Формирование знаний в преподавании предмета «Физическая культура»
презентация к уроку по физкультуре
Формирование знаний в преподавании предмета «Физическая культура»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_znaniy_v_prepodavanii_predmeta_fizicheskaya_kultura.ppt | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН Роль специальных знаний в освоении ценностей предмета «физическая культура». Знания как элемент содержания образования в сфере физической культуры Формы организации процесса преподавания и усвоения теоретического материала по физической культуре Особенности технологии усвоения теоретического материала
Теория - это система основных идей в какой-либо отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях взаимосвязей между предметами, явлениями, процессами реального мира .
Знания — это конкретные взаимосвязанные факты, теоретические обобщения, законы.
Представления- это психический процесс возникновения в памяти человека конкретных образов предметов, явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда-то ранее воспринимал.
Понятия -это обобщенные мысли о предметах или явлениях окружающего нас мира, отражающие с различной степенью общности их сущность.
Определение- формулировка раскрывающая, разъясняющая содержания дефиниции.
По отношению к процессу физического воспитания знания могут быть рассмотрены в двух аспектах : как один из компонентов содержания образования, представленный в учебном предмете «Физическая культура» (раздел «Основы знаний»); как достояние каждого учащегося, которое он приобретает в процессе обучения и может использовать для достижения целей по сохранению и укреплению своего здоровья, физического самосовершенствования, удовлетворения различных физкультурно-спортивных интересов и потребностей.
Процесс учебного познания при занятиях физическими упражнениями отличается некоторым своеобразием, обусловленным тем, что источником знаний здесь является не только информация учителя, но и сама двигательная деятельность занимающихся: на основе мышечных ощущений и осмысления результатов выполнения физических упражнений обучаемый познает закономерности движений, получает представление о влиянии упражнений на проявление функций отдельных систем организма, убеждается в значимости занятий.
Возможно ли согласиться со следующим высказыванием? Значение теоретического материала обусловлено и тем, что он, хотя и не оказывает прямого и непосредственного воздействия на физическое совершенствование человека, тем не менее, способствует существенному повышению целенаправленности и эффективности процесса физического воспитания.
Т еоретический материал учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе подразделён на три группы: фундаментальные знания общетеоретического характера; инструктивно-методические знания; элементарные и узкоспециальные знания, относящиеся к отдельным видам упражнений.
Варианты использования знаний в обучении двигательным действиям (постановке стопы на место отталкивания в прыжках с разбега): Вариант 1. Перед выполнением учеником задания ему рассказывается о внешней структуре и критериях оценки качества выполнения двигательного действия и демонстрируется образец выполнения.
Вариант 2. При обосновании рекомендуемого способа учитель использует межпредметные связи с курсом физики.
Вариант 3. Ученику предлагается опробовать несколько способов постановки стопы и определить наиболее рациональный из них путем сравнения собственных мышечных ощущений и результативности действий.
Основы знаний о физкультурной деятельности Культурно-исторические основы физкультурной деятельности; Психолого-педагогические основы физкультурной деятельности; Медико-биологические основы физкультурной деятельности.
В тему «Общий и двигательный режим школьника» целесообразно ввести в разных классах в виде отдельных под тем следующие обыденные факты:
1) Рациональность режима различных контингентов людей; 2) Характеристика общего и двигательного режима для школьников конкретных классов; 3)Значение и использования в режиме дня различных форм занятий физическими упражнениями;
4)Обоснование научных фактов: зависимость работоспособности от двигательного режима; 5) Влияние видов и дозировки физических упражнений на организм; 6)Обоснование понятий и терминов: общий и двигательный режим, активный отдых, умственная и физическая работоспособность, утомление и переутомление, формы занятий физическими упражнениями;
7) Методические знания: принципы подбора и определения последовательности упражнений; правила регулирования нагрузки с учетом задач, содержания, форм и места занятий в общем режиме дня; 8)Требования к организации отдельных занятий и всего комплекса мероприятий; 9) Оценочные знания: значение общего и двигательного режима, активного отдыха для поддержания работоспособности и предупреждения утомления.
Содержание курса олимпийских знаний: "Как рождался всемирный спортивный праздник?"; "Столетие олимпийских стартов"; "Олимпийские игры на льду и на снегу"; "Олимпийские принципы, традиции, правила"; "Подлинно общечеловеческое движение"; "Спорт, каким он нужен миру".
Рис1. Содержание учебных знаний й
Первый уровень усвоения знаний является результатом восприятия, осознания смысла (понимания) и фиксации в памяти полученной информации.
Дидактические условия обучения Наличие в учебной информации полной характеристики свойств изучаемого объекта; использование словесного изложения в единой системе с показом, демонстрацией и практическими действиями самих занимающихся; Применение методов активизации восприятия, осмысливания и запоминания содержания учебной информации
Второй уровень усвоения знаний проявляется в готовности к применению их по известному учебному образцу в знакомых или незначительно варьируемых ситуациях.
Дидактические условия обучения Ознакомление учащихся с возможно большим количеством ситуаций, в которых могут применяться данные знания; Количеством способов их применения в каждой ситуации; Закрепления знаний путем многократного и вариативного повторения.
Третий уровень усвоения знаний проявляется в готовности обучаемого к творческому и быстрому применению их в новых, незнакомых ситуациях, обусловленных как спецификой применяемых упражнений, так и условиями их проведения, а также особенностями деятельности учеников .
Дидактические условия обучения Использование системы проблемно-поисковых заданий.
Первое требование: она должна обеспечивать полноценность усвоения знаний без ущерба для двигательной активности учащихся .
Второе требование: используемые формы и методы сообщения теоретического материала должны соответствовать его содержанию и конкретным задачам формирования знаний .
Третье требование: методика должна предусматривать реализацию межпредметных связей, т. е. использование знаний учащихся по другим предметам (физике, биологии и т. д.) для более глубокого понимания закономерностей движений, причинно-следственных зависимостей между отдельными компонентами техники двигательного действия, влияния физических упражнений на организм.
Четвертое требование: использование методов активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых (элементов проблемного обучения, самостоятельной работы, заданий по самоконтролю, взаимоанализу действий партнера и т. п.).
Пятое требование: обеспечение оперативного контроля, позволяющего вносить своевременные коррективы в действия занимающихся и используемую методику.
Ступень «А» — феноменологическая (на этой ступени содержание учебной дисциплины представляет собой простое описание фактов и явлений, опирающееся на использование житейских понятий. Она предполагает формирование общих представлений о содержании физической культуры, основных аспектах ЗОЖ и т. п.).
Ступень «Б» — аналитико-синтетическая (на этой ступени содержание учебной дисциплины предполагает объяснение природы, свойств объектов, закономерностей протекания явлений, закладываются основы языка науки (понятий, суждений и т. п.).
Ступень «В» — прогностическая ( эта ступень абстракции предполагает изучение моделей процессов, анализ законов и свойств явлений, освоение развитого научного языка ).
Ступень «Г» — аксиоматическая (предполагает высокую степень общности, интегрированности знаний. Содержание учебной дисциплины охватывает большой объём материала, что позволяет производить точный и долгосрочный прогноз хода явлений на основе относительно небольшого числа общих принципов и положений. Изложение материала опирается на междисциплинарный научный язык) .
Реализация деятельностного подхода в освоении ценностей физической культуры предполагает решение следующих важных задач: качественного освоения инструктивно-методических знаний; проведения практико-методической подготовки; освоения методов самовоспитания и физического самосовершенствования; формирования физкультурно-спортивных интересов и потребностей и их активную реализацию в повседневной жизнедеятельности, что обеспечивает переход от «принудительной» системы учебного процесса к системе широкого самоопределения в сфере физической культуры.
Комплекс практических заданий: составление и проведение комплексов утренней гигиенической гимнастики; составление и проведение комплексов упражнений в режиме дня; проведение упражнений разминки, организация и проведение подвижных игр; составление и проведение комплексов для содействия развитию отдельных физических качеств, формированию двигательных навыков; участие в организации массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий; участие в организации и судействе спортивных соревнований и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания на уровень знаний по предмету «Физическая культура» для учащихся старших классов
Тестовые задания на уровень знаний по предмету «Физическая культура» используются в школе для определения уровня знаний учащихся старших классов....
Повышение качества знаний по предмету физическая культура через систему работы в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования и педагогами профессионалами Омской области
Описание педагогического опыта учителя физической культуры БОУ г. Омска "Лицей № 143" Коваль С. Б....
Показатели успеваемости и качества знаний по предмету "физическая культура" за 2016-2019 уч.год.
Показатели успеваемости и качества знаний по предмету "физическая культура" за 2016-2019 уч.год....
Оценка теоретических знаний по предмету Физическая культура Тесты на основе шаблона Комаровского
Данный тест позволяет оценить теоретические знания по предмету.Могут быть использованы для подготовки к ВСОШ по физической культуре, для работы на уроке.Тема- История развития баскетбола...
Оценка теоретических знаний по предмету Физическая культура Тесты на основе шаблона Комаровского
Тесты по разделу "Волейбол"...
Оценка теоретических знаний по предмету Физическая культура Тесты на основе шаблона Комаровского
Тест по разделу "Волейбол" - Основные правила игры...
Оценка теоретических знаний по предмету Физическая культура Тесты на основе шаблона Комаровского
Тест по разделу программы- Гандбол...