых и новых поклонников. Но обя-
зательно следует соблюдать разумные дозировки в нагрузках. Младшие
школьники должны заниматься бегом, под наблюдением родителей, стар-
шие могут тренироваться самостоятельно.
Прогулки за город, туристические походы вместе с детьми в воскрес-
ные дни будут не только приятным отдыхом, дарящим радость общения с
природой, возможностью многому научить своих детей, но и значитель-
ной физической нагрузкой, тренировкой в овладении различными двига-
тельными навыками.
Эффективность занятий физической культурой в семье будет по-
настоящему высокой лишь при последовательном, ежедневном их прове-
дении без скидки на занятость, усталость и т.п. И конечно, все наставле-
ния родителей о пользе и значении утренней гимнастики, закаливания, за-
нятий спортом останутся словами, если они сами не будут следовать им.
Личный пример родителей лучше всяких наставлений. Именно от родите-
лей от того, насколько правильно, умело и настойчиво они возьмутся за
дело, зависит физическое развитие и здоровье детей.
Список литературы
1. Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1–4 кл. ФГОС 15 г. / М.И. Баку-
нина. – М.: Гостехиздат, 2015. – 924 c.
2. Физическое воспитания детей, в школе и дома [Электронный ресурс]. – Режим до-
ступа: https://multiurok.ru/blog/fizichieskoie-vospitaniia-dietiei-v-shkolie-i-doma-4.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дополнительного образования в совершенствовании физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных школах.
Дополнительного образования в совершенствовании физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных школах....
ДОКЛАД К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ (для родителей начальной школы) ТЕМА: «СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
Государство заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность...
Физическое воспитание детей в школе и дома.
Статья содержит рекомендации по физическому воспитанию в школе и дома....
Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)
Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)...
Физическое воспитание детей в школе и дома.
Материалы статьи содежат информацию о видах физических занятий с детьми...
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, В ШКОЛЕ И ДОМА.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, В ШКОЛЕ И ДОМА....