Психологические аспекты деятельности тренера
презентация к уроку по физкультуре

В данной презентации собран материал о некоторых психологических особенностях, которые присущи тренерской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_aspekty_deyatelnosti_trenera.pptx2.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические аспекты деятельности тренера Москаленко Елена Петровна тренер-преподаватель по лёгкой атлетике высшей категории МАУДОДЮСШ Успенский район Краснодарский край

Слайд 2

В спорте главными личностями являются тренер и спортсмен. Их взаимодействие образует систему. Определяющая роль в успехе спортсменов принадлежит личности тренера. Каким должен быть тренер, чтобы воспитывать чемпионов?

Слайд 3

Кем должен быть тренер? Педагогом Психологом Менеджером Организатором

Слайд 4

Профессия тренера требует проявления следующих способностей: Проектировочных Организаторских Коммуникативных Гностических Двигательных

Слайд 5

Психологические особенности тренерской деятельности 1. В процессе своей деятельности тренер вступает в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса - с родителями юных спортсменов, представителями администрации, судьями, журналистами, врачами и т.д. Что требует него коммуникабельности и выдержки.

Слайд 6

2. Публичность (особенно в спортивных играх), успешная или неудачная деятельность тренера со спортсменами высокого класса обсуждается в средствах массовой информации, его показывают во время трансляций матчей, пресс-конференций, что требует постоянного контроля своих эмоций, грамотности речи, соблюдения этики общения с журналистами.

Слайд 7

3. Постоянное общение со своими учениками на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях, позволяющее лучше изучить психологию спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие. Это накладывает на тренера особую ответственность за физическое здоровье и личностное развитие его подопечных. Воспитательная роль тренера должна базироваться на его авторитете и личности профессионала

Слайд 8

4. Стрессогенность в период соревнований – тренер постоянно испытывает очень высокое нервно-эмоциональное напряжение. Часто на соревнованиях тренер не имеет возможности внести поправки в деятельность спортсмена и должен хранить все переживания в себе.

Слайд 9

5. Наличие «профессионального риска»: тренер вынужден ждать высокого результата своих учеников долгие годы (при этом без гарантии, что он будет), а это требует не только терпения, но и нравственной ответственности за здоровье и развитие таланта своих учеников.

Слайд 10

6. Неизбежные падения после взлетов . Отсюда нестабильность социального статуса тренера, неуверенность в будущем. 7. Оторванность тренера от дома и семьи в течение длительного времени . Для тренера практически не бывает выходных дней.

Слайд 11

Успех в тренерской работе в значительной мере зависит не от психологических характеристик тренера, а от его знаний и выстраивания взаимоотношений со спортсменами.

Слайд 12

Условия, доминирующие в профессии «тренер»: профессия «тренер» - одна из самых рискованных из существующих в нашем обществе, она связана с ответственностью за жизнь и здоровье спортсменов; деятельность тренера как академическая профессия включает необходимость постоянного и непрерывного обучения. Но сегодняшние тренеры часто не имеют достаточной и непрерывной системы повышения квалификации. зарплаты тренеров совершенно несправедливы и часто определяются явным социальным неравенством. При одинаковых уровнях зарплаты совершается абсолютно разная работа. В связи с этим «система тренеров» не прозрачна;

Слайд 13

коммуникация между тренерами совершенно неудовлетворительная, обусловленная высокой конкуренцией. тренеры не имеют возможности высказываться о спортивной политике и не могут защищать свои собственные интересы в сотрудничестве.

Слайд 14

Психологические характеристики успешного тренера: Мнение спортсменов Открытый Общительный Эмоционально устойчивый Способный управлять спортсменами Высокий интеллект Уверенность в себе Практичность Новаторство Предприимчивость Самостоятельность Готовность принять новое Мнение тренеров Твердый характер Устойчивость к психическому напряжению Независимость Твердость и реалистичность взглядов Высокая авторитарность Способность к творчеству Высокая нравственность Высокий культурный и интеллектуальный уровень Высокий уровень профессиональных знаний, опыт

Слайд 15

Совместимость тренера и спортсмена При совпадении у тренера и спортсмена типов нервной системы, обоим работать вместе намного комфортнее и результатов такой спортсмен достигает более высоких (Ю.А. Коломейцев , В.А. Толочек ). При этом совпадение по личностным особенностям вовсе не обязательно. Чаще совпадают такие качества - добросовестность, обязательность, чувство долга, независимость суждений.

Слайд 16

Стили руководства тренера Либеральный Тренер больше присутствует, чем действует, допускает свободу выбора. Часто переоценивает положительные качества спортсмена и недооценивает отрицательные. Часто встречается у начинающих тренеров Этот стиль больше подходит для массовых форм физического воспитания.

Слайд 17

2. Демократический Тренер стремится к коллективному решению проблем. Спортсмен чувствует себя с таким тренером более свободно и охотно с ним общается. Демократический тренер лучше знает состояние и переживания спортсмена, его страхи, разочарования и т.д. Часто тренер с демократическим стилем руководства обладает слабой (чувствительной) нервной системой.

Слайд 18

Авторитарный Жесткий Хозяйский Непоследовательный Часто обусловлен особенностями личности Преимущества: - Комфортно неуверенному в себе спортсмену; - Увеличивается агрессивность спортсмена, которую он может направить на борьбу с соперником; - Авторитарное поведение тренера, соответствует ожиданиям спортсмена.

Слайд 19

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Состояние готовности помогает педагогу успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при возникновении непредвиденных препятствий. Состояние психологической готовности имеет сложную динамическую структуру, является выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных и волевых сторон психики человека в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами.

Слайд 20

Существует две формы психологической готовности . 1. Готовность как психическое состояние – это временная ситуативная готовность. Она лишь относительно устойчива, ее структура соответствует оптимальным условиям достижения цели. 2. Психологическая готовность как устойчивая характеристика личности – это длительная устойчивая готовность, или подготовленность. Обычно эта форма готовности бывает сформирована заранее, действует постоянно и нет необходимости формировать ее в связи с каждой возникающей задачей.

Слайд 21

Готовность как психическое состояние Все психические состояния, которые испытывает педагог, можно объединить в 4 группы, влияющие на качество практической деятельности; - Активные положительные (педагог жизнерадостен, бодр, внимание у него сосредоточено, движения и речь энергичные, четкие, он быстро принимает обоснованные решения. Это состояние психической и творческой готовности к предстоящей деятельности). - Пассивные положительные (педагог в целом положительно относится к выполняемому делу, но недостаточно собран, мобилизован, не очень подвижен, внимание не совсем устойчиво, движения нечеткие. Внезапная смена обстановки, неожиданные вопросы могут вызвать у него временное замешательство или заминку).

Слайд 22

- Активные отрицательные- педагог, имея предубеждение к делу или условиям его выполнения, все же оживлен. Однако его внимание не сосредоточено, движения хотя и быстрые, но недостаточно организованные, в действиях и речи не спешит, поэтому часто ошибается. В подобном состоянии педагог может под влиянием неожиданных факторов допустить срыв, внезапно потерять работоспособность. - Пассивные отрицательные - педагог настроен неохотно к предстоящей работе, вял. Движения и речь медленные, нечеткие. В подобном состоянии деятельность педагога становится малоэффективна.

Слайд 23

Конфликты в тренерской деятельности Конфликт — это обычно столкновение целей, мотивов, взглядов, норм поведения членов коллектива, протекающее в форме противоборства. Поводов для возникновения конфликтов в деятельности спортивного тренера достаточно. Несмотря на традиционно отрицательную эмоциональную окраску слова «конфликт», он может выполнять как отрицательные, так и положительные социальные функции.

Слайд 24

к позитивным функциям конфликта можно, в частности, отнести: • вскрытие и разрешение противоречий; • более глубокое понимание индивидуально-психологических особенностей людей, участвующих в нём; • ослабление психологической напряженности в коллективе; • стимулирование развития личности, межличностных отношений, сплоченности группы.

Слайд 25

М. М. Кубланов и С. Н. Монастырев выделяют четыре группы причин, вызывающих конфликты в тренерской деятельности. 1. Отрицательные личностные качества тренера: грубость, бестактность, резкость, отсутствие выдержки, способности ждать конечного результата, неумение анализировать свои поступки и поступки спортсменов, замкнутость, излишние мягкость или требовательность, неадекватность наказаний проступкам спортсмена. 2. Недостаточный уровень профессиональных качеств тренера — плохая организация учебно-тренировочного процесса: неподготовленность и непродуманность проведения очередного занятия, отсутствие постановки на занятиях конкретных целей, задач; не предусмотренные планом внеочередная прикидка, контрольные, отборочные соревнования; медленный рост спортивных результатов;

Слайд 26

недостаточное моральное и материальное стимулирование (поощрение) лучших спортсменов; необоснованно большие физические и психические нагрузки, вызывающие перенапряжение и ведущие к нервным срывам; отсутствие строго установленных критериев контроля за уровнем подготовленности (физической, технической, тактической, интеллектуальной, моральной и специальной психической), функциональным состоянием и здоровьем спортсмена; недоведение до всех спортсменов критериев отбора, по которым определяется состав команды для выступления в соревнованиях различного ранга; отсутствие открытого систематичного обсуждения в коллективе (команде) целей, задач, методов и средств учебно-тренировочного процесса, а также отсутствие анализа участия спортсменов в соревновании, неучастие их в составлении тактических планов на предстоящие соревнования; разногласия со спортсменом в подходе к средствам и методам тренировки;

Слайд 27

недостаточное материально-техническое обеспечение тренировок; недоброкачественные экипировка, снаряжение, материальная часть; отсутствие мастера по ремонту снаряжения; не отвечающие нормальным требованиям условия проживания, питания, реабилитации, культурно-массового отдыха на сборах. завышенный уровень обоснованных и необоснованных самопритязаний отдельных спортсменов (зазнайство, кичливость и др.); унижение личности младшего спортсмена старшими по положению и квалификации (грубость, насмешки, пренебрежение и др.).

Слайд 28

низкий моральный уровень, проявляющийся в неуважении к товарищам, эгоизме, отсутствии желания помочь товарищу, чувства ответственности перед коллективом, неискренности, лживости; низкий уровень спортивной подготовленности по сравнению с остальными членами команды (в результате недобросовестного отношения к подготовке, нежелания повышать свой спортивный результат); отказ самоотверженно трудиться, неумение терпеть (переносить) максимальные нагрузки, нежелание в интересах команды пойти на риск и т. д.; низкий интеллектуальный уровень (неинтересный человек, не о чем с ним разговаривать; ограниченность интеллекта, необразованность, низкий уровень мышления, отсутствие самостоятельности и др.);

Слайд 29

4. Другие причины, вызывающие конфликты, например: проблемы в семье, школе, вузе, на работе и т. д.; отсутствие дома элементарных условий проживания; недостаточная материальная и культурная обеспеченность

Слайд 30

Самое «неудобное» время возникновения конфликта — это период соревнований, и, как правило, наиболее часто конфликты возникают именно перед ответственными соревнованиями, когда сверхобъемная и сверхинтенсивная деятельность во время тренировок создает высокую психическую напряженность как у отдельных спортсменов, так и у команды в целом.

Слайд 31

В этих случаях тренер должен: скорректировать характер объема и интенсивности тренировочных нагрузок; умело чередовать нагрузку и отдых для восстановления сил; учитывать индивидуальные качества и способности к преодолению сверхнагрузок; правильно расселить спортсменов по принципу «кто с кем хочет»; требовать от спортсменов сдержанности в своих поступках, объективной оценки уровня притязаний;

Слайд 32

подвести спортсменов к состоянию «боевой готовности», желанию показывать высокий результат; быстро улавливать первые признаки причин конфликта и оперативно вмешиваться в них; убедить спортсмена в том, что интересы команды должны быть выше личных, забыть личные обиды и постараться нормализовать взаимоотношения с товарищами по команде; найти контакт с лидерами команды, которые помогут тренеру уменьшить накал конфликтной ситуации.

Слайд 33

Список литературы: 1. Бабушкин Г.Д. ,Яковлев Б.П., ( 2016) Психология физической культуры. Спорт, Москва, РФ (учебник). 2.Кретти Брайент Дж. (1978) Психология в современном спорте. Физкультура и спорт, Москва. 5. https ://psylist.net/sport/lit.htm 6. https :// books.google.ru/books 7. https://studbooks.net/2010014/pedagogika/tipy_stili_rukovodstva 3.Кубланов М. М., Монастырев С. Н. Психолого-педагогические особенности конфликта в спорте : монография. — Воронеж, 2005. 4.Толочек В. А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический аспект исследовательской деятельности учащихся

Какие качества необходимы человеку в процессе исследования? Чем отличается психологический портрет юного исследователя? И достаточно ли иметь только врождённые способности к исследованию или необходим...

«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.»

«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.» Преимущества, аспекты влияния,санит.гигиен.нормы и правила,задачи использования инф.технол...

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя. методические рекомендации

Данные рекомендации посвящены методике проведения диагностики профессиональной позиции педагога по отношению к оценочной деятельности, разработаны правила оценочной деятельности. Работа адресована пед...

Концертмейстер и солист - психологические аспекты деятельности

              В статье раскрываются осовные психологические моменты в отношениях концертмейстер - ученик (солист) и рассматриваются  наиболее эффективные...

Психолого –педагогические аспекты деятельности тренера-преподавателя по волейболу, работающего в ДЮСШ

Статья рассказывает о психолого –педагогических аспектах деятельности тренера-преподавателя по волейболу, работающего в ДЮСШ. Может быть полезна в системе дополнительного образования детей....

Психологические аспекты работы тренера по плаванию

Эффективность психологической подготовки пловца не определяется наличием специалиста психолога, применением гипноза или тестов по оценке личностных качеств. Для успеха от тренера требуется применение ...

Психологические аспекты деятельности педагога-музыканта.

В данной статье будут рассматриваться психологические состояния педагога-музыканта пр работе с учениками в классе фортепиано....