Внеклассное мероприятие «Жил-был мяч…» (6 класс)
план-конспект занятия по физкультуре (5, 6 класс)

Занятие предназначенно для учащихся 5-6 классов. Форма проведения- воспитательное мероприятие. 

учитель  физкультуры Астафьева  Ирина Константиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_1.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

                Внеклассное мероприятие «Жил-был мяч…» (6 класс)

Учитель высшей квалификационной категории

Астафьева Ирина Константиновна

- С точки зрения математики шар или сфера – это идеальная форма. (Слайд 2) (На слайде – изображение шара) 

- Не случайно предметы этой формы окружают нас в большом количестве (Слайд 3). (На слайдах видеоряд из предметов шарообразной формы).

- Но в данном ряду изображений не хватает одного важного предмета, имеющего форму шара. Определить, о каком предмете идёт речь, вам поможет загадка:

Люди бьют его руками,

Головою и ногами,

Клюшкой по траве катают,

В сетку и кольцо кидают,

Вверх взлетает птицей вольной

И ему совсем не больно.

- Верно. Это мяч. (Слайд 4) Именно ему я хочу посвятить сегодняшнее занятие, тема которого «Жил-был мяч…» (Слайд 5)

- Исходя из темы занятия, предположите, о чем пойдет речь?

-  Мяч – древнеславянское слово. Лингвисты полагают, что старейшее значение слова мяч, по-видимому, «мякиш, мягкий шар, предмет, который  можно стиснуть, сжать». То есть мяч — это мягкий шар. (Слайд 6) 

(Слайд 7) Мячи и предметы, похожие на мяч, археологи находят по всему миру. История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом, известно лишь одно, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений.

Сначала его делали из камней, глины, плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, вырезали из дерева. Затем мячи научились шить из кожи животных, набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц, травой или опилками. А позже догадались надувать кожаный мяч воздухом.

Древние римляне наполняли кожаные мячи зёрнами плодов инжира.

 На Руси мячи плели из коры березы, липы или ивы, а в простонародье мячи чаще всего делали из тряпья.

В Древней Греции мячи делали из дерева, а загоняли его в ворота изогнутыми палками.

В Египте мячи были тоже из кожи и коры деревьев.

 Индейцы Центральной Америки делали мячи из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев и называли «каучу». Нам эта смола известна под названием «каучук».   Каучуковый мяч первым из европейцев увидел Христофор Колумб и привёз его в Европу…                                                                                       Резиновый мяч быстро раскатился по всему миру. 

С тех пор люди придумали много разных мячей и игр с ними.

- А какие игры с мячом знаете вы? (дети высказываются) Верно, игр с мячом много. И у каждой игры свой мяч. (Слайд 8) 

- А вы обратили внимание на то, что большинство игр с мячом – это командные игры?  

- В чем особенность командной игры?

- А какова роль мяча в командной игре? (дети высказываются)

- Чуть позже мы вернемся к этому вопросу и проверим, верно ли ваше предположение.

- Сейчас предлагаю вам поработать в группах и выполнить мини-проекты. Для этого вам нужно объединиться в группы в соответствии с эмблемой мяча, которую вы получили перед началом занятия. (дети распределяются в группы). Придумайте название команды и выберите капитана. (озвучить названия команд)

- Каждая группа получит кейс-задание для выполнения мини-проекта и алгоритм, по которому будет работать. Мини-проекты будут посвящены изучению мячей, изображенных у вас на эмблемах. (раздать задания для команд)

- Для успешной работы необходимо вспомнить правила в группах (Слайд 9). На выполнение задания вам отводится 5 минут. 

             Алгоритм выполнения мини-проекта: (Слайд 10)

1. Прочитайте текст.

2. Выберите информацию в соответствии с планом.

План.

1). Название мяча.

2). Цвет.

3). Размер.

4). Вес.

5). Материал.

6). Количество игроков.

7). Игра.

8). Страна, в которой зародилась игра.

3. Запишите на карточках ваши ответы.

Таблица на доске для заполнения:

Название мяча

баскетбольный

футбольный

мяч для лапты

Цвет

Размер (диаметр)

Вес

Материал

Игра

Количество игроков

Страна

- Время вышло. Какая команда готова первой представить результаты своей работы? Прошу команды разместить свои карточки с ответами в таблице. (команды по очереди размещают ответы на доске). Все команды отлично справились с заданием.

- (Слайд 11) Лапта зародилась в России, Баскетбол – в США, футбол – в Англии. А сегодня на земном шаре нет уголка, где не знали бы спортивных игр с мячом.

- Что помогает командам, говорящим на разных языках, живущим в разных уголках мира, вместе играть в игры с мячом? (правила) Верно. Между командами разных стран проводятся соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, теннису.

- Россия гостеприимно принимает на своих спортивных площадках спортивные команды из разных стран, проводит спортивные соревнования между командами своей страны.

(Слайд 12) (видео) В России ежегодно проводятся чемпионаты по лапте. 65 регионов Российской Федерации официально развивают лапту.  

Российская мужская сборная по волейболу стала олимпийским чемпионом летней Олимпиады 2012 года в Лондоне.  

В 2018 году Россия впервые в своей истории стала хозяйкой мирового чемпионата по футболу. Талисманом чемпионата был волк Забивака. По мнению международной федерации футбола чемпионат мира по футболу 2018 года признан лучшим в истории. В чемпионате приняли участие 206 команд из разных стран мира.

- Вернёмся к вопросу, который я задала вам вначале урока: Какую роль играет мяч в спортивных играх с мячом? В спорте? (дети высказываются)

- Верно. Игры в мяч объединяют народы, живущие на земном шаре. Мяч – символ единения всех людей на Земле. (Слайд 13)

- Занятие подходит к концу, а мяч продолжает свое шествие по миру. Но теперь вы знаете о нем гораздо больше. Предлагаю подвести итоги занятия, закончив предложения (Слайд 14)

- Я узнал …

- Мне было интересно …

- Меня удивило …

- Выразите своё отношение к занятию, поместив свою эмблему в виде мяча в баскетбольную корзину, если вам всё понятно, интересно и познавательно и вне корзины, если вы испытывали затруднения или у вас остались вопросы.

- Полная корзина мячей говорит о том, что занятие было для вас полезным.

Мне тоже было интересно с вами.

Благодарю за работу.

                                                  Приложение

(карточки с материалами для команд для выполнения мини-проектов)

Карточка для 1 группы

Баскетбо́л (англ. basket «корзина» + ball «мяч») — спортивная командная игра с мячом, в которой мяч забрасывают руками в кольцо соперника. 

Родиной баскетбола являются Соединенные Штаты Америки. Его придумал в 1891 году в штате Массачусетс канадский инструктор по физкультуре Джеймс Нейсмит.

В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (замены не ограничены). Баскетбольный мяч — мяч для игры в баскетбол установленного оттенка оранжевого цвета с традиционным рисунком из восьми вставок и черных швов.

Баскетбольный мяч - самый большой по размеру из всех видов мячей. Поверхность мяча не гладкая, а имеет небольшие пупырышки для удержания его в руке. Масса мяча составляет 567—650г, окружность — 749—780 мм. Основные материалы, из которых изготавливаются баскетбольные мячи – натуральная кожа, синтетическая кожа, композитная кожа и резина.

Карточка для 2 группы

Лапта́ — русская народная командная игра с мячом и битой. История русской лапты начинается очень давно: упоминания о ней встречаются в летописях, а биты и мячи для игры были найдены при раскопках в Великом Новгороде в слоях, относящихся к 14 столетию. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч в поле, перебежать поле до противоположной стороны (кона) и вернуться обратно, не дав противнику «осалить» себя мячом. За каждую перебежку команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время.

Каждая команда состоит из 10 игроков, один из которых назначается капитаном. Во время игры на площадке должны находиться шесть игроков каждой команды, которые могут быть заменены.

Для игры нужен резиновый мяч и бита. Мяч для лапты белого цвета. Технические характеристики схожи с теннисным мячом: диаметр – около 70 мм, вес – около 60 грамм, состоит из ядра на основе резиновой смеси и войлочного покрытия.

Карточка для 3 группы

Футбо́л (англ. football от foot «ступня» + ball «мяч») — командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника.

В футбольном матче принимают участие две команды, каждая из которых состоит не более чем из 11 игроков, включая вратаря. Древние летописи свидетельствуют о том, что впервые в такой вид спорта сыграли в Китае. Однако, правила игры в современный футбол разработали в Англии, поэтому именно Англия считается родиной футбола.

 По современным требованиям футбольный мяч должен иметь длину окружности 68,6 - 71,7 см. Масса мяча - 400 - 450 граммов.

Футбольный мяч состоит из трёх основных компонентов: покрышки, подкладки и камеры.

Для изготовления покрышки применяют материал полиуретан.

Подкладка занимает внутреннюю прослойку между покрышкой и камерой. Материалом для её изготовления служит полиэстер или спрессованный хлопок. Современный профессиональный футбольный мяч состоит из четырёх и больше слоёв подкладки. Камера изготавливается из натурального латекса или из полиуретана.

Старые мячи были коричневыми, затем белыми. Впоследствии, для удобства трансляций на чёрно-белые телевизоры, мяч сделали пятнистым — с чёрными пятиугольниками и белыми шестиугольниками. Существуют и другие расцветки мяча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии в 8 классах «Химический эрудикон»

Внеклассное мероприятие для восьмиклассников развивает познавательный и позитивный интерес к предмету химии, а также позволяет определить уровень и глубину знаний. Игра в форме игры вертушки. Кома...

Внеклассное мероприятие для обучающихся 8-х классов по физике "Крестики , нолики"

Представленная работа содержит материал по организации и проведению предметной недели естествознания. Принцип игры «Крестики, нолики». Играют две команды, они выполняют задания конкурсов, получа...

Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Физика за чашкой чая"

Наука – дочь удивления и любопытства. Так сказал один мудрец, поэтому иногда парадоксальные вопросы вызывают наше удивление, заставляют нас думать, а самое главное – привлекают внимание, способствуют ...

Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса.

Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса, позволяющее привить интерес учащихся к математике и развить их творческие способности. Данное занятие можно провести на неделе математики. В процесс...

Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса "Математический КВН"

Внеклассное мероприятие проходит в форме путешествия по станциям. Все необходимые материалы приведены в приложениях....

Математическая велогонка для 5 класса ( внеклассное мероприятие по математике в 5 классе)

Данное мероприятие содержит пояснительную записку,включающую в себя ход игры, приложения, ответы на вопросы для жюри, а также презентацию по теме....