Статья на тему "СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья по физкультуре

Исраелян Артур Овсепович

СИСТЕМА    МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ   СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

Автор составитель:

Исраелян Артур Овсепович

Учитель-методист

 

  

       Система методической работы в спортивной организации  предполагает  следую­щее: помощь тренеру-преподавателю в понимании  объективной ограниченности своих знаний, вычленении  и осознании  причины противоречий профессио­нальной деятельности.   Смысл известного сократовского тезиса: «Я знаю, что ничего не знаю, а Вы не знаете даже этого».

      Методическая работа опирается на несколько ведущих идей:

• знания в любом возрас­те можно и нужно попол­нять, мышле­ние развивать, способами деятельности овладевать;

• совершенствуя собс­твенное сознание, мы совер­шенствуем образователь­ный процесс, за качество которого несем ответствен­ность перед воспитанниками;

• личностный рост пе­дагога – рост творческого и нравственного потенциала;

• безусловно, только творческий пе­дагог может заразить виру­сом творчества детей, научить их творчес­кому отношению к жизни и помочь преодолевать трудности, неизбежно возникающие на пути человека.

       Определение цели и задач методической ра­боты позволяют правильно конкрети­зировать функции методи­ческой службы, а именно:

• помощь тренеру в ов­ладении методологичес­кими основами педагогики;

• помощь тренеру-преподавателю в развитии педагогического мышления – от рассудочно­го эмпирического к разумно организованному теорети­ческому, к мышлению поня­тиями;

• помощь тренеру в пре­одолении всех трудностей пе­рехода от практики тради­ционного обучения к обуче­нию развивающему.

      В настоящее время в большинстве спортивных организаций, независимо от ведомственной принадлежности, методическую работу организуют: директор, замдирек­тора по учебно-спортивной работе, инструктор-методист, обеспечивающий работу с детьми (спортивно-массовый отдел), инструкторы-методисты  по  организационно-спортивной  работе, а также руководители структурных подразделений по видам спорта.        Распределение функций среди организа­торов методической рабо­ты происходит следующим образом:

• директор – это общее руководство деятельностью спортивной организации;

• заместитель директора по УСР и инструкторы-методисты  – это программно-методическое обеспечение проектной деятельности в организации;

• заместитель директора по УСР и руководители структурных подразделений по видам спорта – это програм­мно-методическое обеспе­чение  деятельности СО в рамках педагогического проекти­рования воспитательного модуля в спортивно-массовую работу в учреждении;

• руководители структур­ных подразделений по видам спорта (инструкторы-методисты  отделений, или иные специалисты) – это мето­дическая помощь в проекти­ровании учебных занятий, открытых и итоговых спортивно-массовых мероп­риятий, помощь в организации мони­торинга качества образовательных программ и результа­тивности соревновательной деятельности, помощь в организации обобщения передового педагогического опыта.

       Разработана программа мето­дической учебы. Методическая служба  спортивной организации, состоя­щая из заместителя директора по УСР и инструкторов-методистов, руково­дит методической учебой и работой в подразделениях. Также систематически привлекаются  тренеры высшей и первой квалификацион­ной категорий, способных к аналитической и иссле­довательской деятельнос­ти.

       В основу плана методи­ческой работы спортивной организации берутся результаты диа­гностики системных затруднений тренеров, выявленных в ходе административного контро­ля. Построение плана мето­дической учебы дифферен­цировано в соответствие уровня про­фессионального мастерства тренеров.

       Цель по отноше­нию к опытным тренерам-преподавателям – создание условий для активной исследовательской и наставнической деятель­ности.

       Цель по отношению к молодым тренерам – раз­витие профессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагоги­ческого образования.

       Цель по отношению к начинаю­щим и малоопытным тренерам –  оказание  помощи в станов­лении профессиональных умений, расширение и углубление психолого-педа­гогических знаний.

       Начинающие тренеры и тренеры, нуждающиеся в опеке, работающие в режиме профессионального становления (без катего­рии, вторая категория), про­ходят методическую учебу в соответствии с индивидуальным планом профессионального роста под руководством педагогов-наставников.

       Методическая работа в спортивной организации способс­твует:

1.   Осмыслению программно-мето­дических требований, нор­мативных документов, обязательных в исполнении. В результате учебные программы, по которым работают тренеры, типовые или модифицированные, а это показатель достаточно высокого уровня компетен­тности тренерского состава.

2.   Изучению и системно­му анализу новых техноло­гий и методик обучения, что позволяет тренерам-преподавателям успешно конку­рировать с другими спортивными организациями в различных конкурсах профессио­нального мастерства.

3.   Обобщению и распро­странению передового педагогического опыта, рожден­ного внутри коллектива.

4.   Стимулированию группового педагогическо­го творчества. За последние годы педагогический кол­лектив методом созда­ния временных творческих групп разработал:

• циклограмму де­ятельности воспитательной системы спортивной школы;

• программы летних спортивных сборов в рамках программы «Здоро­вье»;

• сценарии главных событий года и фотолетопись «Из опыта работы»;

• программу социаль­ной деятельности.

5.   Мотивации педагогической и профес­сиональной деятельности. Ежегодно спортсмены школы успешно прини­мают участие в городских, областных, всероссийских и международных турнирах и соревнованиях.

6.   Формированию готов­ности к профессиональному самообразованию. Каждый тренер работает над  выбранной ме­тодической темой, обобщает свой педагогический опыт, участвует в спортивно-массовых и воспитательных мероприятиях.

 

Формы организации методической работы

1.   Педагогический совет (тренерский совет).

2.   Работа над единой ме­тодической темой спортивной организации.

3.   Индивидуальные кон­сультации администрации и инструкторов- методистов.

4.   В течение года ежемесяч­ные психолого-педагоги­ческие консультации.

5.   Открытые занятия и воспитательные мероприятия.

6.   Подготовка методи­ческой продукции для учас­тия в городских, областных и всероссийс­ких  конкурсах  различной направленности по профи­лю работы.

7.   Методические советы и объединения в отделениях по видам спорта.

       В течение учебного года педагогические (тренерские) советы про­водятся, к примеру, по сле­дующим темам:

• «Развитие образова­тельного процесса в СО. Обновление программно-методического обеспече­ния. Опыт создания образо­вательных программ».

• «Психолого-педагоги­ческое обеспечение воспи­тывающей среды в СО.

• «Воспитание в струк­туре тренировочного процесса».

• «Защита учебной про­граммы».

• «Технология педагоги­ческого общения».

• «Педагогическое про­ектирование в деятельнос­ти тренера»

• «Спортивно-мас­совая работа: проблемы, ре­шения, перспективы разви­тия».

• «Мониторинг качества реализации образовательных  программ, проблема сохраннос­ти детского контингента и пути ее решения».

• «Экс­периментальная деятельность как фактор совершенствования процесса обучения и лич­ностного роста педагогов».

• «Новые формы орга­низации летних спортивных сборов детей и подростков города, обоб­щение опыта военно-патриотического воспитания, работа летних спортивных лагерей».

      Работа над единой мето­дической темой способствует решению частных методических задач в процессе коллективной работы над единым проектом. Так, с 2008 года под руководс­твом кандидата педагогических наук, доцента Московского открытого социально-гуманитарного института  (МГОСГИ)  Суркова Александра Борисовича стартовал городской проект в учреждениях образования на тему «Военно-патриотическое воспитание школьников современной России». Была разработана программа, проведен те­оретический семинар на­учного руководителя, ор­ганизованы ежемесячные консультации для тренеров, занятия годичного психолого-педа­гогического семинара  для тренеров и педагогов дополнительного образования.

       Психолого-педагогичес­кие консультации рассматри­ваются нами как активная форма пополнения теоре­тических знаний тренеров-преподавателей, позволяющая совершенс­твовать  уровень  педагогической компетентности. К каждому занятию, в системе методической учебы тренеров, инструкторами- методистами разрабаты­ваются методические рекомендации к конкретным  занятиям, которые хранятся в банке методических материалов, и могут  быть использованы при подготовке к тренировочным занятиям. Были проведены консультации: «Педагогические здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»; «Принципы взаимодействия детей и подростков со взрослыми в процессе воспитания как компонент воспитательной системы»; «Мониторинг качества и результативнос­ти тренировочного процесса в спортивной школе»; «Педа­гогические технологии раз­вивающего обучения» и др.

       Творческие отчеты тренеров являются обяза­тельной формой подведе­ния итогов деятельности за полугодие и учебный год. На заседании тренерского и методического совета в январе и мае каждого учебно­го года педагоги готовят отчеты и пополняют свои личные профессиональные портфолио. Подготовка и проведение открытого занятия нацелено на повышение эффективности обучения. Открытое занятие и спортивно-массовое мероприятие проводится в соответствие следующего алгоритма:

1.        Рассказ тренера о проекте занятия: це­лях, проектируемых резуль­татах и обосновании выбранных форм и методов.

2.         Характеристика обученности, обучаемости и возможностей группы, где будет проводиться занятие.

3.         Ответы на вопросы присутствующих  перед посещением занятия.

4.         Посещение занятия.

5.         Анализ занятия са­мим педагогом.

6.         Анализ занятия заместителем ди­ректора по УСР  или директором.

7.         Вопросы к тренеру по содержанию и плану занятия.

8.         Общая дискуссия.

       Педагогический кол­лектив спортивной организации  ведет работу по созданию учебных про­грамм нового поколения, соответствующих требова­ниям, утвержденным Науч­но-методическим советом Минобразования России, накопленно­му опыту педагогов, целям   и   задачам   информационного общества XXI века. Работа по со­вершенствованию програм­мно-методического обес­печения – непрерывный процесс, осуществляемый всеми и инструктором-методистом и каждым тренером.

       Эффективность методи­ческой работы спортивной организации подтверждается  высокими ре­зультатами участия в турнирах и соревнованиях различного уровня: городского, областного, Всероссийс­кого и Международного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metodista.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

 

СИСТЕМА    МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ   СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Автор составитель:

Исраелян Артур Овсепович

Учитель-методист

  

       Система методической работы в спортивной организации  предполагает  следующее: помощь тренеру-преподавателю в понимании  объективной ограниченности своих знаний, вычленении  и осознании  причины противоречий профессиональной деятельности.   Смысл известного сократовского тезиса: «Я знаю, что ничего не знаю, а Вы не знаете даже этого».

      Методическая работа опирается на несколько ведущих идей:

• знания в любом возрасте можно и нужно пополнять, мышление развивать, способами деятельности овладевать;

• совершенствуя собственное сознание, мы совершенствуем образовательный процесс, за качество которого несем ответственность перед воспитанниками;

• личностный рост педагога – рост творческого и нравственного потенциала;

• безусловно, только творческий педагог может заразить вирусом творчества детей, научить их творческому отношению к жизни и помочь преодолевать трудности, неизбежно возникающие на пути человека.

       Определение цели и задач методической работы позволяют правильно конкретизировать функции методической службы, а именно:

• помощь тренеру в овладении методологическими основами педагогики;

• помощь тренеру-преподавателю в развитии педагогического мышления – от рассудочного эмпирического к разумно организованному теоретическому, к мышлению понятиями;

• помощь тренеру в преодолении всех трудностей перехода от практики традиционного обучения к обучению развивающему.

      В настоящее время в большинстве спортивных организаций, независимо от ведомственной принадлежности, методическую работу организуют: директор, замдиректора по учебно-спортивной работе, инструктор-методист, обеспечивающий работу с детьми (спортивно-массовый отдел), инструкторы-методисты  по  организационно-спортивной  работе, а также руководители структурных подразделений по видам спорта.        Распределение функций среди организаторов методической работы происходит следующим образом:

• директор – это общее руководство деятельностью спортивной организации;

• заместитель директора по УСР и инструкторы-методисты  – это программно-методическое обеспечение проектной деятельности в организации;

• заместитель директора по УСР и руководители структурных подразделений по видам спорта – это программно-методическое обеспечение  деятельности СО в рамках педагогического проектирования воспитательного модуля в спортивно-массовую работу в учреждении;

• руководители структурных подразделений по видам спорта (инструкторы-методисты  отделений, или иные специалисты) – это методическая помощь в проектировании учебных занятий, открытых и итоговых спортивно-массовых мероприятий, помощь в организации мониторинга качества образовательных программ и результативности соревновательной деятельности, помощь в организации обобщения передового педагогического опыта.

       Разработана программа методической учебы. Методическая служба  спортивной организации, состоящая из заместителя директора по УСР и инструкторов-методистов, руководит методической учебой и работой в подразделениях. Также систематически привлекаются  тренеры высшей и первой квалификационной категорий, способных к аналитической и исследовательской деятельности.

       В основу плана методической работы спортивной организации берутся результаты диагностики системных затруднений тренеров, выявленных в ходе административного контроля. Построение плана методической учебы дифференцировано в соответствие уровня профессионального мастерства тренеров.

       Цель по отношению к опытным тренерам-преподавателям – создание условий для активной исследовательской и наставнической деятельности.

       Цель по отношению к молодым тренерам – развитие профессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагогического образования.

       Цель по отношению к начинающим и малоопытным тренерам –  оказание  помощи в становлении профессиональных умений, расширение и углубление психолого-педагогических знаний.

       Начинающие тренеры и тренеры, нуждающиеся в опеке, работающие в режиме профессионального становления (без категории, вторая категория), проходят методическую учебу в соответствии с индивидуальным планом профессионального роста под руководством педагогов-наставников.

       Методическая работа в спортивной организации способствует:

1.   Осмыслению программно-методических требований, нормативных документов, обязательных в исполнении. В результате учебные программы, по которым работают тренеры, типовые или модифицированные, а это показатель достаточно высокого уровня компетентности тренерского состава.

2.   Изучению и системному анализу новых технологий и методик обучения, что позволяет тренерам-преподавателям успешно конкурировать с другими спортивными организациями в различных конкурсах профессионального мастерства.

3.   Обобщению и распространению передового педагогического опыта, рожденного внутри коллектива.

4.   Стимулированию группового педагогического творчества. За последние годы педагогический коллектив методом создания временных творческих групп разработал:

• циклограмму деятельности воспитательной системы спортивной школы;

• программы летних спортивных сборов в рамках программы «Здоровье»;

• сценарии главных событий года и фотолетопись «Из опыта работы»;

• программу социальной деятельности.

5.   Мотивации педагогической и профессиональной деятельности. Ежегодно спортсмены школы успешно принимают участие в городских, областных, всероссийских и международных турнирах и соревнованиях.

6.   Формированию готовности к профессиональному самообразованию. Каждый тренер работает над  выбранной методической темой, обобщает свой педагогический опыт, участвует в спортивно-массовых и воспитательных мероприятиях.

 

Формы организации методической работы

1.   Педагогический совет (тренерский совет).

2.   Работа над единой методической темой спортивной организации.

3.   Индивидуальные консультации администрации и инструкторов- методистов.

4.   В течение года ежемесячные психолого-педагогические консультации.

5.   Открытые занятия и воспитательные мероприятия.

6.   Подготовка методической продукции для участия в городских, областных и всероссийских  конкурсах  различной направленности по профилю работы.

7.   Методические советы и объединения в отделениях по видам спорта.

       В течение учебного года педагогические (тренерские) советы проводятся, к примеру, по следующим темам:

• «Развитие образовательного процесса в СО. Обновление программно-методического обеспечения. Опыт создания образовательных программ».

• «Психолого-педагогическое обеспечение воспитывающей среды в СО.

• «Воспитание в структуре тренировочного процесса».

• «Защита учебной программы».

• «Технология педагогического общения».

• «Педагогическое проектирование в деятельности тренера»

• «Спортивно-массовая работа: проблемы, решения, перспективы развития».

• «Мониторинг качества реализации образовательных  программ, проблема сохранности детского контингента и пути ее решения».

• «Экспериментальная деятельность как фактор совершенствования процесса обучения и личностного роста педагогов».

• «Новые формы организации летних спортивных сборов детей и подростков города, обобщение опыта военно-патриотического воспитания, работа летних спортивных лагерей».

      Работа над единой методической темой способствует решению частных методических задач в процессе коллективной работы над единым проектом. Так, с 2008 года под руководством кандидата педагогических наук, доцента Московского открытого социально-гуманитарного института  (МГОСГИ)  Суркова Александра Борисовича стартовал городской проект в учреждениях образования на тему «Военно-патриотическое воспитание школьников современной России». Была разработана программа, проведен теоретический семинар научного руководителя, организованы ежемесячные консультации для тренеров, занятия годичного психолого-педагогического семинара  для тренеров и педагогов дополнительного образования.

       Психолого-педагогические консультации рассматриваются нами как активная форма пополнения теоретических знаний тренеров-преподавателей, позволяющая совершенствовать  уровень  педагогической компетентности. К каждому занятию, в системе методической учебы тренеров, инструкторами- методистами разрабатываются методические рекомендации к конкретным  занятиям, которые хранятся в банке методических материалов, и могут  быть использованы при подготовке к тренировочным занятиям. Были проведены консультации: «Педагогические здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»; «Принципы взаимодействия детей и подростков со взрослыми в процессе воспитания как компонент воспитательной системы»; «Мониторинг качества и результативности тренировочного процесса в спортивной школе»; «Педагогические технологии развивающего обучения» и др.

       Творческие отчеты тренеров являются обязательной формой подведения итогов деятельности за полугодие и учебный год. На заседании тренерского и методического совета в январе и мае каждого учебного года педагоги готовят отчеты и пополняют свои личные профессиональные портфолио. Подготовка и проведение открытого занятия нацелено на повышение эффективности обучения. Открытое занятие и спортивно-массовое мероприятие проводится в соответствие следующего алгоритма:

1.        Рассказ тренера о проекте занятия: целях, проектируемых результатах и обосновании выбранных форм и методов.

2.         Характеристика обученности, обучаемости и возможностей группы, где будет проводиться занятие.

3.         Ответы на вопросы присутствующих  перед посещением занятия.

4.         Посещение занятия.

5.         Анализ занятия самим педагогом.

6.         Анализ занятия заместителем директора по УСР  или директором.

7.         Вопросы к тренеру по содержанию и плану занятия.

8.         Общая дискуссия.

       Педагогический коллектив спортивной организации  ведет работу по созданию учебных программ нового поколения, соответствующих требованиям, утвержденным Научно-методическим советом Минобразования России, накопленному опыту педагогов, целям   и   задачам   информационного общества XXI века. Работа по совершенствованию программно-методического обеспечения – непрерывный процесс, осуществляемый всеми и инструктором-методистом и каждым тренером.

       Эффективность методической работы спортивной организации подтверждается  высокими результатами участия в турнирах и соревнованиях различного уровня: городского, областного, Всероссийского и Международного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор Григорьева Н.И. Методическая работа Спортивные сооружения для занятий фехтованием.docx

Выполнила Григорьева Н.И. - методист МБУ ДО г.о. Самары СДЮСШОР №17...

Статья "Организация методической работы в вечерней школе".

Статья "Организация методической работы в вечерней школе"....

Статья на тему "ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ".

В статье раскрывается технология управления методической работой в общеобразовательной организации....

Статья на тему "ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ".

В статье продолжается тема "ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"....

Статья на тему "ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ".

В данной статье раскрывается ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ....