Спорт и физическая культура как залог здорового образа жизни.
материал по физкультуре на тему
Физическое воспитание, как система образования в целом, в настоящее время в процессе модернизации претерпевает изменения, определяемые социально- экономическими условиями, ориентирами и потребностями личности, тенденциями в мировой спортивной системе. На смену одним видам спорта и интересам человека приходят другие, соответствующие изменениям в производственной, учебной, досуговой деятельности. Для современных школьников характерны врожденное ослабление здоровья и защитных сил организма, гиподинамия, учебная перегрузка, интенсивная интеллектуальная деятельность. Изменение циклограммы жизнедеятельности современного школьника приводит к необходимости интенсивного целенаправленного введения в его внеучебную и досуговую деятельность элементов физической культуры и спорта. Среди учащихся школы обострилась проблема сохранения здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_fizkultury_i_sporta.docx | 41.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития физкультуры и спорта, олимпийского образования:
как залог здорового образа жизни
МБОУ СОШ № 7, ЗАТО Углегорск
Авторы-разработчики.
Администрация школы, учитель физической культуры Казанцева А. А.
Структура программы - в структуру программы включены:
- Аналитическое обоснование программы;
- Цели и задачи программы;
- Нормативно-правовая база;
- Основные направления программы развития физкультуры и спорта;
- Механизм реализации программы;
- Ресурсное обеспечение программы развития;
- Сроки и этапы реализации программы;
- Ожидаемые результаты.
- Аналитическое обоснование программы.
Физическое воспитание, как система образования в целом, в настоящее время в процессе модернизации претерпевает изменения, определяемые социально- экономическими условиями, ориентирами и потребностями личности, тенденциями в мировой спортивной системе. На смену одним видам спорта и интересам человека приходят другие, соответствующие изменениям в производственной, учебной, досуговой деятельности. Для современных школьников характерны врожденное ослабление здоровья и защитных сил организма, гиподинамия, учебная перегрузка, интенсивная интеллектуальная деятельность. Изменение циклограммы жизнедеятельности современного школьника приводит к необходимости интенсивного целенаправленного введения в его внеучебную и досуговую деятельность элементов физической культуры и спорта. Среди учащихся школы обострилась проблема сохранения здоровья. Это влечет за собой последующее снижение уровня физического и интеллектуального развития” что в дальнейшем неминуемо отрицательно скажется на качестве трудовых ресурсов, подготовке к службе в армии. Распространенность гиподинамии среди школьников достигло 80 %, из года в год увеличивается число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой ситуации особую актуальность приобретают задачи формирования здорового образа жизни детей и обеспечение приоритетных условий для развития системы физического воспитания и образования. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в коррекции средствами физической культуры.
В настоящее время в школе обучаются 606 учащихся. В течение последних лет в системе физической работы с учащимися, сложились определённые традиции: Дни здоровья, спортивные праздники, спартакиады, викторины, физкультминутки и др., направленные на развитие и укрепление здоровья учащихся. С введением в программу развития олимпиады по параллелям, мы обеспечиваем наибольший процент вовлечения учащихся в спортивно - оздоровительную работу. Помимо традиционных уроков физической культурой у учащихся есть возможность активно заниматься различными видами спорта: спортивный туризм, баскетбол, подвижные игры (для младших школьников), «Безопасное колесо». Учащиеся регулярно участвуют в соревнованиях различного масштаба и добиваются хороших и отличных результатов. За первое полугодие 2011 - 2012 г. имеют следующие показатели:
В школе имеется материально - техническая база, позволяющая проводить занятия с учащимися на оптимальном уровне.
Цели программы:
- Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
- Пропаганда среди школьников культуры физического воспитания и приобщение их к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
- Создание школьных спортивных команд.
- Привлечение школьников к общественной деятельности в сфере спортивно-массовой культуры.
- Укрепление дружбы и взаимопонимания между членами команд, через участие в спортивных мероприятиях.
- Воспитание потребности в- систематических занятиях физической культурой и спортом.
- Воспитание умения школьников самостоятельно использовать различные спортивные игры в организации своего отдыха.
- Конвенция о правах ребёнка
- Федеральный закон РФ от 4 декабря 2007 года № 329 «О физической культуре и спорте в РФ»
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1
- Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России
- Фундаментальное ядро содержания общего образования
- Устав школы.
Основные принципы работы по программе развития физкультуры и спорта:
Принцип гуманизации — соблюдение прав педагога и ребенка, закрепленных законом РФ «Об образовании» и правах ребенка и др. нормативными документами.
- Принцип сотрудничества — построение взаимоотношений в школе на основе компетентностей, авторитетности педагога, повышающих уровень самооценки обучающихся.
- Принцип развивающего обучения - отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мысли обучающихся.
- Принцип индивидуализации обучения - повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
- Принцип целостности - создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего содержание образования.
Концептуальными основами деятельности программы являются:
- Формирование устойчивой системы спортивно-массовой работы в школе с целью воспитания талантливой молодежи.
- Противодействие через спортивную и спортивно-оздоровительную работу распространению асоциальных явлений в детской и молодежной среде.
- Обеспечение непрерывного физического воспитания учащихся на различных стадиях образования.
В период, предусмотренный на работу школы по программе развития физического воспитания и спорта, учебно-воспитательный процесс обеспечивается следующим:
- Обеспечение преемственности федеральных и региональных программ базового и дополнительного образования в области физической культуры и спорта.
- Разработка программного обеспечения всех этапов работы школы с учетом государственных образовательных стандартов.
- Обеспечение преемственности содержания основного и дополнительного образования физкультурно – спортивной направленности, средств, форм и методов обучения и воспитания на всех уровнях и этапах учебного процесса.
- Разработка и внедрение программ учебной деятельности с учащимися различных возрастных групп и различными психофизиодинамическими данными.
- Внедрение научно-практических методов диагностики качества учебного процесса в школе.
- Внедрение современных технологий мониторинга физической подготовленности обучающихся школы.
- Обеспечение условий для совершенствования индивидуальных способностей каждого учащегося школы.
- Разработка системы мер для стимулирования всех участников образовательного процесса спортивной направленности.
Система образования является одной из составляющих структур социальной сферы, обеспечивающей многогранную подготовку личности учащегося к дальнейшей адаптации в общественной и производственной деятельности. И если в ведении общеобразовательной подготовки учащихся школа обособлена, самостоятельна и самодостаточна, то в физическом воспитании и спортивной подготовке взаимодействует с другими учреждениями: спортивной школой и центром детского творчества.
Объединение усилий и возможностей необходимо на уровне административно-управленческом, ресурсном, кадровом, программном и финансовом.
В прогнозируемый период школа должна качественно улучшать взаимодействие по следующим направлениям:
- Участие в определении и формировании потребностей детей и учащихся, родителей, педагогов в развитии физкультуры и спорта.
- Формирование систематической согласованной программы проведения оздоровительных мероприятий различной направленности, молодежных и социальных проектов воспитательной направленности, подготовки единого календаря спортивной работы.
- Объединение ресурсных возможностей в обеспечении физического воспитания детей и учащихся.
- Качественное улучшение взаимосвязи школы со спортивной школой, МЦДТ, с дошкольными учреждениями в проведении физкультурно- оздоровительной и спортивно-массовой работы.
- Организация и участие, совместно с другими учреждениями дополнительного образования, в проведении акций и мероприятий социально-воспитательной направленности.
- Участие в обеспечении формирования и воспитания здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.'
- Организация медицинского обеспечения учебного процесса.
- Улучшение работы с родительской общественностью школы, общественными фондами, предпринимателями, направленной на повышение качества и ресурсное обеспечение учебного процесса.
- Механизм реализации программы предусматривает:
Ежегодный план выполнения работ, вытекающих из перечня мероприятий по основным направлениям программы развития с определением источников и объемов финансирования.
- Школа:
- самостоятельно разрабатывает план и программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, особенностей социально- экономического развития и спортивных традиций.
- работает под руководством отдела образования.
- формирует календарный план совместно с отделом образования и организует проведение спортивно-массовых мероприятий с обучающимися, детьми и подростками.
Методическое объединение учителей физкультуры и ОБЖ организует методическую работу, направленную на разработку и внедрение новых спортивно-оздоровительных программ, форм и методов физкультурноспортивной работы, повышение профессионального уровня учителей физического воспитания.
- Администрация школы, методическое объединение учителей физической культуры являются основными исполнителями программы, обеспечивают целенаправленную и эффективную работу по реализации программы, ежегодно анализируют и корректируют действия по каждому направлению программы.
6. Ресурсное обеспечение программы.
№ п/п | Наименование расходов | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | финансирование |
1. | Подготовка кадров ориентированных на реализацию программы развития. | + | + | + | Отдел образования, администрация школы |
2 | Укрепление материально- технической базы:
спортивных залов.
| + | + | + | Администрация школы |
3. | Направление на соревнования различного уровня. | + | + | + | Отдел образования, администрация школы. |
Программа рассчитана на 2012 - 2014 учебные годы.
Этапы реализации:
1 этап: 2012-2013г. — диагностико – прогностический.
Цели этапа:
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся в условиях интенсификации учебного процесса;
- создание условий для здорового развития личности;
- изучение, анализ, обобщение современных теоретических, методологических подходов к организации профильного обучения;
- изучение уровня профессиональных компетенций педагогов школы;
- проведение первичной диагностики психологического состояния обучающихся, которая позволит выявить реальные потребности в индивидуальном подходе, уровень личной мотивации, причин и особенностей личного мотивационного поля, зону ближайшего развития, проблемы самоидентификации, уровень тревожности, адекватность самооценки, личностные ориентации, перспективные шаги по социализации и т.д., т.е. начать определение индивидуального образовательного маршрута.
- этап: 2013-2014 гг.— Отработка модели школы, адаптирующей каждого обучающегося к здоровому образу жизни.
Целью этапа является:
- создание эффективной модели школы, основанной на индивидуализации и дифференциации.
- этап: 2014 год. Реализация модели школы, адаптированной на здоровый образ жизни
Целью личностно-ориентированного обучения в школе является формирование здоровой физически, психически, нравственно, высокопрофессионально востребованной, социально зрелой личности.
- Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей. Цель:
- Выявление негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья учащихся;
- Определение влияния факторов внешней среды на здоровье;
- Определение уровня здоровья учеников и педагогов.
Содержание работы:
- Диагностика физического и психического развития учащихся.
- Создание паспорта здоровья участников образовательного процесса.
- Анализ состояния здоровья учеников и педагогов.
- Ведение мониторинга здоровья учащихся и учителей.
- Тестирование:
- уровня мотивации к ЗОЖ у всех участников образовательного процесса;
- уровня владения методами оздоровления педагогов и родителей;
- уровня работоспособности у учащихся в разное время пребывания их в школе.
- Статистические срезы показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья для общей картины здоровья учащихся школы.
- Опросы по выявлению дискомфортных состояний учащихся.
- Обеспечение в школе оптимальных гигиенических условий учебного процесса.
Цель:
• Отслеживать санитарно-гигиенические условия проведения урока и менять их в лучшую сторону.
Содержание работы:
- Отслеживание условий освещенности и изменение интенсивности, цвета освещения.
- Проверка микроклиматических условий помещений: воздушно–тепловой режим, проветривание классных помещений.
- Регулярное и правильное проведение уборок всех помещений, дезинфекции и т.д. для соблюдения чистоты.
- Создание внутри и вокруг школы условий, благоприятных для пребывания в ней.
- Сведение к минимуму неблагоприятных факторов, связанных с работой на компьютере; создание Multimedia в обычных, некомпьютерных классах.
- Постоянное проведение витаминной профилактики учащихся.
- Отслеживание соблюдения режима питания. Обеспечение полноценного горячего питания.
- Инвентаризация школьной мебели и приведение ее состояния к соответствующим требованиям Сан ПиН.
- Учебная деятельность:
Цель:
- Обеспечить возможность осуществления основного вида деятельности учащегося.
Содержание работы:
- Уроки физической культуры;
- Интегрированные уроки ОБЖ и физкультуры;
- Уроки ОБЖ;
- Тематические уроки.
- Внеурочная спортивно - оздоровительная деятельность
- Работа спортивных секций: футбол, волейбол; баскетбол; спортивный туризм; подвижные игры; «Безопасное колесо»
- Спартакиады, соревнования, тур слёты (школьные, городские областные)
- Традиционные спортивные праздники и мероприятия
- «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты», «А-ну-ка парни», «Ану-ка девушки».,
- Дни здоровья
- Летняя оздоровительная работа
- Сетка мероприятий по этапам реализации программы:
№ п/п | мероприятие | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | ответственный |
Для учителей | |||||
1. | Диагностика мотивации готовности педагогических кадров к реализации программы | + | + | + | |
2. | Обеспечение режима, соблюдение норм и правил техники безопасности во время проводимых мероприятий. | + | + | + | |
3. | Использование здоровьесберегающих технологий на уроках. | + | + | + | |
Для учащихся | |||||
1. | Диагностика состояния здоровья уч-ся. | + | + | + | Врачи, мед.сестра |
2. | Мониторинг развития | + | + | + | Учителя физической культуры |
3. | Анализ физической подготовленности учащихся (участие в спортивных соревнованиях) | + | + | + | Руководитель МО Учителей физической культуры |
4. | Работа секций: Баскетбол, Спортивный туризм, Подвижные игры, Безопасное колесо | + | + | + _ | Руководители секций |
5. | Дни здоровья | + | + | + | Классные руководители |
6. | Организация фотовыставки: «Спорт в моей жизни». | + | + | + | Руководитель МО учителей ФК |
7. | Олимпийские игры и олимпийские уроки. | + | + | + | Учителя физической культуры |
8. | Спортивные игры и соревнования: «Весёлые старты» «А-ну-ка парни» «А-ну-ка девушки» «Папа, мама, я - спортивная семья» | + | + | + | Учителя физической культуры |
Реализация данной программы должна способствовать достижению следующих ожидаемых результатов;
Учащиеся должны знать:
- Что такое здоровье и как его сохранить.
- Значение здорового образа жизни для личного здоровья.
- Значение физических упражнений и двигательной активности для развития здорового организма.
- Историю олимпийских игр.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять несложные физические упражнения.
- Владеть отдельными навыками тренировки своего организма.
- Организовывать игру, соблюдать правила в играх.
- Владеть элементами какого-либо вида спорта (для старших классов).
В результате должна произойти интенсификация учебного процесса через:
- Индивидуальный подход к детям;
- Улучшение санитарно-гигиенического режима в организации образовательного процесса;
- Правильное питание учащихся;
- Достаточную двигательную активность учащихся;
- Повышение уровня культуры здоровья учащихся;
- Компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровье сберегающих технологий;
- Создание эффективной социально-психологической адаптации школьников к самостоятельной жизни;
- Поддержание психологического здоровья, ^успеха» и «радости» в жизни учащихся;
- Развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровье сберегающих технологий: толерантность, доброжелательность, чувство юмора и др.
- Повышение уровня взаимодействия семьи и школы,
- Снижение уровня заболеваемости учащихся школы и педагогов.
Сегодня очень актуальны проблемы сохранения здоровья детей и привитие им навыков здорового образа жизни. Поэтому одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является физкультурно- оздоровительное направление. В рамках работы школы значительную роль в оздоровлении детей играют внеклассные мероприятия спортивной направленности. В школе имеется хорошая материальная база для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья школьников. Универсальным механизмом формирования навыков здорового
образа жизни остаётся оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребёнка обусловлены материальными возможностями его семьи. Именно поэтому любое образовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребёнка положительные эмоции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация2Роль физической культуры и формирование здорового образа жизни"
"Роль физической культуры и формирование здорового образа жизни ". Внеурочная деятельность в школе....
выступление на педагогическом совете"Роль физической культуры и формирование здорового образа жизни"
доклад учителя физической культуры...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры по формированию здорового образа жизни
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Но в соответствии с Законом “Об образовании” именно здоровье школьников относится к...
Проект: "Оздоровительная физическая культура с основами здорового образа жизни в рамках внеурочной деятельности в 10-11х классах"
Оздоровительная физическая культура с основами здорового образа жизни 10-11...
Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни
Что такое физическая культура?Сущность и система физического воспитания школьниковСистема внеурочной деятельности по физическому воспитаниюЦель спортивных объединенийЗадачиРезультаты...
Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здорового образа жизни средствами фитнес-технологий»
Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здоровогообраза жизни средствами фитнес-технологий»...
Роль физической культуры и формирование здорового образа жизни - презентация
Физическая культура - деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей. Является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества. Основные...