Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры
учебно-методический материал по физкультуре
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской Федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску спортивно одаренных детей и создание оптимальных условий для их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sposobnostey_u_detey_po_fk.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
учителя физической культуры Физико-математической
школы № 56 г. Улан-Удэ Кобылкина С.А.
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской Федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску спортивно одаренных детей и создание оптимальных условий для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Распространено мнение, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Однако, нередко одаренный ребенок опережает сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Поэтому моя задача как учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе я использую следующие признаки развития ребенка - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
При выборе содержания и методов работы с детьми я учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Так, для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, турниры, как условие и средство формирования самооценки.
Стараюсь включать детей в соревнования с более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками часть детей старается брать на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому я привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья. Стараюсь детей привлекать к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.
В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, туризм, таеквондо, футбол, легкая атлетика, шахматы.
Так как в развитии и формировании способностей учащихся большое значение имеет и участие родителей, то в свою очередь стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию, например, регулярно проводим в школе совместные спортивные мероприятия, соревнования с Советом отцов.
Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации подростка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте я стараюсь привлекать ребят к участию в соревнованиях, конкурсах, турнирах, Днях здоровья, привлекаю к выступлениям с пропагандой ЗОЖ. Учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствии учителя как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.
Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся цель которого определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам, 2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование(ГТО) учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости. Важным фактором, влияющим на выявление и развитие учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Для развития способностей учащихся и поддержания устойчивого интереса к занятиям физической культурой в школе существует система традиционных ежегодных мероприятий. В сентябре и мае проводится первенство школы по кроссу с целью мониторинга физических способностей учащихся. Среди традиционных мероприятий можно назвать следующие: эстафета для 6-11 классов, веселые старты для 2-5 классов, первенство школы по волейболу для 8-11 классов, первенство школы по баскетболу для 5-11 классов, для 2-8 классов, военизированная эстафета к 23 февраля для 1-4 классов, «Папа, мама, я – спортивная семья» для 1-5 классов к 8 марта, первенство школы по настольному теннису для 7-11 классов, легкоатлетический пробег к 9 мая, участие в городской спартакиаде школьников. Таким образом, созданная система развития способностей учащихся помогает мне в работе с детьми. Кроме этого, большую роль играет и непосредственно организация учебного процесса.
- Организация учебного процесса.
нетрадиционные уроки:
- интегрированные уроки. Например: физическая культура и ОБЖ;
- игровые уроки;
- соревнования;
- мини-турниры;
- уроки с использованием технических средств и т.д.
- Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:
- задание творческого плана;
- участие детей в олимпиаде по физической культуре, конкурсах;
- работа спортивных секций по видам спорта.
- Общеразвивающие мероприятия
- традиционные спортивные соревнования школы
- предметные недели
- Дни здоровья
Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности
Основные задачи этапа отбора | Основные методы отбора | |
1 | Предварительный этап выявления способностей |
|
2 | Углубленная проверка выявленных способностей |
|
3 | Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Кузьменко Андрея Владимировича, МБОУ «Потанинская СОШ»
Изучение закономерностей формирования и развития личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка для самореализации в процессе жизнедеятельНа се...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
Работа по выявлению способностей детей...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
уважаемые коллеги предлагаю вам ознакомиться с моей системой работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся по физической культуре
Достижения в обучении физической культуре во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и посильные цели...
работа по выявлению и развитию способностей учащихся по физической культуре
система работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта. ... определение уровня ф...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры...