Методические рекомендации для тренера
учебно-методический материал по физкультуре
Современный спорт – это сложное явление социальной жизни общества. Спорт окружает нас практически с самого рождения, в детском саду, школе, институте. Многие выбирают его в качестве своей профессии. И сейчас, когда спорт развивается достаточно стремительно, направление спортивной подготовки шагает в двух направлениях – массовый спорт и спорт высших достижений. Целью массового спорта можно определить общее укрепление здоровья и улучшение физического состояния. В то время как целью спорта высших достижений является получение максимально высоких результатов соревновательной деятельности. Но, и там и там, структура спортивной подготовки включает в себя элементы физической и психологической подготовки, основы тактики, приемы техники выполнения упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации для тренера | 693.44 КБ |
воспитательная работа | 15.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Воспитательная работа тренера – преподавателя в ДЮСШ
Воспитательная работа – обязательный аспект деятельности современного образовательного учреждения. Сущность воспитательной работы в ДЮСШ состоит в создании условий для полноценного развития личности обучающихся путем обогащения воспитательной среды целенаправленно организуемыми событиями.
Создание воспитательного пространства предполагает:
1) диагностику среды;
2) разработку модели воспитательного пространства;
3) создание условий для реализации участниками воспитательного пространства своей позиции.
Напряженная тренировочная и соревновательная деятельность, связанная с занятием спортом, предоставляет значительные возможности для осуществления воспитательной работы. Воспитательная работа неразрывно связана с практической и теоретической подготовкой обучающихся.
Основные направления воспитательной работы в спортивной школе:
- государственно-патриотическое воспитание;
- нравственное воспитание;
- спортивно-этическое и правовое воспитание.
Цель государственно-патриотического воспитания – формирование качеств личности гражданина РФ. (Уважение к государственной символике РФ (флаг, герб, гимн), таким понятиям, как Отечество, честь и достоинство).
В процессе воспитательной работы предполагается приобщение спортсменов к отечественной истории, традициям, культурным ценностям, достижениям российского спорта.
Нравственное воспитание направлено на формирование твердых моральных убеждений, навыков поведения человека. Наряду с семьей и общеобразовательной школой важную роль в этом процессе играет непосредственно спортивная деятельность. Нравственность и духовность – стержневые качества человека, которые являются предпосылкой осознания обучающимися своих обязанностей и привычек поведения.
Спортивно-эстетическое и правовое воспитание. Одной из важных задач, решаемых в процессе воспитательной работы, является освоение норм и правил поведения, предусматриваемые спортивной этикой. Спортивно-этическое воспитание в занятиях с юными спортсменами осуществляется непосредственно в спортивной деятельности. Поведение спортсмена ориентируется на конкретные этические нормы, реализуемые как в условиях избранного вида спорта, так и спортивного достижения в целом (честная спортивная борьба).
Спортивно-этическое и правовое воспитание неразрывно связано с культурой межличностных отношений. Усвоение спортсменом социально-правовых норм является основой для уважительного отношения к соперникам и товарищам по команде независимо от их национальности и вероисповедания.
Воспитательная работа в условиях спортивной школы, основывается на творческом использовании общих принципов воспитания:
- гуманистический характер воспитания;
- воспитание в процессе спортивной деятельности;
- индивидуальный подход;
- воспитание в коллективе и через коллектив;
- комплексный подход к воспитанию;
- единство обучения и воспитания.
Воспитательную работу нельзя выделить как отдельный от других видов профессиональной деятельности тренеров-преподавателей. Вся деятельность тренера-преподавателя и в ходе учебно-тренировочного занятия, и при совместном с обучающимися проведении досуга, и на соревнованиях – это все есть воспитательная работа. Тем не менее эффективность воспитательной работы во многом зависит от тщательного выбора методов, средств и форм ее реализации в процессе многолетней подготовки спортсменов. Воспитательная работа всегда носит конкретный характер.
Методы воспитания делятся на группы:
· формирование нравственного сознания (нравственное просвещение);
· формирование общественного поведения;
· использование положительного примера;
· стимулирование положительных действий (поощрение);
· предупреждение и осуждение отрицательных действий.
Формирование нравственного сознания связано с методами словесного воздействия на личность (беседы). Но при всем значении словесных методов, наибольшие возможности для усвоения основных нравственных категорий заложены в самой учебно-тренировочной деятельности спортсмена.
Эффективность воздействия методов зависит от авторитета тренера-преподавателя. Тренер-преподаватель должен предусмотреть возможную реакцию коллектива спортивной группы.
Тренер-преподаватель должен помочь обучающимся разобраться в себе, тактично указать на те особенности его личности, которые могут воспрепятствовать достижению успехов в спорте и жизни, и побудить его к самовоспитанию, а затем постоянно направлять его на самостоятельную работу над собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по составлению учебного плана и графика распределения учебных часов на учебный год
Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по составлению учебного плана и графика распределения учебных часов на учебный год...
Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по составлению учебного плана и графика распределения учебных часов на учебный год
Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по составлению учебного плана и графика распределения учебных часов на учебный год...
Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по баскетболу, для проведения бесед о гигиене, спортивной одежде, спортивной обуви учащихся.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЧИНКОВСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА Методические реко...
УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ (методические рекомендации для тренеров-преподавателей игровых видов спорта)
УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ (методические рекомендации для тренеров-преподавателей игровых видов спорта)...
Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по баскетболу, для проведения бесед о гигиене, спортивной одежде, спортивной обуви учащихся.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР» Методические р...
Методические рекомендации для тренеров преподавателей Особенности, приемы и методы формирования мотивации к занятиям по боксу
Методические рекомендации для тренеров преподавателей Особенности, приемы и методы формирования мотивации к занятиям по боксу...
Методические рекомендации для тренеров преподавателей Совершенствование физической подготовки боксеров развитие быстроты и силы
Методические рекомендации для тренеров преподавателей Совершенствование физической подготовки боксеров развитие быстроты и силы...