Методическая разработка "Город здоровья!"
методическая разработка по физкультуре
Предварительный просмотр:
Программа формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни для учащихся начальной школы.
«Город Здоровья»
Пояснительная записка
Здоровье людей во все времена считалось высшей ценностью жизни. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Система, образования несет свою, и немалую долю ответственности за здоровье подрастающего поколения. Больше половины активного времени жизни школьник проводит в школе или занимается школьными делами. Поэтому гигиенические условия обучения, организация педагогического процесса, психологическое воздействие педагогов и другие факторы определяют, как и в какой степени влияет школа на здоровье своих учеников.
Среди ряда причин, из-за которых происходит нарушение здоровья школьников, выделяются:
1. Чрезмерная занятость;
2. Высокие учебные нагрузки;
3. Несоответствие между внешними требованиями и возможностями ребенка.
Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка работа в образовательном учреждении должна строиться по следующим направлениям:
- Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
- Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов учреждения;
- Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями школы.
Вне сомнения, результативность такой работы возможна лишь при условии тесного контакта педагогических и медицинских работников, семьи и наличии глубоко продуманной программы по укреплению здоровья детей.
Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима, систематических занятий физической культурой и продуманную организацию досуга.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.
Основные цели и задачи программы:
- Формирование осознанного отношения младших школьников к своему физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода путём передачи учащимися знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни;
- Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек и девиантных форм поведения;
- Формирование представлений и системы необходимых минимальных навыков поведения в ситуациях, представляющих опасность.
Первое направление - повышение квалификации педагогов по оптимизации учебно-воспитательного процесса, использованию системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном учреждении. Роль педагогов в создании таких условий в образовательном учреждении, которые бы обеспечили все составляющие "состояния полного благополучия" - крепкое тело, здоровую психику, умение общаться с людьми. К этим условиям относятся: комфортный психологический климат в коллективе, рациональный режим дня, полноценное питание, соблюдение правил личной гигиены, профилактика заболеваний, понимание ребёнка, готовность и умение помочь ему в трудных ситуациях.
Второе направление - мониторинг состояния здоровья детей образовательного учреждения, то есть создание системы учёта и контроля состояния здоровья на основе комплексных психологических, социально-педагогических, морфофункциональных и медицинских обследований детей.
Третье направление - создание адаптивной среды и обеспечение оптимальных условий для полноценного образования и воспитания детей, имеющих недостатки физического и психического развития.
Механизм реализации программы:
- Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении.
- Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (сентябрь, май). Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.
- Комплексная профилактика, развивающая и диагностика -коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития.
- Создание благоприятного психологического климата в классах.
- Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, их родителей и педагогов.
- Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение родителей в активный досуг. Оборудование в классах уголков двигательной активности.
- Формирование основ здорового образа жизни.
- Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях. Обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений и работников МДОУ.
- Составление школьного расписания с учётом нагрузки в соответствие с нормами и требованиями САНПИН.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Повышение квалификации педагогов и медицинских работников, осуществление обмена опыта работы с другими образовательными учреждениями по охране и укреплению здоровья учащихся.
2. Создание модели проведения комплексного мониторинга состояния здоровья детей.
3. Разработка системы лечебно-оздоровительных мероприятий для детей от 6 до 11 лет по сохранению и укреплению здоровья.
4. Разработка и внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в практику работы образовательного учреждения.
5. Улучшение состояния здоровья детей, отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития.
6. Функционирование классов здоровья; разработка рекомендаций специалистов по укреплению здоровья отдельных категорий детей:
- с заболеваниями сердечнососудистой системы;
- с нарушением зрения;
- с заболеваниями органов дыхания;
- с нарушением осанки;
- с нарушением веса.
7. Использование возможностей службы социальных педагогов, медицинской и психологической службы в пропаганде здорового образа жизни.
8. Совершенствование коррекционно-развивающей и реабилитационной работы в учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие «Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничто» для учеников и их родителей
Понятие ЗОЖ расшифровывается как "Здоровый Образ Жизни". В настоящее время данная тема очень актуальна, особенно для современной молодежи. Заключается это понятие в том, что всякий человек обязан вним...
методическая разработка - « Здоровое питание» организация исследовательской (либо проектной) деятельности детей (серия классных часов для 1-го ( 2-го) курса НПО)
методическая разработка серии классных часов (проекта, исследовательской работы) на тему "здоровое, правильное питание" направлена на достижение следующих целей:пропаганда здорового образа жизни...
Учебно-методическая разработка "Здоровый образ жизни школьников"
Данная учебно – методическая разработка по теме «Здоровый образ жизни школьников» предназначена для изучения английского языка в 6 классе по УМК «Английский язык нового тысячелетия» под редакциейН.Н. ...
Методический калейдоскоп "Здоровье и Мы"
Данная методическая разработка по Основам безопасности жизнедеятельности предназначена для студентов медицинских училищ первого курса. В профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского ...
Методический час "Здоровье-критерий образования"
Аннотация. Методический материал посвящен проблеме здоровьесбережения учащихся в образовании и фор...
Методический совет "Здоровый образ жизни"
Выступления администрации и учителей школы по заявленной теме. Принятие решения. обсуждение локальных актов...
Методическая разработка "Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребенка"
Семья для ребёнка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятным. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношение к самому себе и к окружающим...