Урок физической культуры в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
статья по физкультуре

Хобраков Вячеслав Саянович

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_uchiteley_fk_fgos.docx44.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физической культуры в соответствии требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования

Хобраков Вячеслав Саянович

учитель физической культуры

МБОУ «Курумканская СОШ № 1

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Одним из важнейших изменений в системе отечественного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), продиктованное необходимостью достижения современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства. В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение обучающимся не только определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новая образовательная парадигма ориентирована прежде всего на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, функциональной грамотности и наиболее полной самореализации.  

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Программа предмета «Физическая культура» направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обязательно должна  содержать  личностные, метапредметные и предметные результаты освоения   учебного предмета «Физическая культура»[7].

Обучение  физической культуре с направленным развитием двигательных качеств привело к изоляции от тех тенденций, которые происходят в общем образовании, где активно разрабатываются современные технологии, основывающиеся на новых дидактических методах и принципах, на совершенно иных, отличных от традиционных, формах взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Можно говорить об изменениях в этом направлении, которые представлены в  исследованиях В.К. Бальсевича (2002),  C.B. Дмитриева (2005){2},  Л.И. Лубышевой (1992), H.H. Пономарёва (1996), А.П. Матвеева (1997) достаточно чётко прослеживается общая тенденция к смещению акцентов (приоритетов) в понимании физической культуры в большей мере с соматопсихического на социокультурный в человеке, не умаляя вместе с тем их равноценной значимости. А в работах М.Д. Кудрявцева (2003){3,4}, С.Д. Неверковича (2004), A.M.Тихонова (2000, 2001), В.Н. Шаулина (1994) были предприняты попытки построения учебного процесса по физической культуре в системе развивающего обучения, которая и лежит в основе новых Стандартов.

Идеи и результаты этих работ соотносятся с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования{8}

В концепции развития универсальных учебных действий, разработанной группой авторов под руководством А.Г. Асмолова, указывается, что потенциально все учебные предметы имеют возможность формирования универсальных учебных действий. В данной работе представлены примеры их формирования на всех предметах, изучаемых в основной школе, кроме физической культуры{9}.

Впрограммах по физической культуре для основного  общего образования результат обучения представлены как универсальные учебные действия, но в итоге диагностируются показатели сформированности двигательных умений, навыков и уровень физической подготовленности. Отсутствуют в научно-методической литературе и материалы, в которых были бы представлены механизмы их формирования и диагностики.

В связи с этим возникает необходимость разработки урока физической культуры, как основной формы учебного процесса в основной школе, направленного на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Таким образом, появилась проблема в обучении  предмету «Физическая культура», актуальность которой определяется обострением противоречий между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и запросами практики.

С учётом выявленных противоречий возникаетпроблема: как организовать обучение по предмету «Физическая культура» в соответствии с требованиями Стандарта, не потеряв при этом двигательный компонент урока.

 Требования к уроку физической культуры в соответствии с ФГОС.
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования(8) коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности учащегося.  

Результатами обучения по предмету должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т. ч. универсальных учебных действий.

 Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении в познавательной и предметно-практической деятельности знаний и умений, приобретенных на базе освоения содержания предмета «Физическая культура» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальных способностей, которые потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.

Предметные результаты характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» и проявляются в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Формирование представлений, понятий, методов и приемов в области физической культуры и спорта.

Обновление содержания образования в сфере физической культуры, в первую очередь, меняет взгляд на технологии основной формы обучения – урока физической культуры.

Урок физической культуры в своей основе имеет двигательную направленность  и характеризуется высокой моторной плотностью.

Как же построить современный урок физической культуры? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, учитель  формирует у школьников  умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются  у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

В современном уроке мы выделяем несколько этапов организации учебной деятельности  обучающихся, которые раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

На первом этапе «Самоопределение в деятельности»организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе  «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишьчастью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели. Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает: 

на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, элементов техники двигательного действия.

на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне соединения элементов техники и выполнения двигательного действия в облегчённых условиях;

на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной задачи  на уровне «умения» в усложнённых условиях;

на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

Натретьем этапе«Интеллектуально-преобразовательной деятельности»для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление выполнения двигательного действия. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе«Рефлексивной деятельности»соотноситсяполученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная структура урока не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности обучающихся основной школы.

Характеристика изменений в деятельности педагога,

работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, биологии, ОБЖ), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета через Дневник.ру

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио(детские рисунки. Презентации, грамоты, сертификаты и т.д.)

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

      В соответствии с программным содержанием предмета уроки физической культуры в основной  школе подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно - обучающей  и образовательно - тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала.
Уроки с образовательно - обучающей  направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных и спортивных  игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательно - тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жёсткой регламентации динамики физической нагрузки.

Критерии результативности урока по ФГОС

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить иадресовать вопросы.

Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формыобучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки(происходит специальное формирование контрольно-оценочнойдеятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися,используя для этого специальные приемы.

Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика,поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет  выражаемую учеником, собственнуюпозицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферусотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель –ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).


 Технологический процесс подготовки

современного урока физической культуры.

Одним из ключевых направлений учебного процесса является освоение педагогами технологий проектирования и реализации урока в соответствии с требованиями ФГО

Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры  в условиях внедрения ФГОС направлен на:

  • определение цели урока;
  • определение задач каждого этапа урока;
  • отбора содержания учебного материала;
  • подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;
  • выбора средств обучения, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов;
  • конструирование заданий  для оценки метапредметных и предметных планируемых результатов обучающихся;
  • планирование контрольно-оценочной деятельности;
  • организация рефлексивно-оценочного этапа урока.

Учитель должен четко расписать свою деятельность и деятельность ученика на каждом этапе урока. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.

В настоящее время подход к определению целей  урока физической культуры  несколько изменился. Если в традиционном уроке физической культуры цель формулировалась как описание деятельности педагога (Дать понятие «физическая культура человека». Обобщить знания обучающихся по теме «Олимпийское движение». Познакомить с техникой выполнения низкого старта и т. п.), то в современном уроке   цель описывает деятельность обучающегося (Описывать и демонстрировать технику выполнения броска баскетбольного мяча способом «от груди двумя руками». Выполнять подъём на лыжах способом «лесенка».)

Цельурокадолжна включать формирование тех или иных предметных умений, которые определяются разделом программы, тематическим планированием.

При этом необходимо учитывать, формирование каких видов универсальных учебных действий (УУД) предусматривает освоение данной темы урока. В целях урока умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить.

Для осуществления процедуры целеполагания урока физической культуры можно пользоваться  следующим алгоритмом действий:
1. Определить тему урока в избранном классе в соответствии с программой обучения и тематическим планированием, ознакомиться с материалом учебника иметодических пособий.
2. Определить, на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока, и исходя из этого сформулировать метапредметныеи предметные цели урока.

3. Определить, какие предметные действия следует включить в содержание урока, для того чтобы способствовать формированию общего умения, сформулированного в «планируемых результатах» и обозначить их в качестве предметных «планируемых результатов».
4. Выделить из программы универсальные учебные действия (УУД), формируемые на данном этапе обучения и обозначить их в качестве метапредметных «планируемых результатов».
5. Зафиксировать выделенные цели и планируемые результаты  в проекте урока.

Что касается системы  оценки, то она  выполняет функцию обратной связи, которая   призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов учебной программы по физической культуре.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию предмета «Физическая культура», в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Типы учебно-познавательных и учебно-практических задач

1. УПЗ, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний

 2) УПЗ, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

3) УПЗ, направленные на формирование и оценкунавыка разрешенияпроблем/проблемных ситуаций

4)  УПЗ, направленные на формирование и оценкунавыка сотрудничества

5)  УПЗ, направленные на формирование и оценкунавыка коммуникации,

6) УПЗ, направленные на формирование и оценкунавыка самоорганизации и саморегуляции

7 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии

8 ) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок

9 ) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Особое внимание необходимо уделить контрольно — оценочной деятельности, как наиболее слабому звену в деятельности учителя физической культуры.

Пример разработки УПЗ, направленные на формирование и оценкунавыка сотрудничества

Цель:формирование и оценка навыка сотрудничества.

Форма выполнения задания: парная

Описание задания: учащимся предлагается каждому составить два упражнения для мышц верхнего плечевого пояса. Записать их на листе бумаги. Обменяться листами с партнёром. Выполнить упражнения.

Инструкция

Учитель предлагает выполнить задание, обсудить  с партнёром придуманные упражнения и качество их выполнения. Внести коррективы в качество выполнения упражнения, если есть в этом необходимость, выполнить упражнения ещё раз с учётом внесённых корректив

Критерии оценки:

Основной критерий – характер отношений         между взаимодействующими субъектами умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать в своей позиции.

Таким образом, проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача учителя состоит в поиске и использовании новых, более эффективных видов деятельности учащихся, ориентированных на достижение современных образовательных результатов в сфере физической культуры.
В условиях введения в практику работы  школы ФГОС ООО учителю физической культуры необходимо понимание и принятие новых стандартов.

Освоение технологии подготовки к уроку, организацию урока, урока в котором учитель выполняет роль организатора, позволит ему  проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.

Литература

  1. Виленский М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М.Я. Виленский, Г.М. Соловьёв / http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N3/P2-7.htm
  2. Дмитриев C.B. О духовно-ценностной природе двигательных действий человека: Гуманитаризация образования и гуманизация знания: поиск взаимодействия / Межвузовский сборник научных трудов. H - Новгород: НГПУ, 1998. - 147 с. - С. 53-60.
  3. М.Д. Кудрявцев, Н.В. Пашкова.Обучение двигательным действиям в баскетболе на основе теории учебной деятельности. Учебно-методическое пособие - М.: АПК и ППРО, 2005. - 113 с.
  4. Кудрявцев М.Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям в баскетболе и формирования у них двигательных навыков в учебном процессе [Текст] / М.Д. Кудрявцев, Н.В. Пашкова // Начальная школа: ежемесячный научно-методический журнал. - 2004. - № 4. - С. 8-12
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Российской академии образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
  6. Лях, В. И. Программы общеобразовательных учреждений : комплексная программа физического воспитания учащихся.  1–11 классы /  В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2012.
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
  9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова — М.: Просвещение, 2010.
  10. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Проектирование рабочей программы по математике в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивани...

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)»

Какие требования к уроку предъявляются сегодня? Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования....

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)»

Какие требования к уроку предъявляются сегодня? Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования....

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечения для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев*) и составляет вместе с ней описание непр...

Рабочая программа "История - 5-9 классы" в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по учебным предметам «История. 5-9 классы» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...