Предупреждение травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах
презентация к уроку по физкультуре

Царева Ольга Викторовна

Предупреждение травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах.

При занятиях физическими упражнениями иногда случайно или из-за несоблюдения правил безопасности и страховки могут иметь место ссадины, ушибы и даже травмы. Поэтому каждый из вас должен уметь при необходимости оказать первую помощь себе или товарищу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕДУПРЕЖЕНИЕ ТРАВИАТИЗМА ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТРАВМАХ И УШИБАХ Учитель физкультуры МБОУ «Школа №47» Царева Ольга Викторовна

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин — 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин. Детский травматизм распространен куда больше, чем травматизм взрослых, и это не удивительно. Дети очень любознательны, пытаются активно познавать окружающий мир. Но при этом житейских навыков у них еще мало, и они не всегда умеют оценить опасность ситуации. Поэтому детские травмы - не редкость. Большую часть времени ребёнок проводит в школе, поэтому среди детей особенно распространён школьный (на переменах, в столовой, в коридоре) травматизм и спортивный (на уроках физкультуры ). Настоящая «травматическая эпидемия» начинается во время перемен. Это объяснимо. Ребята на протяжении целого учебного часа вынуждены сидеть на одном месте, лишены физической активности. К тому же волнение перед возможным опросом учителя. Перемена — разрядка, необходимая ребенку. На переменах наиболее спокойны девочки. Солидно держат себя старшеклассники: они уже тренированы долгими годами школьной жизни. А малышей разве остановишь? Им необходимо движение. Если дежурные не дают побегать по коридору, ребята без всякой нужды стремятся десятки раз подняться и спуститься по лестнице. Мало того, на физкультуре они вновь полны энергии, и эта чрезмерная энергичность приводит к травмам. При неорганизованном занятии спортом случается больше всего спортивных повреждений. Поэтому родители должны как можно раньше вовлекать ребенка в занятия в спортивных добровольных обществах, на стадионах. Этим они не только закалят ребенка, но и уберегут от страшной опасности. В этой работе я хочу рассказать, как опасен спортивный, а так же любой детский травматизм. Моя цель – найти причины детского спортивного травматизма, а так же выявить пути решения данной проблемы.

Слайд 3

ТРАВМАТИЗМ

Слайд 4

БЫТОВОЙ ТРАВМАТИЗМ Бытовой травматизм самый распространённый в нашей жизни. Для того, чтобы его избежать нужно руководствоваться следующими правилами : улучшение условий быта ; рациональная организация досуга ; проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий ; широкая антиалкогольная пропаганда ; целенаправленная работа по созданию здорового быта;

Слайд 5

СПОРТИВНЫЙ ТРАВМАТИЗМ Спортивный травматизм - несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом (плановых, групповых или индивидуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной площадке) под наблюдением преподавателя или тренера. Несчастные случаи со школьниками во время занятий физкультурой по школьной программе в эту группу травм не включаются. Наиболее часто они возникают при занятиях боксом, футболом, хоккеем, борьбой, мотоспортом, гимнастикой. При каждом виде спорта бывают типичные травмы. По данным травматологических отделений, у футболистов и хоккеистов чаще наблюдаются повреждения коленного сустава; у лыжников и фигуристов – винтообразные переломы голени, лодыжек и растяжения связочного аппарата голеностопного сустава.

Слайд 6

СПОРТИВНЫЙ ТРАВМАТИЗМ Успешная борьба со спортивными травмами возможна лишь при знании причин их возникновения. В спортивной медицине имеется большое количество работ, в которых дается анализ спортивного травматизма и причин возникновения травм. Причины возникновения спортивных травм в большинстве случаев следующие: 1 ) недочеты и ошибки в методике проведения занятий; 2 ) недочеты организации занятий и соревнований; 3 ) недостатки в материально-техническом обеспечении занятий и соревнований; 4 ) неблагоприятные метеорологические и санитарные условия при проведении тренировок и соревнований; 5 ) нарушение требований врачебного контроля; 6 ) недисциплинированность спортсменов.

Слайд 7

ИЗ-ЗА ЧЕГО МОГУТ БЫТЬ ТРАВМЫ

Слайд 8

Недочеты и ошибки в методике проведения занятий физической культуры и спорта. По данным специалистов, спортивные травмы по этой причине составляют более половины всех травм и чаще наблюдаются в спортивных играх, легкой атлетике, гимнастике, борьбе и в поднимании штанги. Травмы этой группы обусловлены главным образом тем, что некоторые тренеры при обучении спортсменов не всегда выполняют важные принципы тренировок : регулярность занятий , постепенность физической нагрузки , последовательность в овладении двигательными навыками и индивидуализацию тренировок, форсированная тренировка, недооценка разминки , применение в конце занятий очень трудных, технически сложных упражнений , отсутствие страховки неправильное ее применение при выполнении упражнений Всё это не раз являлось причиной возникновения спортивных травм. Причиной травм может быть использование при занятиях со спортсменами низких разрядов, при тренировке юношей, подростков средств и методов тренировки, применяемых со спортсменами высоких разрядов. Особенно неблагоприятным является систематическое применение в тренировках интенсивных нагрузок максимальной мощности! Травмы могут быть связаны с недостаточной технической подготовленностью спортсмена. Отмечены случаи возникновения спортивных травм вследствие того, что при возобновлении занятий после длительного перерыва несвязанного с заболеванием, тренер дает спортсмену физические нагрузки, к которым организм его еще не подготовлен, хотя прежде он свободно выполнял их.

Слайд 9

Недочеты в организации занятий и соревнований. Многие травмы происходят не по вине спортсмена, а из-за плохой организации. Вот некоторые из них: Нарушение инструкций и положений по проведению тренировочных занятий , Нарушение правил безопасности, неправильное составление программ соревнований, нарушение правил их проведения проведение занятий в отсутствие тренеров, преподавателей, инструкторов на каждого из них приходится слишком много занимающихся . неправильное размещение занимающихся (например, совместное проведение на одном спортивном поле игры в футбол и метаний легкоатлетических снарядов) Всё это нередко является причиной спортивного травматизма. По утвержденным гигиеническим нормам площадь на одного занимающегося должна быть в гимнастических залах 4 кв.м ., на летних спортивных площадках 12 кв.м . Причиной травм может служить неправильное комплектование групп занимающихся (например, занятия спортом в одной секции спортсменов с разной физической подготовленностью или различной спортивной квалификацией). Большая вероятность травм существует при несоблюдении требований безопасности участников, судей и зрителей во время соревнований. Травмы могут быть связаны с такими нарушениями, как неодновременный приход спортсменов на занятия, а также уход , нечетко организованная смена занимающихся групп, переход одной группы по участку спортивного поля в тот момент, когда другая группа еще проводит занятия.

Слайд 10

Недостатки в материально-техническом обеспечении занятий и соревнований. Каждый предмет спортивного инвентаря имеет свои правила и условия эксплуатации. Невыполнение их, например: неровность поверхности футбольного поля, наличие на нем острых предметов, несоблюдение установленных требований к спортивному инвентарю несоответствие размера и веса мячей для спортивных игр и многие другие причины нередко приводят к возникновению травм у спортсменов. Возникновению травм может способствовать несоответствие спортивного костюма, обуви особенностям данного вида спорта и метеорологическим условиям занятий. Тесная, не разношенная спортивная обувь ведет к потертостям, а в зимних условиях создает опасность отморожения. Излишне свободная спортивная обувь, футбольные бутсы без шипов или с неисправными шипами снижают устойчивость и могут также быть причиной травм.

Слайд 11

Неблагоприятные метеорологические и санитарные условия при проведении тренировок и соревнований В некоторых видах спорта при проведении занятий и соревнований существенное значение имеют метеорологические условия. Имеются утвержденные нормы температуры воздуха, при которых разрешается проведение занятий и соревнований. Игнорирование метеорологических условий и температурных норм (сильный дождь, ветер, снегопад, высокая или низкая температура) во время тренировок или соревнований нередко служит причиной травм. Проведение назначенных соревнований независимо от возникших неблагоприятных метеорологических условий осложняет действия спортсменов, в связи с чем, увеличивается возможность возникновения травм. Известно, что заключительные матчи, например, футбольного первенства иногда затягиваются и проводятся поздней осенью при низкой температуре даже при выпавшем снеге. В этих условиях недостаточная физическая подготовленность, техническое мастерство и опыт спортсмена могут явиться причиной травм. Неудовлетворительное санитарное состояние спортивных сооружений (залы, площадки ), несоблюдение гигиенических норм температуры и влажности воздуха в спортивных залах , неполноценная вентиляция в закрытых спортивных сооружениях, недостаточная освещенность при занятиях и соревнованиях на открытых и закрытых сооружениях, нарушение ориентации у спортсмена из-за слепящих лучей солнца при занятиях на открытых площадках в солнечный день и многое другое могут явиться причинами, вызывающими травмы.

Слайд 12

Нарушение требований врачебного контроля. Врачебный контроль, как и самоконтроль, очень важен при занятиях спортом. Врач должен осматривать спортсменов, чтобы была возможность выявить те заболевания, о которых они не знают и сами к врачу не обратятся. Многие болезни и патологии могут нанести вред человеку при занятии им спортом. Из-за плохого самочувствия спортсмен может нанести травму не только себе, но и окружающим. Причинами травм могут быть: допуск лиц, не прошедших врачебного осмотра, к спортивным занятиям и соревнованиям продолжение тренировок спортсменами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, несмотря на рекомендацию врача провести курс лечения (у них быстрее возникает утомление и наступает расстройство координации движений ); игнорирование тренером указаний врача об ограничении для спортсмена тренировочной нагрузки; большая нагрузка для спортсмена без учета состояния его здоровья и подготовленности; невыполнение требования распределения учащихся на медицинские группы, проведение занятий с учащимися основной и подготовительной групп совместно; допуск тренером спортсмена к занятиям после перенесенного заболевания без соответствующего обследования врачом и его разрешения (преждевременное возобновление тренировки после заболевания, а тем более участие в соревновании может вновь привести к обострению процесса и даже к значительным осложнениям).

Слайд 13

Недисциплинированность спортсмена. Травмы, причиной которых является нарушение спортсменами установленных в каждом виде спорта правил и проявление грубости, перестали быть редкостью в наши дни. Так, ими иногда допускаются запрещенные приемы, которые могут нанести увечья спортсмену. Ознакомившись с различными источниками спортивной литературы (см. Использованная литература), я сделала вывод, что в подавляющем большинстве случаев это наблюдается при : невысоком уровне владения техникой (некоторые спортсмены стремятся возместить недостаточную техническую подготовленность применением силы и грубых, недозволенных приемов ), недостаточной требовательности судей на соревнованиях, отсутствии должной воспитательной работы тренеров со спортсменами. В этом направлении немалая роль принадлежит судьям, которые должны своевременно пресекать любые попытки к осуществлению грубых, опасных приемов. Иногда травмы у спортсменов возникают в результате недостаточной внимательности, нечеткого выполнения указаний тренера, поспешности в выполнении приема и т. п. Существенную роль в возникновении травм играет нарушение режима спортсменами прием пищи непосредственно перед соревнованиями, приход на тренировку в утомленном состоянии. Следовательно , одной из важных мер предупреждения травм является высокая требовательность тренеров и преподавателей, хорошо поставленная воспитательная работа со спортсменами.

Слайд 14

Внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы. Многие травмы не возникают случайно. Они как бы заранее «предупреждают» спортсмена через его внутреннее состояние. Поэтому очень важно обращать внимание перед тренировкой на: состояние утомления, переутомления и перетренированности. Они вызывают расстройство координации, снижение внимания защитных реакций организма. В мышцах происходит накопление продуктов распада, что отрицательно отражается на силе их сокращения, растяжимости, расслаблении; индивидуальные особенности своего организма (например, неблагоприятные реакции организма на физические нагрузки, неспособность к сложно координированным упражнениям, наклонность к спазмам сосудов и мышц, излишняя предстартовая лихорадка ); перерывы в занятиях спортом (командировка, болезнь и др.), что ведет к снижению функциональных возможностей организма и его физических качеств. Очень важно сообщать врачу о перенесённых болезнях, ведь возможно наличие в организме хронических очагов инфекции, что может губительно сказаться на его здоровье!

Слайд 15

Предупреждение спортивных травм Для предупреждения спортивных травм осуществляется комплекс мер: правильная методика тренировки, обеспечение хорошего состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, применение защитных приспособлений, регулярный врачебный контроль, выполнение гигиенических требований, выполнение повседневной воспитательной работы Очень значительна роль спортивного врача в предупреждении травматизма В его функции входят : обеспечение полной безопасности занятий, соревнований , воспитательная работа со спортсменами (настойчивое разъяснение недопустимости применения грубых, неправильных приемов, которые могут вызвать травму, необходимости постоянного применения защитных приспособлений и т. п .). Врач должен вести постоянную разъяснительную работу не только среди спортсменов, но и среди тренеров по поводу условий, способствующих возникновению травм, осмотр врачами и медицинскими работниками любой травмы у спортсмена (бывают случаи, когда спортсмен, получив легкую травму, не обращается за медицинской помощью, в результате чего возникает осложнение ). Мне кажется, что там, где ведется продуманная разъяснительная работа (врачебные советы, беседы, лекции), намного меньше вероятность возникновения травм. Работу по предупреждению травм врач должен вести как самостоятельно, так и совместно с тренерами, преподавателями и организаторами соревнований.

Слайд 16

Первая помощь при механических травмах

Слайд 17

УШИБЫ МЯГКИХ ТКАНЕЙ Ушибы мягких тканей могут быть серьезными – тогда требуется срочная помощь специалиста, и не очень – тогда достаточно приложить к больному месту лед. Самостоятельно это трудно определить, поэтому в любом случае необходимо обратиться к врачу-травматологу. Очень важно в первые часы после ушиба уточнить, не пострадали ли кости (нет ли переломов), суставы и внутренние органы.

Слайд 18

РАСТЯЖЕНИЕ К растяжениям относятся закрытые повреждения мягких тканей, превышающих допустимую эластичность и прочность тканей. При оказании первой помощи проводят орошение поврежденного участка хлорэтилом или прикладывают пузырь со льдом (холодной водой), затем накладывают давящую повязку и хорошо (надежно) фиксируют сустав.

Слайд 19

ПОВРЕЖДЕНИЕ МЫШЦ Повреждение мышц. Холод, покой и быстрейшая госпитализация – основные принципы первой медицинской помощи.

Слайд 20

ПЕРЕЛОМЫ При переломах пострадавшему необходимо обеспечить покой и неподвижность сломанной кости. Первая помощь достигается путем наложения стандартных или изготовленных из подручных материалов шин. В качестве подручных средств можно использовать палки, трости, лыжи, зонты, доски, фанеру, пучки веток. Шины накладывают на наружную и внутреннюю поверхности сломанной конечности.

Слайд 21

ОЖОГИ При ожогах отдельных частей тела кожу вокруг ожога протирают спиртом, одеколоном, водой, а на обожженную поверхность накладывают сухую стерильную повязку. Для прекращения воздействия температурного фактора необходимо быстрое охлаждение пораженного участка тела путем погружения в холодную воду или под струю холодной воды.

Слайд 22

КРОВОТЕЧЕНИЯ При кровотечениях из ран головы прижимают височную артерию на уровне брови; при кровотечении из ран щеки или губы прижимают нижнечелюстную артерию на нижней челюсти; кровотечение из ран головы и лица можно остановить также путем прижатия одной из сонных артерий (сбоку от гортани) к шейным позвонкам.

Слайд 23

ЗАКЮЧЕНИЕ Анализируя приведенные данные, можно сделать вывод, что спортивный травматизм, как и любой другой травматизм, возможно предотвратить, если правильно и комплексно подходить к занятиям спортом. Занятия физическими упражнениями независимо от их формы и содержания, обязательно должны содействовать укреплению здоровья занимающихся, это полностью соответствует оздоровительной направленности. Во избежание травматизма на занятиях преподавателям физического воспитания и тренерам необходимо правильно организовывать занятия физическими упражнениями, нормировать физические нагрузки, организовывать и обеспечивать тренировочные процессы в отдельных видах спорта. Перед каждым занятием необходимо напоминать о технике безопасности при занятиях тем или иным видом спорта. И в заключении хочется привести золотые слова знаменитого заслуженного тренера сборной страны по волейболу В.А. Платонова: «Настоящий тренер не тот, кто умеет думать за других, а тот, кто умеет ДУМАТЬ О ДРУГИХ» Настоящий тренер видит в спортсмене очень близкого для себя человека - цель всех усилий нелегкого тренерского труда. Отношение тренера к своему воспитаннику, а так же и самого спортсмена к себе являются гарантией не только достижения желаемого спортивного результата, но и сохранения здоровья и спортивного долголетия!

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оказание первой помощи при травмах, ранениях и ранах

Методическая разработка по теме занятия...

Открытое занятие "Оказание первой помощи при травмах: ранениях, растяжении и ушибах"

Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности, поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социаль­ной проблемой.Тема занятия: «Оказание первой помощи при травмах: ...

Оказание первой помощи при травмах.

Технологическая карта урока в 8 классе по теме: "Оказание первой помощи при травмах." ФГОС....

Оказание первой помощи при травмах

Ссылки на ролики - оказания первой помощи при травмах...

Памятка для 8 – 9 классов. «Предупреждение травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах».

Памятка для 8 – 9 классов. «Предупреждение травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах»....

Технологическая карта урока "Оказание первой помощи при травмах"

Технологическая карта урока ОБЖ в 6 классе.Тема урока: «Оказание первой помощи при травмах». Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.Цели урока: сф...

Задания для учащихся по теме: «Оказание первой помощи при травмах».

Задания по теме: Оказание первой помощи при травмах...