Программа дополнительного образования "Настольный теннис"
рабочая программа по физкультуре
Программа дополнительного образования "Настольный теннис". Программа рассчитана на учащихся 10-14 лет (мальчиков и девочек). Срок реализации 1 год, количество часов - 111, количество часов в неделю - 3 (2 раза в неделю по 1,5 часа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_nastolnyy_tennis.docx | 21.48 КБ |
nastolnyy_tennis.docx | 44.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
2022-2023 учебный год
№ п/п | Раздел программы | Содержание занятий | Теория | Практика | Всего | Дата проведения |
Раздел 1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Общая Физическая подготовка (ОФП). | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Игры в парах. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Подача и ее совершенствование. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 4 (теоретическая подготовка) | Понятие тактики игры в теннис. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Общая Физическая подготовка (ОФП). | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Передвижения в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Топ-спин и вращение. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Подача с вращением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар справа и слева. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Упражнения на развитие силовых и скоростных качеств | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар слева топ-спин. | 1,5 | ||||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар справа с вращением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Прием подачи в парах. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Прием подачи в парах. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 4 (теоретическая подготовка) | Техника вращения мяча в теннисе. | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Товарищеские игры. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Товарищеские игры. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Передвижения в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Обработка мяча при подаче. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Ускорения в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Прием и передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Прием и передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удары топ-спин и вращение. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Подача с вращением и без. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег, передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удары в парах в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар с отскока (техника). | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег, передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Удар справа топ-спин. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар слева и справа топ-спин. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Совершенствование техники подачи. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Подача с ускорением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар слева топ-спин. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Игры в парах. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег, передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Подача с ускорением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар слева и справа топ-спин. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар с отскока (техника). | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Игры в парах. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Подача с ускорением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар слева топ-спин. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег, передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Передвижения с ускорением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Движения в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег, передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Передвижения в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Передвижения с ускорением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Удары в парах. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Передвижения с ускорением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Подача с ускорением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Топ-спин слева и справа. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Удары в парах. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар с отскока. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 4 (теоретическая подготовка) | Прием и подача в теннисе. | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Игровая тренировка. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Товарищеские игры. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Товарищеские игры. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Прием и подача в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег, передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег, передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар с отскока. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Топ-спин слева и справа. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Прием и подача в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Топ-спин слева и справа. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег, передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Прием и подача в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Топ-спин слева и справа. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Удары в движении. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 5 (итоговое занятие) | Итоговое занятие. Мониторинг качества знаний воспитанников; Соревнования среди воспитанников. | 1,5 | 1,5 | |||
Итого | 6 | 105 | 111 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка Направленность - физкультурно-спортивная.
Уровень усвоения программы – общекультурный, который предполагает формирование общей культуры учащихся, удовлетворение индивидуальных потребностей в физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Актуальность программы соответствует государственной политике в области дополнительного образования и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей. Занятия настольным теннисом способствуют развитию у детей интереса к спорту, позволяет совершенствовать и поддерживать свою физическую форму, воспитывают волевые качества, целеустремленность, дисциплинированность, решительность действий в принятии решения, способность продолжать борьбу в трудной ситуации, настойчивость, упорство в достижении цели. Также воспитывают спортивное трудолюбие (выполнение больших объемов интенсивных и соревновательных нагрузок ради решения индивидуальных и коллективных задач); интеллектуальное воспитание (овладение специальными занятиями в области теории и методики тренировки, анатомии, физиологии, психологии, гигиены и других смежных со спортом дисциплинах, формирование творческого отношения к труду и занятиям спортом); воспитывают чувства ответственности за порученное дело. В процессе занятий настольным теннисом формируются выраженные черты характера и свойства личности, чтобы достичь высоких результатов не только в теннисе, но и в жизни.
Цель программы – формирование разностороннего физического развития и укрепление здоровья учащихся посредством игры в настольный теннис, а также воспитание гармоничной, социально-активной личности.
Задачи
Обучающие:
- Дать учащимся необходимый объем знаний по теории и методики настольного тенниса;
- Обучить детей основам техники игры в настольный теннис, тактическим взаимодействиям в игре;
- Обучить учащихся посредством игры в настольный теннис правилам здорового образа жизни;
- Обучить детей командному взаимодействию. Развивающие:
- Развить координацию, физическую выносливость, пластику;
- Развить привычку к здоровому образу жизни.
- Развить интерес к занятию теннисом;
- Развить гибкость и быстроту реакции;
- Развить внимание;
- Развить уверенность в себе. Воспитательные:
- Воспитать нравственные качества личности;
- Формировать коммуникативный потенциал личности;
- Воспитать умение тренироваться в коллективе;
- Сформировать тягу к самосовершенствованию;
- Воспитать умение принимать решения.
Условия реализации программы
Данная программа «Настольный теннис» предназначена для объединений дополнительного образования, где проводятся занятия для учащихся, имеющих
склонность к занятиям различного вида спорта. Программа рассчитана на учащихся 10-14 лет (мальчиков и девочек). Программа рассчитана на 1 года обучения. Количество часов в год – 111 часов, количество часов в неделю – 3 (2 раза в неделю по 1,5 часа).
Материально-техническое обеспечение
- Теннисные ракетки и мячи на каждого учащегося;
- Скакалки для прыжков на каждого учащегося;
- Теннисные столы - 2 штуки;
- Сетки для настольного тенниса – 2 штуки;
Форма организации занятий: групповая.
Основной формой проведения занятий является традиционная форма, включающая в себя теоретические и практические аспекты (тренировки).
Итоговый контроль
Программа предусматривает промежуточный и итоговый контроль результатов обучения детей.
В начале года обучения (начало сентября) проводится тестирование учащихся с целью определения их физической подготовки. Промежуточный контроль проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Он предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.
Итоговый контроль проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Планируемые результаты
Учащиеся прошедшие полный курс по данной программе получат сведения об игре в настольный теннис, ее специфике и особенностях. По окончании обучения по программе учащиеся получат представления о технике настольного тенниса и игре в целом во всех ее аспектах, смогут демонстрировать свои умения, а также поймут, что игра в настольный теннис это интеллектуальная игра, в которой необходимо мыслить.
Предметные результаты:
- Знать об основных правилах игры в настольный теннис;
- Знать о способах движений и передвижений в настольном теннисе;
- Уметь выполнять удары с обеих сторон в настольном теннисе (удар слева и справа);
- Уметь самостоятельно проводить разминку перед занятием;
- Знать об особенностях физической подготовки (офп и спф);
- Уметь выполнять крученый удар (топ-спин);
- Выполнять жонглирование мячом;
- Знать о правилах поведения на поле во время матча;
- Выполнять различные виды подач в настольном теннисе (в том числе крученую);
- Знать об особенностях приема мяча с подачи соперника.
Метапредметные результаты:
- Иметь представления о различных турнирах по настольному теннису;
- Знать о нормах поведения во время игры и вне ее;
- Иметь навыки работы в команде – находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликтные ситуации;
- Уметь оценивать уровень сложности упражнений в соответствии с возможностями своего организма.
Личностные результаты:
- Самостоятельно развивать дисциплинированность, внимательность, а также трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- Позитивно оценивать свои способности и навыки в настольном теннисе;
- Быть ориентированным на творческий подход в решении различных задач;
- Иметь навык сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками.
Выполнять различные игровые комбинации с мячом.
Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Настольный теннис»
Задачи программы
Обучающие:
- Дать учащимся необходимый объем знаний по теории и методики настольного тенниса;
- Обучить детей основам техники игры в настольный теннис, тактическим взаимодействиям в игре.
Развивающие:
- Развить координацию, физическую выносливость, пластику;
- Развить привычку к здоровому образу жизни;
- Развить гибкость и быстроту реакции;
- Развить внимание;
Воспитывающие:
- Воспитать нравственные качества личности;
- Воспитать умение тренироваться в коллективе;
- Воспитать тягу к самосовершенствованию;
- Воспитать умение принимать решения.
Ожидаемый результат учащихся
К концу учебного года ребенок должен ЗНАТЬ ряд знаний и навыков: правила приема и обработки мяча в теннисе, ударов по мячу, подачи с различными вращениями. Знать основы тактических взаимодействий в игре.
УМЕТЬ выполнять удары мячу с обеих рук (слева и справа), выполнять подачу с различными вращениями (крученая и плоская подача). Уметь исполнить топ-спин в игре, а также правильно занимать позицию в игре.
ВЫПОЛНЯТЬ удары по мячу правильно, двигаться пластично, иметь навык кистевой работы в настольном теннисе, использовать топ-спин и крученую подачу в игре, а также уметь играть на ближней и средней дистанции.
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по пожарной и технической безопасности Теория: Зачем нужно соблюдать правила пожарной и технической безопасности. Какие последствия могут быть, если они не соблюдаются. Страховка и самостраховка во время выполнения тренировочных упражнений. Выучить и выполнять правила техники безопасности во время всего периода занятий.
Раздел 2. Физическая подготовка
Теория: Знакомство с общеразвивающими и специальными физическими упражнениями, и спортивными играми с элементами тенниса. Развитие знаний. СФП и методы реализации.
Практика: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Легкоатлетические упражнения. Подвижные игры. Специальная физическая подготовка – целенаправленное развитие быстроты, скорости, ловкости, скоростно-силовых качеств. Развитие специальной физической подготовки по различным направлениям в теннисе. Игровые и тренировочные упражнения (ускорения и игровые квадраты).
Раздел 3. Технико-тактическая подготовка
Теория: Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий в теннисе. Коллективная и индивидуальная игра и их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры. Упражнения для развития умения выполнять топ- спин, выполнение заданий по зрительному сигналу. Тренировочные игры.
Практика: Техника передвижения. Удары по мячу слева и справа. Техника обработки мяча. Техника подачи. Тренировочные игры. Развитие технических навыков и умений работать кистью, технические упражнения на развитие данных способностей. Обучение навыкам пластичного тенниса, отработка приемов на развитие данных навыков. Развитие координации и правильного движения в теннисе, отработка упражнений на развитие данных качеств. Совершенствование умений игры один на один. Улучшение скоростно-силовых качеств путем отработки игр на маленьком пространстве. Совершенствование техники удара справа и слева.
Раздел 4. Теоретическая подготовка
Теория: Классификация и терминология технических приемов игры в теннис. Отработка знаний по направлениям тактического взаимодействия в теннисе. Разбор схем игры на игровой доске. Теоретические занятия по действиям игрока во время игр и тренировок. Разбор и качественная оценка игроков по отдельности. Изучение комбинационных взаимодействий в теннисе.
Раздел 5. Итоговое занятие
Практика: Мониторинг качества знаний воспитанников;
Соревнования среди воспитанников.
Методическое обеспечение образовательной программы
№ п/п | Раздел/тема | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
1 | Правила техники безопасности | УТЗ (учебно- тренировочное занятие) | При изучении данной темы используется объяснение. | Памятка | Опрос, тестирование |
2 | Физическая подготовка | Тренировка | Наглядно- практические методы – при выполнении общефизических упражнений | ---------- | Тестирование, зачет |
3 | Правила игры | УТЗ | При изучении данной темы используется объяснение. Также используется метод иллюстрации | Памятка, схема, таблица | Контрольное занятие |
4 | Техническая подготовка | Тренировка | Наглядно- практические методы – при отработке технических приемов | --------- | Открытое занятие, зачет |
5 | Итоговое занятие | Соревнования | ------------ | ------------- | Соревнования |
Отслеживание результативности учащихся
Критерии уровня усвоения программы Физическая подготовка:
- Умение выполнять общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения в висах и упорах (различные виды растяжек на развитие и подготовку опорно-двигательного аппарата для занятий теннисом);
- Легкоатлетические упражнения (челночный бег, различные виды ускорений, прыжки в длину и с места);
- Подвижные игры с элементами тенниса (командное взаимодействие);
- Выполнение нормативов специальной физической подготовки – целенаправленное развитие быстроты, скорости, ловкости, скоростно-силовых качеств (нормативы по челночному бегу, прыжков в длину с места, подтягивание и отжимание);
- Игровые и тренировочные упражнения (теннис-болл, ускорения и др.)
Техническая подготовка
- Умение выполнять удары по мячу справа и слева (топ-спин);
- Техника подачи (выполнение правильного подхода и движения при подаче);
- Техника приема мяча. Тренировочные игры (выполнение правильного подхода к приему мяча в настольном теннисе);
- Развитие координации и правильного движения в теннисе;
- Изучение подрезки и вращений в теннисе. Совершенствование умений игры один на один;
- Улучшение скоростно-силовых качеств путем отработки игр на маленьком пространстве;
- Выполнение контрольных нормативов по жонглированию мячом.
Тактическая подготовка
- Развитие в тактике и тактических взаимодействиях в игре;
- Умение взаимодействовать и понимать коллективную и индивидуальную игру и ее сочетание (индивидуальные и групповые тактические действия);
- Командная тактика игры в настольный теннис;
- Умение вращать мяч, выполнение заданий по зрительному сигналу. Тренировочные игры.
Уровень усвоения программы:
- Низкий;
- Средний;
- Высокий.
Форма проведения итогового контроля учащихся проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Информационные источники
- Барчукова Г.В. Настольный теннис для всех., М., ФиС, 2008 г;
- «Теория и методика настольного тенниса» под ред. профессора Г.В. Барчуковой. М.: «Академия», 2006;
- Байгулов Ю.П. Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра. – М.: ФиС, 2000;
- Матыцин О.В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе.
– М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001;
- Э.Я. Фримерман; Сост. серии В.Л. Штейнбах: Настольный теннис. - М.: Олимпия Пресс, 2005;
- «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», М, Просвещение, 2004;
- Журавлева А. Ю. Большие возможности маленькой ракетки/ А. Ю. Журавлева// Спорт в школе. – 2012. - № 3;
- Шестеренкин О.Н.. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000;
- Wikipedia.org. Свободная энциклопедия на русском языке;
- www.ttlife.ru– сайт федерации настольного тенниса СПБ;
- academia-moscow.ru - сайт теории и методике настольного тенниса;
- http://www.teoriya.ru/ - теория и практика физической культуры;
- www.ttsport.ru – мир настольного тенниса;
- http://www-rohan.sdsu.edu/dept/coachsci/index.htm - наука о тренерской работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования «Настольный теннис»
пояснительная запискаПрограмма «Настольный теннис» является модифицированной. При разработке программы за основу была принята программа по настольному теннису для спортивных школ Г.В. Бар...
Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис».
Данный материал предоставлен в ознакомительных целях, программа рассчитана на детей в возрасте от 7-16 лет, срок реализации - 3 года....
Образовательная программа дополнительного образования по настольному теннису.
Программа адаптированна для детей с речевыми нарушениями....
дополнительная образовательная программа по настольному теннису
внеурочная деятельность...
Презентация по теме: "Методические разработки раздела дополнительной образовательной программы по настольному теннису"
Цели и задачи изученного разделаОбучающая цель: создание представление о двигательных действиях и о пространственно-временных параметрах движений с учетом изменения физических и анотомовременных морфо...
Программа дополнительного образования "Настольный теннис"
Программа дополнительного образования "Настольный теннис"...
Рабочая программа дополнительного образования «Настольный теннис» .
Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов....