Описательная часть. Консультация для родителей
материал по физкультуре

Соломкина Алия Константиновна

Актуальность. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты. Как  правило, у детей с ТНР отмечают недостаточную устойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными старшему дошкольному возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У детей отмечается замедленное развитие двигательных функций: плохая координация движений, неуверенность в выполнении дозированных движений, снижение скорости и ловкости при выполнении упражнений. Имеются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с нарушениями речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия и могут пропускать составные его части. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solomkina_a.k._opisanie_videouroka_dlya_roditeley.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Описание видеоурока для родителей

 «Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи для формирования предпосылок к учебной деятельности».

        Актуальность. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты. Как  правило, у детей с ТНР отмечают недостаточную устойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными старшему дошкольному возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У детей отмечается замедленное развитие двигательных функций: плохая координация движений, неуверенность в выполнении дозированных движений, снижение скорости и ловкости при выполнении упражнений. Имеются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с нарушениями речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия и могут пропускать составные его части.

С.Е. Большакова утверждает, что в процессе коррекции нарушений речи необходимо развивать крупную и мелкую моторику, формировать навыки управления собственными движениями, запуская, тем самым, двигательный анализатор. Таким образом, на основании рекомендаций специалистов  и целевых ориентиров адаптированной основной образовательной программы для детей ТНР автора Л.Б. Баряевой был разработан алгоритм занятий на степ-платформе, который  представлен в видеоуроке для родителей.

Цель видеоурока: Повышение уровня компетенции родителей в вопросах развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи для формирования предпосылок к учебной деятельности.

Задачи видеоурока:

  • Раскрыть особенности физического развития детей с ТНР;
  • Показать доступность и вариативность занятий на степ-платформе;
  • Способствовать физическому развитию детей с ТНР с учетом их образовательных потребностей;
  • Способствовать повышению уровня готовности к обучению в школе через развитие двигательных навыков;
  • Заинтересовать родителей детей с ТНР занятиями на степ-платформе.

Ожидаемые результаты видеоурока:

  • У родителей (законных представителей) повысится уровень информированности об особенностях физического развития детей с ТНР;
  • Повысится уровень родительской компетентности в вопросах развития двигательных навыков и повышения уровня готовности к обучению в школе;
  • Для родителей (законных представителей)  станет доступно заниматься с детьми в домашних условиях, без специального оборудования по представленному алгоритму;
  • В семье появится новый вид досуга, спортивного творчества, двигательной активности, который меняется с учетом индивидуальных особенностей ребенка и фантазии родителей.

Методика степ-аэробики относится к здоровьесберегающим технологиям. В процессе занятий с использованием степ-платформы наиболее эффективными методами являются: наглядный, словесный, объяснение и повторный. При формировании двигательных навыков: целостный и расчленено-конструктивный методы. Использование следующих приемов способствуют повышению уровня коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР: наглядно-зрительный, тактильно-мышечный, наглядно-слуховой, вербальный.

В соответствии с рекомендациями Е.Г. Сайкиной и М.А. Якубовича данная методика была адаптирована для детей старшего дошкольного возраста с ТНР с учетом  их образовательных потребностей и возрастных особенностей.

Консультация для родителей подробно раскрывает структуру алгоритма с использованием степ-платформы. В отличие от классической степ-аэробики, разработанный алгоритм способствует решению задач не только по физическому воспитанию, но и повышает уровень познавательного развития дошкольников. Система данного алгоритма многофункциональна, и нагрузка может варьироваться, исходя из индивидуальных возможностей детей. Можно увеличивать или уменьшать количество квадратов, увеличивать или замедлить темп, заменить квадраты, модифицировать шаги, движения рук. При необходимости алгоритм можно выполнять под музыку или с сопровождением слов, звуков или стихотворений. Занятия на степах развивает крупную моторику, ориентацию в пространстве, чувство ритма, память, внимание и координацию. Можно сказать, что разработанный алгоритм создает предпосылки для успешной коррекционной работы с детьми с нарушениями речи.

Следует отметить, что в процессе занятий по разработанному алгоритму не имеет значения высота степ-платформы. Исходя из этого, у нас появилась возможность заменить спортивное оборудование тем, что можно найти дома: скамья, разделочная доска, напольные пазлы или листы бумаги. Важно наглядно показать границы импровизационной платформы и сориентировать ребенка в пространстве.

Степ-аэробика популярна, и разработчики спортивного оборудования  с каждым годом совершенствуют степ-платформу. На видео представлена детская степ-платформа, которая учитывает рост и вес дошкольников. К сожалению, для взрослого детская платформа мала, и на видео это заметно, рост педагога не позволяет достаточно широко выполнить квадрат v-step, так как платформа рассчитана для людей до 140 см.

Специалисты утверждают, что формирование правильного дыхания у детей с ТНР, в процессе коррекционной работы, является основой для развития речи. По словам Н.В. Нищевой, дыхательная система – это энергетическая база речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Таким образом, в видеоуроке был представлен ритмический рисунок, выполнение которого сопровождалось дыханием. При выполнении 1-2 шага был выполнен вдох через нос, 3-4 шаг - выдох через рот, что способствует формированию правильного цикла дыхания и закрепляет навык самоконтроля в процессе мышечного и эмоционального расслабления.

В таблице 1 представлен алгоритм ритмического рисунка, структура которого была раскрыта в видеоуроке.

Таблица 1

Алгоритм ритмического рисунка

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

7 неделя

Пример ритмического рисунка

1 квадрат

4-8 повторов

1 рисунок

2 рисунок

3 рисунок

4 рисунок

5 рисунок

6 рисунок

Basic step

Basic step

Basic step

В сочетании с хлопками

Basic step

В сочетании с движениям рук

Basic step

В сочетании с дыханием 1-2 шаг вдох, 3-4 шаг выдох

Basic step

Basic step

2 квадрат

Kross

Kross

Kross

Kross

Kross

Revers

Kross

3 квадрат

V-step

V-step

V-step

V-step

V-step

V-step

Revers

4 квадрат

Knee-up

Knee-up

Knee-up

Knee-up

Knee-up

Knee-up

Knee-up

Дополнительный квадрат

Revers

С целью определения эффективности разработанного алгоритма нами был проведен эксперимент на определение готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Первый этап эксперимента был проведен в октябре 2021 года, второй этап в мае 2022 года.  В эксперименте участвовали дети 6-7 лет в количестве 20 человек. Подробную информацию о результатах эксперимента можно узнать, пройдя по ссылке.

Результаты эксперимента представлены в Диаграмме 1.

Диаграмма 1

Результаты исследования готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Вывод: Анализ результатов определения готовности детей старшего дошкольного возраста с ТНР к обучению в школе доказал эффективность разработанного алгоритма занятий с использованием степ-платформы. У детей старшего дошкольного возраста отмечены улучшения координации движений, зрительно-моторной координации, уровня развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации и ловкости, механической памяти, кратковременной зрительной памяти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Баряева Л.Б. Проект примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева СПб.: 2014 – 386 с.
  2. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: сб. упражнений / С.Е. Большакова. - М.: Сфера, 2005. – 124 с. – ISBN 5-89144-511-5 – Текст: непосредственный.
  3. Кожухова, Н. Н. Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М.Борисова //Методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: – Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
  4. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7) Н.В. Нищева. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013. – 560.
  5. Российская государственная библиотека: сайт Москва, 2004 URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002477505 (дата обращения 16.01.2023). Режим доступа: для зарегистр. пользователей. Текст : электронный.
  6. Сайкина Е.Г. Степ-аэробика «Топ-топ» для дошкольников. Учебно-методическое пособие, Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 112 с.
  7. Якубович М.А. Коррекция двигательных и речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) методами физического воспитания. М.А. Якубович. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2017. – 279 с.

ПУБЛИКАЦИИ СОГЛАСНО ТЕМЕ АВТОРСКОЙ РАЗРАБОТКИ

  1. Соломкина А.К. Исследование координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. А.К. Соломкина, Л.Ф. Макина. V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. Казань, 2022 г.
  2. Соломкина А.К. Особенности физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи. А.К. Соломкина, Л.Р. Макина, Г.Т. Габсалихова. Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2022г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...

Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...

Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)

В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...

Консультация для родителей "Если ваш ребенок часто дерется с детьми"

Среди дошкольников ценятся также внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько ребенок овладел навыками игры, как он умеет о...

Консультация для родителей «Консультации для родителей по пожарной безопасности»

Консультации для родителей по пожарной безопасности Расскажите детям о пожарной безопасностиНе секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительн...

Консультация для родителей. "Научите особенных детей определять части суток"

Определять , следить , различать время суток проблема с которой сталкивается каждый человек. Ведь вся наша ежедневная деятельность, так или иначе зависима от распорядка , расписания.  У дете...