АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВФСК ГТО ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре

Трухин Алексей Павлович

Введение

 

Актуальность исследования обусловлена следующими факторами.

Указ Президента «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе» «Готов к труду и обороне» (ГТО)» является программной и нормативной основой физического воспитания населения. Простота и доступность физических упражнений и видов спорта, включенных в современные нормативы, их очевидная польза для укрепления здоровья и совершенствования навыков и умений, необходимых в повседневной жизни лиц пожилого возраста, является залогом популярности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - комплекс ГТО) среди этой категории населения. Вместе с тем, комплекс ГТО является необходимым средством оценки уровня всесторонней физической подготовленности.

C 2017 года начался третий этап внедрения комплекса ГТО. Теперь сдать нормативы и проверить себя на готовность к труду и обороне могут люди старшего поколения, относящиеся к так называемой 11-й ступени — в возрасте от 70 лет.

Согласно данным Департамента развития физической культуры и массового спорта Министерства спорта России от 30 января 2018 г. 81% населения, приступившего к выполнению норм ВФСК ГТО, —это обучающиеся; взрослое население составляет только 19% [4].

В связи с этим целью данного исследования является выявление причин недостаточной вовлеченности взрослого населения в процесс выполнения нормативов ВФСК ГТО и занятий физической культурой, в целом.

Цель исследования - актуальные проблемы в организации и проведении ВФСК ГТО для людей пожилого возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности организации физкультурно-спортивной работы с лицами пожилого и старшего возраста;

2. Рассмотреть особенности методики организации физкультурно-оздоровительных занятий с лицами пожилого и старшего возраста;

3. Указать проблемы привлечения лиц пожилого возраста к ГТО.

Методы исследования – изучение и обобщение, хронологический метод,  анализ и синтез.  

Исследование проводилось по статистическим материалам Министерства спорта РФ и научным статьям на данную тему.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»

Центр дополнительного образования

Итоговая аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации

«Организация спортивно-массовой работы специалистов центров тестирования всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

на тему:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВФСК ГТО ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Работу выполнил:

                                                                Трухин Алексей Павлович

Казань, 2021


Содержание

Введение        3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования        5

1.1. Особенности организации физкультурно-спортивной работы с лицами пожилого и старшего возраста        5

1.2. Особенности методики организации физкультурно-оздоровительных занятий с лицами пожилого и старшего возраста        8

1.3 Проблемы привлечения лиц пожилого возраста к ГТО        14

Заключение        22

Список литературы        23


Введение

 

Актуальность исследования обусловлена следующими факторами.

Указ Президента «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе» «Готов к труду и обороне» (ГТО)» является программной и нормативной основой физического воспитания населения. Простота и доступность физических упражнений и видов спорта, включенных в современные нормативы, их очевидная польза для укрепления здоровья и совершенствования навыков и умений, необходимых в повседневной жизни лиц пожилого возраста, является залогом популярности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - комплекс ГТО) среди этой категории населения. Вместе с тем, комплекс ГТО является необходимым средством оценки уровня всесторонней физической подготовленности.

C 2017 года начался третий этап внедрения комплекса ГТО. Теперь сдать нормативы и проверить себя на готовность к труду и обороне могут люди старшего поколения, относящиеся к так называемой 11-й ступени — в возрасте от 70 лет.

Согласно данным Департамента развития физической культуры и массового спорта Министерства спорта России от 30 января 2018 г. 81% населения, приступившего к выполнению норм ВФСК ГТО, —это обучающиеся; взрослое население составляет только 19% [4].

В связи с этим целью данного исследования является выявление причин недостаточной вовлеченности взрослого населения в процесс выполнения нормативов ВФСК ГТО и занятий физической культурой, в целом.

Цель исследования - актуальные проблемы в организации и проведении ВФСК ГТО для людей пожилого возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности организации физкультурно-спортивной работы с лицами пожилого и старшего возраста;

2. Рассмотреть особенности методики организации физкультурно-оздоровительных занятий с лицами пожилого и старшего возраста;

3. Указать проблемы привлечения лиц пожилого возраста к ГТО.

Методы исследования – изучение и обобщение, хронологический метод,  анализ и синтез.  

Исследование проводилось по статистическим материалам Министерства спорта РФ и научным статьям на данную тему.


Глава 1. Теоретические аспекты исследования

1.1. Особенности организации физкультурно-спортивной работы с лицами пожилого и старшего возраста

К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у женщин), с 60 до 75 лет (у мужчин). 75 – 90 лет - старший, или старческий, возраст. Люди старше 90 лет называются долгожителями.

Старение организма характеризуется следующими функциональными изменениями:

- кожа истончается, становится менее эластичной, сухой, блеклой, появляются морщины, пигментные пятна;

- волосы седеют, становятся редкими и ломкими.

- мышечная атрофия;

- ухудшается подвижность в суставах;

- истончаются суставные хрящи, в том числе межпозвонковые диски;

- остеопороз ткани трубчатых костей, потеря ими солей и кальция;

- уменьшаются размеры сердца, снижается его сократительная способность;

- понижается эластичность кровеносных сосудов, оболочка их утолщается, просвет уменьшается, в результате чего повышается артериальное давление (не должно превышать 140/90 мм. рт.ст.);

- уменьшается подвижность грудной клетки и диафрагмы;

- по сравнению с 25 –летними общая емкость легких снижается примерно на 1000 мл;

- МПК к 70 годам составляет 50% от уровня 20 лет.

 Возрастные изменения в мышечной системе и связочном аппарате характеризуются:

• ухудшением эластических свойств мышц и связок;

• уменьшением величины проявляемой силы;

• замедленным переходом мышц из состояния расслабления в напряженное состояние и наоборот;

• уменьшением объема мышц.

В первую очередь с возрастом ухудшаются быстрота, гибкость и ловкость, лучше сохраняются сила и выносливость, особенно аэробная.

Физические упражнения не только приостанавливают потерю мышечной массы, но и способствуют нарастанию силы даже у очень пожилых людей, увеличению их двигательной активности. Поэтому физические упражнения с дозированной нагрузкой помогают сохранить подвижность и физическую силу в пожилом возрасте.

 Главной функцией физического воспитания людей в возрасте 55 лет и старше становится оздоровительная.

Основные задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте:

1. содействовать творческому долголетию, сохранению или восстановлению здоровья;

2. задержать и уменьшить возрастные инволюционные изменения, обеспечив расширение функциональных возможностей организма и сохранение его работоспособности;

3. не допустить регресса жизненно важных двигательных умений и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформировать необходимые;

4. пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного применения средств физического воспитания;

5. последовательно воплощать эти знания в практические умения.

Средства профилактики преждевременного старения в пожилом и старшем возрасте: физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

Физические упражнения способствуют поддержанию систем опорно-двигательного аппарата на достаточно высоком функциональном уровне, оказывают благотворное влияние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции. Предпочтение следует отдавать физическим упражнениям, предъявляющим невысокие требования к организму и легко дозирующимся по нагрузке.

Основные средства сохранения и восстановления функций опорно-двигательного аппарата: гигиеническая, основная и лечебная гимнастика.

Средства восстановления и поддержания функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем:

аэробные упражнения циклического характера (дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие). Эффективны при выполнении не менее 10 мин с интенсивностью, приводящей к легкому утомлению.

дыхательная гимнастика, которая имеет три основных назначения:

1. Вентиляция легких, ликвидация возможной кислородной задолженности и помощь сердцу в его усиленной работе.

2. Поддержание работоспособности дыхательной системы.

3. Выработать умение полного дыхания, оказывая тем самым постоянное массирующее воздействие на внутренние органы (пищеварительный тракт, печень и др.).

 Средства восстановления и поддержания функций опорно-двигательной системы: гимнастические упражнения, позволяющие прорабатывать все суставы, чтобы исключить развивающееся в них с возрастом ограничения подвижности (наклоны туловища, приседания, бег, прыжки и т.п.).

Для людей пожилого возраста необходимо разнообразие средств оздоровительной физической культуры.

Для сохранения работоспособности в пожилом возрасте необходимо при первых признаках утомления отдыхать или «переносить» нагрузку на другие, неутомленные мышечные группы.


1.2. Особенности методики организации физкультурно-оздоровительных занятий с лицами пожилого и старшего возраста

Этапное построение процесса:

Первый этап – 1-3-месяцы: изучение контингента занимающихся, их возрастных и биологических особенностей, выявление нарушений в состоянии здоровья и оценки прошлого двигательного опыта, подбор упражнений для вовлечения в работу всех систем организма, обучение основным движениям.

Второй этап – 4-6 месяцы: укрепление и совершенствование функций нервно-мышечного аппарата, расширение функциональных возможностей системы дыхания и кровообращения, дальнейшее обучение движениям, развитие основных физических качеств, постепенное обучение новым двигательным навыкам.

Третий этап - после 6 месяцев занятий: поддержание достигнутого уровня здоровья, самочувствия и тренированности организма, овладение новыми формами движений и навыков с более сложной координационной структурой, совершенствование выносливости.

 Формы организации занятий:

коллективные (занятия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, клубах любителей бега и др.);

туристские походы;

самостоятельные (индивидуальные) занятия.

Коллективные занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю под руководством инструкторов-методистов преимущественно на открытом воздухе по определенным программам с учетом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности занимающихся. Продолжительность занятий в начальном периоде не более 45 мин, постепенно увеличивается до 60 – 75 мин, обусловлена замедленной врабатываемостью и приспосабливаемостью стареющего организма к физическим нагрузкам.

Самостоятельные (индивидуальные) занятия включают:

утреннюю гигиеническую гимнастику;

аэробные упражнения циклического характера умеренной

интенсивности;

игры по упрощенным правилам;

спортивные упражнения с ограничением нагрузок и соревнований и др.

 Самостоятельно занимающимся физическими упражнениями необходимо знать правила организации тренировочного занятия, понимать сущность его основных частей, их функциональное назначение. Они должны уметь подобрать с помощью методической литературы или опираясь на опыт прошлых занятий нужные средства оздоровительной тренировки и их правильную дозировку.

 Методические особенности занятий

1. Комплексное применение различных физических упражнений.

2. Занятия строятся в соответствии с общепринятой структурой. Подготовительная и заключительная части занятия, имеют тем большую продолжительность, чем старше занимающиеся.

3. Общая динамика в занятии имеет вид волнообразной кривой с постепенным нарастанием. Наибольшая нагрузка в середине или второй трети основной части занятия.

4. Длительность занятий на начальном этапе составляет 45-60 минут, через 2-4 месяца ее увеличивают до 75 минут, а через 6-8 месяцев – до 1,5 ч.

5. В занятие включаются от 30 до 50 общеразвивающих упражнений, чередуемых с ходьбой и бегом. В первые месяцы каждое упражнение повторяется 4 – 6 раз, и к концу года возрастает до 8 – 20 раз.

6. На начальном этапе не рекомендуются прыжки, подскоки, упражнения с отягощениями, натуживанием (задержкой дыхания), резкими движениями, упражнения с длительным наклоном головы. Позже включают упражнения на координацию, наклоны туловища, бег в сочетании с ходьбой, упражнения с набивными мячами, небольшими гантелями и др.

7. С увеличением возраста занимающихся общий объем работы поддерживается по возможности на достигнутом уровне, а интенсивность постепенно снижается.

 Задачи физкультурно-оздоровительных занятий с лицами пожилого возраста:

• предупреждение наступления или ослабление влияния уже наступивших возрастных изменений.

• поднятие тонуса центральной нервной системы;

• улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

• улучшение обмена веществ;

• улучшение подвижности суставов;

• укрепление мышечно-связочного аппарата;

• улучшение координации движений и равновесия, общей подвижности;

• повышение тренированности организма.

Количественный состав групп: 1-я медицинская группа 10-12 человек, 2-я и 3-я – 6-8 человек.

Противопоказания для занятий физической культурой с людьми пожилого возраста:

• заболевания в острой и подострой стадиях (ревматизм, артрит, туберкулез);

• прогрессирующие заболевания нервной системы (рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, Бехтерева и др.);

• недостаточность кровообращения (пороки сердца);

• заболевания периферических сосудов (атеросклероз, тромбофлебит, варикозная болезнь и др.);

• ишемическая болезнь сердца с приступами болей в покое;

• желудочно-кишечные кровотечения (язвенная болезнь, эрозивный колит и др.);

• остеомиелит, остеопороз и др.

Методические правила проведения занятий с лицами пожилого и старшего возраста:

1. Физические упражнения строго дозируются по количеству повторений, темпу выполнения, амплитуде движений.

2. Упражнения с силовыми напряжениями чередуются с упражнениями на расслабление.

3. После 3 – 4 общеразвивающих упражнений выполняются дыхательные упражнения.

4. Упражнения для рук чередуются с упражнениями для ног или туловища, для мышц-сгибателей – с упражнениями для мышц-разгибателей.

5. Избегать резких изменений положений и движений тела;

6. Исключить исходные положения и положения в движениях, затрудняющие нормальный ритм дыхания и вызывающие неприятные ощущения: шум в ушах, головокружение, приливы крови к голове;

7. Исключить упражнения на задержку дыхания и натуживание;

8. С осторожностью применять упражнения, нагружающие суставы и связки.

9. У нетренированных людей в начале занятий ЧСС не должен повышаться более чем на 30 уд./мин по сравнению с ЧСС в покое.

10. Сразу после занятий ЧСС у практически здоровых людей не должна превышать 100 – 120 уд./мин.

11. Максимальную ЧСС для людей пожилого и старшего возраста во время занятий следует определять по формуле ЧСС = 190 – возраст (лет).

Самоконтроль за состоянием организма и его реакциями на физические нагрузки:

Субъективные методы: самонаблюдение и оценку общего самочувствия, сна, физической и умственной работоспособности, настроения, а также общую оценку состояния опорно-двигательного аппарата и мышечной системы.

Объективные методы: наблюдение за частотой сердечных сокращений и артериальным давлением (с помощью электронного тонометра), измерение массы тела, показателей уровня развития двигательных способностей.

Проверка сдвигов в физической подготовленности осуществляется с помощью контрольных упражнений:

бег 2000 м без учета времени или та же дистанция с учетом времени: мужчины – 17 мин, женщины – 20 мин;

бег на лыжах: мужчины – 5 км за 42 мин, женщины – 2 км за 23 мин;

плавание без учета времени: 50 м (мужчины и женщины);

пеший поход по пересеченной местности – 12 км.

 Контрольные качественные. показатели уровня физической культуры человека пожилого возраста:

1. Знание особенностей организации физической активности в пожилом возрасте.

2. Уверенное владение методиками диагностики своего физического состояния.

3. Знание методов профилактики заболеваний и старения организма средствами физической активности и закаливания и умение применять их в повседневной жизни.

4. Сохранение уровня дееспособности и самообслуживания, достаточного для нормальной жизнедеятельности.

5. Систематические занятия физическими упражнениями.

6. Оказание помощи в физическом воспитании детей в семье и по месту жительства.

7. Знание основных событий спортивной жизни района, города, страны и за рубежом.

 Контроль за здоровьем и физической подготовленностью

1. Метод сопоставления данных ЧСС в покое и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса

2. Коэффициент восстановления пульса КВП позволяет оценить адаптацию организма к нагрузкам (ходьбе, бегу, плаванию и др.). Для этого рассчитывают по формуле:

Если КВП менее 30%, то это свидетельствует о хорошей реакции восстановления организма после нагрузки.

3. Соответствие нормы массы тела рассчитывается по весоростовому индексу Кетле:

Нормальный вес, когда на 1 см длины тела у мужчин 350 – 400 г, у женщин – 325 – 375 г. Масса тела недостаточна при значениях индекса меньше 300 и чрезмерна при величине показателя более 500 г на см роста (длины тела).

4. Измерение сократимости мышц высчитывается путем деления величины силы (показанной на динамометре) на массу тела (силовой индекс). Средняя величина силы кисти у мужчин равна 70 – 75% массы тела, у женщин – 50 – 60%.

Например, сила правой кисти равна 52 кг, а масса тела – 76 кг, тогда силовой индекс для кисти равен:

52/76 х100%  = 68,4%

Для мужчин и женщин 60-69 лет в комплексе ГТО предусмотрены следующие виды испытаний:

1) смешанные передвижения или скандинавская ходьба;

2) сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамейку;

3) поднимание туловища из положения лежа на спине;

4) наклон вперед; 5) передвижения на лыжах или кросс по пересеченной местности;

6) плавание.

Для получения значка необходимо выполнить 5 контрольных испытаний (теста) [1].

Правильно, методически грамотно, организованные самостоятельные занятия позволят не только успешно выполнить нормативы комплекса ГТО, но и решить следующие задачи:

содействовать творческому долголетию;

сохранить здоровье;

уменьшить возрастные инволюционные изменения;

обеспечить расширение функциональных возможностей организма.

Интегральным показателем уровня развития двигательных качеств и физической подготовленности людей среднего и пожилого возраста является способность выполнять нормы комплекса ГТО по возрастным группам ступени «Здоровье в движении».

Систематические занятия физическими упражнениями позволяют сдавать нормативы ГТО и после 60 лет (полностью или частично).

При подготовке к сдаче норм комплекса ГТО следует ориентироваться на его требования к недельному двигательному режиму соответствующих возрастных групп.

Выполнившие нормативы комплекса ГТО должны ежегодно подтверждать уровень своей физической подготовленности, выполняя нормы малого многоборья ГТО. Это стимулирует пожилых людей к систематическим занятиям физическими упражнениями.

1.3 Проблемы привлечения лиц пожилого возраста к ГТО

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», пункта 29 Плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1165-р, Минспортом России совместно с Минобрнауки России, Минтрудом России и Минздравом России разработан Комплекс мер по стимулированию различных возрастных групп населения к выполнению нормативов и требований ГТО.

Он включает в себя мероприятия, направленные на:

- установление государственных гарантий лицам, проходящим подготовку к выполнению испытаний (тестов) и нормативов комплекса ГТО, а также лицам, выполнившим такие испытания (тесты) и нормативы;

- учреждение знака отличия Российской Федерации «За отличие в развитии физической культуры»;

- проведение информационно-пропагандистских кампаний с участием «послов ГТО» и использованием символики комплекса ГТО;

- организации летних и зимних фестивалей ГТО.

В целях стимулирования лиц пожилого возраста к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО, в том числе предусмотрено проведение физкультурных мероприятий для лиц пожилого возраста, а также включение мероприятий, направленных на создание условий для повышения уровня физической активности граждан пожилого возраста, в стратегию действий в интересах граждан пожилого возраста и региональные программы, направленные на улучшение качества их жизни.

Несмотря на то что Комплекс ГТО направлен на вовлечение в физкультурную деятельность всех слоев населения, наибольшую долю среди выполняющих нормативы составляют обучающиеся образовательных организаций. Таким образом, актуальность изучения проблем вовлечения взрослого населения в процесс выполнения норм ГТО определяется противоречием между провозглашенном на государственном уровне массовым характером данного мероприятия, его направленностью на все слои населения и недостаточным включением трудоспособных граждан в этот процесс на практике.

Проблему эффективного использования Комплекса ГТО как средства формирования мотивации к здоровому образу жизни у разных групп населения рассматривали различные авторы.

Справедливо отмечая значимость и важность Комплекса в процессе формирования личностных мотивов к занятиям физической культурой, а также в процессе преобразования знаний о здоровом образе жизни в личностные смыслы, многие авторы отмечают определенный ряд сложностей, связанных с воплощением этих идей на практике [12].

Так, О. В. Лиморенко, В. В. Пономарев отмечают сложности в вовлечении населения в процесс выполнения норм ГТО в связи с отсутствием необходимости применять физические усилия и специальную подготовку в условиях современных «гиподинамических систем [9].

О. В. Тиунова, Д. А. Фильченков приводят данные всероссийского социологического опроса, проведенного «Левада-центром» в 2015 г. В опросе приняло участие 3204 человека из 45 субъектов Российской Федерации, в возрасте от 18 лет и старше. Согласно полученным данным, в качестве мотивов для занятия физической культурой были названы следующие: восстановление или поддержание здоровья — 43%, получение удовольствия от двигательной активности — 22%, возможность стать более привлекательными — 22%, снятие стресса — 14%. При этом не имеют мотивов 33% опрошенных, а выполнить нормативы Комплекса ГТО как стимул для занятий физической культурой указали только 1,7% населения [11].

В исследовании, проведенным П. А. Виноградовым и Ю. В. Окуньковым в 2015 г., отмечается, что 55% граждан страны не знают о введении комплекса ГТО, а 84% не знакомы с его нормативами. 13% населения (35% — обучающиеся, 10% — трудящиеся и 5% пенсионеров) планировали выполнить нормативы ГТО. Тогда как около 80% граждан не интересовалось информацией о Комплексе [6]. Таким образом, большая часть исследователей данной проблемы отмечает неравномерную вовлеченность различных слоев населения в процесс выполнения норм ГТО, однако причины недостаточного участия трудоспособных граждан остаются недостаточно изучены.

Анализ современных публикаций, статистических данных, а также нормативных документов, регламентирующих деятельность в области физической культуры, позволил нам выявить ряд причин, по которым процесс вовлечения взрослого населения, по-прежнему идет крайне низкими темпами:

Во-первых, отсутствие единой системы стимулирования взрослого населения. Министерством спорта были разработаны рекомендации для работодателей по организации, подготовке и выполнению нормативов лицами, осуществляющими трудовую деятельность. В числе прочих рекомендаций указано материальное и нематериальное поощрение работников, однако большая часть работодателей или полностью игнорирует это требование, ссылаясь на ограниченность бюджета, или же выплачивает единоразовую надбавку крайне незначительного размера. Таким образом, в отличие от обучающихся школ, которые получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении, и студентов, получающих повышенную стипендию, работающее население лишено единого гарантированного поощрения [6].

Во-вторых, отсутствие условий для подготовки к выполнению нормативов. Большей части работающего населения было бы удобнее всего осуществлять подготовку по месту работы или по месту жительства. Однако спортивные сооружения имеются далеко не во всех районах, кроме того, большая часть из них не рассчитана на подготовку к выполнению норм ГТО. Помимо этого, следует учитывать финансовую сторону проблемы — далеко не каждый работающий россиянин может себе позволить посещение занятий по общей физической подготовке в фитнес-клубе или спорткомплексе. При этом система предоставления услуг по подготовке к выполнению норм ГТО на льготных условиях для малообеспеченных категорий населения отсутствует.

В-третьих, недостаточное использование средств массовой информации, ресурсов Интернета и других средств пропаганды. Обучающиеся узнают о комплексе ГТО на уроках физической культуры, получают дополнительную информацию в социальных сетях и на специализированных сайтах. Ситуация с просвещением взрослого населения обстоит несколько иначе. По оценкам аналитиков Центра интернет-технологий индекс цифровой грамотности населения в возрасте от 18 лет, по 100-балльной шкале составляет 52%. При этом люди старше 55 лет имеют индекс 28%, жители сельской местности — 49%, люди с низким уровнем образования — 36% [12]. Таким образом, не каждый человек трудоспособного возраста способен самостоятельно найти нужную ему информацию и оценить ее достоверность. Так, согласно данным социологического опроса, основным источником информации о Комплексе ГТО являются:

— печатные СМИ — 30%;

— телевидение — 24,5%;

— Интернет — 20,1%;

— информация по месту работы — 14,1%;

— информация от друзей — 13,2%;

— информация от тренера — 11,4%;

— радиопередачи — 11,2% [1,7].

В связи с этим возникает необходимость разработки более доступной системы агитации и пропаганды Комплекса ГТО в трудовых коллективах.

В качестве четвертой, не менее важной причины, можно отметить отсутствие личной убежденности в необходимости выполнения норм ГТО, а также занятиях физической культурой и спортом в целом. Каждый пятый житель страны считает, что он никогда не осилит нормативы ГТО [6]. По данным опроса ВЦИОМ 19% россиян вообще не уделяют внимания своему здоровью. 46% занимаются физической культурой реже одного раза в неделю или вообще не занимаются [6].

Проблема низкой физической активности связана с недостаточным развитием мотивационных компонентов, отражающих ориентацию на физкультурно-спортивную деятельность. Изначально потребность в физкультурной деятельности обусловлена базовыми потребностями в движении. Однако с возрастом уровень необходимой двигательной активности изменяется [5]. В связи с этим в процессе подготовки взрослого населения к выполнению норм ГТО необходимо ориентироваться на другие мотивы.

Несмотря на то что комплекс ГТО обладает значительным потенциалом для преобразования знаний о здоровом образе жизни в личностные смыслы, далеко не каждый взрослый обладает готовностью реализовать это на практике. Положительное отношение к занятиям физической культурой в целом и подготовке к выполнению норм ГТО в частности зависит от сформированности внутренней мотивации человека, которая также зависит от ряда условий. В первую очередь — это осознание достижимости результата. Существующая система нормативов Комплекса ГТО не учитывает первоначальный уровень физической подготовленности и индивидуальные особенности занимающихся, а рассчитана на средние показатели. Однако человек с уровнем физической подготовки ниже среднего будет предпринимать значительно больше усилий, чем это подразумевается программой. При этом полученный результат может не всегда совпадать с ожиданиями, соответственно, мотивация к дальнейшему освоению Комплекса ГТО понизится. В связи с этим имеет смысл говорить о более дифференцированной системе оценивания результатов взрослого населения, которая включала бы в себя не только деление по возрастам, но так же и учет начального уровня физической подготовленности и позволяла бы учитывать не только результаты, но и затраченные усилия.

Второе важное условие — это наличие интереса. В основе всего Комплекса ГТО лежит принцип добровольности. Соответственно, для того чтобы человек сам захотел выполнить нормативы ВФСК ГТО, физическая культура и спорт должны быть интересны ему как сферы деятельности. Интересы отражают отношение человека к объекту, который обладает для него эмоциональной привлекательностью и значимостью. Чем выше уровень осознания интереса, тем выше его значимость. В структуре интереса выделяют эмоциональный, познавательный и поведенческий компонент. Эмоциональный компонент интереса отражает те эмоции и чувства, которые человек испытывает в процессе физической активности [10]. Познавательный компонент связан с осознанием пригодности данного вида деятельности для удовлетворения возникших потребностей. Например, убежденность в необходимости определенного уровня знаний о нормативах ГТО, убежденность в индивидуальной необходимости их выполнения. Поведенческий компонент отражает мотивы и цели деятельности, а также способы удовлетворения возникшей потребности. Именно активность поведенческого компонента определяет степень реализованности интересов. Таким образом, добровольное выполнение норм ВФСК ГТО свидетельствует об активном и осознанном интересе.

Третье условие — это учет эмоциональных переживаний. Согласно С. Л. Рубинштейну, «эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам» [13, с. 459]. Таким образом, эмоции, сопровождающие процесс принятия решения о выполнении того или иного действия, могут быть как положительными, так и отрицательными. Основываясь на ранее имеющемся личном опыте, взрослый человек, принимая решение о подготовке к выполнению норм ГТО, может испытывать положительные эмоции предвосхищения (надежду на успех) или отрицательные (страх неудачи) [8]. В связи с этим на первоначальном этапе подготовки важно обеспечить достижение положительных результатов, для того чтобы занимающиеся испытали чувство удовлетворения или облегчения, в случае преобладания отрицательных эмоций предвосхищения.

Формирование внутренней мотивации к выполнению норм ГТО будет способствовать развитию социально значимых мотивов, связанных с самореализацией личностного потенциала, стремлением к общественному признанию, самовыражению и выражению гражданской позиции.

Специалисты в области физической культуры столкнулись со значительными проблемами при проведении ВФСК ГТО. К их числу относятся:

- отсутствие системного финансирования мероприятий ВФСК ГТО;

- отсутствие информационной, научной, медико-биологической формы поддержки;

- отсутствие инвентарной поддержки;

- отсутствие проработки вопросов внедрения мероприятий ВФСК ГТО в структуру требования ФГОС в области физической культуры;

- отсутствие проработки нормативно-правовой базы системы оценки качества физкультурного образования, структуры и критериев оценки усвоения знаний, умений и связанных с ними компетенций в связи с внедрением ВФСК ГТО в деятельность учреждений социальной направленности.

Решение данных проблем дает основания предъявлять к специалистам в области физкультуры новые повышенные требования по обеспечению качественной подготовки участников к сдаче тестов комплекса ГТО.


Заключение

 

Можно заметить то, что восстановление комплекса ГТО в наше время - это значимый шаг вперед в физическом воспитании населения России. Логично, что в сдаче нормативов принимают участие и пенсионеры. Для людей пожилого возраста ГТО - ответственное событие и относятся они к нему с достоинством, ну и, разумеется, - это ностальгия о юности.

Таким образом, организация выполнения норм ГТО взрослым населением — это сложный и длительный процесс, требующий от государства несколько иного подхода, по сравнению с включением в этот процесс обучающихся. В основу этой работы должны быть положены дифференцированный подход к уровню физической подготовленности, грамотно разработанная система поощрений, создание комфортных и доступных условий для подготовки. Создание благоприятных внешних условий будет способствовать формированию социально значимых мотивов для занятий физкультурной деятельностью.

Несмотря на то, что, правительство стало уделять больше внимания физической культуре и спорту в стране, но пока не будет решена такая проблема, как создание современной материально-технической базы, остальные задачи решить будет невозможно или очень трудно.


Список литературы

1.  Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

2.  Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс] // http://www. kremlin.ru/news/20636.

3. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс] //https://starikam.org/poleznaya-informaciya/zakonodatelstvo/proekt-strategii-dejstvij-v-interesax-grazhdan-pozhilogo-vozrasta-do-2025-goda/

4. Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие массовой физической культуры в современной России: традиции и перспективы внедрения ВФСК (ГТО)» 6 ноября 2015 г. / отв. ред. В.В. Пономарев. – Красноярск: СибГТУ, 2015. – 177 с.

5. ГТО Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс] // https://www.gto.ru

6. Виноградов П. А., Окуньков Ю. В. Изучение отношения различных групп населения к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» как фактора (условия) его эффективного внедрения (опыт социологического исследования) // Вестник спортивной науки. — 2015. —№ 3. — С. 38-42.

7. Иккес Д.В., Семёнова Г.И. Внедрение нового комплекса ГТО и его роль в оздоровительной эффективности двигательной рекреации в зрелом и пожилом возрасте // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016024175 (дата обращения:  10.07.2021)

8. Организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства и отдыха граждан и в организациях различных форм собственности [Текст] : методические рекомендации / сост.: [и др.]; ГАУ СО «РЦФКС КАРАТЭ». —Екатеринбург: [б. и.], 2020. — 21 с.

9. Пономарев В. В., Лимаренко О. В., Лимаренко А. П. К вопросу эффективной мотивации населения и пропаганды ВФСК ГТО // Развитие массовой физической культуры в России: традиции и перспективы внедрения ВФСК (ГТО) : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Красноярск, 6 ноября 2015 г.). — Красноярск, 2015. — С. 175-177.

10. Трубникова Н. В. Методика самостоятельных занятий лиц пожилого возраста (60-69 лет) при подготовке к сдаче нормативов ВФСК ГТО / Н. В. Трубникова // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 12. — С. 200-203.

11.        Тиунова О. В., Фильченков Д. А. Особенности мотивации различных социальных групп населения к подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.self-master-lab.ru (дата обращения: 26.06.2021).

12.        Югова Е. А. Комплекс ГТО как смыслообразующий конструкт здорового образа жизни // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 2. — С. 50-54.

13. https://user.gto.ru/document


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы подросткового возраста

Профилактика употребления алкоголя....

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...

Положение о проведении второй летней спартакиады среди людей пожилого возраста Красноуфимс

В статье составлена программа проведения спортивного мероприятия с пенсионерами без больших физических нагрузок и учётом возрастных особенностей участников.  Задания состоят из теоритических и пр...

«Актуальность проблемы по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе»

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Дети проводят в школе знач...

Доклад «Проблемы и пути их решения в организации и проведении ВФСК ГТО, выполнение обучающимися нормативов комплекса ГТО»

Комплекс ГТО, ФГОС — это те механизмы, которые должны способствовать развитию у детей осознанной необходимости здорового образа жизни, учитывая особенности здоровья каждого ребенк...

Классный час «Люди пожилые, сердцем молодые», посвященный Международному дню пожилых людей.

Классный час «Люди пожилые, сердцем молодые», посвященный Международному дню пожилых людей....