рабочая программа "Шахматы"
рабочая программа по физкультуре (5, 6 класс)

Шкаликов Валерий Александрович

Рабочая программа "Шахматы" 5-6 клаксс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа38.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г.Ф. Атякшева»

Рабочая  программа, рассмотрена на заседании предметного объединения

Протокол № 7 от

« 14 »июня  2016г.

«Согласовано»

«Утверждено»

приказом

директора  Лицея  от

« 29 »июня 2016г. 458 - О

( роспись курирующего

 заместителя директора)

« 28 »июня  2016г.

Рабочая программа учебного  предмета

«Шахматы»

(наименование учебного предмета)

Базовый,  среднее общее образование, 5-6 класс

(уровень  образования)

35  часа

(количество часов, отводимых на  реализацию программы)

Шкаликов Валерий Александрович

 (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

Югорск, 2016 г.

1.Паспорт Рабочей программы

Наименование пункта

Содержание пункта

1

Название программы

Рабочая программа по шахматам

2

Авторы учебника, учебно-методического комплекса, название  учебника, год издания

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.

3

Реализует требований  ФГОС НОО/или

 ФГОС ООО/или федерального компонента государственного образовательного стандарта для 10-11 классов  (указать нужное)

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки  РФ от 31.12.2015г. № 1576);

2. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», на основании примерной основной образовательной программы начального общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 . № 253.

4

Общие цели  рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса

Развитие

5

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане  (в том числе обоснование часов лицейского компонента (на расширение каких тем направлены часы вариативной части учебного плана)

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. На изучение шахмат во 5-6 классах по 1 часу в неделю.

6

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Программа рассчитана на 35 часа

7

Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении  реализуется Рабочая программа

Основной формой организации учебной деятельности обучающихся  является урок.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения  учебного предмета «Шахматы»  при получении начального общего образования у второклассника будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

2.1.Личностные

Обучающийся 2-ого класса научится: 

-  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Обучающийся 2 – ого класса получит возможность научиться:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

2.2.Метапредметные

2.2.1.Регулятивные

Обучающийся 2-ого класса научится: 

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Обучающийся 2 – ого класса получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

2.2.2.Познавательные

Обучающийся 2-ого класса научится: 

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-  осуществлять синтез как составление целого из частей;

-  проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-  устанавливать причинно ­ следственные связи в изучаемом круге явлений;

-  осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.

2.2.3.Коммуникативные

Обучающийся 2-ого класса научится: 

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся  2 – ого класса получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

2.3.Предметные

Обучающийся научится:

  1. владеть базовым понятийным аппаратом:
  • определять  цепочку (конечную последовательность) элементов и ее свойств, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;
  • определять понятия «шахматная доска», «фигуры»,  освоение понятий, относящихся к элементам курса;
  • знакомство с шахматной доской (горизонталь, вертикаль, диагональ);
  • формирование представления о шахматных фигурах и их положение на шахматной доске;
  • знакомство с детальным изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
  • выявление базисной игры первого этапа обучения: фигура против фигуры;
  • знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
  1. овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением во время игры с соперником:
  • применение на уроках нестандартных заданий и игр;
  • преимущественное использование в учебном процессе положений с ограниченным количеством шахматных фигур;
  • разработка конкретных блоков игровых позиций для каждой дидактической игры;
  • постепенный подвод детей к краеугольному шахматному термину «мат»;
  • установление рациональных соотношений в применении на уроках шахматных

диафильмов, викторин, дидактических заданий и сказок.

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без

нарушения правил шахматного кодекса;

  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять

начальную позицию;

  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах, мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

3.Содержание учебного предмета

3.1.Шахматная доска (4 часа)

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование черных и белых полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски.

3.2.Шахматные фигуры и начальная расстановка фигур (3 часа)

Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила шахматных фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да или нет», «Мяч».

3.3. Ходы и взятие фигур (17 часов)

Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Место слона в начальном положении. Ход слона. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Термин «стоять под боем». Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Ферзь – тяжелая фигура. Место коня в начальном положении. Ход коня. Конь – легкая фигура. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки. Место короля в начальном положении. Ход короля. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности».

3.4. Цель шахматной партии  (6 часов)

Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа). Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Мат в один ход: сложные примеры с большим числом фигур. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»; игра фигурами из начального положения до первого шаха.

3.5.Игра всеми фигурами из начального положения (4 часа)

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактическая игра «Два хода».

4.Тематическое планирование

Тема урока

Дата

Виды контроля

план

факт

1

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска.

2

Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.

3

Линии на шахматной доске. Диагонали.

 

4

Центр шахматной доски.  

5

Шахматные фигуры.

6

Сравнительная сила фигур.  

7

Начальная позиция.  

8

Ладья.

9

Как ходит ладья.

10

Слон.

11

Как передвигается слон по шахматной доске.

12

Ладья против слона.

13

Ферзь.

14

Как ходит ферзь.

15

Ферзь против ладьи и слона.

16

Конь.

17

Как передвигается конь по шахматной доске

18

Конь против ферзя, ладьи, слона.

19

Пешка.

20

Как ходит пешка.

21

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

22

Король.

23

Король против других фигур.

 

24

Ходы и взятие фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...