ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ (С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС)
статья по физкультуре (8 класс)
Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности субъектов любого воспитательно-образовательного процесса, особенно в военно-морском училище. В связи с этим такое явление как физкультурное (физкультурно-спортивное) движение, в настоящее время приобретает все более возрастающее значение для формирования активной деятельностной позиции личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_2.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ (С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС)
Шушков Владимир Александрович,
старший воспитатель (начальник учебного курса),
НВМУ (г. Санкт-Петербург)
Рассматривая вопросы профессиональной подготовки и отражения в ней аспектов воспитательной направленности, так или иначе мы сталкиваемся с классификацией групп профессий, учитывающих степень опасности ее осуществления в условиях производственной реализации. Известно, что к группе профессий наивысшего класса опасностей относят: 1) военные профессии, 2) профессии, обеспечивающие функционирование горнодобывающей промышленности, подземного строительства и 3) область военной и гражданской авиации, самолетостроение.
В связи с этим, среди личностных результатов освоения основных образовательных программ (согласно ФГОС) особое значение уделено:
-формированию ценности здорового и безопасного образа жизни;
-усвоению правил индивидуального и коллективного безопасного стрессоустойчивого поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих здоровью;
-формированию основ экологической культуры, соответствующей уровню экологического мышления и пр.
Таким образом, в системе профессиональной подготовки особая роль должна быть уделена мероприятиям физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. Данные мероприятия помогают не только освоению необходимых компетенций и профессионально важных качеств, но и способствуют формированию экологической культуры, экологического мышления, сущность которого в воспитательно-образовательном процессе заключается в активном сохранении, укреплении и преумножении здоровья, формировании высокого уровня экологической культуры.
Содействие здоровому стилю жизнедеятельности, развитие адаптационных способностей к социокультурной среде общества – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических условий, направленная на достижение профессионализма и улучшение качества жизни учащейся молодежи (особенно военноориентированных учебных заведений), которая должна иметь прочное нравственно-ценностное основание.
Стоит отметить, что особую важность в воспитательной работе играет организация с обучающимися подвижного образа жизнедеятельности. В контексте данных мероприятий широко используются средства физкультурно-массового оздоровительного характера. Приведем пример такого воспитательного мероприятия.
Анализ опыта воспитательной педагогической работы с учащимися Нахимовского военно-морского училища.
- Объект анализа – группа обучающихся совместно с педагогами и преподавателями физического воспитания.
- Направление работы – проект воспитательной деятельности «Спартакиада» (на базе училища).
- Методы изучения опыта: беседы, интервью, анализ документации.
«Актуальность.
Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности субъектов любого воспитательно-образовательного процесса, особенно в военно-морском училище. В связи с этим такое явление как физкультурное (физкультурно-спортивное) движение, в настоящее время приобретает все более возрастающее значение для формирования активной деятельностной позиции личности.
Организация физкультурно-спортивного движения – «формы социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта», ориентированного на интересы молодежи в условиях профессиональной подготовки с акцентом на специфику формирования нравственно-ценностных ориентаций – сегодня просто необходима, поскольку особенностью настоящего этапа развития страны (в том числе и в области профессиональной подготовки) является то, что активный поиск новых подходов и решений в различных сферах жизнедеятельности молодежи идет прежде всего в учебных заведениях [Из закона о физической культуре и спорте РФ].
Мероприятия проходят на базе училища в свободное от образовательного процесса время (т.е. каникулярное). Периодичность мероприятий – 2 раза в год (зимний и летний периоды). Зимние мероприятия проходят в спортивных залах (игровые виды) и на воздухе (лыжные старты), летние - на воздухе (веселые старты).
Известно, что личный пример воспитателя, особенно авторитетного для воспитанников, имеет неоценимое значение. Особое значение имеет этот фактор в организации совместных спортивно-массовых мероприятий с обучающимися.
Говоря о роли такого влияния следует отметить актуальность следующих связей:
– между повышением степени вовлеченности обучающихся в благоприятную окружающую среду и качеством воспитательно-образовательного процесса;
– между повышением личного статуса педагога, воспитателя, и приобщением обучающейся молодежи к активному образу жизни.
Считаем важным отметить, что такое явление как совместные Спартакиады обучающихся и преподавателей вызывают положительные эмоции: эмоции со стороны самих участников, которые, ориентируясь на активную позицию педагогов, стремятся повысить уровень своей физической активности и включенности в досуговые мероприятия.
Опыт показывает, что соревнования, которые проводят и в которых непосредственное участие принимают сами преподаватели, проходят гораздо интереснее, учащиеся охотнее участвуют в них, что позволяет полноценно реализовывать воспитательные задачи педагогической деятельности.
Говоря об успешности данной деятельности и степени надежности положительного результата, приведем данные социологического опроса. Из отчета педагога: «В рамках нашего исследования для оценки успешности проекта был проведен социологический опрос для получения интересующих нас данных. Была предпринята попытка изучить взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса с помощью репрезентативного анкетного опроса, в котором приняли участие обучающиеся Нахимовского военно-морского училища (n=238). Это позволило выявить мнение о качестве проекта, узнать характеристики работы педагогов.
Оказалось, что среди ребят, которым очень нравятся мероприятия, 89,85 % относятся к процессу участия в них положительно и лишь 2,90 % - отрицательно. У ребят, которые не удовлетворены мероприятиями или затрудняются ответить, отношение к участию все же остается положительным.
Так, при ответе «затрудняюсь» на вопрос об оценке мероприятий положительно оценивают его 87,14% ребят. Это говорит том, что сам процесс рассматривается как интересный, осознается значимость таких мероприятий.
Оценку эффективности реализации физкультурно-оздоровительных мероприятий можно осуществлять на основе следующих показателей:
- результативности (R) реализованных мероприятий, которая складывается из соотношения уровней достижения цели и задач мероприятия (CZ), а также выполнения предусмотренного объема составляющих его частей, а именно – (Kn): R= CZ / Kn;
- достижения целей, задач мероприятия (CZ), которое складывается из соотношения фактически проведенных мероприятий (FK) по отношению к плановому, а именно – (Pl): CZ = FK / Pl;
- выполнения предусмотренного объема физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (FK), состоящего из соотношения фактического объема использованных средств (Sf) (финансовая часть, материальная база, оборудование, инвентарь) к запланированным мероприятиям, а именно – (Sp): FK = Sf / Sp.
Литература:
- Антипин, Н. А. Урбанизация и здоровье населения: экологический аспект / Н. А. Антипин, Л. Н. Блинов, И. Л. Перфилова, Л. В. Юмашева // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды пятой Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. – СПб.: Издательство политехнического университета, 2010. – С. 137-143.
- Валитов, И.О. Проблемы здоровья современной личности в контексте взаимовлияния окружающей среды и демографической культуры / И. О. Валитов // Этносоциум и межнациональная культура, 2010. – №4(28). – С. 143 - 156.
- Васильева, И. Н. Формирование эколого-валеологической компетенции учащихся [Электронный ресурс] / И. Н. Васильева. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/517144/.
- Востриков, В. А. Функции физического образования в формировании базовой культуры личности. Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: тезисы докладов Всероссийской н.-п. конф. / Гл. ред. Л. П. Салтымакова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С.37-39.
- Посохова, С. Т. Адаптационный потенциал личности / С. Т. Посохова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды пятой Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. – СПб.: Издательство политехнического университета, 2010. – С. 35-40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков в формате технологической карты по теме "Причастие" с учетом требований ФГОС ООО
Система уроков расскрывает подробное описание урока по теме "Причастие" в 7 классе. Технологическая карта содержит УУД , требуемые по ФГОС. Занимательные игры на уроке закрепления по теме помогут с ин...
Презентация "Формы контроля и оценки знаний на уроке ИЗО в 5 классе с учетом требований ФГОС "
В презентации дается классификация способов контроля и оценки знаний учащихся, а т.ж представлен вариант итоговой тестовой работы за курс 5 класса по программе Е.А.Ермолинской...
план самообразования. Тема: Внедрение эффективных образовательных воспитательных технологий с учетом требования ФГОС
план самообразования расчитан на 5 лет. Для повышения личных результатов...
Система оценки на уроках физической культуры с учетом требований ФГОС
Итоговая оценка достижения планируемых результатов по физической культуре имеет ряд особенностей, вытекающих из общих подходов к системе оценивания выполнения требований Стандарта...
Система оценки на уроках физической культуры с учетом требований ФГОС
Система оценивания образовательных достижений:На уроках физической культуры я оцениваю:физическую подготовленность,практические умения и навыки,теоретические знания,навыки организации физкультурно-озд...
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА с учетом требований ФГОС 3 поколения
Автор: учитель английского языка МБОУ «Средняя школа им. А.А. Леонова», Сухорукова Елена Дмитриевна, г. Гагарин, Смоленская область.Аннотация. В статье представлен опыт работы по акти...
Эффективные пути и способы пополнения активного словаря обучающихся на уроках английского языка с учетом требований ФГОС
Статья посвящена методам пополнения активного словаря учащихся в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Описываются различные подходы к обучению лек...