Пионербол
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12г.;
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 №1644);
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010г. №189 (в редакции от 25.12.2013);
4. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, входит в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ, размещена на официальном сайте http: edu.crowdexpert.ru/results-noo).
6. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ им. П.В. Кравцова с.Старопохвистнево (утверждена приказом №58-од от 31.08.15 г.);
7. Программы общеобразовательных учреждений по Физической культуре к учебному комплексу для 5-11 классов (авторы программы – В.И.Лях, А.А.Зданевич), Москва, «Просвещение» 2012 г.
Пионербол (по правилам волейбола) - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта в школе. Игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся. Пионербол развивает основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышает функциональные возможности, формирует различные двигательные навыки и постепенно готовит детей к более сложной игре в волейбол. Круглогодичные занятия пионерболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям и усиливают его адаптационные возможности.
При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия.
Программа «Игра в пионербол» для 5-6 классов общеобразовательных учреждений основывается на курсе «Физическая культура», что является составной частью программы по физическому воспитанию для 1-11 классов под общей редакцией В.И.Ляха.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
При составлении групп обучающихся учитываются их возрастные особенности.
Цели программы:
- обеспечение прав и возможностей учащихся на удовлетворение их потребностей на занятиях физической культурой и спортом;
- создание условий для занятий пионерболом по месту учебы;
- проведение соревнований по пионерболу среди учащихся общеобразовательных школ.
Задачи программы:
- приобретение учащимися общеобразовательных школ знаний о физической культуре, понимания её значения в жизнедеятельности человека;
- укрепление здоровья учащихся, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности;
- формирование средствами физической культуры нравственных качеств у детей;
- совершенствование у учащихся жизненно-важных умений и навыков, относящихся к физической культуре;
- развитие у учащихся основных физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости;
- использование факторов отбора (критерии, методы, организацию) для дальнейшей спортивной ориентации в области пионербола;
- освоение учащимися простейших способов самоконтроля за физической нагрузкой;
- привитие учащимся потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Курс обучения игре в пионербол и технические приемы, которые в ней задействуются, содержат в себе большие возможности не только для формирования двигательных навыков у детей и развития их физических способностей, но и также служат примером нравственного воспитания учащихся.
Игра в пионербол развивает у школьников стремление к познанию, вырабатывает волю и характер, формирует чувство коллективизма, и способствует становлению личности. В рамках этой программы осуществляется проведение системного отбора учащихся, имеющих задатки и способности к дальнейшей спортивной ориентации и профессиональной деятельности в области пионербола.
В пятом классе учащиеся знакомятся с физическими упражнениями, преимущественно в игровой форме. Они должны понять важность правильного выполнения движений, поэтапно разучивать и осваивать двигательные действия до уровня умений. Совершенствовать двигательные умения до приобретения ими устойчивых навыков. При организации и проведении занятий физической культурой в образовательном учреждении следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования и правила безопасности.
- Содержание программы
Программа состоит из семи разделов:
1. Основы знаний о физической культуре и спорте.
2. Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой и спортом.
3. Общая физическая подготовка.
4. Специальная физическая подготовка.
5. Контрольные и тестовые упражнения.
6. Медицинский контроль.
7. Мониторинг.
В разделе «Основы знаний о физической культуре и спорте» представлен материал, который" дает начальные основы знаний о собственном организме, гигиенических требованиях при занятиях физической культурой и спортом.
Раздел «Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой и спортом» знакомит учащихся с основными правилами техники безопасности, при организации занятий физической культурой и спортом.
Раздел «Общая физическая подготовка» содержит материал, реализация которого формирует у младших школьников общую культуру движений, укрепляет их здоровье, содействует развитию и совершенствованию умений и навыков, развивает основные физические качества.
В разделе «Специальная физическая подготовка» представлен материал с рекомендациями физических упражнений игрового характера, способствующих обучения младших школьников основным техническим приемам игры в футбол. В этом разделе учитель имеет право самостоятельно подбирать игровые задания.
Раздел «Контрольные и тестовые упражнения» содержит подбор упражнений, выполнение которых позволяет учителю определить степень усвоения учебного материала и физическую готовность учащихся.
В разделе «Медицинский контроль» медицинским учреждением представлен материал для осуществления контроля за здоровьем учащихся. Раздел «Мониторинг» содержит материал, позволяющий учителю иметь возможность следить за физическим состоянием учащихся.
Принципы - от простого к сложному, от знакомого к неизвестному - на которых строятся учебные занятия, дают возможность последовательно от класса к классу обучать учащихся новым, более сложным двигательным действиям. Качество учебного процесса во многом зависит от правильного распределения учебных занятий в течение года, для чего необходимо составить годовой план их проведения.
Главной целью планирования является создание предпосылок для начального обучение пионерболу. В дальнейшем обучении каждый год циклически повторяет предыдущий, в котором учащиеся должны выходить на качественно более высокий уровень владения мячом, с повышение физический и двигательных возможностей организма, чтобы игра приносили радость и удовольствие.
- Планируемые результаты
- Личностные результаты освоения.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения спортивной игры «пионербол». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры. Личностные результаты:
∙ активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
∙ проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
∙ проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
∙ оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
- Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания игры «пионербол», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты:
∙ характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
∙ находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
∙ общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
∙ обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
∙ организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
∙ планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
∙ анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
∙ видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
∙ оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
∙ управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
∙ технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
∙ представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
∙ оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
∙ организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
∙ бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
∙ организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
∙ взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
∙ в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
∙ находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
∙ выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
∙ применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
4.Учебно-тематическое планирование
№ Занятия | Содержание учебного материала | Количество часов |
1 | Инструктаж по технике безопасности | 1 |
2-3 | Основные положения правил игры в пионербол. Разметка площадки. Стойка игрока (исходные положения) | 2 |
4-5 | Подвижные игры: «Вышибалы», «Мяч вверх», «Вызов номеров» Тестирование. | 2 |
6-7 | Правила игры | 2 |
8-9 | Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Переход. Силовые упражнения для рук, ног, туловища. | 2 |
10 | Основные знания о физкультуре и спорте | 1 |
11-14 | Приемы мяча снизу, сверху, и после перемещения | 4 |
15-20 | Подачи мяча. Игра по упрощенным правилам | 6 |
21-26 | Передачи мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). | 6 |
27 | Опрос по правилам игры. Игра по упрощенным правилам | 1 |
28-33 | Передача мяча сверху двумя руками (вдоль сетки и через сетку, в парах, в команде). Пионербол. | 6 |
34-39 | Передача мяча сверху двумя руками. Пионербол | 6 |
40 | Инструктаж по технике безопасности | 1 |
41-42 | Турнир по пионерболу | 2 |
43-48 | Нижняя прямая подача. Техника атаки. Пионербол. | 6 |
49-54 | Приём мяча снизу двумя руками в парах, в тройках. ОФП. Пионербол с блокированием. | 6 |
55-58 | Приём мяча сверху двумя руками. Тестирование. Пионербол. | 4 |
59-60 | ОФП. Техника быстрой атаки. Пионербол. | 2 |
61 | Основы знаний о физкультуре и спорте. | 1 |
62-63 | Приём мяча снизу двумя руками. Пионербол. | 2 |
64-65 | Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивным мячом. | 2 |
66 | Учебная игра с заданиями. | 1 |
67-68 | Турнир по пионерболу. | 2 |
Всего | 68 |
№ Занятия | Содержание учебного материала | Количество часов |
2 год обучения – 6 класс | ||
1 | Инструктаж по технике безопасности | 1 |
2-3 | Стойка игрока (исходные положения) | 2 |
4-5 | Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 2 |
6-7 | Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 2 |
8 | Правила игры. | 1 |
9 | Основы знаний о физкультуре и спорте | 1 |
10-15 | Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). Пионербол | 6 |
16-21 | Передача мяча сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). Пионербол | 6 |
22-25 | Нижняя прямая подача. Пионербол | 4 |
26-29 | Приём мяча снизу двумя руками. | 4 |
30 | Инструкция по технике безопасности | 1 |
31-32 | Турнир по пионерболу | 2 |
33-38 | Индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Пионербол. | 6 |
39-44 | Групповые тактические действия в нападении и защите. Пионербол с блокированием. | 6 |
45-50 | Командные тактические действия в нападении и защите. Пионербол | 6 |
51-54 | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 4 |
55 | Основы знаний о физкультуре и спорту. | 1 |
56-59 | Игры, развивающие физические способности. Пионербол | 4 |
60-63 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. Пионербол | 4 |
64-66 | Подготовка к турниру. Формирование команд. Инструкция безопасности. Тестирование. | 2 |
67-68 | Турнир по пионерболу. | 2 |
Всего | 68 |
Оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям
Технический прием | Контрольные упражнения | Возраст | Оценка | |||||
Мальчики | Девочки | |||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |||
Подача мяча | 1. Подача мяча (из 5 попыток) | 10 11 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | 3 4 | 2 3 | 1 2 |
2. Подача мяча по зонам (из 3 попыток) | 10 11 | - 2 | - 1 | - - | - 2 | - 1 | - - | |
Прием мяча | 1.Прием мяча после подачи (из 5 попыток) | 10 11 | 4 5 | 3 3 | 2 2 | 3 4 | 2 2 | 1 1 |
2.Прием мяча от сетки (из 3 попыток) | 10 11 | 1 2 | - 1 | - - | 1 2 | - 1 | - - | |
Нападающий бросок | 1.Нападающий бросок с первой линии (из 3 попыток) | 10 11 | - 2 | - 1 | - - | - 2 | - 1 | - - |
2.Нападающий бросок со второй линии (из 5 попыток) | 10 11 | 1 3 | - 2 | - 1 | 1 2 | - 1 | - - | |
Блокирование | Блокирование нападающего броска (из 5 попыток) | 10 11 | - 2 | - 1 | - - | - 2 | - 1 | - - |
Материально-техническое обеспечение:
• Спортивный зал.
• Волейбольная сетка.
• Мячи волейбольные.
• Мячи набивные.
• Мячи баскетбольные.
• Скакалки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (ФГОС) авторы: В.И. Лях. А.А. Зданевич. М. Просвещение. 2012.
2. Внеурочная деятельность учащихся (ФГОС) авторы: Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М.В. Маслов. М. 2011.
3. Пионербол – игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. – 2000. – N 41-42. – С. 5,17.
4. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988
5. «Спортивные игры. Учебное пособие для вузов» ред. Ю. Н. Клещёв – М., 1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Пионербол"
Программа физкультурно-оздоровительной направленности "Пионербол" для детей 10-11 лет рассчитана на один год, 108 часов, при 3-х разовых занятиях в неделю по 1 часу. Включает в себя теорети...
Положение по пионерболу
Положение по пионерболу между муниципальными бюджетными учреждениями....
Турнир по пионерболу
Турнир по пионерболу по девизом: " Мы за здоровый образ жизни!"...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая учебная программа дополнительного образования по предмету «Пионербол» для обучающихся 6 классов (АВТОРСКАЯ)
Образовательная программа «Пионербол» является АВТОРСКОЙ и составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования (Пр. к письму МО № 06-1844 от 11.1...
конспект урока физкультуры для 1-ых классов "Отработка основных элементов игры пионербол"
Конспект урока физкультуры для 1-ых классов "Отработка основных элементов игры ПИОНЕРБОЛ"...
Конспект урока физической культуры. Пионербол. 2 класс
Тема урока: «пионербол». Ловля и передача мяча.Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Цель урока разучить основу техники ловли и передачи мяча.Задачи урока:1. Разучить по...