Волейбол в системе физического воспитания
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье затрагиваются различные вопросы формирования здорового и активного образа жизни, вопросы сохранения здоровья средствами волейбола. Дан ответ на вопрос о влиянии занятий волейболом на организм. Обусловлена эффективность волейбола, как средства физического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voleybol_v_sisteme_fizicheskogo_vospitaniya_naseleniya_rossii.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Волейбол в системе физического воспитания населения России»
Поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина является существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения.
В. К. Бальсевич рассматривает физическую активность как целенаправленную двигательную деятельность человека, являющуюся природно- и социально детерминированной необходимостью и потребностью организма и личности в поддержании гомеостаза, обеспечении морфологических, функциональных и биохимических условий реализации генетической и социокультурной программ их развития в онтогенезе[1]. Объем двигательной активности – величина индивидуальная, складывающаяся под влиянием генетической программы и влияний внешней среды. Степень влияния внешних и внутренних факторов на двигательную активность существенно меняется с возрастом. Считается, что в дошкольном возрасте объем двигательной активности детерминируется в основном биологическими факторами, а в школьном возрасте и у взрослых – преимущественно социальными.
По данным ВОЗ, одна из характерных особенностей современного образа жизни состоит в сокращении объемов двигательной активности в сочетании с нервно-психическими перегрузками, что характерно как для взрослого, так и для детского населения. По данным всероссийского мониторинга, среди учащихся начальных классов более 80 % девочек и 66 % мальчиков характеризуется низкой двигательной активностью.
Гипокинезия, вызывающая детренированность основных функциональных систем организма, – одна из наиболее серьезных проблем, угрожающих здоровью человека. В современных условиях следует говорить о социально обусловленной гипокинезии. В настоящее время до 70 % детей страдают недостатком двигательной активности, последствиями которого является снижение работоспособности и рост заболеваемости.
Обеспечение оптимального уровня двигательной активности и формирование устойчивой потребности в движении – одна из многочисленных функций физического воспитания, способствующих достижению его обобщающей цели – формированию физической культуры личности. Физическая культура является и целью, и одновременно важнейшим условием становления и саморазвития личности. Процесс физического воспитания, воздействуя на духовную, познавательную, эмоциональную, волевую и телесную сферы личности, обеспечивает ее разностороннее развитие.
Волейбол – одно из эффективных средств физического воспитания. Он позволяет укреплять здоровье, закаливать организм занимающихся, содействовать их всестороннему развитию и привитию им жизненно важных двигательных навыков, отличное средство приобщения человека к систематическим занятиям физической культурой и спортом, активного отдыха. Эта игра благоприятна для здоровья людей разного возраста – и пожилых, и молодых.
Влияние волейбола на организм человека
Медицинская статистика последних десятилетий с определенным постоянством регистрирует увеличение числа сердечно-сосудистых заболеваний и других недугов, связанных с малоподвижным образом жизни современного человека. Ограничение движений человека породило и новую болезнь – гипокинезию. Врачи и ученые всё более настойчиво рекомендуют занятия физической культурой и спортом для укрепления здоровья, особенно людям среднего и пожилого возраста. Для такого контингента при парках культуры и отдыха, спортивных базах и на стадионах создаются группы здоровья, секции по общей физической подготовке и различным видам спорта. Заслуженной популярностью у желающих укрепить здоровье пользуется волейбол. Каково же влияние волейбола на организм человека? Несложная тактика игры и отсутствие непосредственной борьбы за мяч с соперником делают игру общедоступной. Нагрузки же, воздействующие на организм занимающихся, достаточно умеренны. Наиболее сильно физически воздействующее упражнение – бег используется в малых дозах. Интенсивность основных движений в волейболе (удары по мячу, рывки на 2-6 м, прыжки) зависит от темпа игры, который можно варьировать в широких пределах. Игра в волейбол способствует развитию мышечного аппарата: помогает выработке таких жизненно необходимых физических качеств, как быстрота реакции, ловкость, выносливость; укрепляет дыхательную, сердечно - сосудистую и мышечную системы; снимает умственную усталость. Игровые приемы, выполняемые в прыжке (блокирование) являются хорошим координирующим средством. Волейбол оказывает положительное воздействие на организм, не перегружая его основные системы и органы. Он приучает к коллективным действиям, умению подчинять свои личные интересы интересам команды, учит быть дисциплинированным, оказывать помощь партнеру.
По единодушному мнению медиков и специалистов по физической культуре и спорту лечебно-оздоровительные возможности волейбола огромны.
Игру в волейбол можно рекомендовать в качестве дополнения к медицинским методам лечения даже больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями – атеросклерозом и гипертонической болезнью (в первой стадии развития). Люди среднего и пожилого возраста, играя в волейбол, получают отличную физическую разрядку, активно и эмоционально отдыхают.
Мы говорим о волейболе как о целебном средстве, но в этом лишь одно из его достоинств. Многоликость волейбола и такие его качества, как доступность, несложное материальное обеспечение, относительно небольшая техническая сложность, подчеркивают его место в арсенале средств борьбы за здоровье и долголетие человека.
Физическое воспитание на занятиях волейболом
Волейбол – одно из эффективных средств физического воспитания. Он позволяет укреплять здоровье, закаливать организм занимающихся, содействовать их всестороннему развитию и привитию им жизненно важных двигательных навыков, отличное средство приобщения человека к систематическим занятиям физической культурой и спортом, активного отдыха. Эта игра благоприятна для здоровья людей разного возраста – и пожилых, и молодых.
Вершиной занятий волейболом являются соревнования. Эта спортивная игра введена в учебные программы физического воспитания в общеобразовательных школах, ПТУ, техникумах, в высших учебных заведениях и т. д.
Волейбол широко используется и в качестве действенного средства оздоровительного характера в домах отдыха, санаториях и лечебных учреждениях.
Современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональной деятельности организма. Большинство игровых приемов, так или иначе, связано с максимальным проявлением быстроты, силы, ловкости. Психологическая подготовка волейболистов занимает существенное место в работе тренера. Большая двигательная активность спортсменов на площадке ограниченного размера и постоянно меняющихся ситуаций игры, доводит физическую нагрузку до предела: частота сердечных сокращений у волейболистов достигает 180-200 ударов в минуту, а потери веса доходят до 3 кг.
В практике часто случается, что уровень подготовленности спортсмена бывает достаточно высок, а факторы внешней среды не позволяют показать высокие результаты. К таким факторам относятся – климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружающей среды, интенсивность солнечной радиации, направление ветра, атмосферное давление). Состояние спортивного сооружения (их покрытия, освещенность, размеры, микроклимат и т. д); качество спортивного инвентаря и оборудования, защитных сооружений; поведение зрителей (фактор своего и чужого поля); социально-психологическая обстановка в местах размещения спортсменов; объективность судейства; продолжительность переездов, условия размещения, питания и отдыха спортсменов. Только оценив влияние этих факторов на ход соревновательной и тренировочной деятельности, можно составить полное представление об уровне подготовленности спортсмена.
Применение оздоровительных сил природы для физического воспитания осуществляется по двум направлениям:
1. Они используют как необходимые условия организации физкультурных занятий. Занятия на чистом воздухе, в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают устойчивость организма к температурным колебаниям, солнечной радиации, повышают общую работоспособность организма, замедляют процессы утомления и т.д. А все это вместе взятое усиливает положительный эффект воздействия на человека физических упражнений. К примеру, бег на выносливость в условиях чистого лесного воздуха способствует повышению аэробных возможностей организма.
2. Оздоровительные силы природы используются как относительно самостоятельные средства закаливания и оздоровления организма занимающихся. Данный путь предполагает проведение систематических закаливающих процедур, таких как дозированные солнечные ванны, водные процедуры, обливания, обтирания, купания в реках и водоемах, пребывание в условиях среднегорья. При этом, если не нарушается мера приспособительных возможностей организма, укрепляется здоровье и повышается физическая работоспособность. В свою очередь, закаленный человек в состоянии систематически, без пропусков эффективно заниматься физическими упражнениями. К гигиеническим факторам как средствам физического воспитания относятся: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха, спортивного костюма и т. д.); соблюдение режима сна (его нарушение может начисто снять положительный эффект занятий физическими упражнениями и даже повредить здоровью); соблюдение режима питания, нарушение которого также снижает результат физического воспитания; соблюдение режима труда и отдыха. Вполне понятно, что непосильный отдых и безделье губит не только здоровье, но и духовную сущность человека. Все эти гигиенические факторы, при условии их грамотного использования, во-первых, само по себе укрепляют здоровье занимающихся и увеличивают их общую работоспособность; во-вторых, они способствуют повышению эффекта занятий физическими упражнениями. Поэтому в принципе только комплексное использование в процессе физического воспитания всех его средств – физических упражнений и труда, оздоровительных сил природы и соблюдение гигиенических условий – обеспечивает полноценный, стабильно положительный результат. Недооценка любого средства или отдельной его составляющей может свести на нет все усилия в деле физического воспитания, либо привести в конечном итоге к негативным последствиям.
Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но развита как игра ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности.
Что бы хотелось сказать в заключении… В настоящее время волейбол является один из популярнейших и массовых видов спорта в мире, России. На «бытовом уровне» волейболом в мире занимаются (минимум раз в неделю) около миллиарда человек.
Многоликость волейбола и такие его качества, как доступность, несложное материальное обеспечение, относительно небольшая техническая сложность, подчеркивают его место в арсенале средств борьбы за здоровье и долголетие человека.
Игру в волейбол можно рекомендовать в качестве дополнения к медицинским методам лечения даже больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями - атеросклерозом и гипертонической болезнью (в первой стадии развития).
Люди среднего и пожилого возраста, играя в волейбол, получают отличную физическую разрядку, активно и эмоционально отдыхают. В частности, были проведены эксперименты среди любителей, занимающихся волейболом. В ходе, которого было установлено, что занятия волейболом:
а) способствуют повышению умственной работоспособности;
б) помогают улучшить внешний вид, подтянуто выглядеть перед коллегами;
в) отвлекают от постоянно повторяющихся, монотонных будней, дают возможность сменить обстановку;
г) компенсируют недостаток двигательной активности;
д) помогают сменить вид двигательной деятельности с пассивного на активный;
е) предоставляют возможность неформального общения людей разного пола, возраста, имеющих различные научные степени, звания и должности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятия физической культурой на основе волейбола являются эффективным средством повышения стрессо- и психо-устойчивости населения, которая определяет общее состояние здоровья людей и продолжительность жизни.
Здоровье населения является основной ценностью и богатством нации и государства.
[1] Бальсевич, В. К. Концепция альтернативных форм физического воспитания детей и молодёжи / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Система физического воспитания РФ"
Основы знаний для учащихся можно предлагать в форме красочных и доступных презентациях. Чем сложнее материал, тем больше усилий необходимо потратить на подготовку к решению таких задач....
Этническая система физического воспитания школьников
У народов Севера в результате многовекового опыта жизни сложились собственные идеалы, особая культура и традиции физического воспитания. Воспитания молодого поколения в духе гуманности отношений ...
Презентация системы физического воспитания учителя физической культуры начальной школы
Презентация обобщения опыта работы учителя физической культуры в начальной школе....
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Понятие методики в педагогической теории и практике охватывает совокупность средств, методов и методических приемов, характеризующих в целом путь реализации образовательных или воспитательных задач. М...
Статья по теме: ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ НА ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ НА ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ...
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Материал об общей физической,специальной подготовке, интенсивности физических нагрузок, формах занятий физическими упражнениями и т.д В конце изучения материала предлагается пройти те...
Конкурсный урок "Лучший специалист в системе физического воспитания Калужской области" конспект урока по физической культуре в 10 классе
Тема урока: Развитие физических (двигательных) качеств на уроке физической культуры в 10 классе, с использованием здоровьесберегающих и информационных технологий....