Программа учебного курса «Физическая культура» 10-11 классы
рабочая программа по физкультуре (10, 11 класс)

Володина Лидия Александровна

Пояснительная записка

Рабочий  план  составлен  с  учетом  следующих  нормативных  документов:

  • Закон  РФ  «О  физической  культуре  и  спорте»  от  29.04.1999  № 80-ФЗ;
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г.  № 751;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 г.  № 1507-р.
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9.02.1998 г.  № 322;
  • Обязательный минимум содержания основного общего образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г.  № 1236;
  • О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 г.  № 30–51–197/20.
  • О введении зачетов по физической культуре для учащихся выпускных классов 9 и 11 общеобразовательных школ РСФСР. Приказ МО РСФСР от 18.11.1985 г  № 317.
  • Положение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А. И. Исаевой» «Об утверждении рабочих программ»;
  • Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А. И. Исаевой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_10-11.docx84.08 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  учебного курса «Физическая культура»  10-11 классы

Пояснительная записка

Рабочий  план  составлен  с  учетом  следующих  нормативных  документов:

  • Закон  РФ  «О  физической  культуре  и  спорте»  от  29.04.1999  № 80-ФЗ;
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г.  № 751;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 г.  № 1507-р.
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9.02.1998 г.  № 322;
  • Обязательный минимум содержания основного общего образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г.  № 1236;
  • О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 г.  № 30–51–197/20.
  • О введении зачетов по физической культуре для учащихся выпускных классов 9 и 11 общеобразовательных школ РСФСР. Приказ МО РСФСР от 18.11.1985 г  № 317.
  • Положение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А. И. Исаевой» «Об утверждении рабочих программ»;
  • Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А. И. Исаевой».
  1. Цели и задачи курса "Физическая культура"

Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2012).

Содержание данной рабочей программы при трёх учебных занятиях в неделю  основного общего и среднего (полного) образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре.

          Помимо выполнения обязательного минимума содержания основных содержательных программ, в зависимости от региона его особенностей – климатических, национальных, а также от возможностей материальной физкультурно-спортивной базы включается и дифференцированная часть физической культуры.

   Данная программа рассчитана на условия типовых образовательных учреждений со стандартной базой для занятий физическим воспитанием и стандартным набором спортивного инвентаря.

        При разработке рабочей программы учитывались приём нормативов «Президентских состязаний», а так же участие школы в территориальной Спартакиаде по традиционным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика, «шиповка юных»).

        Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

   Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на:

  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  • развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
  • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

    Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

        Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных знаний.

        Содержание программного материала состоит из двух  основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек  заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

        Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.

           Национальные республики и  округа Российской Федерации в своих концепциях образования  предусматривают  обучение и  воспитание учащихся с учетом  менталитета своего народа. Сегодня, очевидно, что формирование  школы ХХI века невозможно без глубокого изучения и использования  национально-регионального  компонента в системе образования и воспитания. В этом наш богатейший духовный, интеллектуальный ресурс, позволяющий  надеяться на оптимистические перспективы России. Одним из путей раскрытия подобного потенциала  является введение  национально-регионального компонента  в содержание  образования. Включение национально-регионального компонента в программы учебных предметов для старших классов применительно к нашему   округу  предполагает использование на уроках физической культуры и во  внеклассной работе традиционного двигательного материала  ненцев, что играет существенную роль в нравственном, интеллектуальном, патриотическом,  эстетическом становлении  подрастающего поколения. Можно смело сказать, что физкультурное образование школьников в новой ситуации получает возможность  возрождения  и развития подлинно народных  традиций  на основе их внедрения в систему  физического  воспитания.

 Физическая культура индивида должна  формироваться  через национальные традиции физического  воспитания как часть общей  этнической культуры личности. Из народной системы физической культуры следует перенять все  лучшие, гуманные, мудрые ее достижения,  обогатить их опытом современной практики и  методики физического воспитания.

Изучение программы  «Национальные виды спорта. Северное многоборье» направлено на достижение  следующих целей:

  • знакомство с историей    возникновения  национальных  видов  спорта в России;
  • изучение традиций  и обычаев   ненцев и коми;
  • изучение особенностей  физической подготовки спортсменов в северном  многоборье;
  • освоение способов развития основных физических качеств, необходимых  многоборцу (силы, выносливости, быстроты, координации);
  • повышение уровня физической подготовленности и функциональных  возможностей  своего организма;
  • применение  правил  соревнований по НВС  северного  многоборья;
  • использование полученных знаний и умений  при экстремальных  ситуациях;
  • овладение умениями изготавливать, ремонтировать спортивный  инвентарь (плести тынзей, топорики).

                                 Задачи

1.Дать  базовые  знания по  разделу  национальные  виды  спорта.

2.Способствовать формированию  интереса  к  культуре   народов (ненцев, коми)

 через  занятия  северным  многоборьем.

3.Закрепление потребности  к регулярным  занятиям в избранном  виде  спорта.

                       Содержание тем учебного процесса

Содержание программы  включает перечень традиционно-народных физических упражнений, игр и  национальных видов спорта, направленных на комплексное развитие физических качеств, при этом учитываются этнические особенности ненцев. Основу двигательных умений и навыков составляют исторически сложившиеся и  устоявшиеся системы традиционно-народных  физических упражнений. К ним относятся  легкоатлетические  упражнения из национальных игр, прыжки  через  нарты, тройной  национальный  прыжок, метание  тынзея  на  хорей, метание  топорика  на  дальность, бег с палкой  по  пересечённой  местности. Все они воз никли на основе естественных движений  человека, необходимых для обеспечения его  жизнедеятельности. В своей совокупности данные упражнения создают нужный человеку фонд двигательных умений и навыков и в  настоящее время составляют основу двигательной деятельности человека. Поэтому именно  традиционные упражнения национальных видов спорта, игр заслужили право войти в содержание школьной учебной программы по предмету «Физическая культура».

В структуре содержания учебного предмета программы выделяются три основных блока: образовательный,  который включает в себя формирование и совершенствование двигательных  умений, навыков и связанных с ними  специальных   знаний, представляющих собой базовую основу национально- регионального компонента физической культуры; воспитательный, оказывающий  положительное воздействие  на физические, морально-волевые, нравственные качества личности занимающихся; оздоровительный, предназначенный для воздействия на здоровье, физическое и моторное развитие школьников.

Обоснование выбора данной программы.

        В программе В. И. Ляха,  используется комплексный подход. Программа содержит материал четырех взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; внеклассная работа; физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. В программе:

-  наличие базовой и вариативной части;

-  подробное описание содержания  и методов физического воспитания как для урочной, так и для внеклассной работы;

- удобная форма изложения материала, позволяющая легко планировать работу.

Уроки физической культуры в этих классах содержат богатый материал для воспитания  волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность чувство ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и др. Одновременно с этим учебный материал программы позволяет учителю содействовать развитию у учащихся психических процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления.

  1. Общая характеристика учебного курса

Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

    Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно -правовых актов Российской Федерации, в том числе:

• требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования:

• Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

• Закона  «Об образовании»;

• Федерального закона «О физической культуре и спорте» ;

• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;

• примерной программы основного общего образования;

• приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. М 889.

  1. Место курса в учебном плане

     Курс «Физическая культура» изучается с 10 по 11 класс из расчёта 3 ч в неделю: в 10 классе - 75 ч , в 11 классе - 75 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая  культура»  был введён приказом  Минобрнауки от 30 августа 2010 г. М 889. В приказе  было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура»  использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

     Рабочая программа рассчитана на 210 ч на два года обучения (по 3 ч в неделю).

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

    В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 10-11 классов направлена на достижение учащимися личностных, межпредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты

• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;

 • усвоение гуманистических,  демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

 • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое. духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гpажданской позиции,  к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Pocсии и  народов мира;

• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в гpуппах и  сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной. учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,  угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метaпредметные результаты

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

• умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

    Предметные результаты

    В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса "Физическая культура" должны отражать:

• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительно, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь или лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

• расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств:  оценивать текучее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб,  определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений учитывающих индивидуальные способности и особенно состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением исполнять их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт  упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей ос новых систем организма.

Планируемые результаты изучения предмета «Физическая культура» в школе

Выпускник научится:

•        рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;

•        характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

•        определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

•        разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

•        руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

•        руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

    Выпускник получит возможность научиться:

•        характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

•        характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;

•        определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

      Выпускник научится'.

•        использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

•        составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

•        классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

•        самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

•        тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

•        взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Выпускник получит возможность научиться:

•        вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

•        проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

•        проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.

Физическое совершенствование

     Выпускник научится:

•        выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

•        выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

•        выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

•        выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

•        выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

•        выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);

•        выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;

•        выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

•        выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

•        выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

•        преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;

•        осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

•        выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

  1. Содержание курса

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.

Социокультурные основы.

10 класс. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения.

11 класс. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.

Психолого-педагогические основы.

10 класс. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений.

Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания.

Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.

11 класс. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-масовых мероприятиях. Способы регулирования массы тела.

Медико-биологические основы.

10 класс. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.

11 класс. Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.

Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на здоровье.

Баскетбол.

10–11 классы. Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы; воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.

Волейбол.

10–11 классы. Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.

Гимнастика с элементами акробатики.

10–11 классы. Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние гимнастических упражнений на телосложение человека. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.

Легкая атлетика.

10–11 классы. Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.

Программа  курса    X – XI  классов (НРК) (18 часов)

1.Теоретические  сведения

1.Краткие  исторические  сведения  о возникновении  национальных  видов  спорта  их

использование  в быту, на охоте,  рыбалке обычаи  и традиции  ненецкого  народа.

2.Правила безопасности  при  проведении  занятий, оказание  первой  помощи.

3.Правила  соревнований по НВС  северного  многоборья.

4.Успехи  сборной  команды  на  Чемпионатах и Кубках  России  по  северному     многоборью.

6. Изготовление спортивного    инвентаря  в   северном  многоборье  и

подготовка  к  соревнованиям.

7.Травмы  при несчастных    случаях.  Причины  их  возникновения.

8.Основы  техники  в северном  многоборье/прыжки  через нарты, метание  тынзея  на хорей, метание топора на дальность, тройной национальный прыжок, бег с  палкой по пересеченной  местности.

 2.Обучение, ознакомление с отдельными элементами  техники в национальных видах  спорта

                                       Тройной  национальный  прыжок

   Задачи

1.Совершенствовать  технику выполнения  тройного  прыжка

2. Совершенствовать технику  прыжков, уделяя большое  внимание связке: разбег –

   отталкивание

3.Совершенствовать физическую подготовленность, развивать  мышцы брюшного  пресса, ног, туловища.

    Подводящие  упражнения

1. Многоскоки, многократные прыжки на двух  ногах, прыжки в низком  приседе.

2.Повторять прыжки в длину с разбега (меняя разбег).

3. Повторять прыжки в высоту с разбега, с места, с двух шагов, с пяти шагов. Прыжки выполнять любым способом, можно и толчком с двух ног, с приземлением на обе ноги, через планку.

4.Приседания на правой, левой ноге (можно с грузом) (кол-во раз),

5.Прыжки на правой и на левой ноге на расстояние от 10 м до 30м  (10,20,30м)

6.Толчковый бег на дистанцию 10м, 20м, 30 м (повторять каждую  дистанцию несколько раз.)

7.Прыжки на месте, толчком с двух ног, держась за гимнастическую стенку (кол-во прыжков за 1О с, 20 с, ЗО с) и т.д,

8.Прыжки через  скакалку (кол-во за 15 сек, 30 сек, 60 сек, 1 мин, за 1О мин.).

9.Прыжки через одно, два, три препятствия толчком двух ног (можно использовать козла, коня, мячи, гимнастические палки, веревки на высоте до 20 см; на улице - флажки, кусты, кочки, шины и др. предметы).

10. Бег с грузом до 5 кг (2 кг, З кг, 4 кг, 5 кг) на дистанцию от I м до ЗО м,

11. Прыжки вверх с доставанием подвешенных  предметов.

12. Приседание  со  штангой.

                                                   Прыжки  через  нарты

    Задачи

1.Достигать  наивысшего  результата  на  основе совершенствования индивидуальных  особенностей и физической  подготовленности.

2.Совершенствовать  прыжковую  выносливость.

3.Производить ремонт и изготовление  нарт.

Подводящие  упражнения.

1. Повторять прыжки в длину  и высоту с разбега

2. Прыжки через гимнастические палки, скамейки, мячи, с одновременным    

 отталкиванием с двух ног

3. Прыжки на одной ноге через препятствия.

4.Повторять имитационные  прыжки через мячи, гимнастические скамейки с последующим  бегом по кругу (залу) на дистанцию до 100 м

      5.Бег до 1 км с грузом (меняя темп бега на разных отрезках дистанции).

       

                                                Метание  тынзея  на  хорей

         Задачи

     1. Дать представление о плетении  тынзея.

     2. Совершенствовать  технику  метания  тынзея  на  хорей.

    3. Метать  тынзей  с 15 метров  юноши.

Подводящие  упражнения

    1. Можно использовать все те упражнения, которые даны  для метания топора  на  

      дальность.

    2. Работа  с  лыжным  эспандером, силовым  эспандером, резиновым  жгутом.

    3. Работа  на  тренажере.

     

                                   Бег  с  палкой  по  пересечённой  местности (2км  и  3км)

          Задачи

    1.Совершенствовать  технику бега  в целом  с учётом  индивидуальных  особенностей

       учащихся.

    2.Развивать скоростные  способности  посредством специальных  беговых  упражнений

       и  самого  бега.

    3. Развивать  общую  и специальную  выносливость.

          Подводящие упражнения

    1. Бег с высоким  подниманием  бедра, с захлёстыванием  голени, семенящий бег.

    2. Бег с ускорениями.

    3. Повторный бег  с  максимальной  скоростью   от 30  до 500м.

Критерии оценивания подготовленности обучающихся по физической культуре.

Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.

Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

И т о г о в а я   о т м е т к а выставляется обучающимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные обучающимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

К р и т е р и и   о ц е н и в а н и я   у с п е в а е м о с т и  по базовым составляющим физической подготовки обучающихся:

I. Знания.

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

Методы проверки: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

За ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности.

За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

За непонимание и незнание материала программы.

II. Техника владения двигательными умениями и навыками.

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

1

2

3

4

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив.

При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок.

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Обучающийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях.

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка.

III. Владение способами

и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Обучающийся умеет:

– самостоятельно организовать место занятий;

– подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

– контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги

Обучающийся:

– организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;

– допускает незначительные ошибки в подборе средств;

– контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги

Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов

Обучающийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов

IV. Уровень физической подготовленности обучающихся.

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и вы-сокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени.

Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста.

Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту.

Обучающийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности.

(При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов.

Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, легкой атлетике – путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

    Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

    В результате изучения физической культуры ученик должен:

 знать/понимать:

– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

– способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

–правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;

уметь:

– выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

– выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

– преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

– выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

– осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;

– организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

– активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;

владеть компетенциями: учебно-познавательной, личностного самосовершенствования, коммуникативной.

 

В результате прохождения программы (НРК)  учащиеся должны:

   • иметь представление:

-об истории   возникновения  национальных  видов  спорта в России;

- о традициях и обычаях  ненцев и коми;

- об особенностях физической подготовки спортсменов в северном  многоборье;

- об уровне развития  национальных  видов  спорта в России.

     • знать:

- способы развития основных физических качеств, необходимых  многоборцу (силы, выносливости, быстроты, координации);

- уровень физической подготовленности и функциональные  возможности своего организма;

- особенности природных  условий родного края;

- основные правила безопасности  при  проведении  занятий;

- правила  соревнований по НВС  северного  многоборья;

- как вести себя в экстремальной ситуации;

- основы  техники  в северном  многоборье/прыжки  через нарты, метание  тынзея  на хорей, метание топора на дальность, тройной национальный прыжок, бег с  палкой по пересеченной  местности.

    • уметь:

- изготавливать, ремонтировать спортивный  инвентарь (плести тынзей, топорики);

- готовить место для  проведения  соревнований;

- выполнять непрерывно   прыжки  через нарты;

- выполнять тройной национальный прыжок;

- метать тынзей  на  хорей;

- метать топорик  на  дальность;

- преодолевать сложные участки пути  в  кроссе;

- оказать  первую  помощь при  травмах.

 

Обучающиеся должны уметь демонстрировать:

Физические

способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с

9,2

     10,2

Силовые

Прыжок в длину с места, см

230

185

Лазание по канату на расстояние 6 м, с

12

       –

Поднимание туловища лежа на спине руки за головой, кол-во раз

30

      25

К выносливости

Бег 2000 м, мин, с

8,50

   10,00

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков, с

10,0

   14,0

Броски малого мяча в стандартную мишень, м

12,0

   10,0

Учебные  нормативы по  национальным  видам спорта  северного  многоборья

 

  Юноши

Класс

Оценка

Тройной

прыжок

(см)

Бег

1 и 3 км.

(мин)

Прыжки  через  нарты

(кол-во  раз)

Метание тынзея

на  хорей

(кол-во попаданий)

10

5

4

3

730

715

700

12.30

13.00

13.30

90

80

70

3

2

1

11

5

4

3

750

740

720

12.20

12.40

13.00

100

90

80

3

2

1

Девушки

Класс

Оценка

Тройной прыжок (см)

Бег 1 и 3 км. (мин)

Прыжки  через  нарты (кол-во  раз)

10

5

4

3

575

550

520

4.28

4.35

4.50

30

25

20

11

5

4

3

580

560

540

4.25

4.35

4.45

40

30

20

Распределение учебного времени прохождения программного материала
по физической культуре (10–11 классы)

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

X (ю.)

XI (ю.)

X (д.)

XI (д.)

1

Базовая часть

78

78

78

78

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Спортивные игры (волейбол)

21

21

21

21

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

18

18

18

18

1.4

Легкая атлетика

21

21

21

21

1.5

Лыжная подготовка

18

18

18

18

2

Вариативная часть

27

27

27

27

2.1

Спортивные игры (баскетбол)

18

18

18

18

2.2

НРК

9

9

9

9

Итого

105

105

105

105

Распределение учебного материала по триместрам

Классы

I триместр

II триместр

III триместр

Итого:

Легкая атлетика

Спортивные игры(волейбол)

НРК

Гимнастика

Итого:

Гимнастика

Спортивные игры(волейбол)лементами с/и

Лыжная подготовка

НРК

Итого:

Спортивные игры(волейбол)лементами с/и

Спортивные игры(баскетбол)

Легкая атлетика

НРК

Итого:

10

10

11

3

12

36

6

6

18

3

33

4

18

11

3

36

105

11

10

11

3

12

36

6

6

18

3

33

4

18

11

3

36

105

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать мониторинг здоровья учащихся. Для этого необходимо иметь в кабинете физкультуры компьютер, на котором можно было бы работать с программами, позволяющими следить за весо-ростовыми и другими показателями состояния учащихся, в том числе составлять графики и работать с диаграммами.

Кроме того, учитель физкультуры должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями здравоохранения и спорта.

Учителю физкультуры должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).

Интерактивный электронный контент учителя физкультуры должен включать содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»; представленное текстовыми, аудио- и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса)

п/п

Наименование объектов и

средств материально-технического оснащения

Необходимое количество

Примечание

Старшая  школа

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного ( полного)  общего образования по физической культуре

Д

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно- методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала).

1.2

Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 10—11 классы

Д

В составе библиотечного фонда

1.3

«Комплексной программы по физической культуре для учащихся 1–11 классов (Лях В. И, Зданевич А. А. – М.: Просвещение, 2012).

УМК  Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. В. И. Ляха. – М.: Просвещение, 2010

УМК Физическая культура  8-9 класс Автор: Лях Владимир Иосифович, Зданевич Александр Александрович Редактор: Цуканова Н. А., Маслов М. В.Издательство: Просвещение, 2012 г.

К

В составе библиотечного фонда

1.4

Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха

Физическая культура. 10—11  классы/Под редакцией М. Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений. В. И. Лях, А. А. Зданевич..

М. Я. Виленский, В. Т. Чичикин. Физическая культура. 10—11 классы. Пособие для учителя/на сайте издательства по адресу: 1Шр://\у\у\у.рго8У.ги/еЪоок8/УПеп8ки Р1г-га 5-7к1/тс1ех.111:т1

В. И. Лях, А. А. Зданевич. Физическая культура. Методическое пособие. 10—11 классы. Базовый уровень/на сайте издательства «Просвещение» по адресу: Ьир://\у\у\у.рго8У.ги/еЪоок8/Ьа11 Р12- га 10-11/хпс1ех. Ь1ш1

В. И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 10—11 классы (серия «Текущий контроль»).

1.Богун П.Н. Игра  как основа  национальных видов спорта.    

                      -С-Петербург.: Просвещение, 2004,-с.40.

2.Единая Всероссийская   классификация  по национальным видам спорта северного   многоборья/ Под редакцией  Г.В.Сысолятина - М.: Вектор Бук,

                      1994.- с.3-14.

3. Зуев В.Н. Национальные виды спорта северного многоборья. Актуальные проблемы эффективного управления.- М.: Вектор Бук, 2002.-

              с.19-45.

4.Зуев В.Н.  Национальные виды спорта северного многоборья. Правила

                  соревнований.- М.:  Вектор Бук,2003.- с. 5.

5.Зуев В.Н. Управление системой соревнований в Северном  многоборье.

                                - Омск .: СибГАФК, 1996.-с.8-50.

К

Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, входят в библиотечный фонд

Методические пособия и тестовый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд.

1.5

Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению

Д

В составе библиотечного фонда

1.6

Методические издания по физической культуре для учителей

Д

Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»

1.7

Федеральный закон «О физической культуре и спорте»

Д

В составе библиотечного фонда.

2

Демонстрационные учебные пособия

2.1

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

Д

2.2

Плакаты методические

Д

Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям

2.3

Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения

Д

3

Экранно-звуковые пособия

3.1

Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (на цифровых носителях)

Д

3.2

Аудиозаписи

Д

Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям; проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников

4

Технические средства обучения

4.1

Мультимедийный компьютер

Д

Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения/записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащён акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)

4.2

Принтер

Д

5

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

5.1

Бревно гимнастическое высокое

Г

5.2

Козёл гимнастический

Г

5.3

Конь гимнастический

Г

5.4

Перекладина гимнастическая

Г

5.5

Канат для лазанья с механизмом крепления

Г

5.6

Мост гимнастический подкидной

Г

5.7

Скамейка гимнастическая жёсткая

Г

5.8

Комплект навесного оборудования

Г

В комплект входят перекладина, брусья, мишени для метания

5.9

Скамья атлетическая наклонная

Г

5.10

Гантели наборные

Г

5.11

Коврик гимнастический

К

5.12

Маты гимнастические

Г

5.13

Мяч набивной (1 кг, 2 кг)

Г

5.14

Мяч малый (теннисный)

К

5.15

Скакалка гимнастическая

К

5.16

Палка гимнастическая

К

5.17

Обруч гимнастический

К

5.18

Коврики массажные

Г

5.19

Секундомер настенный с защитной сеткой

Д

5.20

Сетка для переноса малых мячей

Д

Лёгкая атлетика

5.21

Планка для прыжков в высоту

Д

5.22

Стойка для прыжков в высоту

Д

5.23

Флажки разметочные на опоре

Г

5.24

Лента финишная

Д

5.25

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

Г

5.26

Рулетка измерительная (10 м, 50 м)

Д

5.27

Номера нагрудные

Г

Подвижные и спортивные игры

5.28

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

Д

5.29

Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой

Г

5.30

Мячи баскетбольные для мини-игры

Г

5.31

Сетка для переноса и хранения мячей

Д

5.32

Жилетки игровые с номерами

Г

5.33

Стойки волейбольные универсальные

Д

5.34

Сетка волейбольная

Д

5.35

Мячи волейбольные

Г

5.36

Табло перекидное

Д

5.37

Ворота для мини-футбола

Д

5.38

Сетка для ворот мини-футбола

Д

5.39

Мячи футбольные

Г

5.40

Номера нагрудные

Г

5.41

Мячи для ручного мяча

Г

5.42

Компрессор для накачивания мячей

Д

Средства первой помощи

5.43

Аптечка медицинская

Д

6.

Спортивные залы (кабинеты)

6.1

Спортивный зал игровой

С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек

6.2

Зоны рекреации

Для проведения динамических пауз (перемен)

6.3

Кабинет учителя

Включает в себя рабочий стол, стулья, сейф, книжные шкафы (полки), шкаф для одежды

6.4

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

Включает в себя стеллажи, контейнеры

7

Пришкольный стадион (площадка)

7.1

Легкоатлетическая дорожка

Д

7.2

Сектор для прыжков в длину

Д

7.3

Игровое поле для футбола (мини-футбола)

Д

7.4

Площадка игровая баскетбольная

Д

7.5

Площадка игровая волейбольная

Д

7.6

Полоса препятствий

Д

7.7

Лыжная трасса

Д

   

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ №1.


1. Ходьба с размашистыми движениями рук в ускоряющемся темпе. Длительность 1 минута.
2. Стойка ноги врозь, пальцы рук переплетены. Поворачивая ладони наружу, руки вверх, подняться на носки - вдох; разъединяя кисти, руки через стороны вниз, вернуться в исходное положение - выдох.
3. Бег (15 - 20 с) с замедлением и переходом на ходьбу.
4. Стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 - поворот туловища влево, руки в стороны; 2 - 3 - пружинящий наклон назад; вдох; 4 - исходное положение; выдох; 5 - 8 - то же с поворотом вправо. Темп средний.
5. Лежа на спине, руки в стороны. Поднять правую ногу, опустить ногу вправо до касания пола; поднять ногу; исходное положение. То же левой ногой, опуская ее влево. Дыхание равномерное, темп медленный.
6. Исходное положение - стать на колени и затем сесть на пятки с наклоном вперед, ладони на полу. 1 - 3 - скользя грудью над полом, вначале сгибая, а затем выпрямляя руки, перейти в положение упора лежа на бедрах - вдох; 4 - сгибая ноги, быстро вернуться в исходное положение - выдох. Темп медленный.
7. Лежа на спине, руки в стороны. Ноги согнуть и, взявшись за середину голени, прижать колени к груди, голову наклонить к коленям - выдох; вернуться в исходное положение - вдох. Темп медленный.
8. Сидя ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед, правой рукой коснуться носка левой ноги, левую ногу назад - выдох; исходное положение - вдох; повторить то же - к правой ноге. Темп средний.
9. Исходное положение - упор стоя на коленях. Разгибая левую ногу и поднимая ее назад, согнуть руки и коснуться грудью пола - вдох; отжимаясь, вернуться в исходное положение - выдох; повторить то же, поднимая правую ногу. Руки в упоре на ширине плеч. Темп средний.
10. Исходное положение - упор присев. 1 - толчком ног, упор лежа; 2 - упор лежа, ноги врозь; 3 - упор лежа, ноги вместе; 4 - толчком ног, упор присев. Дыхание произвольное. Темп медленный.
11. Исходное положение - упор присев. Выпрямиться. мах левой ногой назад, руки в стороны - вдох; упор присев - выдох; то же махом правой ноги. Темп средний.
12. Бег на месте с переходом на ходьбу. Дыхание равномерное, темп средний.
13. Стоя, руки за спину. 1 - прыжком ноги врозь; 2 - прыжком вернуться в исходное положение; 3 - 4 - прыжки на двух ногах. Дыхание произвольное. Продолжительность от 20 с.
14. Стойка ноги врозь. Руки вверх, прогнуться - вдох; пружинящий наклон вперед, руки в стороны - выдох. Темп средний.
15. Ходьба на месте, темп средний, 30 - 40 секунд.

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ №2.


1. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Отводить локти назад, делая вдох, и расслабляться на выдохе.
2. Стоя, ноги вместе, руки опущены. С шагом ноги в сторону поднять руки к плечам, затем вернуться в исходное положение. Темп средний.
3. Стоя, ноги на ширине плеч, одна рука вверх, другая опущена. Выполнять махи руками попеременно.
4. Стоя, руки опущены. Делая вдох, поднять руки через стороны вверх, на выдохе опустить. Темп средний.
5. Ходьба на месте, высоко поднимая колени, постепенно ускоряя и замедляя темп.
6. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклоняться (выдох), доставая руками носки ног. Темп средний.
7. Стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью. Рывковые движения согнутыми руками на два счета и прямыми на два счета. Темп средний.
8. Стоя, ноги вместе, руки опущены. Попеременно поднимать руки вверх - вдох, опускать - выдох. Темп медленный.
9. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. По 3 боковых наклона туловища, вернуться в исходное положение. Темп средний.
10. Стоя, ноги на ширине ступни, руки опущены. Выполнять пружинящие полуприседания с маховыми движениями рук вперед - назад. Темп средний.
11. Спокойная ходьба с расслаблением ( встряхиванием рук, ног поочередно) в течение 15 - 20 секунд.
12. При ходьбе попеременно поднимать руки вверх - вдох, опуская - выдох. Темп медленный.

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ №3.


1. Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, руки на коленях. Отводить руку в сторону, делая вдох, положить руку на колени - выдох.
2. Исходное положение - то же. Сгибать ноги в коленях. По 4 - 6 раз каждой ногой.
3. Сидя, ноги выпрямить, руки опустить. Попеременно отводить руку и ногу в сторону на вдохе, возвращаться в исходное положение на выдохе.
4. Стоя, ноги на ширине ступни, руки к плечам. Вращение в плечевых суставах вперед и назад.
5. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Попеременно отводить руку в сторону с поворотом туловища и на выдохе ставить руку на пояс. Темп медленный.
6. Стоя, ноги на ширине стопы, руки на поясе. Приседать на выдохе, руки вперед, при подъеме - вдох. Темп средний.
7. Ходьба на месте, высоко поднимая колени, в среднем темпе, 15 - 30с.
8. Стоя, ноги врозь, руки опущены. Поднять кисти к плечам, делая вдох, опустить на выдохе, расслабиться.
9. Стоя, ноги вместе, одна рука вверху, другая опущена. Маховые движения руками со сменой положения рук на 2 счета. Темп средний.
10. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Вращение туловища в медленном темпе по 6 раз в одну и другую сторону.
11. Сидя на стуле, ноги выпрямить, руки на коленях. Попеременно сгибать и разгибать стопы и кисти в среднем темпе.
12. Приподнять плечи делая вдох, опустить плечи на выдохе, расслабиться.

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ №4.


Данный комплекс включает упражнения, развивающие подвижность в суставах, мышцы туловища, а также дыхательную мускулатуру.
1. Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на коленях. Приподнять плечи - вдох, опустить - выдох, расслабиться. Дыхание спокойное, неглубокое. Повторить 3 - 6 раз.
2. Сидя на стуле, руки на коленях. Сжимать кисти рук, одновременно поднимая носки на себя. Темп средний, 8 -10 раз.
3. Исходное положение - то же. поочередно отводить выпрямляющуюся руку и возвращать в исходное положение. Темп медленный. По 3 - 4 раза каждой рукой.
4. Сидя на стуле, согнув ноги, держаться руками за спинку стула сзади поочередно разгибать ноги, стопы скользят по полу. Темп средний, 4 раза каждой ногой.
5. Сидя на стуле. Поднять прямую руку вверх - вдох, опустить - выдох. Темп медленный, по 3 раза каждой рукой.
6. Исходное положение - то же. Повороты туловища с разведением рук. В медленном темпе по 3 - 4 раза в каждую сторону.
7. Стоя боком к стулу, одна рука сверху на спинке. Выполнять маховые движения противоположной рукой и ногой вперед и назад. Махи выполнять свободно без напряжения. Повторять по 4 - 6 раз каждой рукой и ногой.
8. Встать на расстоянии длины вытянутых рук от стула и, опираясь на спинку, медленно приседать - выдох, подняться - вдох. 4 - 6 раз.
9. Сидя на стуле, руки на коленях. Выполнять круговые движения ногой, касаясь носком пола. По 4 - 8 раз каждой ногой.
10. Исходное положение - то же. Попеременно поднимать руки вверх - вдох, опускать - выдох. По 3 - 5 раз каждой рукой.
11. Исходное положение - то же. Попеременное сведение и разведение пяток и носков стоп на 4 счета. Дыхание произвольное. Повторить 8 - 12 раз.
12. Сидя, ноги выпрямить, руки опустить. Откинувшись на спинку стула, закрыть глаза, расслабиться - 5 - 10 секунд.

КОМПЛЕКС  УПРАЖНЕНИЙ БЕЗ ПРЕДМЕТОВ №5

  • И. п. – О. с.
  1. Левая рука вперёд – вверх, правая – назад, правая нога назад на носок.
  2. И. п.
  3.  – 4. То же, но другой рукой и ногой.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – ноги врозь, руки за спину в замок
  1. – 2. Наклониться влево, правую руку поднять вверх, левую за спину. Сделать два пружинистых наклона.

3 - 4. И. п.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – упор лёжа на животе

1 – 2. Захватить руками голень.

3. Прогнуться.

4. И. п.

Повтор 6- 8 раз.

  • И. п. – О. с.
  1. Упор присев.
  2. Упор лёжа.
  3. Упор присев.
  4. И. п.

Повтор 8 – 10 раз.

  • И. п. – упор лежа

Сгибание и разгибание рук.

  • И. п. – упор сидя сзади, ноги прямые
  1. Поднять ноги (носки оттянуты).
  2. Развести в стороны.
  3. Свести вместе.
  4. И. п.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища
  1. Поднять ноги с хлопком в ладоши под обоими бёдрами.
  2. И. п.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – О.с.
  1. Выпад левой, поворот туловища налево, руки влево.
  2. И. п.
  3. – 4. То же, но с правой ноги.

Повтор 8  – 10 раз.

  • И. п. – О. с.

1 – 5. Прыжки на двух ногах, руки на поясе.

6 – 10. Прыжки на правой.

11 – 15. Прыжки на левой.

  • Ходьба  на месте.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №6 С НАБИВНЫМ МЯЧОМ

  • И. п. – ноги врозь, мяч впереди в опущенных руках

1 – 2. Поднять мяч вперёд – вверх, прогнуться, отвести левую ногу назад на носок.

3 – 4. И. п.

Повтор 4 – 6 раз.

  • И. п. – стойка на коленях, наклон вперёд, опереться ладонями прямых рук на мяч

1 – 3. Пружинящие наклоны до касания грудью пола, не сгибая рук.

  1. И. п.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – сидя ноги скрестно, мяч у груди
  1. Повернуть туловище налево с одновременным выпрямлением рук вперёд.
  2. И. п.
  3. – 4. То же, но в другую сторону.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – лёжа на спине, мяч зажат между стопами прямых ног, руки в стороны

1 – 2. Сесть, руками обхватить голени, мячом и стопами ног не касаться пола.

3 – 4. И. п.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – ноги врозь, мяч в согнутых руках за головой

1 – 4. Круговые вращения туловищем влево – вперёд, вправо – назад, удерживая мяч за головой.

5 – 8. То же в другую сторону.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – О. с., мяч у груди
  1. Толкнуть мяч вверх, стать на одно колено.
  2. Поймать мяч прямыми руками над головой.
  3. Сгибая руки, опустить мяч за голову.
  4. Бросить мяч вверх, встать, поймать мяч, вернуться в И. п.

Повтор 4 – 6 раз.

  • И. п. – О. с., мяч к груди.
  1. Бросить мяч вверх правой рукой.
  2. Поймать двумя руками.
  3. Бросить мяч вверх левой рукой.
  4. Поймать двумя.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – О. с., мяч лежит у носков стоп.
  1. Прыгнуть через мяч вперёд
  2. Прыгнуть через мяч назад.
  3. Прыгнуть через мяч влево.
  4. Прыгнуть через мяч вправо.

Повтор 6 – 8 раз.

КОМПЛЕКС  УПРАЖНЕНИЙ №7 СО СКАКАЛКОЙ

  • И. п. – О. с.; скакалку, сложенную в четверо, держать в прямых опущенных руках

1 – 2. Натягивая скакалку, поднять руки вверх, прогнуться, отставляя левую ногу в сторону на носок.

3 – 4. Вернуться в И. п., натягивая скакалку.

Повтор 8 – 10 раз.

  • И. п. – О. с.; скакалка сложена вчетверо сзади

1 – 3. Наклоняясь вперёд, опустить скакалку до середины голени, три пружинящих наклона; сгибая руки, каждый раз притягивая туловище к ногам.

4. И. п.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – стойка на коленях, скакалку, сложенную вдвое, держать внизу
  1. Натягивая скакалку, поднять руки вверх, левую ногу в сторону на носок.
  2. – 3. Пружинящие наклоны влево.

4. И. п.

5. то же в другую сторону.

Повтор 8 – 10 раз.

  • И. п. – упор сидя сзади, ноги врозь; скакалка сложена вдвое в руках, натянута
  1. Наклониться вперёд, круг руками вперёд, опуская скакалку за стопы.
  2. И. п.

Повтор 8 – 10 раз.

  • И. п. – лёжа на животе, руки прямые за спиной. Держать скакалку сложенную вдвое  
  1. Отвести прямые ноги назад, одновременно поднять руки назад, растягивая скакалку, прогнуться.
  2. – 3. Держать.

4. И. п.

Повтор 8 – 10 раз.

  • И. п. – лёжа на спине, ноги вместе прямые вверх, скакалка сложена вдвое, натянута руками на ступни ног  
  1. Перекат назад, касаясь руками пола, скакалка натянута, ноги не сгибать.
  2. И. п.

Повтор 8 – 10 раз.

И. п. – О. с., скакалка в прямых руках сзади  

Прыжки на обеих ногах.

  • Ходьба на месте. 

Комплекс упражнений № 8 на гимнастической стенке.

  • И. п. – упор присев (рис. 34).

По сигналу выполнить лазанье в быстром темпе вверх – вниз.

Повтор 2 – 4 раза.

  • И. п. – стоя на полу правым боком к гимнастической стенке, хватом рейки правой рукой на уровне плеча  

1 – 3. Маховые движения вперёд – назад левой ногой.

4. И. п.

5 – 8. То же, но другой ногой.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – стоя на третьей – четвёртой рейке, руки на ширине плеч  

1– 2. Присесть на правой, левой коснуться пола как можно дальше от стенки.

3 – 4. И. п.

5 – 8. То же, но другой ногой.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – ноги врозь, на первой рейке лицом к снаряду, хват руками шире плеч на уровне груди

1 – 3. Выпрямив руки, пружинящие наклоны вперёд в вис согнувшись.

4. И. п.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – стоя на полу лицом к стенке, хват за рейку на уровне плеч (рис. 39).
  1. Выпад назад левой ногой.
  2.  – 3. Пружинящие приседания.

4. И. п.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – стоя на полу лицом к снаряду, ноги врозь; руки хватом на уровне пояса (рис. 40).
  1. Присесть на левой ноге, правую в сторону.
  2. И. п.
  3. – 4. То же с другой ноги.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – вис спиной на прямых руках (рис. 42).
  1. Поднять согнутые ноги.
  2. И. п.
  3. Поднять прямые ноги.
  4. И. п.

Повтор 8 – 10 раз.

  • Подтягивание в висе на последней рейке (рис. 43).

Повтор 8 – 10 раз.

  • И. п. – стоя на четвёртой – пятой рейке, руки на уровне груди (рис. 44).
  1. Прыжок в глубину.
  2. Прыжок в глубину с поворотом на 180 градусов.

Повтор 6 – 8 раз.

Комплекс упражнений № 9 с гимнастической палкой.

  • И. п. – О. с., палка за головой
  1. Левую ногу назад, палку вверх, прогнуться.
  2. Наклон влево.
  3. Выпрямиться, палку вверх.
  4. И. п.
  5.  – 8. То же, но в другую сторону.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – ноги врозь, палка внизу хватом за концы  
  1. – 3. Левую руку вверх, пружинящие наклоны вправо.

4. И. п.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – О. с., палка внизу сзади (рис. 47).

1 – 2. Наклониться вперёд, положить палку на пол сзади.

3 – 4. Выпрямиться.

  1. – 6. Наклониться вперёд, взять палку.

7 – 8. И .п.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – О. с., палка одним концом в левой руке, вторым -  на полу у левой стопы (рис. 50).
  1. Опираясь на палку, присесть на левой ноге, правая прямая впереди («пистолет»).
  2. И. п.
  3. – 4. То же на другой ноге.
  4. Повтор 6 – 8 раз.
  • И. п. – О. с., палка стоит вертикально и придерживается руками (рис. 52).
  1. – 2. Отпустить палку, сделать перемах левой ногой через палку.
  1. Поймать палку.
  2. И. п.
  3. – 8. То же другой ногой.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – присед, палка под коленями (рис.53).

1 – 2. Сгибая руки в локтях встать.

3 – 4. Вернуться в И. п.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – О. с., палка спереди (рис. 54).
  1. Подбросить палку вверх.
  2. Присесть, поймать палку двумя руками.
  3. – 4. То же.

Повтор 6 – 8 раз.

  • И. п. – О. с., палка перед грудью.
  1. Прыжок ноги врозь, палка вертикально, левая рука вверху.
  2. И. п.
  3. – 4. То же правая рука вверху.

Повтор 6 – 8 раз.

  • Ходьба на месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Физическая культура" 5 - 9 классы

Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура»ФГОС  (уровень основного общего образования)...

Рабочая программа по курсу «Физическая культура» для 11 класса

Рабочая программа по курсу «Физическая культура» для 11  класса разработана в соответствии с основными  положениями Федерального  компонента г...