Статья
методическая разработка по физкультуре
«Формирование педагогической компетентности учителя физической культуры в организации учебной и внеурочной деятельности по предмету с позиции здоровье-сбережения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черноморская средняя школа № 3»
муниципального образования Черноморский район Республики Крым
ДОКЛАД
«Формирование педагогической компетентности учителя физической культуры в организации учебной и внеурочной деятельности по предмету с позиции здоровье-сбережения».
Учитель
физической культуры
Гурина Наталья Николаевна
2022
Формирование педагогической компетентности учителя физической культуры в организации учебной и внеурочной деятельности по предмету с позиции здоровье-сбережения.
Одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, предполагающих комплекс мероприятий, проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников.
Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, на мой взгляд, должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. При этом важнейшим аспектом в достижении эффективности здоровьесберегающих технологий, является использование учителем непосредственной наглядности, личного примера в поддержании физической формы и здорового образа жизни. Особенно в этом аспекте важна роль учителя парадигме современных проблем в воспитании детей и молодежи. Регулярные занятия спортом и участия в соревнованиях самого учителя, является ведущим фактором интеграции и объединении школьников вокруг идей спорта, физической культуры, здорового образа жизни. Особая актуальность в этой связи приобретает слова Президента РФ В.Путина «Спорт- это не просто развлечение, а важнейшая гуманитарная составляющая экономики и государственности». Какими бы компетенциями в организации занятий, владении технологии не обладал учитель, без личного примера сложно добиться положительного примера. Методологический подход непосредственной наглядности сможет более эффективно реализовать технологии по организации учебной и внеурочной деятельности. Как известно эти технологии в себя включают:
1.Создание условий для заинтересованного отношения к учебе.
На каждом уроке создавать ситуации успеха, способствующие формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.
На уроках физической культуры я уделяю особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.
2.Использование индивидуального подхода и доступности.
Так, контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то я вношу в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Иначе сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. Если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным.
2. Включение в систему физического воспитания в школе внеурочной деятельности направленной на физическое совершенствование, гармоничное развитие и здоровый образ жизни.
Рекомендуется использовать элементы физической культуры, элементы классических и нетрадиционных видов спорта, на занятиях внеурочной деятельности. Существуют школы, где применяется активный отдых в форме: физкультминутки, физкульт-паузы, подвижные перемены. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания;
· устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза;
· устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.
Личный пример педагога во многом способствует воспитанию личности ребенка. На мой взгляд, учитель физической культуры должен опираться на педагогику сотрудничества с детьми, с их родителями, с коллегами по работе. Долг учителя — раскрыть в ребенке положительные качества и способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на занятиях физической культурой, дома — над развитием своих физических и морально-волевых качеств. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Цель может быть достигнута с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса.
Здоровье – ценность не только для каждого человека, но и для общества в целом. Однако далеко не все школьники считают своё здоровье ценностью.
Причины этого - и незнание реальных угроз здоровью, и излишняя уверенность в неистощимости ресурсов организма, и надежда лишь на возможности медицины.
С ранней весны и до поздней осени занятия физической культуры провожу на свежем воздухе, на спортивной площадке. Широко использую различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключение, успокоение временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функции организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.
Исходя из существующей на сегодняшний день проблематики и далеко не всех обозначенных противоречий, я вижу необходимость раздельного дифференцированного обучения учащихся физической культуре, что позволит нам сократить и укрепить здоровье школьников и повысить мотивацию учащихся к дополнительным занятиям физической культурой и спортом в дополнительных образовательных учреждениях.
Современный урок физической культуры должен не только сохранять и укреплять здоровье учащихся, но и побуждать ребят к интеллектуальной деятельности через создание проблемных ситуаций, решение которых требует привлечения знаний из других предметов.
Хочу закончить свой доклад нашего Президента РФ В.Путина:»Именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России этого и последующего веков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....