БЕСКОНТАКТНОЕ ТЭГ-РЕГБИ
учебно-методический материал по физкультуре
В настоящее время все более актуальной задачей становится разработка новых эффективных подходов к физическому воспитанию учащихся, которые позволили бы повысить интерес к систематическим занятиям физической культурой и формированию здорового образа жизни. В этой связи, важным направлением в области физического воспитания школьников является внедрение спортивно-ориентированных форм обучения, интеграция в образовательный процесс средств спорта.
Модернизация процесса физического воспитания может быть основана на современных развивающих подходах к организации спортивно-ориентированного физического воспитания на основе популярных у обучающихся видов спорта, в частности, регби. В образовательных организациях в целях массового обучения регби целесообразно использовать его разновидность – бесконтактное регби (тэг-регби).
Преимуществом для выбора спортивной игры тэг-регби является то, что в процессе обучения элементам регби возможность травмирования обучающихся снижена до минимума. Высокая степень организации и согласованности действий игроков, многофункциональность игровой деятельности обеспечивает развитие ведущих физических качеств и функциональных систем организма. Кроме того, тэг-регби вошло в программу всероссийских Президентских спортивных игр школьников. Все это говорит о целесообразности использования тэг-регби в качестве средства физического воспитания в общеобразовательных организациях.
Примерная программа модуля «Бесконтактное регби» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.docx | 52.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования комитета по социальной политике
и культуре администрации города Иркутска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 17
(МБОУ г. Иркутска СОШ № 17)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ст. Разина ул., д.20 г. Иркутск, 664025,тел./факс (3952) 33-54-73E-mail: shkola17irk@mail.ru
ОКПО 49431875,ОГРН 1023801015006, ИНН/КПП 3808051361/380801001
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: Утверждаю
МО учителей зам.директора директор
эстетического и физического Смолянинова М.В. МБОУ г. Иркутска
воспитания протокол МС № 1 СОШ №17
Руководитель МО от 24.08.2021 Курсакова И.В.
Угринович Т.Л. приказ № 01-33-120
протокол №1 от 30.08.2021
от 23.08.2021
ПРОГРАММА
учебного модуля
"БЕСКОНТАКТНОЕ ТЭГ-РЕГБИ”
для обучающихся 5-9 классов
Программу
учебного модуля
разработала
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
МБОУ г. Иркутска СОШ №17
Малахова Татьяна Валерьевна
г. Иркутск 2021
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время все более актуальной задачей становится разработка новых эффективных подходов к физическому воспитанию учащихся, которые позволили бы повысить интерес к систематическим занятиям физической культурой и формированию здорового образа жизни. В этой связи, важным направлением в области физического воспитания школьников является внедрение спортивно-ориентированных форм обучения, интеграция в образовательный процесс средств спорта.
Модернизация процесса физического воспитания может быть основана на современных развивающих подходах к организации спортивно-ориентированного физического воспитания на основе популярных у обучающихся видов спорта, в частности, регби. В образовательных организациях в целях массового обучения регби целесообразно использовать его разновидность – бесконтактное регби (тэг-регби).
Преимуществом для выбора спортивной игры тэг-регби является то, что в процессе обучения элементам регби возможность травмирования обучающихся снижена до минимума. Высокая степень организации и согласованности действий игроков, многофункциональность игровой деятельности обеспечивает развитие ведущих физических качеств и функциональных систем организма. Кроме того, тэг-регби вошло в программу всероссийских Президентских спортивных игр школьников. Все это говорит о целесообразности использования тэг-регби в качестве средства физического воспитания в общеобразовательных организациях.
Примерная программа модуля «Бесконтактное регби» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Цель программы:
Формирование физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры с использованием средств регби для укрепления и сохранения собственного здоровья, профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями.
Задачи программы:
- Формирование здорового образа жизни средствами регби.
- Развитие основных физических качеств, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.
- Укрепление и сохранение здоровья, совершенствование телосложения и воспитание гармонично развитой личности, нацеленной на многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
- Воспитание положительных качеств личности, коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
- Вовлечение большого количества обучающихся в занятия спортом.
- Популяризация вида спорта регби среди детей и молодежи.
- Выявление талантливых детей для дальнейшего совершенствования в спортивной деятельности.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «БЕСКОНТАКТНОЕ РЕГБИ»
Результаты освоения учебного модуля «Бесконтактное регби» ориентированы на достижение требований федеральных государственных образовательных стандартов к освоению учебного предмета «Физическая культура».
На уровне основного общего образования (5-9 классы) ученик научится:
- технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь владеть техникой и тактикой игры в нападении и защите во время игровых ситуаций;
- выполнять индивидуальные технические действия;
- выполнять групповые тактические взаимодействия;
- реализовывать численное преимущество посредством паса;
- осуществлять судейство игры в тэг-регби.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Знания о физической культуре
Развитие регби в России. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль при занятиях тэг-регби. Временные ограничения и противопоказания к занятиям тэг-регби. Требования безопасности при организации самостоятельных занятий тэг-регби. Предупреждение случаев травматизма при занятиях физической культурой и спортом. Первая помощь при травмах. Судейская терминология. Правила игры в регби. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки.
Способы физкультурной деятельности
Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок. Измерение резервов организма (с помощью простейших функциональных проб). Составление планов и самостоятельное проведение занятий спортивной подготовкой. Планирование и контроль учебно-тренировочного процесса.
Физическое совершенствование
Физкультурнооздоровительная деятельность
Комплексы общеразвивающих упражнений. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы специальных упражнений для совершенствования технических действий игрока.
Спортивнооздоровительная деятельность
Беговые упражнения: бег: 10, 30, 40 м; повторный бег; бег с низкого старта 60 м; эстафетный бег с этапами до 40 м; бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями; гладкий бег или кросс 1200 Прыжковые упражнения: выпрыгивания из приседа в высоту с двух ног; прыжок в длину с места; запрыгивания на тумбу 45, 60, 90 см.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; с разбега на дальность; набивного мяча на дальность.
Гимнастические упражнения: для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища и шеи; для мышц ног и таза; без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат).
Подвижные игры без мяча и с мячом для регби, эстафеты с регбийным мячом: «Регбийные салки», «Салки с передачей мяча между водящими», «Салки вдвоем», «Осалить конкретного игрока», «Осаль в цепи последнего», «Салки втроем», «Штандр регбийным мячом», «Закрой игрока и перехвати передачу», «Пионербол двумя регбийными мячами», «Выполни заданное количество передач», «Ботва», «Регбийные рыбаки и рыбки», «Тэг-регби 3х3 по упрощенным правилам», «Атака города», «Атака города по выбору».
Индивидуальные технические действия: стойка регбиста, держание мяча, бег с мячом, розыгрыш мяча, прием мяча, передача мяча, подбор и приземление мяча, финты.
Тактические взаимодействия: в парах, в тройках, кресты, забегания, смещения, линия защиты; тактические действия с учетом игровых амплуа в команде; быстрые переключения в действиях - от нападения к защите и от защиты к нападению.
Учебные игры в тэг-регби.
4. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА МОДУЛЯ ТЭГ-РЕГБИ
№ п/п | Тема Кол-во часов | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Знания о физической культуре | ||||||
1 | Развитие регби в России | 1 | ||||
2 | Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль при занятиях тэг-регби | 1 | ||||
3 | Временные ограничения и противопоказания к занятиям тэг-регби | 1 | ||||
4 | Требования безопасности при организации самостоятельных занятий тэг-регби | 1 | ||||
5 | Предупреждение случаев травматизма при занятиях физической культурой и спортом. Первая помощь при травмах | 1 | ||||
6 | Судейская терминология. Правила игры в регби | 1 | ||||
7 | Объем и интенсивность тренировочной нагрузки | 1 | ||||
Способы физкультурной деятельности | ||||||
1 | Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок | 1 | ||||
2 | Измерение резервов организма (с помощью простейших функциональных проб) | 1 | ||||
3 | Составление планов и самостоятельное проведение занятий спортивной подготовкой | 1 | 1 | |||
4 | Планирование и контроль учебно-тренировочного процесса | 1 | ||||
Физическое совершенствование | ||||||
1 | Комплексы общеразвивающих упражнений | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Комплексы упражнений на развитие физических качеств | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | Комплексы специальных упражнений для совершенствования технических действий игрока | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | Беговые упражнения: бег: 20, 30, 60 м; повторный бег; бег с низкого старта 60 м; эстафетный бег с этапами до 40 м; бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями; гладкий бег или кросс 500-1000 м | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | Прыжковые упражнения: прыжки через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с разбега, с места; тройной прыжок с места, с разбега | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; с разбега на дальность; набивного мяча на дальность | 1 | 1 | |||
7 | Гимнастические упражнения: для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища и шеи; для мышц ног и таза; без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8 | Подвижные игры без мяча и с мячом для регби, эстафеты с регбийным мячом: «Регбийные салки», «Салки с передачей мяча между водящими», «Салки вдвоем», «Осалить конкретного игрока», «Осаль в цепи последнего», «Салки втроем», «Штандр регбийным мячом», «Закрой игрока и перехвати передачу», «Пионербол регбийным мячом», «Пионербол двумя регбийными мячами», «Выполни заданное количество передач», «Ботва», «Регбийные рыбаки и рыбки», «Тэг-регби 3×3 по упрощенным правилам», «Атака города», «Атака города по выбору» | 6 | 4 | 4 | 2 | 2 |
9 | Техника владения регбийным мячом держание мяча, передвижения с мячом | 2 | 1 | 1 | 1 | |
10 | Техника ловли высоколетящего мяча | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11 | Техника приёма мяча, летящего на игрока низко спереди, низко сбоку | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
12 | Техника передачи мяча одной и двумя руками | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
13 | Техника передачи мяча с вращением | 1 | 1 | 1 | ||
14 | Техника передачи мяча в одно касание | 1 | 1 | 1 | 1 | |
15 | Поднимание лежащего на земле мяча во время бега, поднимание катящегося мяча. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
16 | Розыгрыш мяча с земли, с рук | 1 | 1 | 1 | 1 | |
17 | Финты: «ложный пасс», смена темпа движения, смена направления движения | 1 | 1 | 1 | 2 | |
18 | Техника приземления мяча | 1 | 1 | 1 | ||
19 | Тактические действия игроков при атаке | 1 | 2 | 2 | 2 | |
20 | Тактические действия игроков в защите | 1 | 2 | 2 | 2 | |
21 | Тактика командного взаимодействия | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
22 | Учебные игры в тэг-регби | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 |
ИТОГО: | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ТЭГ-РЕГБИ
Рекомендации по технике безопасности при проведении занятий по тэг-регби для учителя.
1. Общие требования безопасности
1.1.При проведении занятий по тэг-регби возможны воздействия на обучающихся следующих
опасных факторов:
- травмы при столкновениях;
- нарушения правил игры;
- падения на мокром, скользком полу или покрытии спортивных площадок.
1.2. Занятия по тэг-регби должны проводиться в спортивной форме и спортивной обуви с
нескользкой подошвой (кроссовки).
1.3. В процессе занятий учитель физической культуры и обучающиеся должны соблюдать
дисциплину, правила игры, правила личной и общей гигиены.
1.4. Тренировочные и учебные игры должны проходить в соответствии с правилами игры.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1. Проверить у обучающихся спортивную форму и спортивную обувь. Одежда должна быть
свободной, не сковывающей движения, подошва обуви не должна скользить. Запрещается
использовать обувь с выступающими частями подошвы. Занимающиеся должны снять все
украшения (серьги, кольца, браслеты, цепочки, часы).
2.3. Проверить надежность установки и крепления стоек и перекладин регбийных ворот и
другого спортивного оборудования (при наличии).
2.4. Проверить отсутствие посторонних предметов в спортивном зале или на спортивной
площадке.
3. Требования безопасности во время занятий
3.1. Провести тщательную специализированную разминку.
3.2. Контролировать нагрузку с помощью измерения ЧСС, визуально.
3.3. Оказывать страховку во время выполнения упражнений.
3.4. Всегда осуществлять зрительный контроль за обучающимися.
3.5. Соблюдать методику обучения двигательным действиям.
3.6. Контролировать дисциплину, не допускать нарушений правил безопасности во время
занятий.
4. Требования безопасности после окончания занятий.
4.1. Убедиться в отсутствии травм у обучающихся.
4.2. Убрать инвентарь и оборудование.
4.3.Обеспечить организованный выход обучающихся из спортивного зала или со спортивной
площадки.
5. Правила поведения и мер безопасности при занятиях тэг-регби для обучающихся.
1.Заниматься тэг-регби следует только в спортивной форме и спортивной обуви. Одежда должна
быть свободной, не сковывающей движения, подошва обуви не должна скользить. Запрещается
использовать обувь с выступающими частями подошвы. Необходимо снять все украшения
(серьги, кольца, браслеты, цепочки, часы). Волосы должны быть убраны (закреплены резинкой).
Ногти коротко подстрижены.
2. Начинать упражнения, делать остановки и заканчивать упражнения только по команде
(сигналу) учителя.
3. Строго выполнять правила проведения игр.
4. Избегать столкновений с игроками, толчков, ударов по рукам и ногам игроков.
5. При различных падениях необходимо группироваться во избежание получения травмы.
6. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) учителя.
7. Во время перерыва между игрой (в роли болельщика или выполняя задание учителя)
находиться лицом к игровой площадке, смотреть на мяч.
8.Запрещается «висеть» на воротах во избежание их опрокидывания.
9.При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы и
дистанции.
10. При плохом самочувствии или травме немедленно сообщить учителю.
Приложение 1
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ, ЭСТАФЕТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ РЕГБИЙНЫМ МЯЧОМ
Упражнения по отработке техники владения регбийным мячом
1. «Подбрасывание регбийного мяча»
Подбрасывание мяча двумя руками вверх на разную высоту.
Упражнение можно выполнять стоя на месте, а также в
передвижении по ограниченной площадке.
Обратить внимание: игроки должны все время визуально
контролировать мяч и не ронять его на землю.
2. «Передачи мяча в парах»
Передачи в парах направлены на отработку техники ловли и
передачи регбийного мяча. Игроки в парах контролируют
передачи мяча друг другу.
Усложнение:передачи мяча в парах с хаотичными перемещениями
по площадке.
Обратить внимание: на правильность выполнения передач,
важно, чтобы игроки не сталкивались на площадке и не роняли
мяч на землю.
3. «Треугольник»
Три игрока располагаются в треугольнике на расстоянии 3–6 м.
Один из них (ведущий), без регбийного мяча, стоит лицом к своим
партнерам. Оба игрока поочередно, но непрерывно, передают свой
регбийный мяч ведущему, а тот, в свою очередь, возвращает его
обратно попеременно и ритмично.
Рекомендации: каждому игроку дается ограниченное время или
заданное число передач. Темп упражнения можно постепенно
увеличивать.
Обратить внимание: на правильность выполнения передач. Важно,
чтобы игроки сохраняли визуальный контакт между собой,
а также общались: показывали готовность принять мяч и не роняли
мяч на землю.
4. «Кто больше сделает передач»
Учащиеся делятся на три-четыре команды с одинаковым
количеством игроков. По сигналу учителя игроки начинают
произвольно передавать регбийный мяч друг другу. При этом
команда вслух ведет подсчет сделанных передач. По команде
учителя задание прекращается, и команда, сделавшая большее
количество передач, объявляется победителем. Продолжительность
задания определяет учитель (1, 2, 3 мин и т.д.).
Усложнение: упражнение можно усложнить, добавив перемещение
игроков в хаотичном порядке, то есть по сигналу учителя игроки
начинают произвольно передавать регбийный мяч друг другу,
при этом произвольно передвигаясь в пределах обозначенной площадки.
Обратить внимание: на правильность выполнения передач. Важно,
чтобы игроки сохраняли визуальный контакт между собой, а также
общались: показывали готовность принять мяч, не роняли мяч на землю.
5. «Передачи мяча в парах, в колоннах»
Обучающиеся разбиваются на пары на расстоянии 4–6 м и
осуществляют передачи регбийного мяча друг другу. По сигналу
учителя они начинают выполнять передачи мяча, заранее
оговоренным способом (двумя руками снизу или от груди).
Побеждает пара, которая выполнила 10, 15, 20 и т.д. передач мяча
без его падения на землю.
Усложнение: по мере роста технического мастерства ловли и
передачи пары начинают двигаться сначала шагом, затем бегом.
Обратить внимание: на правильность выполнения передач.
Важно, чтобы игроки не роняли мяч на землю, сохраняли визуальный
контакт между собой, а также общались: показывали готовность принять мяч.
6. «Пятнадцать передач»
Три игрока становятся в одну шеренгу на расстоянии 7–8 м друг от
друга. Центральный игрок по сигналу учителя бросает регбийный
мяч своему партнеру слева. Тот ловит мяч и бросает его вправо
через центрального игрока крайнему игроку, который возвращает
мяч обратно центральному игроку. Это считается одной передачей.
Задание продолжается, пока не будет выполнено 15 передач, что
приносит команде победное очко. Центральный игрок каждый раз
должен объявлять номер законченной передачи. Если мяч у какой-
либо тройки упал, то она должна поднять его и начать передачу
сначала. Выигрывает тройка, набравшая за установленное время
большее число очков.
Рекомендация: можно менять игроков ролями, чтобы они поиграли и
в середине, и по краям.
Обратить внимание: на правильность выполнения передач.
Важно, чтобы игроки не роняли мяч на землю, сохраняли
визуальный контакт между собой, а также общались: показывали
готовность принять мяч.
Усложнение:
•упражнение можно выполнять в движении, то есть выполняя
передачи, игроки продвигаются вперед шагом, по мере роста
мастерства ходьбу можно заменить на бег;
•использовать два мяча;
•использовать три мяча: игрок слева передает мяч низом
центральному игроку, центральный передает мяч верхом правому
игроку, и, в свою очередь, правый игрок делает передачу низом игроку слева.
7. «Гонка мяча по кругу – пас через одного»
Учащиеся разбиваются на несколько команд. Каждая
команда образует круг, игроки которой стоят на расстоянии
2–3 м друг от друга. По сигналу учителя игроки начинают
передачу мяча через одного до тех пор, пока он не вернется к
капитану.
Рекомендация: при четном количестве игроков, когда пас доходит
до капитана, он отдает мяч следующему игроку (не через одного).
Следующий игрок далее отдает пас снова через одного.
Усложнение: можно изменять направление паса, таким образом
действия игроков будут более осмысленными: игроки начнут
принимать решения, что делать при смене направления паса
или при четном количестве игроков.
Обратить внимание: на правильность выполнения передач.
Важно, чтобы игроки не роняли мяч на землю, сохраняли визуальный
контакт между собой, а также общались: показывали готовность принять мяч.
8. «На ком замкнется передача?»
Играющие образуют круг, два регбийных мяча находятся в руках
одного из игроков (у водящего). По сигналу учителя водящий
одновременно делает передачи мячей в разные стороны игрокам,
стоящим рядом, те, в свою очередь, передают мячи следующим и
т.д. Игрок, у которого одновременно окажутся два мяча,
проигрывает и получает штрафное очко. Он же выполняет роль
водящего для следующего кона игры.
Обратить внимание: во время передачи мяча пропускать игроков
нельзя. По окончании игры определяются лучшие игроки, не
допустившие ошибок или набравшие наименьшее количество штрафных очков.
9. «Диагональ»
Впереди стоящие игроки двух диагональных колонн начинают
движение.
Обратить внимание: на технику исполнения обманного
движения (финт), игроки должны уходить в противоположные
стороны и не должны сталкиваться.
10. «Пас по диагонали»
Игроки построены в 4 колонны по 2 (3) человека. Бег с мячом в
руках в центр квадрата, диагональный пас назад партнеру и
переход в другую колонну.
Обратить внимание: на правильность выполнения передач.
Важно, чтобы игроки сохраняли визуальный контакт между
собой, а также общались: показывали готовность принять мяч
и не роняли мяч на землю.
11. «Передачи мяча в шестерках»
Последний игрок, получив мяч, с мячом в руках
бегом занимает стартовую для передач позицию.
Обратить внимание: на правильность выполнения передач.
Важно, чтобы игроки сохраняли визуальный контакт
между собой, а также общались: показывали готовность принять
мяч и не роняли мяч на землю.
Приложение 2
Эстафеты с элементами регби
1. «Передача мяча над головой»
Учащиеся делятся на команды и строятся в 3–4 колонны, расстояние между игроками в колоннах
1 м. Между колоннами расстояние 3–4 м. Направляющие в колоннах игроки по свистку учителя
передают регбийный мяч над головой стоящему за спиной партеру, который берет мяч и
передает его дальше. Замыкающий в колонне, получив мяч, бежит вперед с правой стороны,
становится впереди колонны и вновь начинает передавать мяч назад. Когда последний игрок
команды становится направляющим, то он поднимает регбийный мяч над головой, и эстафета
считается законченной. Команда, сделавшая это задание первой, считается победителем в
данной игре.
2. «Передача мяча сбоку»
Учащиеся делятся на 2–4 команды с одинаковым количеством
игроков и выстраиваются в шеренги. По сигналу учителя первый
игрок передает мяч из рук в руки на уровне пояса, развернув
корпус боком к игроку, стоящему рядом, тот же передает
следующему и так до последнего в шеренге, который в том же
порядке передает его назад первому в шеренге. Выигрывает
команда, закончившая передачи мяча первой.
Либо последний игрок в шеренге, получив регбийный мяч, бегом
перемещается на место первого игрока, и игра продолжается до тех
пор, пока первый игрок не вернется на свое место. Выигрывает команда,
закончившая передачи и перемещения первой.
3. «Эстафеты на перемещение и приземление регбийного мяча»:
- бегом;
- прыжками на одной ноге;
- прыжками на двух ногах;
- из положения сидя ноги вперед (каракатицей);
- из положения сидя боком (правым, левым).
4. «Эстафеты на технику бега с регбийным мячом в руках»:
- до последней фишки и обратно;
- от 1-й до 3-й фишки, обратно до 2-й, от 2-й до 4-й и обратно;
- обегая фишки с правой и с левой стороны.
- до последней фишки с приземлением мяча 1-м учащимся, с
подбором и передачей регбийного мяча следующему учащемуся.
5. «Бег с мячом в руках»
Обращать внимание на технику держания мяча. Мяч держат двумя
руками перед собой. Побеждает команда, первой завершившей
эстафету.
Усложнение: для воспитания выносливости можно добавить еще
одну фишку.
6. «Челночный бег»
Учащийся бежит с мячом в руках до 1-й фишки и возвращается
назад, затем до 2-й фишки и возвращается назад.
Обязательно около фишки касаться мячом поверхности площадки.
Важно! Приземление мяча у каждой фишки, имитируя попытку.
Мяч приземлять двумя руками, следить, чтобы не было отскока
мяча от пола.
7. «Упражнения по совершенствованию техники владения регбийным мячом»
Встречные передачи. Регбийный мяч передается из рук в руки.
Техника бега с мячом: мяч держится в двух руках.
Мяч передается сбоку, чтобы не было игры вперед.
Важно! В момент передачи мяча пасующий должен быть развернут
боком, чтобы избежать момента игры вперед.
Два варианта:
1) побеждает команда, первая закончившая упражнение на противо-
положной стороне;
2) побеждает команда, первой закончившая упражнение на своей стороне.
8. «Бег с регбийным мячом в руках, обегая фишки»
Следить за техникой держания мяча (в двух руках),
естественностью движений.
Обратить внимание: на расстояние до фишки: чем игрок ближе к
фишке, тем сложнее ему сделать обегание и тем больше времени у
него на это уйдет.
Важно выбрать оптимальное расстояние до фишки, менять
направление не слишком рано или не слишком поздно.
Важно! Сначала выполняется в медленном темпе для изучения
техники обманных движений, а затем можно проводить в виде эстафет.
Эстафета используется для подготовки к изучению обманных движений (обыгрыши, финты).
1. «Передачи мяча в колоннах на месте»
У каждой колонны – свой капитан, делающий передачи и ловлю
регбийного мяча. В эстафете принимают участие несколько команд
с равным количеством игроков. Игроки располагаются в колонне
друг за другом, дистанция 1 м. Один игрок каждой из команд с
мячом в руках (например, капитан) находится напротив своей
команды на расстоянии 4 м.
По сигналу капитан бросает мяч первому игроку, тот выполняет
передачу обратно в руки капитану, а сам перемещается в конец
своей колонны. То же выполняет второй, затем третий игрок и т.д.
Побеждает команда, в которой игроки раньше других окажутся
на своих первоначальных местах.
Важно! В момент передачи мяча пасующий (его корпус) должен
быть развернут боком, чтобы избежать момента игры вперед.
Упражнения и эстафеты с элементами регби по отработке командного взаимодействия
1. «Ловец мяча»
Учащиеся поочередно делают передачи регбийного мяча ловцу.
Можно отрабатывать на время или на количество передач.
Работает центральный игрок, он должен пасовать мяч вправо-
влево. Задача не терять мяч.
Важно! Ловец сохраняет визуальный контакт, с игроком, который
владеет мячом, а также показывает готовность принять мяч.
2. «Встречный пас»
Первый учащийся с регбийным мячом бежит до первой отметки и
отдает пас назад игроку из встречной колонны. Затем переходит в
колонну напротив.
Учащийся встречной колонны перебегает в конец
противоположной и ждет передачи регбийного мяча. Затем цикл
повторяется.
Важно! Правильно выполнять технику паса, не передавать мяч
вперед, не ронять его, а также при приеме мяча находиться в
движении и двигаться прямо.
3. «Длинные и короткие передачи мяча»
Отработка техники передачи мяча: короткие и длинные передачи.
Учащийся в красном перемещается по овалу, получая и возвращая
регбийный мяч каждому из партнеров.
Важно! Правильно выполнять технику паса, не передавать мяч
вперед, не ронять мяч, а также при приеме мяча находиться в
движении и двигаться прямо.
4. «Пас в тройках»
Передвижение тройками с передачей регбийного мяча в коридоре.
Пас отдается учащемуся справа на уровне следующей отметки.
Важно! игрок, владеющий мячом, двигается в своём «коридоре»
(двигается прямо), держит мяч в двух руках. Принимающий игрок
сохраняет визуальный контакт и голосом показывать готовность
принять мяч.
5. «Открыться на прием мяча»
Первый в колонне учащийся стартует с регбийным мячом в руках,
обегая фишку слева, второй – обегая фишку справа и открывается
на прием мяча.Открывающимся считается тот игрок, который
готов принять передачу.
Важно! Игрокам сохранять визуальный контакт между собой, а также
общаться: показывать готовность принять мяч, не ронять мяч на землю.
6. «Скрестный веер»
Скрестные перемещения с передачами регбийного мяча («веер»).
Упражнения для 6–8 классов.
Важно! Не сталкиваться с партнерами, быть позади игрока с
мячом.
7. «Веер»
Передача регбийного мяча назад на ход игроку. Перемещения
четверками на формирование чувства дистанции и отработку
передачи регбийного мяча назад партнеру, регулируя для этого
скорость перемещения.
Усложнение: построение веера при переходе во второй квадрат,
важно быстрое построение линии веера.
Важно! Развивать чувство дистанции, при приеме мяча находиться
в движении и двигаться прямо.
8. «Командный веер»
Команда в красном передвигается с передачами мяча. Последний в
команде передает мяч крайнему игроку в команде в синем.
Команда в синем движется с передачами и передает мяч команде в
белом. Команда в белом движется с передачами и передает мяч
команде в желтом. Затем цикл повторяется.
Упражнения и эстафеты с элементами регби по отработке
элементов атаки
9. «Финт»
Упражнение на отработку обманных движений.
Изменение направления движения на фишке и ускорение в другую
сторону от фишки к следующей фишке.
Обратить внимание: мяч в двух руках.
10. «Движущийся защитник»
Упражнение на отработку финтов из разных углов площадки.
Изменение направления движения перед защитником и ускорение
в другую сторону.
Обратить внимание: мяч в двух руках.
11. «Обыгрыш быстро приближающегося защитника»
Две шеренги игроков стоят друг против друга на расстоянии 8–10
В каждой из шеренг у одного игрока регбийный мяч. Они
атакующие. По сигналу учителя атакующие игроки делают
передачу мяча игрокам, стоящим напротив и быстро устремляются
к нему навстречу. Получив мяч, противоположный игрок
начинает движение навстречу и старается обманными движениями
обыграть соперника и занести мяч в его город. В данном задании
можно использовать тэг-пояс с тэг-лентами.
Важно! Чтобы избежать столкновений и травм, следует обозначить
коридор из фишек для перемещения каждой из пар.
Приложение 3
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ РЕГБИ
1. «Перехвати регбийный мяч» («Собачки»). Игру проводят на площадке ограниченных размеров. Участники делятся на тройки. Два игрока, перемещаясь по обозначенной площадке, начинают передавать регбийный мяч друг другу. Задача водящего игрока перехватить регбийный мяч. Водящий, перехвативший мяч, становится полевым игроком и меняется местами с игроком, допустившим ошибку при передаче. Возможна остановка игры и смена водящего по сигналу учителя.
2. «Перехвати регбийный мяч» («Собачки в квадрате»). Игру проводят на площадке ограниченных размеров. Участники делятся на пятерки. Четверо игроков образуют квадрат со сторонами в 2–3 м и начинают передавать регбийный мяч друг другу. Задача водящего игрока, находящегося внутри квадрата, его перехватить. Водящий, перехвативший мяч, становится полевым игроком и меняется местами с игроком, допустившим ошибку при передаче. Возможна остановка игры и смена водящего по сигналу учителя.
3. «Перехвати мяч 4 против 2» («Собачки 4 против 2»). Правила игры те же, но теперь четверо игроков передают мяч друг другу, а двое водящих перехватывают регбийный мяч.
4. «Передай мяч только своему игроку» («Собачки команда на команду»). В игре, проводимой на ограниченной площадке, участвует весь класс, разделенный на две команды. Задача: как можно дольше выполнять передачи регбийного мяча игрокам только своей команды. Побеждает команда, дольше другой удержавшая мяч или сделавшая большее количество передач. Время игры или количество передач определяется учителем.
5. «Отбери мяч». Игру проводят на ограниченной площадке. 8–10 игроков, у каждого из них мяч, который они подбрасывают вверх и перемещаются по площадке. 2–3 водящих стараются овладеть мячом любого игрока. Игрок, у которого водящий отбирает мяч, становится водящим. Время игры определяет учитель.
6. «Салки в тройках». Игру проводят на площадке ограниченных размеров. Участники делятся на тройки, один убегает, двое других, выполняя передачи мяча, стараются догнать и осалить убегающего. Игрок, осаливший убегающего, меняется с ним местами. Игру проводят на время.
7. «Салки в четверках». Для повышения интенсивности игры и быстрой смены убегающего игру «салки в тройках» можно усложнить, введя четвертого игрока. Игру проводят на площадке ограниченных размеров. Участники делятся на четверки, один убегает, трое других, выполняя передачи мяча, стараются догнать убегающего. Игрок, осаливший убегающего, меняется с ним местами. Игру проводят на время.
8. «Регбийные салки». Играющие делятся на две команды. Мяч находится у одной из играющих команд (по розыгрышу) именуемой – водящие. Вторая команда – убегающая. По сигналу учителя водящая команда, перемещаясь по площадке и выполняя передачи между своими игроками, старается салить мячом игроков противоположной команды, причем девочки салят девочек, а мальчики мальчиков. Выигрывает команда, которая быстрее выведет из игры всех игроков противоположной команды. Инвентарь: один регбийный мяч, манишки (двух цветов) по количеству игроков в командах.
9. «Салки с передачей мяча между водящими». В данной игре играть может весь класс. Выбирают двух водящих, у которых имеется регбийный мяч. Путем передачи регбийного мяча между собой, водящие осаливают свободно перемещающихся по площадке игроков. Игрок, которого осалили, переходит в команду водящих. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один свободный игрок.
10. «Салки вдвоем». Играющие делятся на пары. Один водящий, другой убегающий. Убегающий перемещается по всей игровой площадке, уклоняясь от осаливания. Водящий, держа регбийный мяч в двух руках, старается догнать убегающего и осалить его. После осаливания игроки меняются ролями.
11. «Осалить конкретного игрока». Играющие делятся на команды по пять человек. Четверо игроков, взявшись за руки, должны защитить конкретного игрока своей четверки от касания регбийным мячом. Конкретный игрок определяется учителем или участниками игры самостоятельно. Игрок с регбийным мячом является водящим, в задачу которого входит задача осалить «конкретного» игрока. Сигнал учителя служит началом игры. Водящий может перемещаться в любом направлении, а также проникать в круг защищающих «конкретного» игрока.
12. «Салки-пятнашки». Для игры необходим один регбийный мяч. Играющие распределяются по всему залу. Учитель назначает водящего, который берет мяч двумя руками, и, не выпуская мяча из рук, старается коснуться им одного из игроков. Осаленный игрок, становится водящим, и игра продолжается. Время игры определяет учитель.
13. «Пятнашки с городом». По краям игровой площадки с двух сторон обозначают город (нейтральная зона). Один из играющих – пятнашка с регбийным мячом, который держит двумя руками, догоняет участников игры, перебегающих из одного города в другой, и старается осалить. Преследуемый игрок старается попасть в город, так как в городе осаливать нельзя. Если пятнашка коснулся кого-либо регбийным мячом, он тоже становится пятнашкой и берет новый регбийный мяч. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один не осаленный игрок.
14. «Осаль в цепи последнего». Играющие делятся на команды по пять человек. Четверо игроков, взявшись двумя руками за плечи или пояс, должны защитить последнего игрока своей цепи от касания регбийным мячом. Последний в цепи игрок определяется учителем или участниками игры самостоятельно. Игрок с регбийным мячом является водящим, который должен осалить последнего в цепи игрока. Сигнал учителя служит началом игры. Водящий может перемещаться в любом направлении.
Приложение 4
ПРАВИЛА ИГРЫ ТЭГ-РЕГБИ
Начало игры. Игру начинают со свободного удара из центра поля в начале каждого тайма матча, а также после того, как одной из команд удалось приземлить мяч в зачетном поле. Право той или иной команды начать игру свободным ударом определяют капитаны команд в жеребьевке непосредственно перед стартом игры. В момент розыгрыша свободного удара игроки соперника находятся на расстоянии не менее 5 м от разыгрывающего игрока и начинают движение вперед только тогда, когда он разыграл мяч.
Пас. Передача мяча. Нацеленная передача мяча от одного игрока другому игроку той же команды. Разрешены боковые передачи (параллельные линии зачетного поля) и передачи назад. Все передачи осуществляются в виде броска. В тэг-регби запрещено передавать мяч из рук в руки. Передачи мяча вперед запрещены. В случае нарушений этих правил судья назначает свободный удар.
Свободный удар. Назначается в следующих случаях:
- выхода мяча в аут;
- игры вперед;
- нарушения правил обращения с тэг-лентой.
Команда соперников должна оставаться в 5 м от того места где разыгрывается свободный или штрафной удар. Игроки команды соперников не могут бежать вперед, пока мяч не будет разыгран.
Розыгрыш аута. Мяч следует отнести перпендикулярно от линии аута в игровое поле на 3 м, в том месте, где мяч или игрок с мячом коснулся боковой линии или земли за боковой линией. Для ввода мяча в игру после аута в тэг-регби назначается свободный удар.
Штрафной удар. Назначается в случае грубого нарушения правил: повторное нарушение правил игры в регби, удар соперника, неспортивное поведение во время игры.
Игра вперед. Игра вперед происходит, когда игрок теряет мяч в результате неудачной попытки принять пас, роняет мяч вперед во время движения или передает пас вперед.
Розыгрыш штрафного, свободный удар. Это касание ногой по лежащему на земле мячу с целью разыграть (сдвинуть его). В случае нарушения правил право штрафного или свободного удара дается команде, не нарушившей правила. Штрафной, или свободный, удар назначают в точке нарушения. Если нарушение имело место в зачетном поле, то розыгрыш штрафного или свободного удара переносится в сторону центра поля на расстояние 5 м от линии зачетного поля напротив места нарушения.
Попытка. Попытка засчитывается при первом приземлении мяча игроком нападения в зачетном поле соперника. Игрок приземляет мяч с давлением вниз руками или забегает в зачетное поле соперника (при игре на жестком покрытии). В этом случае команде начисляется 5 очков.
Действия игрока без ленты. Игрок, утративший ленту, должен по возможности сразу остановиться (допускается совершить по инерции не более 3 шагов), вернуться к игроку, совершившему тэг (срыв ленты) и в течение 3 с отдать пас товарищу по команде. Игрок без ленты, прежде чем вновь присоединиться к игре, должен получить свою ленту из рук соперника, прикрепить ее на пояс и только после этих действий присоединиться к своей команде. Если тэг происходит в непосредственной близости от зачетного поля, то игрок без ленты имеет право на один шаг для совершения попытки.
Действия игрока, сорвавшего ленту. Если игроку удалось сорвать ленту, то он должен немедленно поднять руку с лентой и громко крикнуть: «Тэг!», после чего отступить на 1 м в сторону зачетного поля соперника, чтобы предоставить регбисту без ленты возможность для паса. После совершения паса игрок, сорвавший ленту, возвращает ее сопернику (передает в руки, а не бросает на спортивную площадку), после чего получает право вернуться в игру.
Вне игры. Положение вне игры возникает в момент тэга. Линия вне игры проходит через центр мяча. Команда, игрок которой совершил тэг, должна отступить в сторону своего зачетного поля, чтобы оказаться позади мяча. Если игрок, находящийся вне игры, перехватывает мяч, препятствует или мешает игроку без ленты дать пас своим товарищам по команде, то право на свободный пас получает команда, не допустившая нарушений.
Нарушение правил в нападении. Судья назначает штрафной удар, если игрок с мячом нарушает следующие правила:
- игрок с мячом не должен для продвижения вперед входить в контакт с защитником
- игрок с мячом не должен защищать свою ленту руками, локтями, мячом и т.д.;
- игрок с мячом не должен вращаться вокруг себя, чтобы избежать срыва ленты;
- игрок с мячом не должен намеренно срывать собственную ленту.
Нарушение правил в защите. Судья назначает штрафной удар, если происходит нарушение следующих правил:
- защитник удерживал игрока нападения (хватал его за форму в любой момент игры, захватывал игрока, владеющего мячом);
- защитник кричал «Тэг!», не сорвав ленту на самом деле;
- защитник бросил сорванную с противника ленту на землю;
- защитник мешал разыграть свободный или штрафной удар и не отошел на расстояние 5 м от точки розыгрыша.
Особые нарушения. Судья имеет право удалить игрока на 2 мин с поля, если он:
- не соблюдает правила игры (повторное и систематическое нарушение правил);
- ведет грубую игру, проявляя некорректное поведение;
Кроме того, по решению судьи игрок может быть удален до конца матча, без права замены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по физической культуре 5 класс с элементами Регби
Данное тематическое планирование содержит в себе элементы Олимпийского вида спорта регби 7....
Тематическое планирование для 6 класса по физической культуры (третий час - регби)
В моей школе уже давно ввели третий урок по физической культуре. А в этом году я решила ввести третий урок физической культуры по регби....
Регби
Выступление на круглом столе в БОУДПО "Институт развития образования Омской области" : "Реализация новых видов спорта в 3 часе физической культуры"...
Основы технических действий с мячом в обучении регби
Урок-занятие по регби для учащихся 6 класса...
Программа по регби
ПРОГРАММА ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСАФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ОСНОВЕ РЕГБИ ...
Конспект урока по регби 3 класс
Научить технике передачи и ловле мяча в регби....