Физическая культура как элемент здорового образа жизни людей
статья по физкультуре (9 класс)
Физическая культура стимулирует развитие материальной и духовной культуры общества в целом. Это проявляется в поиске новых методик и технических средств, в научных открытиях, в строительстве материально-технических сооружений, создании приборов, конструировании и совершенствовании инвентаря, оборудования. Тем самым физическая культура способствует возникновению новых направлений в развитии материальной и духовной культуры, теории и практики. Всё это закономерно определяет взаимосвязь и взаимообусловленность материальной, духовной и физической культуры в рамках культуры общества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskaya_kultura_kak_element_zdorovogo_obraza_zhizni_lyudey.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическая культура как элемент здорового образа жизни людей
Понятие «здоровье» и критерии его оценки
Здоровье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже).
По уставу Всемирной организации здравоохранения, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности (Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – С-Пб, 2005).
П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» рассмотрел определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в Здоровье — это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции. Систему функциональных резервов организма в различное время и представителями различных научных дисциплин. Среди определений встречаются следующие. Здоровье — нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству (Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни. - М.: Сфера, 2003).
Здоровье — это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции. Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:
1. Биохимические резервы (реакции обмена).
2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
3. Психические резервы. Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м — 10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц. От чего зависит здоровье, здоровье человека — результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий: наследственность- 20%; окружающая среда- 20%; уровень медицинской помощи — 10%; образ жизни — 50%. В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так: человеческий фактор — 25% (физическое здоровье — 10%, психическое здоровье — 15%); экологический фактор — 25% (экзо экология — 10%, эндо экология — 15%); социально-педагогический фактор — 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта — 15%, поведение, режим жизни, привычки — 25%); медицинский фактор — 10% (Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – С-Пб, 2005).
Понятие физическая культура и ее роль.
Первые известные следы физической культуры среди стран древнего Востока были обнаружены в Месопотамии (южная часть современного Ирака, Ирана, Сирии), которую по праву считают колыбелью человеческой культуры и цивилизации.
Физическая культура - это часть общей культуры, содержащая в себе не только столетний опыт подготовки человека к жизни, путем познания и управления генетически заложенными в него физическими и умственными способностями, но и опыт самоутверждения в обществе, достигаемое в процессе физических тренировок в сочетании с моральными и нравственными принципами человека. В социальном плане физическая культура представляет собой обширную область культурной деятельности общества. Одна из её главных задач – активное содействие всестороннему и гармоническому развитию членов общества, их преобразование, т.е. именно то, что составляет сущность культуры в более широком плане.
Используя закономерности естественного развития человека, физическая культура своими средствами и методами добивается новых качественных результатов формирования и развития таких свойств человека, которые не даны ему от природы.
Как следствие, физическая культура стимулирует развитие материальной и духовной культуры общества в целом. Это проявляется в поиске новых методик и технических средств, в научных открытиях, в строительстве материально-технических сооружений, создании приборов, конструировании и совершенствовании инвентаря, оборудования. Тем самым физическая культура способствует возникновению новых направлений в развитии материальной и духовной культуры, теории и практики. Всё это закономерно определяет взаимосвязь и взаимообусловленность материальной, духовной и физической культуры в рамках культуры общества (Жеребцов А.В. – М, Физкультура и труд. - 2006).
До недавнего времени выделяли семь видов физической культуры: физическое воспитание, спорт, профессионально-прикладную физическую культуру, физическую рекреацию, двигательную реабилитацию, фоновую физическую культуру, адаптивную физическую культуру.
Однако уже давно возникла тенденция к выделению спорта в относительно самостоятельное социально-культурное явление со своей непростой структурой. Всё чаще в средствах массовой информации фигурировало словосочетание «физическая культура и спорт». Наконец, 16-го ноября 2007 года Федеральным законом о физической культуре и спорте в Российской Федерации было узаконено самостоятельное положение спорта. Термину «спорт» было дано следующее определение: спорт – это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки к ним. Таким образом, сегодня мы можем говорить о шести видах физической культуры (Федеральный закон о физической культуре и спорте в РФ/ Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 г. Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 г.//Москва, Кремль,4 декабря 2007).
Элементы здорового образа жизни
1. Физическое воспитание – педагогический процесс целенаправленного систематического воздействия на человека физическими упражнениями, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физических качеств, формирования и улучшения основных двигательных умений и навыков, а также связанных с ними знаний.
Целью физического воспитания является воспитание физически совершенных людей, всесторонне подготовленных к творческому труду и защите Родины.
В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:
- развитие, функционирование, совершенствование физических качеств;
- формирование двигательных умений и навыков;
- укрепление здоровья, закаливание организма, повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности и условий внешней среды;
- формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию (Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания.- М .: Теория и практика физической культуры, 2005).
2. Профессионально - прикладная физическая культура - вид физической культуры, направленный на развитие физических качеств, формирование двигательных умений, навыков и специальных знаний, необходимых людям в их труде.
Существование данного вида физической культуры обусловлено наличием огромного числа различных специальностей (свыше 40 000), каждая из которых предъявляет свои специфические требования к работникам, а, зачастую, ещё и оказывает на них неблагоприятное воздействие. Как следствие возникает необходимость специальной физической подготовки людей к конкретной профессиональной деятельности.
Пример:
Наиболее яркими примерами профессий, в которых необходима специальная физическая подготовка, могут послужить следующие: космонавты, лётчики, моряки, различные подразделения правоохранительных органов, МЧС, шахтёры и т.д. (Жеребцов А.В., – М, Физкультура и труд. - 2006).
3. Физическая рекреация - вид физической культуры, предполагающий использование физических упражнений и различных видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения.
Занятия физической рекреацией не связаны с большой физической нагрузкой и волевыми усилиями, однако они создают хорошее настроение, самочувствие, восстанавливают умственную и физическую работоспособность. Пример: Оздоровительная ходьба, бег трусцой, подвижные игры, туризм и т.д.
4. Двигательная реабилитация - вид физической культуры, представляющий собой целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления функций организма после заболеваний, травм, переутомления и др. Основными средствами двигательной реабилитации являются лечебная гимнастика, дозированные бег и ходьба.
5. Фоновая физическая культура - средства физической культуры, включенные в рамки повседневного быта. Средствами фоновой физической культуры, в частности, являются: утренняя гимнастика, прогулки, езда на велосипеде на недалёкие расстояния, физические упражнения в режиме дня, не связанные с большой физической нагрузкой, и т.п.
6. Адаптивная физическая культура - вид физической культуры, направленный на адаптацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к физическим и социальным условиям окружающей среды путём использования комплекса эффективных средств физической реабилитации.
От двигательной реабилитации АФК отличается, во-первых, целевой установкой на привлечение к занятиям физической культурой по возможности большего количества участников, во-вторых, значительным объемом спортивных игр и рекреативных мероприятий (Безруков Ю.Ф., - Рекреационные ресурсы и курортология. -2009г.).
Здоровый образ жизни — это такой образ жизни человека, который направленный на укрепление здоровья и профилактику болезней. Иными словами, здоровый образ жизни — это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического). Есть даже специальная наука о здоровом образе жизни – валеология.
К основным составляющим здорового образа жизни, по мнению М.Я. Виленского, относят: режим труда и отдыха; организацию сна; режим питания; организацию двигательной активности; выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания; профилактику вредных привычек; культуру межличностного общения; психофизическую регуляцию организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация2Роль физической культуры и формирование здорового образа жизни"
"Роль физической культуры и формирование здорового образа жизни ". Внеурочная деятельность в школе....
выступление на педагогическом совете"Роль физической культуры и формирование здорового образа жизни"
доклад учителя физической культуры...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры по формированию здорового образа жизни
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Но в соответствии с Законом “Об образовании” именно здоровье школьников относится к...
Спорт и физическая культура как залог здорового образа жизни.
Физическое воспитание, как система образования в целом, в настоящее время в процессе модернизации претерпевает изменения, определяемые социально- экономическими условиями, ориентирами и потребностями ...
Проект: "Оздоровительная физическая культура с основами здорового образа жизни в рамках внеурочной деятельности в 10-11х классах"
Оздоровительная физическая культура с основами здорового образа жизни 10-11...
Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни
Что такое физическая культура?Сущность и система физического воспитания школьниковСистема внеурочной деятельности по физическому воспитаниюЦель спортивных объединенийЗадачиРезультаты...
Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здорового образа жизни средствами фитнес-технологий»
Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здоровогообраза жизни средствами фитнес-технологий»...