ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
презентация к уроку по физкультуре

Преподаватели физической культуры, должны учитывать, физиологические особенности детского организма, при правильной организации техники безопасности и выполнении профилактических мер при занятиях физкультурой можно снизить число травм до минимума.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработал преподаватель высшей категории , преподаватель -методист ГБОУ СПО ЛНР « Лугаский колледж автосервиса им. А.А. Гизая » Пронь Виктория Дмитриевна ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА 1. Неправильная организация и недочеты в методике проведения занятий и соревнований. Процент травм от общего количества в этом случае составляет от 55-60% всех повреждений 2. Ошибки в методике проведения занятий обусловлены и тем, что педагоги не всегда придерживаются основных положений 3. Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, одежды и обуви занимающегося является причиной 15 -25% всех травм 4. На долю неблагоприятных гигиенических и метеорологических условий в период занятий и соревнований, приходится 2-6% всех травм. 5. Нарушение требования врачебного контроля приводит к травмам 4-6%. 6. Недисциплинированность занимающихся приводит к травмам от 5-15%.

Слайд 3

ВО ИЗБЕЖАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРАВМ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА: - к занятиям допускаются обучающееся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности на занятиях под личную подпись в журнале инструктажа. -при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, режимы занятий и отдыха; -аптечка, укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале; -перед началом занятий необходимо проверить готовность зала: Убрать все посторонние и выступающие предметы; Проверить чистоту пола; Наличие освещения и вентиляции в зале; Убедиться в исправности инвентаря; Проветрить помещение; Проверить температурный режим в зале; - обучающиеся должны быть в соответствующей занятию спортивной форме; -перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения; -проверить численность учебной группы и заполнить журнал; -начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части; -занятие должно быть организованно согласно урочно-тематического плана; -необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии; -в конце занятия провести упражнения на восстановление дыхания; -учить обучающихся правильному и безопасному выполнению упражнений;

Слайд 4

- осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях; -по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности обучающихся; -не оставлять обучающихся без присмотра во время занятия; -чередовать нагрузку и отдых во время занятия; -вести контроль за физическими нагрузками и обучать самоконтролю; -уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам; -при плохом самочувствии освободить обучающегося от занятия; -не допускать входа и выхода в зал без разрешения учителя до, во время занятия и после; -требовать от обучающихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу педагога; -в процессе занятий и игр обучающихся обязаны соблюдать правила занятий и игр; -избегать столкновений, толчков, ударов; -при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы само страховки; -при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью, немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации , а у обучающегося вывести в безопасное место; -при получении обучающегося травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую медицинскую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации и родителям; Необходимо вовлекать в учебный процесс родителей, это играет не меньшую роль в предупреждении травматизма на уроках физической культуры. Проводить беседы на родительских собраниях на тему по предупреждению травматизма.

Слайд 5

В СПОРТИВНОМ ТРАВМАТИЗМЕ ИГРАЮТ РОЛЬ ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ. К ВНУТРЕННИМ ФАКТОРАМ ОТНОСЯТ: 1. Состояние утомления. 2. Изменение функционального состояния отдельных систем организма спортсмена, вызванное перерывом в занятиях в связи с каким-либо заболеванием или другими причинами. 3. Недостаточная физическая подготовленность занимающегося к выполнению напряженных или сложно координированных упражнений. 4. Нарушение биомеханической структуры движения.

Слайд 6

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ У шибы В ывихи П ереломы Р аны Кровотечение С отрясение мозга

Слайд 7

Вывих - это полное смещение суставных поверхностей костей вызывающее нарушение функции сустава. Вывихи возникают при падении на вытянутую конечность, при резком повороте плеча, разрыве связок, укрепляющих соответствующие суставы. Характерные признаки . При вывихе конечность принимает вынужденное положение, деформируется сустав; ощущаются болезненность и ограничение активных и пассивных движений. Первая помощь. Необходимо обеспечить полный покой и неподвижность поврежденной конечности путем наложения фиксирующей повязки. Руку подвешивают на косынке; на ногу накладывают импро­визированную шину. После этого пострадавшего направляют в лечеб­ное учреждение. Не следует пытаться самостоятельно вправлять вывих. Это может привести к тяжелым последствиям, надолго затянуть лечение и небла­гоприятно отразиться на восстановлении нормальной функции сустава.

Слайд 8

Перелом - полное или частичное нарушение целости кости. Переломы бывают закрытые (без повреждения целости общего покрова и слизистых оболочек), открытые (с повреждением целости об­щего покрова), без смещения (отломки кости остаются на месте), со смещением (отломки смещаются в зависимости от направления дей­ствующей силы и сокращения мышц). Характерные признаки. Ощущается резкая боль в месте перело­ма, усиливающаяся при попытке движения; возникают припухлость, кровоизлияние, резкое ограничение движений. При переломах со сме­щением отломков — укорочение конечности, необычное ее положение. При открытых переломах поврежден общий покров; иногда в ране видны костные отломки. Первая помощь. Необходимо обеспечить полный покой и непод­вижность поврежденной конечности. Для этого применяют специальные стандартные шины; а при их отсутствии — импровизированные шины из подручного материала: фанеры, досок, палок, линеек, лыж, зон­тиков, которые накладывают поверх одежды. Для создания пол­ной неподвижности поврежденной конечности необходимо фиксировать не менее двух суставов - выше и ниже места перелома. Шина должна быть наложена так, чтобы середина ее находилась на уровне перелома, а концы захватывали соседние суставы по обе стороны перелома. Прежде чем наложить стандартную или импровизированную шину, необходимо тщательно осмотреть поврежденную конечность. В случае открытого перелома на рану накладывают стерильную повязку. Запре­щается вправление торчащих костных отломков или их удаление. При переломах бедра шина накладывается так, чтобы она фиксиро­вала тазобедренный, коленный и голеностопный суставы . При переломах голени шиной фиксируют коленный и голеностоп­ный суставы. При переломе плеча шины фиксируют неподвижность плечевого и локтевого суставов, а согнутая в локтевом суставе рука подвешивается на косынке, бинте, шарфе. При переломе предплечья фиксируют локтевой и лучезапястный суставы. Если поблизости нет подручного материала для импровизированной шины, то сломанную верхнюю конечность прибинтовывают к туловищу, а нижнюю - к здоровой конечности.

Слайд 9

Рана - повреждение тканей и органов с нарушением целости их покрова, вызванное механическим воздействием. Раны бывают поверхностными, когда повреждена лишь кожа или слизистая (ссадины), и глубокими. Выделяют также полостные ранения, проникающие в брюшную, грудную полость и в череп. По характеру повреждения тканей различают резаные, рубленые, колотые, рваные, ушибленные, укушенные и огнестрельные раны. Характерные признаки . Каждый вид ран имеет свои особенности. Края резаной раны, нанесенной режущим орудием (ножом, бритвой, стеклом), расходятся; рана зияет, сильно кровоточит, вызывая боль. Рубленая рана по своим характеристикам похожа на резаную, но может сопровождаться повреждением костей. Колотая рана , нанесенная колющим оружием (ножом, гвоздем, ши­лом, кинжалом), небольшая на кожной поверхности, может быть очень глубокой и сопровождаться значительным повреждением внутренних органов (при проникновении в грудную или брюшную полость). В результате смещения мышц и других тканей канал такой раны имеет сложную форму, что способствует развитию инфекции. Рваная , ушибленная и укушенная раны сопровождаются значитель­ным нарушением жизнеспособности тканей краев раны. Они мало кровоточат, но боль при таких ранениях более длительная и сильная, а заживление — более медленное. Первая помощь. При ранении первоочередная задача - остановка кровотечения. Следующая задача — защита раны от попадания микробов. Для этого нужно наложить на нее повязку. Третья задача уменьшение боли. Это достигается наложением повязки и созданием спокойного, удобного положения раненой части тела: для нижних конечностей и туловища - лежа, для верхних конечностей - подвешива­ние на перевязи. После наложения повязки пострадавший должен быть направлен в поликлинику или больницу для хирургической обработки раны.

Слайд 10

Кровотечение при ранениях . Всякое ранение сопровождается кровотечением большей или меньшей степени. Артериальное кровотечение Происходит из артерий, содержащих насыщенную кислородом кровь. Приводят к быстрой потере большого количества крови. Артерии обладают выраженной мышечной оболочкой, которая при травме способна спазмироваться . Венозное кровотечение Его источник – венозные сосуды. Эти сосуды не сокращаются при травме, зато могут слипаться, поскольку стенки их тоньше, а диаметр больше, чем у артерий. Кровотечение медленное, но обильное. Капиллярное кровотечение Кровь истекает из мелких сосудов, чаще всего кожи и слизистых оболочек, кровопотеря обычно незначительная. Хотя может быть обильной при обширной ране. Паренхиматозное кровотечение Кровотечение из паренхиматозных органов тела: печень, селезенка, почки, легкие, поджелудочная железа. Обычно такой тип кровотечения встречается во время операции. Это смешанное кровотечение. Может наблюдаться и при обширных ранениях конечностей.

Слайд 11

П омощь при кровотечении . Для уменьшения потери крови нужно остановить кровотечение как можно быстрее на месте происшествия (временная остановка кровотечения). В больнице будет произведена окончатёльная остановка кровотечения. При кровотечении из капилляров и мелких вен достаточно бывает поднять вверх раненую конечность или наложить давящую повязку на рану. Наложение давящей повязки осуществляется следующим образом: кожу вокруг раны смазывают настойкой йода, затем на рану накладывают перевязочный материал, вату и туго прибинтовывают. При артериальном кровотечении из раны на руке или ноге эффективным методом является прижатие артерии к кости выше (по току кроем) места ранения, т.е. между раной и сердцем. Прижатие производят одним или двумя пальцами, наложенными один на другой, а также четырьмя. Остановка кровотечения таким способом должна производиться до прибытия медицинского работника или доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Во время транспортировки ручное прижатие можно заменить давящей повязкой. Артериальное кровотечение в области локтевого сгиба, медиальной поверхности предплечья, в подколенной и паховой областях может быть остановлено сгибанием конечностей после прикрытия раны скомканным куском марли или бинтом. Максимально согнутую в суставе конечность фиксируют ремнем, бинтом, косынкой или шарфом.

Слайд 12

Сотрясение мозга Сотрясение и сдавливание головного мозга наблюдается при ушибе головы во время падения, бега, выполнения упражнений на снаря­дах, брусьях, кольцах, перекладине; падения с каната, столкновения во время игры, падения на льду, на занятиях боксом и борьбой. Бессознательное состояние после удара головой может быть вызвано кровоизлиянием, сдавливающим головной мозг, или нарушением деятельности мозга, называемым сотрясением мозга. Характерные признак и. Сотрясение головного мозга сопровождается потерей сознания в момент удара головой (хотя бы на короткий срок), последующей рвотой, головокружением, головными болями. Придя в сознание, пострадавший не помнит, как произошел несчастный случай, а нередко не может вспомнить и то, что было незадолго до него. Длительная потеря сознания или вторичная потеря его через некоторое время после того, как пострадавший пришел в себя, свидетельствует обычно о более тяжелом состоянии: ушибе головного мозга и сдавливании его кровоизлиянием. Первая помощь. При потере сознания после ушиба головы не надо пытаться вывести пострадавшего из бессознательного состояния. Сле­дует подождать, пока сознание само вернется. При этом пострадавший должен находиться в максимально спокойном и удобном положении: лежа на спине, с приподнятой головой и верхней частью туловища. На голову следует положить пузырь со льдом или холодный компресс до приезда «скорой помощи» или же осторожно, без тряски и толчков, доставить его в лежачем положении в больницу. При возвращении сознания, даже если пострадавший чувствует себя удовлетворительно, его направляют в больницу, так как возможны поздние осложнения после сотрясения и ушиба мозга. При рвоте голову пострадавшего поворачивают набок и удерживают ее в таком положении, удаляя платком рвотные массы изо рта и глотки.

Слайд 13

Заключение. Преподаватели физической культуры , должны учитывать, физиологические особенности детского организма, при правильной организации техники безопасности и выполнении профилактических мер при занятиях физкультурой можно снизить число травм до минимума. Не всегда причиной травматизма является компетентность преподавателя, многое зависит и от предоставленных для работы условий Это и состояние учебных помещений, оборудования, инвентаря. Ветхие полы, протечки, старый инвентарь. Врачебное обслуживание во многих учебных заведениях в неудовлетворительном состоянии. Недостаточное владение знаниями при оказании первой помощи. Следовательно, на уменьшение травматизма повлияет улучшение условий работы, своевременный ремонт спортивных помещений, приобретение качественного инвентаря, хорошее врачебное обслуживание, участие родителей в учебном процессе, а также высокий уровень знаний и профессиональная подготовленность учителя.

Слайд 14

Будьте здоровы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оказание первой помощи при травмах, ранениях и ранах

Методическая разработка по теме занятия...

Открытое занятие "Оказание первой помощи при травмах: ранениях, растяжении и ушибах"

Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности, поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социаль­ной проблемой.Тема занятия: «Оказание первой помощи при травмах: ...

Оказание первой помощи при травмах.

Технологическая карта урока в 8 классе по теме: "Оказание первой помощи при травмах." ФГОС....

Профилактика детского травматизма во время учебно-воспитательного процесса и первая помощь при травмах на занятиях физической культурой в организациях основного общего и среднего образования

laquo;Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом» Оглавление Введение…....................................................