«Влияние подвижных игр на развитие и коррекцию учащихся с ОВЗ»
учебно-методический материал по физкультуре (8 класс)
«Влияние подвижных игр
на развитие и коррекцию учащихся с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_podvizhnyh_igr.docx | 36.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Володарская средняя общеобразовательная школа
«Влияние подвижных игр
на развитие и коррекцию учащихся с ОВЗ»
Подготовила учитель физической культуры:
Васюкова Юлия Максимовна
Введение
Физическое воспитание, применительно к системе специальных коррекционных общеобразовательных учреждений, мы понимаем как учебно-воспитательный процесс, направленный на обучение двигательным действиям, на управление развитием физических качеств и на коррекцию двигательных нарушения, имеющихся у учащихся с ОВЗ. Физическое развитие детей с ОВЗ способствует социализации их в обществе, развитию познавательной и эмоционально – волевой сфер, последующей трудовой адаптации.
Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков – условие активного общего развития, то для детей с ОВЗ физическая культура является одним из основных средств устранения отклонений в их двигательной и психической сферах.
Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки их к жизни. Игры занимают значительное место в жизни ребёнка. С помощью игр у детей с нарушением развития, двигательная активность расширяется, становиться не просто хаотичной, а приобретает смысл. Правильно спланированная игра помогает детям с ОВЗ удовлетворить естественную потребность в общении, эмоциональном контакте с другими детьми и взрослыми, расширяет двигательную возможность ребёнка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку.
Особенности двигательных нарушений у учащихся с ОВЗ
(с задержкой психического развития)
Двигательные нарушения у детей с ЗПР – составная часть ведущего дефекта. Полученные в различных исследованиях сведения о развитии движений у детей с ЗПР дают возможность охарактеризовать основное своеобразие их психофизического развития. У таких детей, по мнению многих ученых, отмечаются следующие нарушения:
- своеобразная моторная недостаточность;
- несформированность сложных координаторных схем;
- недостаточная ориентировка в частях собственного тела;
- неловкость ручной моторики;
- нарушение произвольной регуляции движений;
- недостаточная координированность и нечеткость непроизвольных движений;
- трудности переключения и автоматизации;
- двигательная неловкость;
- наряду с общей психической недостаточностью, у них наблюдается общая физическая ослабленность и не редко нарушение здоровья (по своему физическому развитию многие напоминают детей более раннего возраста);
- перекрестная или невыраженная латеральность;
- недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, координация;
- задержка мышечной координации, что проявляется при езде на велосипеде, при беге, прыжках;
- такие дети с трудом сохраняют равновесие, стоя на одной ноге (в позе Ромберга), при ходьбе по прямой линии, прочерченной на полу;
- повышенная двигательная активность из-за недостаточности тормозных механизмов, а медлительность и двигательная пассивность встречаются реже;
- неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму;
- усложнение характера двигательной реакции сопровождается увеличением времени реакции. Время реакции выбора на простые сигналы у младших школьников с ЗПР существенно больше, чем при нормальном развитии;
- у многих детей наблюдаются гиперкинезы;
- некоторых детей наблюдаются хореиформные движения (мышечные подергивания);
- не умеют двигаться в группе, в строю, с трудом выполняют даже самые простые движения согласованно с коллективом;
- характерна неправильная ходьба с одновременным движением одноименными рукой и ногой.
При задержке созревания ЦНС у детей, задерживается и нарушается формирование интегративной деятельности мозга, что проявляется как в недостаточной сформированности более сложных форм произвольных движений, так и в наличии отдельных проявлений примитивных врожденных двигательных реакций.
Н.П. Вайзман отмечает у детей с ЗПР своеобразный двигательный облик: избыточность, излишество и богатство движений, непринужденность игровой моторики.
Как показали исследования А.М.Фонарева (1977 г.) развитие речевой функции и двигательная активность неразрывно связаны с функциональным состоянием мозга и соответственно с общей жизнедеятельностью ребенка. При этом установлена врожденная функциональная связь между психикой, мышечной системой и мозговыми структурами, которая сочетается с деятельностью органов чувств и висцеральных органов ребенка.
А.Н.Леонтьев (1975 г.) писал, что психика не просто проявляется в движении, но в известном смысле, движение формирует психику. Ведь именно движение осуществляет непосредственную связь человека с окружающим миром и является основой развития его психических процессов.
«Влияние подвижных игр на развитие и коррекцию учащихся с ОВЗ»
Игра – один из основных видов деятельности детей. В детском возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Трудно переоценить пользу подвижных и спортивных игр для детей. Во время активного движения активизируются: дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, быстроту реакции и внимание, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность.
Петр Федорович Каптерев (1849 – 1922), подчеркивая важность использования игры в педагогическом процессе, писал: «Если учитель будет настолько искусен, что занятии по учению до некоторой степени свяжет с играми, если он ухитрится смягчить детям резкость перехода от свободной игры, требующей непременного участия телесной деятельности, к отвлеченному, связанному с неподвижностью, с сиденьем учению, то он получит в свои руки ключ к раскрытию способностей детей, он может руководить их развитием и оказывать существенно важные, неоценимые услуги, которые отразятся самым благотворным образом на всей их последующей жизни».
Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с ОВЗ. Глубочайший смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В. М. Лебедев).
Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка с ЗПР и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.
В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, прыжки, упражнения с мячом, в них несложной техники и тактики, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы.
Особая ценность подвижных игр для детей с ЗПР заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с ОВЗ развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторика, речь, повышая умственную активность, а следовательно, познавательную деятельность в целом.
Эффект этот достигается за счет полуфункциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, равновесия и др.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных игр, выполняемых под стихи, загадки, с решением простейших математических задач, облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук.
В процессе этих игр дети учатся подчиняться общим правилам и действовать в коллективе; у них закладываются и развиваются такие качества, как честность, справедливость, дисциплинированность, развивается чувство сопереживания и появляется желание помогать друг другу.
Через игру можно решать следующие коррекционно-развивающие задачи:
- развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
- развитие познавательной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- обогащение представлений об окружающем мире;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- формирование коммуникативных навыков;
- формирование навыков культурного поведения.
В. В. Макарова (2001) отмечает, что дефицит движений у детей становится причиной ослабления всего организма, что сказывается на снижении его общей биологической устойчивости. Среди дошкольников, школьников начальных классов особенно распространены хронические заболевания дыхательных путей, и это служит причиной болезней внутренних органов, является постоянным очагом интоксикации сенсибилизации организма. Особую роль в профилактике заболеваний органов дыхания играет организация разнообразных подвижных игр и других физических упражнений на открытом воздухе. Установлено, что при систематических занятиях резко сокращается количество заболеваний дыхательных путей (тонзиллитов, бронхитов, заметно улучшается осанка детей, снижается избыточный у многих детей вес).
Положительное воздействие подвижных и спортивных игр выражается не только в физическом развитии, но и в развитии социальных, нравственных качеств: доброты, отзывчивости, собранности, уверенности в себе отмечает В. Г. Марц (2003). Подвижные игры обеспечивают быстрое восстановление работоспособности после умственного труда. Это особенно важно для детей с ОВЗ.
Игры занимают особое место в комплексной методике коррекции нарушений осанки у детей, обеспечивая многоплановое воздействие на организм ребенка и высокую эмоциональную насыщенность. При дефектах позвоночника подвижные испортивные игры широко используются как средство стимулирующего воздействия, а утомление в связи с высокой эмоциональностью не наступает (В. Л. Страковская, 1987) .
Предупредить плоскостопие, по мнению Л. В. Карманова (1997), можно подбором специальных игр, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по возможности несколько раз в день: утром, как только ребенок встал с постели и после дневного сна.
В задачи применения подвижных игр при заболеваниях сердечно - сосудистой системы входят постепенная тренировка нейрорегуляторных механизмов; сердечно - сосудистой системы и организма в целом к физической нагрузке; понижение реактивности нервной системы; улучшение функции дыхательной системы; дозированная тренировка вестибулярного аппарата.
Для выполнения этих задач проводятся игры обще физиологического воздействия (с учетом состояния детей, их физической подготовленности) с целью общего укрепления организма ребенка, улучшения функции дыхания, нервной системы. Здесь особенно важно соблюдение принципа постепенного увеличения нагрузки с целью тонизирования, а затем и тренировки организма ребенка (О. С. Гомова, 2002) .
Полезны игры с ритмичной ходьбой, с широкой и плавной амплитудой движения, а также игры, тренирующие вестибулярный аппарат. С учетом характера заболевания (функциональные, а возможно, и некоторые органические изменения сердечно - сосудистой системы) игры необходимо сочетать с упражнениями на расслабление мышц, дыхательными упражнениями, паузами отдыха, дозированным бегом трусцой в течение 1-2 минут (Б. А. Ашмарин, 1998) .
С этой целью развития и коррекции учащихся с ОВЗ нами применяются следующие виды подвижных игр:
- Подвижные игры на развитие общей моторики
- Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)
- Подвижные игры на развитие ориентировке пространстве
- Подвижные игры на развитие выразительных движений
- Подвижные игры на развитие внимания
- Игры на развитие коммутативных функций
Игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Весёлое настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме (активизируется дыхание, кровообращение, обменные процессы), а также оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребёнка и способствует речевому развитию, что особенно ценно для детей ОВЗ.
Рекомендуемый перечень игр
Пятнашки (салки)
Число участников до 10 человек разбегаются по площадке, а водящий
догоняет их, чтобы запятнать (осалить) в пределах обусловленных границ.
Осаленный становится водящим.
В игру можно внести дополнительные правила. Вот некоторые из них: 1.Все играющие, кроме пятнашки, имеют за поясом по ленточке.
Патнашка, догоняя убегающего, выдергивает у него ленту, тогда убегавший
поднимает руку и говорит: «Я -пятнашка!»
- Играющий может спастись от пятнашки, если возьмется за руки с
другим товарищем, встанет на одну ногу, примет позу «ласточки» и т. д. - Если пятнашка гонится за кем-либо, а ему пересек путь другой игрок,
то он обязан погнаться за тем, кто преградил ему путь. - Водящий, преследуя убегающих, должен держаться одной рукой за то
место своего тела, по которому он был осален. - Играющие продвигаются по площадке, прыгая через скакалку.
Пятнашка догоняет их, прыгая на одной ноге. - На площадке очерчивают 1—2 круга диаметром 2 шага - «дома»,
где убегающие могут спасаться от преследования. Однако больше 5 секунд
в таком домике находиться нельзя.
Колдунчики
Из играющих выбирается колдунчик. Он осаливает играющих. Они должны стоять неподвижно, расставив ноги. Игроки считаются расколдованными, если один из бегающих игроков проползет у них
между ног.
Забегать за пределы площадки нельзя. Когда колдунчик осалит половину игроков, тогда выбирается новый. После игры учитель отмечает лучших колдунчиков.
Через ручеёк
Дети находятся у черты. На расстоянии 3—4 м впереди линиями или шнурами обозначаются первый ручеёк, шириной 60—70 см, через 2—3 м - второй (можно и третий). По команде учителя первые 8—10 игроков бегут, перепрыгивая ручейки, и остаются на другой стороне зала, затем следующие 8—10 человек игроков выполняют то же задание.
Нельзя мочить ноги в ручейке, кто замочил, выбывает из игры. Побеждает игрок, который быстрее всех преодолел ручейки.
Пустое место
Это своеобразные пятнашки с вызовом. Играющие образуют круг. Водящий бежит по внешней стороне круга, дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в обратную сторону. Вызванный игрок устремляется в противоположную сторону. Встретившись, играющие останавливаются, подают друг другу обе руки, после чего приседают, а поднявшись, продолжают бег в ту же сторону. Каждый стремится занять свободное место в круге. Прибежавший вторым продолжает водить.
Побеждает игрок, который в ходе игры не побывал в роли водящего, т. е. все время занимал место первым.
Падающая палка
Все становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Первый номер становится в середину круга, держа в руках гимнастическую палку. Один ее конец он ставит на землю, а другой придерживает рукой сверху так, чтобы палка стояла вертикально. Затем он громко называет какой-нибудь номер и отпускает палку. Игрок с названным номером должен успеть подхватить падающую палку. Водящий в это время отбегает назад. Если вызванный игрок успел схватить палку, и она не упала на землю, то он возвращается на свое место, а водящий продолжает водить. Если же он не поймает палку, то становится водящим, а тот, кто водил, идет в круг на свое место.
Играют установленное время, после чего станет видно, кто меньшее число раз был водящим. Он и считается победителем.
Если желающих играть больше 10 человек, то лучше организовать для игры два круга.
Волки во рву
Посередине площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 70—100 сантиметров одна от другой. Это коридор - - «ров». Линии могут быть не параллельными, а сужаться с одной стороны до 70 сантиметров, с другой — доходить до 100—120 сантиметров, чтобы входе игры ребята сами выбирали место, где им легче перепрыгнуть «ров», не заступив в него ногой.
Двое водящих («волки») становятся во рву, остальные («козы») встают шеренгой на одной стороне площадки за линией «дома» (в 10—15 шагах от коридора). На другой стороне площадки линией обозначается «пастбище». По сигналу «козы» бегут из «дому» на «пастбище» и по дороге перепрыгивают через «ров». «Волки», не выходя из «рва», стараются осалить как можно больше «коз», за что «волкам» начисляются очки. После 3—4 перебежек выбирают новых «волков», и игра повторяется. Те ребята, которые ни разу
не были осалены, считаются победителями. К ним причисляются и те «волки», которые набрали большее количество очков.
Удочка
Играющие становятся в круг, в середине - водящий со скакалкой в руках. Держа скакалку за один конец, он начинает вращать ее так, чтобы другой ее конец проносился над землей под ногами играющих, которые подпрыгивают в тот момент, когда ручка скакалки оказывается под ногами Кого скакалка задела выше ступни, выбывает из игры. Водящий снова раскручивает скакалку. Сам не вращается вместе с ней, а присаживается и перехватывает ее за спиной.
Другой вариант игры предусматривает смену водящего каждый раз, когда кто-либо из стоящих по кругу заденет ее ногой. Он и сменяет водящего, который идет на его место.
Все должны научиться хорошо вращать скакалку (в приседе с перехватом спереди и сзади). Скакалку можно заменить веревочкой длиной 2,5 метра, к концу которой прикреплен мешочек с песком весом 150—200 граммов.
Ловля парами
Площадка (волейбольная или поменьше), ограниченная линиями, служит местом, где располагаются играющие. Выбирается водящий, который перед игрой встает за пределами площадки.
По сигналу он вбегает внутрь площадки и преследует одного из играющих. Осалив его, делает пойманного своим помощником. Взявшись за руки, они бегут ловить нового игрока, стараясь окружить его свободными руками. Пойманный отходит в сторону и ждет, когда пара игроков поймает еще одного бегающего по площадке. После этого составляется вторая пара,
которая также ловит остальных игроков. Каждый раз из двух пойманных ловцами составляется новая пара.
Игра продолжается до тех пор, пока на площадке останется один непойманный игрок.
Правила игры запрещают игрокам забегать за пределы площадки и вырываться после того, когда ловцы сомкнут руки вокруг пойманного. Хватать за одежду и за руки нельзя, в этом случае пойманный отпускается. Если правила нарушили бегающие игроки, они считаются пойманными.
Веселые ребята
На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома на расстоянии 15—20 метров один от другого. Посередине площадки становится водящий. Стоя лицом к ребятам, которые располагаются за одной чертой, он громко считает: «Раз, два, три!» Все играющие юром говорят: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!» — перебегают на противоположную сторону за линию другого дома. Водящий ловит бегущих. Пойманные отходят в сторону. После этого водящий снова считает до трех, октябрята повторяют речитатив и перебегают обратно. После трех-четырех перебежек, пойманных пересчитывают, и они возвращаются в общий строй. Выбирают нового водящего, игра повторяется.
Правилами запрещается салить перебегающих за границей дома. Спасаясь от преследования, нельзя забегать за боковые границы площадки.
Побеждают те, кто меньшее число раз был осален.
Тарелочка по кругу
Четыре-пять человек встают по кругу на расстоянии 5—8 метров один от другого. У первого и третьего игрока в руках пластмассовая летающая тарелочка. По сигналу игроки метают свои тарелочки соседу по часовой стрелке. Поймав тарелочку от соседа справа, игрок посылает ее дальше, а сам должен поймать новую тарелочку с правой стороны. Если игрок не успел освободиться от одной тарелочки, как к нему прилетела вторая (оказался с двумя тарелочками), то игра останавливается, и нерасторопный игрок получает штрафное очко. Оно присуждается и тому игроку, кто неточно (более чем шаг от игрока) бросил ему тарелочку или последняя пролетела выше головы.
Играют 8—10 минут. Победителем считается получивший меньше штрафных очков.
Можно увеличить число игроков в кругу, оставив две тарелочки. Тогда играть будет легче. Если желающих играть больше 8—10 человек, следует ввести в игру три тарелочки.
Круговые салки
Две равные команды располагаются кругами: один наружный, другой внутренний, лицом к центру.
По сигналу ребята продвигаются легкими прыжками (приставным шагом) по кругу. Один круг влево, другой вправо. При этом играющие внутреннего круга держатся за руки.
По свистку все останавливаются. Игроки наружного круга должны быстро присесть, а внутреннего - быстро обернуться (расцепив руки) и осалить тех, кто не успел присесть. Тот, кого осалили, становится в цепь внутреннего круга. Игра продолжается, только круги движутся в обратную сторону.
Игра продолжается до тех пор, пока не будет осалено большинство игроков внешнего круга. После этого участники игры меняются ролями. По правилам игроки наружного круга не должны отходить от внутреннего более чем на один шаг (иначе салить трудно).
Побеждает команда, игроки которой сумеют осалить за равное количество попыток больше игроков.
Вороны и воробьи
Участники игры выстраиваются в колонну по одному (в шаге друг от друга) на середине площадки и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая. По обеим сторонам от играющих разложены предметы: справа городки («вороны»), слева теннисные мячи («воробьи»). Предметов вдвое меньше, чем участников игры.
Играющие по указанию ведущего выполняют различные несложные движения на месте (руки в стороны, вверх, присесть, встать, на месте шагом марш и др.). Затем водящий по слогам произносит одно из слов. Если это слово «во-ро-ны», то на слог «ны» все игроки устремляются к городкам, если же «во-ро-бьи», то при произнесении последнего слога все игроки бегут к мячам, стараясь схватить по одному предмету. Поскольку предметов меньше, чем троков, они достаются лишь самым внимательным и быстрым, за что команде начисляются выигрышные очки. Игра проводится 7—9 раз, после чего подсчитывается число удачных стартов каждой команды и соответственно объявляется счет.
День и ночь
Две команды становятся на середине площадки спиной друг к другу
на расстоянии двух шагов. Одной команде дается название «день», другой - «ночь». У каждой команды на своей стороне площадки в 10— 12 метрах есть «дом».
Ведущий игру неожиданно произносит название одной из команд, например, «день». Эта команда быстро убегает в свой «дом», а игроки другой команды догоняют их и пятнают. Осаленных игроков подсчитывают и отпускают в свою команду.
Все становятся на свои места в шеренги, игра повторяется. Важно, чтобы не было строгого чередования команд, тогда играющие предельно внимательны. Перед сигналом к бегу можно предложить игрокам выполнить несложные упражнения, чтобы отвлечь внимание.
Игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается общее число пойманных игроков в той и другой команде за равное количество перебежек.
Салить игроков разрешается только до черты «дома». Пойманные продолжают участвовать в игре. В ходе игры-перебежки один участник может салить не только стоящего напротив, но и его соседей.
Можно назвать команды (как и в предшествующей игре) «вороны» и «воробьи». Тогда игру также следует назвать «вороны-воробьи».
Переправа
Игроки двух команд выстраиваются на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу (за линиями своих «домов»). По сигналу игроки, продвигаясь прыжками на одной (правой, левой) ноге, пересекают площадку и должны как можно быстрее оказаться за линией «дома» соперника. Побеждает команда, игроки которой раньше соберутся за противоположной линией. Игрок, закончивший передвижение последним, выбывает из игры. Затем следуют прыжки в обратную сторону, и снова
из игры выбывает последний.
Можно изменить способ передвижения (прыгать на двух ногах из стойки или из приседа, бежать и пр.). Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останутся два-три самых, выносливых прыгуна.
По числу игроков на площадке нетрудно определить команду-победительницу. Продолжая соревнование, можно выявить и самого быстрого игрока.
ИГРЫ С МЯЧОМ
Стой!
Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из них (водящий) получает маленький мяч и выходит на середину крута.
Водящий сильно ударяет мячом о землю и называв чей-нибудь номер. Вызванный бежит за мячом, а остальные играющие разбегаются в разные стороны. Вызванные (новый водящий), схватив мяч, кричит: «Стой!» Все
останавливаются и стоят неподвижно там, где их застал! команда. Водящий стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать, подпрыгивать т. п.). Если водящий промахнется, то бежит за мячом, а остальные разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит «Стой!» и кидает мяч в кого-либо из играющих. Осаленный мячом игрок становится новым водящим. Играющие окружают его, и игра начинается сначала.
Правила запрещают кому-либо сходить с места после команды «Стой!», но пока мяч не в руках водящего можно как угодно перемещаться по площадке.
Лови — не лови
Играющие строятся в шеренгу перед водящим, в руках у которого мяч. Стоя в 5—6 шагах от шеренги, водящий бросает мяч любому из игроков, называя при этом какой-либо предмет. Уславливаются, что мяч ловить нужно лишь в том случае, если будет названо, к примеру, что-либо съедобное: «булка», «сахар», «сыр» и т. л. Если водящий произнес название предмета, который несъедобен (например, «гвоздь», «мяч», «стул») и после этого бросил мяч игроку, тот не должен его ловить. Мяч возвращается водящему для нового броска. Если же принимающий мяч ошибся и поймал его, он делает шаг вперед и продолжает играть. При вторичной ошибке он выходит из игры. Через 3 минуты подводятся итоги - отмечаются самые невнимательные, а из тех, кто ни раз не ошибся, выбирают нового водящего, который также ведет игру в течение 3 минут.
После смены каждого водящего все выбывающие игроки возвращаются в строй. Они также могут оказаться в роли водящих.
Важно соблюдать в игре условие: бросать мяч сразу после того, как будет произнесено водящим слово, но не одновременно с произносимым названием. В этом случае играющим очень трудно правильно сориентироваться.
Другой вариант игры, называемый часто «Три стихии». В этом случае играющие образуют круг, а один из них встает посередине с мячом в руках. Он говорит одно из трех слов: «земля», «вода», «воздух» - и бросает кому-либо мяч. Поймавший мяч возвращает его обратно, называя птицу, рыбу или животное в соответствии с заданным словом. Например, водящий сказал слово «вода». Играющий может назвать рыбу («щука», «карась», «карп», «окунь» и т. п.). При слове «земля» играющий называет любое живущее на земле животное: «собака», «корова», «осел», «кошка» и т. п. По сигналу «воздух» поймавший мяч называет птиц: «воробей», «орел», «ворона», «чайка» и т. п.
Игрок, который нарушил условия игры (не поймал мяч, неправильно ответил, сказал слово, которое уже было), получает штрафное очко. После второго штрафного очка он выбывает из игры. Новый водящий назначается через 3—5 минут.
Можно ввести в игру правило «трех секунд», т. е., бросив мяч, учитель
считает до трех, и только после этого (не задерживаясь) игрок должен вернуть назад мяч и дать соответствующий ответ.
Салка и мяч
Игроки бегают по площадке, спасаясь от преследования водящего и передают друг другу мяч (волейбольный или баскетбольный). Задача состоит в том, чтобы передать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. В этом случае водящий должен преследовать нового игрока. Водящий, если предоставится момент, может осалить мяч в руках играющего, последний тогда становится водящим.
Правила разрешают водящему в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если мяч оказался у водящего в руках, его сменяет игрок, виноватый в потере мяча (неточнобросивший мяч или не сумевший удержать его в руках).
Самые быстрые
Играют две команды, игроки каждой рассчитываются по порядку и запоминают свои номера. Они становятся в общий круг (через одного) лицом к центру. В середине круга лежит мяч (булава). Ведущий называет любой номер. Игроки под этим номером из обеих команд обегают круг снаружи (оба бегут в одну сторону, о чем договариваются заранее), а достигнув места, где стояли раньше, бегут к мячу, чтобы овладеть им. Кто сделает это первым, приносит своей команде выигрышное очко.
Игра проводится 3—5 минут. Выигрывает команда, игроки которой набрали больше очков.
Гонка мяча по кругу
Все играющие встают в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера-одна команда, вторые-другая. Два рядом стоящих игрока -капитаны, у них в руках по мячу.
После сигнала мячи передаются по кругу в разные стороны через одного игрокам своей команды. Каждая команда стремится передавать мяч как можно быстрее, чтобы он скорее вернулся к капитану. Если мячи столкнулись, их поднимают, и с места падения продолжают игру.
Второй вариант игры заключается в том, что мячи находятся в разных сторонах круга и передаются (по сигналу) в одну и ту же сторону (вправо или влево). Задача команды делать передачи быстрее, чтобы один мяч догонял другой.
Своему ловцу
Игра напоминает баскетбол. Участники распределяются на две команды и играют на прямоугольной площадке, ограниченной линиями. Каждая команда старается овладеть мячом и бросить его по цели. Однако этой целью является не корзина, а свой же игрок (ловец), стоящий в круге (или треугольнике), начерченном на земле. Ловцы располагаются на противоположных концах площадки. Чтобы поймать мяч, ловец может подпрыгивать, но не имеет права заступать в нейтральную зону, которая опоясывает круг (ширина 70—90 см). В эту зону не разрешается входить и полевым игрокам обеих команд. За это и другие технические нарушения мяч передается противоположной команде. За грубую игру назначается штрафной бросок с расстояния шести шагов от стоящего ловца. Бросающему может мешать только один перехватчик, располагающийся возле нейтральной зоны перед ловцом.
Можно условиться, что игрок будет бросать мяч ловцу, только перейдя среднюю линию площадки или сделав предварительно между своими игроками не менее 3 передач. Каждый меткий бросок приносит команде 1 очко. После этого мяч вводится в игру проигравшей очко командой броском из-за лицевой (короткой) линии своей площадки.
Играют две половины по 8—10 минут.
Между двух огней («Охотники и утки»)
Играют две команды. Одна из них располагается в квадрате со сторонами примерно 7—9 метров. Игроки другой команды, поделившись на две равные группы, занимают места с двух противоположных сторон площадки. Один из игроков берет в руки волейбольный мяч.
По сигналу игроки, находящиеся за пределами площадки, начинают выбивать мячом из игры тех, кто находится в середине. Если игрок осален в любую часть тела, кроме головы, или выронил мяч из рук, пытаясь поймать его с лёта, он покидает квадрат. Метающие мяч могут
перебрасывать его через площадку игрокам своей команды, если те находятся ближе к сопернику, бегающему по площадке. Игра заканчивается, когда последний игрок будет выбит из квадрата. После этого игроки меняются ролями, и игра проводится еще раз. Побеждает команда, сумевшая вывести из игры всех игроков за меньшее время.
В игре может действовать следующее правило: тот, кто поймал мяч, не только сам остается на поле, но и возвращает в игру выбывшего товарища. Если такого игрока нет, то команда получает запасное очко, которое позволит не выходить из игры тому игроку, который будет осален позднее. При таком варианте правилами устанавливается время игры, например, 5 минут. Тогда итог подводится по количеству игроков, выбитых за это время одной и другой стороной. Не засчитывается попадание в игрока от земли, в голову, не разрешается при метании заступать за черту.
Часто для игры чертят большой круг, в середину которого входит одна команда, а другая располагается по внешней стороне окружности. Правила игры остаются прежними или упрощаются, например, игрокам центра не разрешается ловить мяч руками. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не покинут круг.
Пионербол
Игрок задней линии, находясь в пределах площадки перебрасывает волейбольный мяч через сетку как можно дальше. Один из игроков соперника должен поймать мяч и, сделав с ним не более трех шагов (обычно по направлению к сетке), перебросить его обратно на сторону противника в то место, которое наиболее слабо защищено. Игрок, поймавший мяч с воздуха, таким же образом переправляет его обратно. Перекидка продолжается до тех пор, пока мяч не коснется земли. Команда, допустившая это или бросившая мяч за пределы площадки соперника, проигрывает очко. Игра продолжается до 10 очков, после чего игроки меняются сторонами площадки.
В игре с одним мячом можно включить правило трех передач». В этом случае мяч, который перелетел через сетку, должен быть разыгран между двумя или тремя игроками так, чтобы третьим броском он был обязательно переправлен на сторону соперника. В ходе игры ее участники также перемещаются по площадке и делают начальную подачу на сторону противника по очереди.
Перестрелка
По 6—8 человек располагаются на разных половинах площадки. В метре от лицевой линии на каждой стороне проводится линия «плена». В зону коридора заходить запрещается.
Каждая команда получает по мячу. Задача игроков, получив мяч, осалить противника (не заходя за среднюю линию). Противник увертывается от мяча и в свою очередь пытается осалить мячом игрока противоположной команды. Осаленные игроки идут за линию плена, на противоположную сторону (в коридор) и находятся там до тех пор, пока их не выручат свои игроки (перебросив мяч по воздуху). Поймав мяч, пленный перебегает из коридора на свое поле, а мяч оставляет у противника.
Команда выигрывает очко, когда все игроки команды противника
оказались в плену. Игра продолжается до 10 очков.
В игре соблюдаются следующие правила. Салить мячом можно в
любую часть туловища, кроме головы; если игрок, поймав руками мяч,
выронил его, он считается осаленным и идет в плен. Мяч можно передавать
между игроками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств у младших школьников
Развитие основных физических качеств с помощью подвижных игр...
Влияние подвижных игр на развитие физических качеств у юных легкоатлетов
доклад о влиянии подвижных игр на развитие физических качеств...
Влияние подвижных игр на развитие двигательных качеств у младших школьников на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Актуальность опыта объясняется необходимостью:- повышения эффективности образовательного процесса в школе, уровня показателей физической культуры школьников, укрепления их здоровья;- повыш...
Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств у младших школьников.
Приобщение к занятиям физической культурой и спортом с раннего возраста позволяет человеку достичь высокого уровня развития двигательных действий и физических качеств. Известно, что уже в детском возр...
Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств.
Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств....
ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 8 – 9 ЛЕТ
ВведениеАктуальность работы.В настоящее время одной из основных задач физического воспитания детей младшего школьного возраста является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого реб...
Доклад на тему: «Влияние подвижных игр на развитие и коррекцию учащихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями»
Большое значение в коррекции недостатков физического развития и моторики,развития интеллектуальных возможностей детей имеют подвижные игры....