МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ В 5 КЛАССЕ
методическая разработка по физкультуре (5 класс)

Жаркова Елена Васильевна

Вашему вниманию представлен первый урок лыжной подготовки. Обычно на нём учащихся знакомят с историей возникновения лыжного спорта, с техникой безопасности на занятиях, правилами подбора лыжного инвентаря, а также с основной техникой передвижения на лыжах.

 Этот урок можно провести в кабинете информатики. Использование ИКТ на занятии дает возможность сделать урок интересным и занимательным. Быстро проверить усвоение учениками полученных знаний по ТБ. Детально разобрать технику передвижений на лыжах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_lyzhnoy_podgotovke_v_5_klasse.docx43.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛОКУРИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ

В 5 КЛАССЕ

 

 

 

 

Автор: Жаркова Елена Васильевна,

 учитель физической культуры

 

 

 

 

Г. Белокуриха 2021г.

Краткое описание. Вашему вниманию представлен первый урок лыжной подготовки. Обычно на нём учащихся знакомят с историей возникновения лыжного спорта, с техникой безопасности на занятиях, правилами подбора лыжного инвентаря, а также с основной техникой передвижения на лыжах.

         Этот урок можно провести в кабинете информатики. Использование ИКТ на занятии дает возможность сделать урок интересным и занимательным. Быстро проверить усвоение учениками полученных знаний по ТБ. Детально разобрать технику передвижений на лыжах.

Тема урока. История возникновения лыжного спорта. Требования к одежде, обуви и лыжному инвентарю, технике безопасности на уроках лыжной подготовки. Попеременный и одновременный лыжные ходы.  

Цель урока. Дать знания о пользе занятий лыжным спортом для здоровья, создать представление о технике передвижений на лыжах попеременными и одновременными ходами, обеспечить предупреждение травматизма во время занятий.  

Тип урока: образовательно-познавательный

Задачи урока:  

  • Предметные: иметь первоначальное представление о истории возникновения лыжного спорта, о требованиях к одежде, обуви и лыжного инвентаря, правил безопасного поведения на уроках лыжных гонок, технике передвижений попеременным и одновременным лыжными ходами, формировать умение выполнять самодиагностику физической подготовленности с помощью выполнения теста с приседаниями.  
  • Метапредметные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать тему, цель урока, сохранять заданную цель, контролировать свою деятельность по результату, определять наиболее эффективные способы достижения результата, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
  • Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Условия проведения: кабинет информатики

Материально-техническое обеспечение: медиапроектор, экран, компьютеры

1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Цель учителя: сформировать у учащихся положительную психологическую мотивацию к решению учебных задач урока.

Задачи: 

Предметные: знать историю возникновения лыжного спорта;

Коммуникативные: точно формулировать цель и учебные задачи урока; разработать план учебных действий по достижению цели занятия;

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

Познавательные: демонстрировать знания из области лыжного спорта.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная. 

Методы: словесный, наглядный, ИКТ

Методы мотивирования учебной активности учащихся: похвала, поощрение. методы контроля: оперативный 

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Создаю условия для мотивации учащих-

ся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.

-Ребята сегодня мы с Вами проводим необычный урок физкультуры в кабинете информатики.  

-Обратите внимание на экран. Какой вид с порта показан на видео?  Слайд презентации №2 

Ученики смотрят видеоролик. Называют показанный в видеоролике вид спорта.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

При затруднении учащимися сформулировать свою деятельность, определяю причины затруднения. Оказываю помощь учащимся сформировать проблему, цель и учебные задачи урока

-Что Вы знаете о истории лыж?  -Какие лыжные ходы можете описать?  

-Что может послужить главной причиной травматизма при занятиях лыжами? -Что Вы знаете о влиянии лыж на

Принимают участие в обсуждении заданных им вопросов.

 

Задавать наводящие вопросы.

здоровье и работоспособность человека?  

Создание ситуации для самоопределения занимающихся и условий для развития умения ставить цель и представлять результат.    Предлагаю ученикам сформулировать тему и цель урока.  

 Слайд презентации № 3.

При затруднении помочь ученикам сформулировать тему и цель урока, опираясь на их знания.

 

 

 

  Помогаю ученикам сформулировать учебные задачи.

 Слайд презентации № 4 

В случае невозможности определить задачи урока, задаю объясняющие вопросы, вызывая ассоциации с жизнью

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

Цель: Создать условия для активного восприятия учащимися знаний из области истории лыжного спорта, формировать первичное представление о технике передвижений на лыжах, о требованиях к одежде, обуви и лыжному инвентарю, методике проведения теста с приседаниями. 

Цель учащихся – овладеть терминологией из области лыжного спорта: техники передвижений на лыжах. 

Задачи:

Предметные: знать историию возникновения лыж, технику передвижения на лыжах попеременным и одновременным лыжными ходами, требования к одежде, обуви, лыжному инвентарю, к технике безопасности на уроках лыжных гонок; правила выполнения теста с приседаниями для самодиагностики состояния физической подготовки.

Коммуникативные: сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, обеспечивают бесконфликтную совместную работу;

Регулятивные: сохранять заданную цель, видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; формировать опыт саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Познавательные: демонстрировать знания техники передвижения на лыжах, правил безопасности на уроках лыжной подготовки, уметь подбирать лыжный инвентарь, выполнять тест с приседаниями.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая. Методы организации деятельности учащихся: словесные, наглядные, практический, ИКТ – презентация. 

Методы мотивирования учебной активности учащихся: похвала, поощрение. 

Виды контроля: оперативный, измерение морфофункциональных показателей. 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Дозировка 

ОМУ 

Создаю ситуацию для «открытия нового знания»

Рассказываю о истории возникновения лыжного спорта. О разновидностях лыжного спорта и его

Слушают учителя, смотрят слайды презентации, принимают участие в беседе с учителем.

 

 

 

 

5 мин

Обратить внимание на влияние занятий лыжным спортом на здоровье и работоспособность человека. Задать при необходимости наводящие вопросы, опираясь на знания

популярности среди населения нашей страны. Акцентирую внимание учащихся на влиянии занятий лыжным спортом на здоровье и настроение человека.  

Слайды презентации №5 - 9

 

 

учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Перед Вами слайд, на котором изображена одежда. Выберете ту, которая желательно должна быть на Вас на занятиях лыжным спортом.  Слайд презентации № 10. -Объясните, почему Вы на ней остановили свой выбор?

Делают выбор одежды для занятий лыжным спортом. Объясняют свой выбор одежды.

2 мин

В случае возникновения затруднения объяснить свой выбор, помогаю учащимся, используя наводящие вопросы. 

- Ребята, кто из Вас может рассказать, как подбирается лыжный ин-

Опираясь на свои знания, рассказывают о правилах подбора лыж, палок и ботинок для

2 мин

При необходимости использую наводящие вопросы.

вентарь (лыжи, палки, ботинки). Слайд презентации № 11.

занятий лыжным спортом.

С целью определения границы знания и незнания причин травматизма задаю вопрос:

- Что может служить причиной возникновения травмы на уроках лыжной подготовки?

Отмечают необходимость соблюдения правил безопасности  на уроках лыжной подготовки.

1 мин

При затруднении сформулировать основные причины травм, использую наводящие вопросы.

Предлагаю ученикам самостоятельно изучить правила техники безопасности на занятиях лыжных гонок.

Раздаю карточки, содержащую информацию о ТБ.

(Приложение №1)  

Самостоятельно знакомятся с правилами техники безопасности на занятиях лыжных гонок.

5 мин

Организую деятельность учащихся к самостоятельной деятельности к получению новых знаний о технике безопасности. Использую карточки по технике безопасности.

С целью контроля усвоения правил ТБ, предлагаю ученикам разбить-

В группах 2-3 ученика выполняют тест на компьютерах по правилам безопасности. 

5 мин

Организую работу за компьютером в группах с целью проверки знаний по

ся на группы для выполнения теста по правилам безопасности на уроках лыжной подготовки (тест в программе iSpring

Quiz Maker) 

ТБ. Отметить учеников справившихся с заданием.

-Ребята, расскажите какие Вы знаете лыжные ходы? Предлагаю ознакомиться с видео в презентации, в которой показывается техника попеременных и одновременных лыжных ходов. С целью закрепления усвоенных знаний и способов действий задаю вопросы: -Чем они отличаются друг друга? -Как вы думаете, где лучше использовать тот или иной лыжный ход?

Выслушав учителя, ученики высказывают свое мнение. Смотрят видео в презентации. Принимают участие в обсуждении поставленных перед ними вопросов. Отмечают различия между лыжными ходами. Где по дистанции их лучше всего применять.

8 мин

При затруднении учеников ответить на поставленные вопросы, задать наводящие вопросы.

Слайды презентации № 12 -15

-Ребята, перед тем как нам приступить к занятиям лыжами, необходимо убедиться в том насколько мы физически готовы к этим занятиям и как наш организм будет реагировать на физическую нагрузку. -Предлагаю ознакомиться с тестом на приседания, который позволит Вам сформировать представление о состоянии Вашей сердечнососудистой и нервной систем.

Отвечают на поставленный вопрос о физических качествах, слушая мнения своих товарищей по классу

2 мин

Объяснить значение выполнения теста для определения состояния физической подготовленности организма на данный момент времени и его реакцию на физическую нагрузку перед тем как приступить к занятиям лыжным спортом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаю выполнить тест на приседания. Перед этим напоминаю о способах измерения ЧСС.  

Знакомятся с информацией, предложенной на слайде.

По команде учителя измеряют ЧСС сидя на стуле, затем по команде

2 мин

При затруднении объяснить, предлагаю учащимся ответить на наводящие вопросы.

ЧСС измеряется в

Даю команду выполнить измерение ЧСС сидя на стуле. Затем сделать 20 приседаний в темпе (одно в сек.). Еще раз измеряется ЧСС. Предлагаю сравнить полученные результаты.  

Слайды презентации № 16 – 17.

выполняют 20 приседаний в темпе (одно в сек.). Снова измеряют ЧСС.

Сравнивают результаты, полученные при измерении пульса. Анализируют, объясняют полученный результат. Делают вывод.  

течение 6 сек.

3. Заключительная часть

 Подведение итогов урока

Цель учителя: формировать у  учащихся способность к рефлексии выполнения учебной задачи урока, проверить усвоение учащимися содержания учебного материала. 

Цель учащихся – оценить свою деятельность на уроке. 

Задачи: 

Коммуникативные: уметь слушать и слышать друг друга и учителя, проявлять уважение, интерес и внимание к собеседнику, точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные: уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; Познавательные: уметь объяснять и выполнять самоконтроль (рефлексию) своей деятельности на уроке

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная. 

Методы организации деятельности учащихся: беседа, ИКТ - презентация Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: похвала, поощрение.

Виды контроля: оперативный 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся 

Дозировка

ОМУ

Создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, формирования самооценки, вовлечения детей к заня-

тиям лыжным спортом.

-Какая была тема и учебная цель нашего занятия?  -Справились с заданием? Или возникли какие-то трудности? 

Слушают, анализируют, высказывают свое мнение.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При затруднении провести рефлексию оказать необходимую помощь ученикам провести самоанализ своих действий на уроке.

 

 

 

 

 

 

Предлагаю ученикам снова измерить ЧСС. Предлагаю проанализировать полученную информацию.

 

Измеряют пульс. Сравнивают с результатами представленном на  слайде презентации № 16. Делают выводы полученных результатов о состоянии своего здоровья на данный момент времени.

Измерить ЧСС в течение 6 сек.  

 

 

 

Дать домашнее задание.

Слайд презентации

№ 18 

Записывают домашнее задание  

 

Учебник. § 12 стр.

135-139

 

Используемая литература:

  • Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/М.Я.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова и др.; под ред. М.Я.Виленского. – 4-е изд.-М.: Просвещение, 2015г.

Интернет ресурсы:

Видеоматериалы:

  • Техника лыжных ходов. Союзспортфильм. Выпуск 1984 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника безопасности на уроках физической культуры по лыжной подготовке (средняя школа).

Общие требования к безопасности. Требования к безопасности перед началом, во время и по окончанию занятий. Нормы температуры воздуха для проведения занятий по лыжной подготовке. ...

Конспект урока физической культуры по лыжной подготовке в 5 классе

План-конспект урока в 5 классе по лыжной подготовке....

календарно-тематическое планирование 1-4 класс по физической культуре без лыжной подготовки

каледарно тематическое планирование с пояснительной запиской, содержанием , литературой....

Личная гигиена на уроках физической культуры по лыжной подготовке для 1-4 классов.

Личная гигиена на уроках физической культуры по лыжной подготовке. Презентация...

Тестовые задания по физической культуре, раздел "Лыжная подготовка".

Тестовые задания с ответами по физической культуре, раздел "Лыжная подготовка"....

Технологическая карта урока физической культуры по «лыжной подготовке» в 5 классе

формирование УУД:познавательных (умение классифицировать вид ДД, лыжные ходы);  коммуникативных (контроль действий другого); регулятивных  (самоконтроль, определение характера ДД лыжных...