Рабочая программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивного направления "ГТО-резервы здоровья".
рабочая программа по физкультуре (8 класс)

Зайцева (Тольева) Алла Владимировна

Рабочая программа  дополнительного образования детей физкультурно-спортивного направления "ГТО-резервы здоровья".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  общеобразовательное учреждение Белоярского района                                                                                       «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Белоярский»

          РАССМОТРЕНО                                                                             ПРИНЯТО

на заседании методического                           на заседании педагогического

совета                                                        совета  школы от  30.08.2021 г.,

Протокол от «30» августа 2021 г.,                     Протокол №  8

№ 1                                                          

       СОГЛАСОВАНО                                                                        УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора (ВР)                                  

                                                                            Директор __________  Е.А.Пакулев

________ Н.А.Нероева                                     Приказ по СОШ №1 г.Белоярский

«30»    августа   2021 г.                                от 30.08.2021г.,  № 809

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

дополнительного образования детей физкультурно-спортивного направления «ГТО - резервы здоровья»

на 2021-2022 учебный год

(для учащихся 8 класса)

Составитель:  Зайцева А.В.                                                        

                                                           педагог дополнительного образования

                                                                                            СОШ № 1 г.Белоярский

г. Белоярский, 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели с учетом специфики предмета.

Актуальность данной программы определяется необходимостью достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями современных нормативных документов, определяющих деятельность педагога в рамках предмета «Физическая культура». В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения  целью физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является содействие всестороннему физическому развитию личности ребенка посредством обеспечения его необходимым уровнем общего физического образования и общей физической подготовленности.

Цель программы: создание условий для физического развития учащихся, укрепления их здоровья и подготовка к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Задачи программы:

- укрепить здоровье;

- повысить  физическую подготовленность и формирование двигательного опыта;

- снизить психологическое напряжение после умственной работы на уроках.

Планируемые результаты:

Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе подготовка к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Метапредметные результаты отражаются в умении самостоятельно определять цели и задачи своего обучения и подготовки к сдаче нормативов,  планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, работать индивидуально и в группе, разрешать конфликты.

Предметные результаты отражаются в понимании роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, в приобретении опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга.

Образовательный процесс по  физической культуре направлен на решение следующих задач:

*содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

*обучение основам базовых видов двигательных действий;

*дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

*формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

*выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;

*углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

*воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

*выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

*формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

*воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

*содействие развитию психических процессов и обучение основам психическойсаморегуляции.

Принимая главную цель развития отечественной системы школьного образования и необходимость решения вышеназванных задач образования учащихся в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизацияпедагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном  раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.

Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.

Деятельный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения; в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.

Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов.

Программа «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» адресована учителям для проведения занятий внеурочной деятельности с учащимся 6-7 классов.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

образовательной программы внеурочной деятельности

«Готовимся к сдаче нормативов ГТО»

Цель: создание условий для физического развития учащихся, укрепления их здоровья и подготовка к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

№ п/п

Наименование разделов программы

Всего часов

Лекции

Практические занятия

1.

Физические качества, техника безопасности на занятиях.

10

2

8

2.

Развитие быстроты. Техника безопасности на занятиях.

8

1

7

3.

Развитие силовых и скоростно-силовых способностей. Техника безопасности на занятиях.

8

1

7

4.

Развитие гибкости. Техника безопасности на занятиях.

8

1

7

ИТОГО:

34

5

29


Содержание курса.

  1. Физические качества, техника безопасности на занятиях

Физическое качество- это совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия.

Использование физических упражнений в процессе физического воспитания направлено, прежде всего, на решение задач двух видов:

- освоение двигательных действий

- содействие развитию физических качеств.

Сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость-пять видов физических качеств.

Все эти качества отражают различные стороны двигательной функции и поэтому весьма неоднородны по психофизиологическим механизмам проявления, а также по особенностям состава тех двигательных действий, для которых они имеют ведущее значение. Поэтому и подходы к целенаправленному их развитию существенно отличаются.Правила техники безопасности на занятиях.

2. Развитие быстроты. Техника безопасности на занятиях

Быстрота как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег.Для совершенствования этого физического качества необходимо подбирать упражнения:

-развивающие быстротуответной реакции;

-способствующие более быстрому выполнению движений;

-облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения. Выполняют их в максимально быстром темпе. Для этого используютсяповторные ускорения с постепенным наращиванием скорости и увеличением амплитуды движения домаксимальной. Очень полезны упражнения в облегченных условиях,например,бег под уклон, бег за лидером и т.п.

Упражнений для развития быстроты:

- Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу.

- Прыжки через скакалку (частота вращения максимальная).

- Рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления движенияирезкимиостановкамиспособствуютразвитиюбыстроты перемещения.

- Имитационные упражнения с акцентированно-быстрым выполнением какого-то отдельного движения.

  1. Развитие силовых и скоростно-силовых способностей. Техника безопасности на занятиях

Средствами развития силовых способностей в целом являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных вида:

-упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестями, на тренажерах, упражнения с сопротивлением партнера, упражнения с сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и т.д.)

-упражнения с преодолением собственного тела (гимнастические силовые упражнения: сгибание- разгибание рук в упоре лежа, на брусьях, в висе; легкоатлетические прыжковые упражнения и т.д.)

-изометрические упражнения (упражнения статического характера).

В качестве основных средств развития скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть скоростно-силовыми. Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и, следовательно, использованием менее значительных отягощений. В числе их есть немало упражнений, выполняемых и без отягощений.

4. Развитие гибкости. Техника безопасности на занятиях

Гибкость - характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Упражнения, направленные на развитие гибкости основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращений и махов. Упражнения могут выполняться самостоятельно или с партнером, с отягощениями, на тренажерах, у гимнастической стенки, с гимнастическими палками, скакалками, обручами и т.д. Одним из показателей качества гибкости служит амплитуда движений, которая влияет на проявление быстроты, ловкости и других физических качеств. Для развития гибкости эффективны различные упражнения с предметами и без них, выполняемые с большой амплитудой; различные виды ходьбы и бега длинными шагами; прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая ноги к груди; глубокие приседания на всей стопе и др. Развитию активной гибкости способствуют самостоятельно выполняемые упражнения; выполнение упражнений на растягивание с относительно большими весами увеличивают пассивную гибкость. Пассивная гибкость развивается в 1,5 – 2,0 раза быстрее, чем активная.

Основным средством развития гибкости являются упражнения на растягивание. Эти упражнения делятся на две группы: активные и пассивные. К активным относятся однофазные и пружинящие движения (наклоны); маховые и фиксированные; без отягощений; с партнером (парные). Пассивные – упражнения в самозахват, на снарядах, с партнером, с отягощением.Упражнения на растягивание рекомендуется выполнять сериями по нескольку повторений в каждой. Число повторений должно возрастать постепенно.Упражнения для развития активной гибкости выполняютсяв темпе «одно повторение в секунду». Темп упражнений на пассивную гибкость несколько реже. Для развития гибкости наиболее целесообразны маховые движения с постепенным увеличением амплитуды, пружинящие движения с выпадами, приседания, наклоны.Упражнения на гибкость наиболее эффективны, если их выполнять ежедневно, поэтому их полезно давать при проведении других форм воспитания или в виде домашних заданий.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы основной общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Деятельность педагога осуществляется на основе личностной ориентации педагогического процесса, активизации и интенсификации деятельности учащихся, эффективности управления и организации учебного процесса, дидактического усовершенствования и реконструирования материала, с учетом выбранной педагогической технологии. Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение представляет достижение необходимого результата и имеет вероятностный характер.

В дополнительных занятиях по физической культуре используются следующиепедагогическиетехнологии:

1.        Здоровьесберегающие технологии (внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья).

2.        Технологии коллективного обучения (обучение в сотрудничестве, предполагающее организацию групп учащихся,работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса, обеспечение диалогического общения в процессе обучения не только между учителем и учениками, но и между учащимися, то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей, устанавливая социальные контакты с другими членами коллектива).

3.        Технологии разноуровнего обучения (создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для усвоения учебного материала, позволяющие приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения).

4.        Технология проблемного обучения (необходимость обеспечения более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых).

5.        Технология встречных усилий учителя и ученика (обеспечение свободы в выборе средств, форм и методов обучения, как со стороны педагога, так и со стороны детей, посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи, возможность проектирования учебного процесса, организационных форм воздействия учителя на ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения).

6.        Компьютерные технологии(использование ЭОР в образовательном процессе).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Нормативные документы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности. Письма МО и РТ от 18.08.2010 г. №6871/10 «О введении ФГОС НОО»

2.        Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 г.»

3.        ФГОС  нового поколения.        

4.        Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ»

5.        Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2010.

6.        Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: «Просвещение», 2010).

7.        Физическая культура (Физкультурно-оздоровительная работа в школе): Методическое пособие под редакцией В.С Кузнецова, Г.А. Колодницкого – М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2003.

Календарно-тематический план

№ урока

Тематика

урока

Кол-во часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

1

Знания о ГТО Тестирование: прыжок в длину с места.

1

2

ГТО. Техника прыжков в длину с разбега

1

3

 ГТО. Тестирование:

Бег 60 и 100м

1

4

ГТО. Совершенствование техники метания гранаты на дальность

1

5

ГТО. Проверка навыка выполнения метания гранаты на дальность

1

6

ГТО. Развитие выносливости

1

7

ГТО. Тестирование: 2000м.

1

8

ГТО. Кроссовый бег

1

9

ГТО. Кроссовый бег

1

10

ГТО. Бег на 1500

1

11

ГТО.Развитие силовых качеств

1

12

ГТО.Тестирование:

Поднимание туловища из положения лежа за 30 сек

1

13

ГТО Подтягивания и отжимания.

Наклон вперед из положения стоя

1

14

ГТО.Броски набивного мяча

1

15

ГТО.Развитие силовых качеств.

1

16

ГТО. Совершенствование техники прыжков в высоту с разбега

1

17

ГТО.Проверка навыка выполнения прыжков в высоту.

1

18

Тестирование – прыжок в высоту  с разбега «Перешагиванием»

1

1

ГТО.ТБ. Скользящий шаг.

1

20

ГТО.Одновременный бесшажный ход.

1

21

ГТО.Спуски, подъемы, торможение.

1

22

ГТО.Спуски, подъемы, торможение.

1

23

ГТО.Контрольный урок по лыжной подготовке.

1

24

ГТО. Подтягивания и отжимания

1

25

ГТО. Наклон вперед из положения стоя

1

26

Опорный прыжок  развитие прыгучести

1

27

Опорный прыжок и развитие гибкости

1

28

ГТО.Упр.  на формирование  координации движений.

29

ГТ0.Висы и развитие координации

30

ГТО.Тестирование челночный бег 3х10м

1

31

ГТО. Высокий старт и стартовый разгона. СБУ

1

32

ГТО. Кроссовый бег

1

33

ГТО. Кроссовый бег.

1

34

ГТО. Бег на 1500м

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратег основная образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности по обучению основ шахматной игры для учащихся 11 -15 лет Срок реализации 3 года

Обучение шахматам содействует  не только достижению уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные де...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Путь к здоровью"

Программа "Путь к здоровью" разработана на 1 год. Расчитана на обучающихся начальных классов....

Рабочая программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивного направления "Лёгкая атлетика".

Рабочая программа  дополнительного образования детей физкультурно-спортивного направления "Лёгкая атлетика"....

Сценарий праздника спорта и творчества для обучающихся отделений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, школьных спортивных клубов образовательных учреждений МО № 53.

Методическая разработка сценария праздника спорта и творчества  для обучающихся отделений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, школьных спортивных клубов обра...

Ж) Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Путь к здоровью"

Полная версия двух модулей программы размещена на сайте образовательной организации https://www.komdush.ru/?page_id=134...

З) Учебно-методический комплекс к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности "Путь к здоровью"

В этом разделе представлены комплексы корригирующей гимнастики, программа вступительных испытаний, протоколы вступительных испытаний, промежуточного (итогового) контроля, анкеты для родителей....

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Лето на здоровье!»

Актуальность программы: Современная действительность ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения.С...