физическая культура в условиях реализации фгос
методическая разработка по физкультуре (7 класс)

Потапова Галина Владимировна

Данная тема актуальна, так как в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Физическая культура в условиях реализации ФГОС»

 

Данная тема актуальна, так как в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья школьников. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании- красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».

Ценностное отношение к здоровью имеет общечеловеческую значимость. Осознание здоровья как высшей ценности, формирование чувства ответственности за состояние собственного организма, понимание важности сохранения и укрепления здоровья, проявляющиеся в поведении, оказывают непосредственное влияние на здоровье человека. Наиболее благоприятным периодом формирования ориентации на ценностные характеристики здоровья является младший школьный возраст.

По выражению академика Н.М. Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

Отношение обучающегося к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Установка на ценностное отношение к здоровью не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.   Формированию ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся оказывает внеурочная деятельность.

 Основные задачи сохранения здоровья   школьников:

 Сформировать ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни;

 сформировать активную жизненную позицию;

 сформировать представления о своем теле, организме;

 учить укреплять и сохранять свое здоровье;

 понимать необходимость и роль двигательной активности;

 уметь оказывать элементарную помощь при травмах;

 формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

В нашем лицее проводится следующая работа по формированию здорового образа жизни:

Воспитание культуры поведения:

 Гигиена тела;

 Культура питания;

 Культура общения;

 Воспитание нравственности;

 Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.

Для проведения занятий   привлекаются медицинские работников (гигиена тела), психолога (умение оценивать поступки людей).

Физическая культура и спорт:

 Дни здоровья;

 Занятия в спортивных секциях;

 Участие в соревнованиях, знакомство с различными видами спорта.

Работа с родителями:

 Совместная систематическая работа школы и семьи;

 Физкультурные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья!»;

 Родительские собрания, беседы, лекции.

Учебно-воспитательная работа:

1.                 Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):

 профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;

 простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);

 привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).

1.                 Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:

 Физкультминутки во время занятий;

 Проветривание и влажная уборка помещений;

 Витаминотерапия;

 Функциональная музыка;

 Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.

Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в Базисный учебный план, так же ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие. Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Деятельность — это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.

Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты -социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:

- семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной;

- общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию;

- государство– к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности. В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться.

Решение задач физического воспитания направленно на:

 содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

 обучение основам базовых видов двигательных действий;

 дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

 формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

 выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

 углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

 воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

 выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

 формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

 воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

 содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. К формам организации занятий по физической культуре в школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач по физической культуре в нашей школе уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, физкультминутки, подвижные перемены, спортивные кружки т. д.).

В процессе обучения применяются методы физического воспитания:

 словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);

 наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);

 метод разучивания нового материала (в целом и по частям);

 методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.).

Используются современные образовательные технологии:

 здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений, имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;

 личностно-ориентированное и дифференцированное обучение-применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья;

 информационно-коммуникационные технологии – показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры, занятия научно- исследовательской работой;

Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть зачетных упражнений (тесты) для определения уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов по плану на уроках легкой атлетики (сентябрь, май). Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения по пройденным разделам программы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Система деятельности учителя физической культуры по реализации ФГОС»

Цель: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка факторов эффективного развития педагогического творчества учителей физической культуры в системе повышения квалификации....

Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС второго поколения

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.  В этих условия...

«Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Физическая культура в условиях реализации ФГОС 2-го поколения

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...

Физическая культура в условиях реализации ФГОС 2-го поколения

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...