Проблемное обучение на уроках Волейбола
методическая разработка по физкультуре
Применение метода "Проблемного обучения" на уроках Волейбола
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемное обучение как активный метод на уроках физической культуры | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Королев А.В. – учитель физической культуры
МОУ – Гимназии № 2
г. Клина Московской области
(из опыта работы)
Использование методов
проблемного обучения и самоконтроля
при прохождении раздела «Волейбол»
Методы, применяемые в процессе обучения игре в волейбол, удобнее рассматривать применительно к каждому этапу обучения.
Первый этап - ознакомление с разучиваемым приёмом. Здесь использую рассказ, показ и объяснение. Личный показ дополняю демонстрацией наглядных пособий: кинограмм, видеозаписей, схем, макетов площадки и т.д. Показ чередую с объяснениями. Подобные попытки учащихся формируют первые двигательные ощущения.
Второй этап - изучение приёма в упрощенных условиях. Успех обучения на данном этапе во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений: по своей структуре они должны быть близки к техническому приёму или тактическому действию и посильны для учащихся.
При разучивании простых приёмов и действий их выполняют в целом. При разучивании сложных по структуре приёмов и действий (атакующий удар) их разделяют на составные части, выделяя основное звено. По возможности, стараюсь быстрее подвести учащихся к выполнению приёма в целом.
На этой стадии обучения использую методы управления (команды, распоряжение, зрительные и слуховые сигналы, зрительные ориентиры, технические средства и т.д.), двигательной наглядности (непосредственная помощь учителя, применение вспомогательного оборудования), информации (сила удара по мячу, точность попадания).
Третий этап - изучение приёма или действия в усложнённых условиях. Здесь применяю: повторный метод, метод усложнений условий выполняемого приёма (действия), игровой и соревновательный методы, сопряжённый метод, круговая тренировка.
Повторный метод на этом этапе является основным. Только многократное повторение обеспечивает становление и закрепление умений и навыков. С целью формирования гибкого навыка повторность предполагает изменение условий (постепенное усложнение) выполнения приёма (действия), включая выполнение его на фоне утомления. Сопряжённый и игровой методы позволяют одновременно решать задачи по совершенствованию техники и развитию специальных физических качеств, а также технико-тактической подготовки и комплексной, игровой.
Четвертый этап предполагает закрепление приёма (действия) в игре. Здесь использую метод анализа выполнения движений, специальные задания в игре по технико-тактической подготовке, игровой и соревновательный методы. Изучение каждого приёма предполагает обязательное закрепление его в условиях подготовительных и учебных игр. Высшим уровнем закрепления навыка является соревнование.
От простых заданий по технике и тактике отдельным игрокам до сложных установок в плане взаимодействия в группах и в составе команды - таков путь в формировании технико-тактического мастерства волейболистов.
Большие возможности заложены в применении активных методов обучения. Среди них - элементы проблемного обучения (постановка проблемных вопросов) и методов самооценки успеваемости. Постановка проблемных вопросов ведёт к созданию ситуации поискового решения, а самооценка - к активизации двигательной деятельности, что в целом содействует значительному повышению интереса и творческой активности учащихся. Применительно к волейболу сказанное играет особую роль. Учитывая, что процесс освоения игры небыстротечный, существенное значение в формировании интереса учащихся приобретают временные сроки достижения конечной цели. Реально видеть их, осознать и чувствовать приближение к ним по объективным признакам - главная суть метода самооценки. Его основу составляют количественные и качественные критерии, вполне доступные учащимся V-XI классов для понимания и самоконтроля.
Как же практически реализуются активные методы? После краткого сообщения о сущности и значении определённого приёма игры, скажем передачи сверху двумя руками, демонстрируется техника её выполнения и представляется возможность учащимся выполнить подобные попытки. Затем ставлю проблемный вопрос: «Где происходит встреча рук (кистей) с мячом?». Из многочисленных попыток ответа вряд ли мы услышим: вверху над лицом. Ещё раз демонстрируется передача, где специально акцентируется внимание на точке соприкосновения рук с мячом. Далее следуют новые вопросы: «Почему руки при передаче должны быть согнуты в локтях незначительно?», «Что обусловливает величину угла их сгибания?»
В ходе активного поиска ответа направляю творческие усилия учащихся по пути познания биомеханических закономерностей, согласно которым ответом на первую часть вопроса будет выбор кратчайшего расстояния к цели (пространственный аспект), а второй - уровень скоростно-силовых возможностей передающего мяч. Еще раз предлагаю выполнить передачи с учётом требований. Меня не пугает потеря времени, ибо она с лихвой окупится в дальнейшем.
Учащиеся прилагают большие усилия, чтобы доказать обратное - возможность выполнять приём без необходимого уровня физической подготовки. Однако это приводит к увеличению сгибания рук и, следовательно, к ошибкам. Демонстрирую передачу, акцентируя внимание учащихся на активной работе кистей, убеждаю их в необходимости развития силы рук и предлагаю специальные упражнения с набивными мячами. Но чтобы усилить стремление учащихся к достижению нужного уровня физической подготовки, можно выделить три момента.
Первый - освоение умений вытолкнуть и поймать набивной мяч в исходном положении рук вверху над лицом. Для этого добиваюсь правильного выполнения упражнения: малейшее опускание рук с мячом (например, до уровня лица) - ошибка!
Второй - передачи набивного мяча (именно передачи!) на расстояние 20-30 см (можно над собой или в стену). Акцентирую внимание на необходимости отрывистых касаний (базисная динамическая структура).
Третий, самый длительный - полёт мяча при передаче без вращения. Все показанные критерии легко поддаются контролю учащихся. Отвожу на каждом занятии по 3-5 мин. для повторения серии подготовительных или подводящих упражнений.
Для усиления процесса усвоения материала учитываю текущую успеваемость, темпы освоения. Далее вступает в силу следующий принцип: по мере развития специальных физических качеств увеличивается время работы с мячом. Лучше, когда этот процесс дифференцируется индивидуально.
Аналогично строится обучение по другим приёмам игры. Главные усилия учителя сводятся к консультативной деятельности, помощи в решении текущих образовательных и воспитательных задач (разъяснение отдельных положений, поощрения успеваемости и т.д.). Ниже приводятся проблемные вопросы, качественные и количественные критерии самооценки по основным приёмам и разделам обучения.
I. Стойка волейболиста.
Проблемные вопросы:
1. Почему в волейболе стойка игрока имеет особо важное значение? (Она обусловливает необходимость высокой степени готовности для передвижения к мячу).
2. Что обусловливает величину сгибания ног в коленях? (Траектория полета мяча, характер последующих действий игрока, принимающего мяч).
3. Почему руки в исходном положении стойки должны быть согнуты на уровне пояса? (Учитывается траектория полета мяча, естественность передвижения, содействующая повышению скорости).
Критерий самооценки: Принятие исходного положения в ответ на зрительные сигналы и сравнение его с эталонным показом учителя-тренера или кинограмм.
II. Передвижения.
Проблемные вопросы:
1. Чем обусловливается способ передвижения? (Характером полёта мяча: его направлением, скоростью, траекторией).
2. Какие факторы обеспечивают своевременное передвижение к мячу? (Наблюдательность, готовность, быстрота).
Критерий самооценки: Ловля мяча вверху над лицом или внизу прямыми руками, наброшенного партнёром (учителем-тренером) после передвижения разными способами в ответ на обусловленные сигналы.
III. Передача мяча сверху двумя руками.
Проблемные вопросы:
1. Где происходит встреча кистей рук с мячом? (Вверху над лицом).
2. Чем обусловлен угол сгибания рук в локтях при передаче? (Степенью развития скоростно-силовых качеств рук).
3. От чего зависит полёт мяча без вращения при передаче? (От участия в передаче всех пальцев рук и прямолинейности приложения усилий по отношению к направлению полёта мяча).
Критерии самооценки:
1. Толчки набивного мяча весом 1-2 кг вперёд-вверх из исходного положения, стоя на месте и после передвижения в разных направлениях.
2. Передачи набивного мяча (серия передач) над собой или в стену на расстояние 20-30 см.
3. Передачи мяча в мишень на стене (серия из десяти передач) на точность. Мишень представляет собой концентрические окружности радиусом 30, 50 и т.д. см. Центр мишени располагается в 3 м от пола. Расстояние до стены 2,5 м. Показатель 40 очков. (Попадание в центр мишени - 5 очков, второй круг - 4 и.т.д.).
4. Полёт мяча без вращения.
IV. Приём мяча снизу двумя руками
Проблемные вопросы:
1. Какое положение сомкнутых кистей и предплечий рук? (Кисти сомкнуты под углом и опущены вниз, руки прямые и развёрнутые).
2. Под каким углом должен приниматься (отбиваться) мяч по отношению к предплечьям рук? (Под углом 90°).
Критерии самооценки:
1. Броски набивного мяча прямыми руками снизу вперёд-вверх на расстояние 6-8 м, не поднимая рук выше уровня плеч.
2. Принятие правильного исходного положения (включая кисти и предплечья рук) в ответ на зрительные и слуховые сигналы, стоя на месте и после передвижении в разных направлениях.
3. Приём мяча в мишень на стене (десять приемов) на точность - 30 очков. Расстояние до стены 3 м.
4. Приём мяча от подачи в площадь атаки (между зон 3-2) - выполнить три-четыре приёма из пяти.
V. Подача мяча.
Проблемные вопросы:
1. От чего зависит скорость полёта мяча при подаче? (От степени развития динамической силы рук).
2. Какие факторы обусловливают точность нижней подачи? (Направление замаха руки при ударе по мячу - строго назад, высота подброса мяча 20-30 см, точка удара по мячу по отношению к полу - ниже уровня пояса).
3. За счёт чего достигается полёт мяча без вращения и резкие изменения траектории и направления полёта мяча? (За счёт уменьшения высоты подброса мяча и амплитуды замаха, что требует более высокой степени развития физических качеств, за счёт удара в центр мяча при некотором его сопровождении рукой).
Критерии самооценки:
1. Броски набивного мяча прямой рукой снизу (сверху) вперёд-вверх на расстоянии 6-8 м, не поднимая руку выше (и не опуская ниже при бросках сверху) уровня плеч.
2. Точность подач по зонам площадки: четыре попадания из шести попыток.
3. Полёт мяча без вращения (при верхней прямой подаче).
VI. Атакующий удар.
Проблемные вопросы:
1. Какую роль играют активные движения рук при отталкивании? (Усиливается давление на опору).
2. Почему рука при ударе по мячу должна быть прямой? (Увеличивает силу и повышает высоту удара над сеткой).
3. Чем достигается активное движение кисти при ударе по мячу? (Степенью развития скоростно-силовых качеств запястья руки).
4. Чем отличается рациональная техника атакующего удара? (Высотой прыжка, силой и точностью удара кистью прямой руки).
Критерии самооценки:
1. Разность высоты выпрыгивания вверх с места толчком двумя ногами без помощи и с помощью рук.
2. Броски утяжелённого теннисного (литого резинового) мяча через сетку одной рукой в прыжке с разбега, не опуская руку ниже уровня плеча.
3. Атакующие удары через сетку в прыжке после разбега в один шаг с собственного набрасывания мяча.
VII. Блокирование.
Проблемные вопросы:
1. Что определяет активность (пассивность) блокирования? (Величина переноса рук через сетку на сторону соперника).
2. Как определить момент прыжка для блокирования атакующего удара? (По траектории передачи: высокая - после прыжка атакующего игрока, средняя - одновременно с атакующим, низкая - раньше атакующего).
3. Какие факторы обусловливают эффективность блокирования? (Комплекс качеств: прыгучесть, своевременность прыжка, определение направления удара и величина переноса рук через сетку на стороне соперника).
Критерии самооценки:
1. Расстояние переноса рук через сетку в прыжке с места и после передвижения 20 см и более.
2. Результативность блокирования атакующих ударов, с собственного набрасывания мяча 70-80%.
Таблица, отражающая итоги качества обучения по разделу «Волейбол»
(использование методов проблемного обучения и самоконтроля; анализ оценок)
Учебный год | Количество учащихся у учителя | Уровень обученности | Качество обучения |
2018-2019 | 439 | 100 % | 88 % |
2019-2020 | 442 | 100 % | 92 % |
2020-2021 | 390 | 100 % | 95 % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"
обоснование и перспективы опыта...
обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"
опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...
Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".
Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению
Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение образовательного ...
Проблемное обучение в преподавании волейбола
Рассматриваются основные аспекты проблемного обучения на занятиях по волейболу в системе дополнительного образования...
Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно – ориентированного обучения
Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения ...
Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.
По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...