Проект по физической культуре и спорту
проект по физкультуре (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_fizicheskoy_kulture_i_sportu_na_temu.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация физкультурно-оздоровительной работы
в режиме дня школьника»
Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, представляющей собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Физическое воспитание в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), является универсальным средством формирования разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Освоение учебного предмета «Физическая культура» создает условия для развития мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, отражает результаты обучения, включающие положительную динамику личных физических показателей развития, подготовленности каждого обучающегося. Умения выполнять технические и тактические действия, приемы и физические упражнения из различных видов спорта важны для дальнейшего использования в двигательной, игровой и соревновательной деятельности на протяжении всей жизни человека. В процессе преподавания учебного предмета «Физическая культура» формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физического воспитания для организации учебной, внеурочной и досуговой деятельности. Физическая культура и здоровый образ жизни подрастающего поколения – залог здоровья нации, основа национальной безопасности.
Проблемы преподавания физической культуры
В современных условиях значительное снижение мотивации обучающихся к учебному предмету «Физическая культура» связано с рядом причин:
несоответствие личностных интересов обучающихся и содержания программ учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев, не удовлетворяют современным запросам молодежи;
несовершенство механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыки самостоятельной учебной деятельности с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов;
неэффективность механизмов использования сетевой формы реализации образовательных программ общего образования (в том числе и во внеурочной деятельности), программ дополнительного образования, ресурсов физкультурноспортивных и иных организаций для осуществления обучения и воспитания обучающихся.
Проблемы содержательного характера
Содержание учебного предмета «Физическая культура» не в полной мере обеспечивает:
преемственность и взаимосвязь уровней образования – дошкольного, начального общего образования, основного общего и среднего общего образования;
интеграцию и равные возможности для обучающихся в использовании урочных, внеурочных и других форм обучения и средств физической культуры и спорта; системность вариативного, разноуровневого подхода к процессу обучения предмету (с учетом состояния здоровья, физического развития и интересов обучающихся); формирование у обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования навыков здорового и безопасного образа жизни средствами гимнастики;
единые подходы к критериям и методикам оценивания успеваемости обучающихся по учебному предмету;
механизмы педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой; возможности использования в содержании программ и учебников модулей по традиционным, национальным и новым видам спорта.
Целью преподавания учебного предмета «Физическая культура» является создание условий для повышения воспитательного и оздоровительного потенциала физической культуры в школе.
Задачи проекта:
определение ключевых точек соприкосновения учебного предмета на основе взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования;
обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития, физической подготовленности;
повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.
Основные направления реализации образовательного проекта
На уровне основного общего и среднего общего образования необходимо обеспечить формирование у обучающихся компетенций по осознанному ведению здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических качеств, профилактике и укреплению здоровья через: реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта, а также современных оздоровительных систем; преподавание уроков с оздоровительной, общеразвивающей, спортивной и практикоориентированной направленностью; участие в деятельности школьных спортивных клубов; демонстрацию обучающимися полученных компетенций через выполнение тестов Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО); освоение дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, участие в соревновательной деятельности.
В целях обновления содержания и технологий преподавания учебного предмета целесообразно: усовершенствовать контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации с учетом необходимости тестирования знаний о физической культуре, способах физкультурной деятельности, основных физических качеств в соответствии с уровнем образования; совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, ориентированные на оптимальное сочетание обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагающей приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся; совершенствовать технологии проведения и содержание всероссийской олимпиады школьников по физической культуре; регламентировать деятельность школьных спортивных клубов как одной из форм внеурочной деятельности; модернизировать формы, средства и технологии преподавания учебного предмета в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств и иными особенностями обучающихся; обеспечить системный подход в интеграции содержания учебного предмета с программами воспитания и социализации обучающихся с учетом использования ресурсов социальной среды; совершенствовать формы, средства и технологии педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой; использовать ресурсы физкультурно-спортивных и иных организаций различной социальной направленности, в том числе для популяризации здорового образа жизни; в ходе достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ учитывать необходимость формирования антидопингового мировоззрения и поведения.
Составление и апробация проекта: 2019-2023 учебный год
Проблема сохранения здоровья школьников остаётся в центре внимания учёных. Многолетние исследования, проведённые Баранцевым С.А., Береуциным В.Г., Довгаль И Г., Столяк И..Н., посвящены изучению научно-практических аспектов организации физкультурно-оздоровительной работы в школах. Учёные изложили основные принципы организации физкультурно-оздоровительной работы с учётом педагогических и физиологических требований к её проведению с учащимися.
Разработанные программы и проекты ориентированы на практически здоровых детей. Проблема организации работы с детьми с ослабленным здоровьем остаётся неразработанной.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми и недостаточной разработанностью системы профилактико-коррекционной работы. Противоречие порождает проблему: как организовать физкультурно-оздоровительную работу, которая способствовала бы:
формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни;
достижению необходимого уровня психо-физического здоровья;
обеспечению оптимального двигательного режима школьника.
Проект включает в себя три направления, которые обозначены через блоки:
Работа со школьниками.
Работа с родителями.
Работа с педагогическим коллективом.
I Блок
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми группы риска, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства приходят в школу психически и соматически ослабленными с риском школьной и социальной дизадаптации, но не имеющие выраженных отклонений в развитии (ЗПР, умственной отсталости, недостатков в физическом развитии). Большое значение в работе с такими детьми имеют профилактические мероприятия, поскольку функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедленном темпе психофизического развития, но и соматических расстройствах. Физкультурно-оздоровительная работа на фоне адекватного воспитательно-образовательного процесса способствует укреплению здоровья детей. Физкультурно-оздоровительная работа должна проводиться в комплексе с диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работой.
Ведущей формой занятий является урок физической культуры. Кроме стандартных уроков включены в программу уроки корригирующей гимнастики, как одной из наиболее коллективных видов оздоровительной физической культуры и уроки игровой направленности. Несколько изменена структура таких уроков. Подготовительная часть занимает больше времени по сравнению с общепринятым. Обязательным в подготовительной части урока является дыхательная гимнастика, упражнения на осанку и профилактику плоскостопия. При планировании основной части урока, в которой происходит освоение программного материала должны учитываться особенности восприятия интенсивности физических нагрузок в зависимости от синдромальной специфики, изменений нервно-психического статуса, высокотревожные лица, с депрессивным состоянием. В заключительной части используются подвижные и сюжетно-ролевые игры.
Совместно с медицинским работником проводится мониторинг состояния здоровья и физического развития детей на основе которого составляется «Карта экспресс оценки состояния здоровья». В неё входят следующие показатели: вес, рост, А.Д., ортостатическая проба, проба «Мартина», состояние мышечного корсета (уголок), «рыбка», выносливость, гибкость, координация.
Для выявления нарушений ОДА может использоваться комбинированный визуально-инструментальный тест, который включает в себя:
-визуальное выявление осанки.
-визуальное выявление сколиоза.
-выявление плоскостопия.
II Блок
Индивидуальное сопровождение обучающихся школы Составление совместно с учителями и медицинскими работниками индивидуальных карт здоровья, в которых обозначить рекомендации для учителей и родителей.
Оказание помощи в валеологизации учебного процесса. Разработка комплексов физкультминуток для проведения на общеобразовательных уроках.
Организация спортивных оздоровительных мероприятий для педагогического коллектива.
III Блок
- составление и ознакомление родителей с комплексами домашних заданий для детей, составленных по принципу индивидуализации и персонификации.
- привлечение родителей к участию в оздоровительных мероприятиях школы.
- пропаганда валеологических знаний среди участников образовательных отношений.
Педагогический процесс, направленный на решение оздоровительных задач можно выразить уравнением. Процедура решения задачи выглядит следующим образом:
ОЗ1=С1- М1—Ф1 = ОР1 -К1 = ОЗ2
где ОЗ1 (оздоровительная задача) составляет первый уровень её выполнения. Затем ОЗ2 ==С2 -- М2 =ОР-К-ОЗ, и так до достижения запланированного результата.
«С»- понимают средства (физические упражнения, закаливающие действия),
«М»- методы (методику) решения задачи,
«Ф»- форму организации занятий,
«ОР»- ожидаемый результат,
«К» - коррекция задачи ОЗ2-выход учителя на новый уровень решения.
При этом оптимальное решение оздоровительной задачи определяется следующими критериями:
- достижение учеником дифференцированно-возможных для него индивидуальных результатов;
- профессионально осознанный выбор учителем наиболее оптимальных средств и методов обучения;
- создание учителем наилучших условий решения задачи.
№ п.п. | Мероприятия | Сроки |
Участие в работе общественнопрофессиональных сообществ физической культуры, предметных методических объединений | 2020-2024 | |
Участие в мероприятиях по продвижению лучших педагогических практик преподавания физической культуры | 2020-2024 | |
Участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней для учителей физической культуры и обучающихся | 2020-2024 | |
Проведение мероприятий просветительского и образовательного характера, направленных на развитие интереса к вопросам здорового образа жизни, создание и внедрение эффективных практик дополнительного образования, закрепляющих навыки здорового образа жизни у детей у детей. | ежеквартально | |
Обеспечение эффективной интеграции рабочих программ по учебному предмету «Физическая культура» с программами внеурочной деятельности, воспитания обучающихся | 2020-2024 | |
Реализация программ, направленных на формирование у детей навыков здорового образа жизни | 2020-2024 | |
Вовлечение обучающихся с особенностями развития в спортивную жизнь школы | 2020-2024 | |
Организация внеклассных спортивных мероприятий совместно с родителями, педагогами | 2020-2024 | |
Участие в проведении классных часов и родительских собраний | По согласованию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Проект по физической культуре и спорту на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школьника»
Проект по физической культуре на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школьника» Учитель физической культ...
планирование работы школы в рамках проекта "Школа- центр физической культуры и спорта"
В работе представлено планирование работы школы в рамках проекта "Школа- центр физической культуры и спорта". В плане описаны основные направления , контрольные мероприятия по реализации пр...
планирование работы школы в рамках проекта "Школа- центр физической культуры и спорта"
В работе представлено планирование работы школы в рамках проекта "Школа- центр физической культуры и спорта". В плане описаны основные направления , контрольные мероприятия по реализации пр...
Инновационный проект развития физической культуры и спорта в системе работы школьного спортивного клуба «Олимпиец»
В нашей школе на уроках и во внеурочное время используются такие нетрадиционные формы, как дыхательная гимнастика, закаливание, совместные занятия с родителями, проектная деятельность. Разработаны и р...
Методическая разработка проекта по физической культуре "Роль спорта в жизни ребенка"
На мой взгляд, спорт играет большую роль в жизни детей. Он укрепляет здоровье, воспитывает характер, делает человека сильным и выносливым, закаляет организм. Кроме того, мне кажется, занятия спортом п...