Программа внеурочной деятельности "Общая физическая подготовка" 4 кл.
рабочая программа по физкультуре

Иванова Фируза Тимуровна

Программа внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» разработана на основе рабочей программы дисциплины «Физическая культура» 1-4 классов (ФГОС). Программа конкретизирует содержание предметных тем и показывает распределение часов по разделам курса. В рамках спортивно-оздоровительного направления секции «Общая физическая подготовка» в 4-х классах отводится 74 часа из расчета 2 часа в неделю.

Программа секции «Общая физическая подготовка» составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Программа секции рассчитана на школьников  в возрасте  с 9-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ofp_1-4_kl.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» (ФГОС) 4 класс

Программа составлена:

учителем физической культуры

Ивановой Фирузой Тимуровной

                                                                         

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы определена эффективностью образования детей в школе и во многом зависит от состояния их здоровья. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: развитие массовой гиподинамии, когда дети невольно становятся заложниками быстро развивающихся технических систем (телевидение, компьютеры, планшеты и т.д.) – все это приводит к снижению двигательной активности и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Основная задача, которую ставит перед собой учитель физической культуры – это воспитание сознательного отношения учащихся к своему здоровью, постоянное его укрепление, раскрытие и развитие индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков. Формированию здорового образа жизни помогают не только уроки физкультуры, но большую роль здесь играет и внеклассная работа, вовлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, спортивных праздниках, соревнованиях.

Таким образом, организация внеурочной деятельности по физической культуре в школе позволяет развивать двигательные умения и навыки учащихся, массово привлекать учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности, формировать потребность в здоровом образе жизни, проходить социальную адаптацию в коллективном общении и взаимодействии.

     Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития всех без исключения двигательных способностей. Особая роль в совершенствовании физических способностей, принадлежит целенаправленным педагогическим воздействиям, предусмотренным школьной программой по физической культуре.

     Физические качества на уроке невозможно развить достаточно хорошо, т.к. на уроке дети больше времени слушают и наблюдают и меньше времени тратят на «отработку» различных движений. Между уроками перерыв бывает больше двух дней, и этот большой промежуток времени между занятиями отрицательно сказывается, на мышечное запоминание упражнений, теряется отработанный навык, и процесс развития физических качеств начинается с нуля. Нарушается один из основных принципов учебно – тренировочного процесса, принцип непрерывности. Поэтому необходимы дополнительные занятия, которые будут решать ряд  задач: повышения двигательной активности и физического развития детей. Еще одна основная задача, решаемая на дополнительных занятиях, это повышение уровня развития физических качеств, для успешного участия в городских соревнованиях.

     Программа внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» разработана на основе рабочей программы дисциплины «Физическая культура» 1-4 классов (ФГОС). Программа конкретизирует содержание предметных тем и показывает распределение часов по разделам курса. В рамках спортивно-оздоровительного направления секции «Общая физическая подготовка» в 4-х классах отводится 74 часа из расчета 2 часа в неделю.

     Программа секции «Общая физическая подготовка» составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Программа секции рассчитана на школьников  в возрасте  с 9-10 лет. В секции занимаются мальчики и девочки. Количественный состав – 20 учащихся. Набор в секцию осуществляется на добровольной основе. В рамках программы предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие детей, подготовленных слабее.

     Программа предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий. Содержание учебно-тренировочной работы в секции отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников.  Основой занятий являются развитие физических качеств человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость. Занятия в секции общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.

         В настоящее время возникла необходимость составления модифицированной программы по общей физической подготовке из-за отсутствия современных пособий и программ. Таким образом, в этой программе учитывается материально-техническое состояние образовательного учреждения и наличие спортивного инвентаря, обращается особое внимание на индивидуальное (физическое и психическое) развитие ребенка.

     Программа составлена на основе комплексной  программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 127 с. – ISBN 5-09-016262-Х

Цель:

  • Воспитание  и привитие навыков физической культуры  учащихся и как следствие  формирование здорового образа жизни у будущего выпускника.

Задачи:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
  • формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
  • обучение простейшим способам контроля  за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Основные формы и методы деятельности

      Ведущей формой организации занятий является групповое  занятие. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход  к обучающимся. Занятия по программе «Общая физическая подготовка» включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий «ОФП», основах здорового  образа  жизни, знания о физической культуре, о различных видах легкой атлетики, спортивных и подвижных игр, лыжной подготовки. Практическая  часть занятий предполагает: овладениями жизненно важными двигательными навыками, всестороннем и гармоничном развитии физических качеств, обучение двигательных действий, встречающихся в повседневной жизни, и различных спортивных и подвижных игр.

Личностные, метапредметные и предметные результаты 

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Общая физическая подготовка» являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Общая физическая подготовка»  являются следующие умения:

  • представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Содержание программы

Основы знаний. Техника безопасности на занятиях. Гигиена спортсмена. Здоровый образ жизни и его составляющие. История возникновения Олимпийского движения. Значение физических упражнений для здоровья человека.

Легкая атлетика. Беговые упражнения, кросс, бег на длинные и короткие дистанции. Прыжок в длину с места, с разбега, многоскоки. Броски большого мяча, метание мяча на дальность, в цель. Старт высокий, низкий. Стартовый разгон. Эстафетный бег.

Подвижные и спортивные игры. «Салки», «Гуси-лебеди», «Метко в цель», «Два Мороза», «Запрещенное движение», «Совушка», «Охотники и утки», «Снайпер», «Вызов номеров», «Удочка», «Перестрелка», «Гонка мячей», «Встречная эстафета», «Эстафета бегом», «Мяч среднему».

Физическое совершенствование. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки. Комплексы физкультминуток. Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки. Формирование у обучающихся устойчивых мотиваций к здоровому образу жизни.

Гимнастика с основами акробатики. Строевые упражнения. Акробатика.  Прыжки со скакалкой и висы. Лазанье  по гимнастической стенке и канату. Гимнастическая полоса препятствий.

Лыжные гонки. Передвижение на лыжах, повороты, спуски, подъемы, торможение.

Соревнования. Принять участие в соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований.

Учебно - тематический план секции «Общая физическая подготовка»

Наименование разделов и тем занятий

Кол-во часов

Основы знаний (теория 6 часов)

Правила и нормы поведения на занятиях общей физической подготовкой

1

Значение физических упражнений для здоровья человека

1

Гигиена спортсмена

1

Здоровый образ жизни и его составляющие

1

История возникновения олимпийского движения

1

Что такое физическая работоспособность и физическая подготовленность

1

Легкая атлетика (18 часов)

Ходьба, бег, прыжки

1

Метание мяча

2

Равномерный бег 5 минут

1

Равномерный бег 6 минут

1

Преодоление малых препятствий

1

Эстафета по кругу

1

Спринтерский бег, эстафетный бег

1

Соревнования на точность броска мяча в корзину

1

Эстафета с передачей палочки

1

Комбинированная эстафета

4

Прыжок в высоту. Метание малого мяча

1

Игры. Эстафеты

1

Прыжки. Подвижные игры. Эстафеты

1

Веселые старты

1

Подвижные и спортивные игры (22 часов)

Подвижные игры

5

Подвижные игры с элементами баскетбола

3

Самостоятельные игры

2

Ловля и передача мяча в движении

1

Школа мяча

2

Игры с элементами баскетбола

7

«Веселые старты»

1

Гимнастика (10 часов)

Основы знаний по гимнастике. Строевые упражнения

1

Акробатические упражнения

2

Висы, подтягивания

2

Лазание, опорный прыжок через козла

2

Упражнения на бревне, перекладине

2

Упражнения  на бревне, перекладине, акробатические упражнения

1

Лыжная подготовка (12 часов)

Подъем «лесенкой», торможение «плугом»

2

Одновременный одношажный ход

2

Попеременный двушажный ход

2

Эстафета на лыжах

2

Подъемы и спуски

2

Круговая эстафета 4*1000м

1

Туристический поход на лыжах

1

Соревнования (6 часов)

Соревнования по гимнастике

1

Соревнования по игре «Снайпер»

1

Соревнования на лыжах

1

«Президентские состязания»

1

«Лучший в ГТО»

1

Соревнования по кроссу

1

Всего за учебный год

74

Ожидаемые результаты

  • Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательного воздействия окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.
  • Включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
  • Снижение заболеваемости школьников.
  • Снижение психоэмоциональных расстройств.
  • Повышение уровня физической подготовки школьников.
  • Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
  • Снижение последствий умственной нагрузки.
  • Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе.

Рекомендуемая  литература

Литература для учителя

  • ФГОС ООО утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от17 декабря 2010 года №1897
  • В.И.Лях//Физическая культура. Рабочая программа 1-4 классы//Москва «Просвещение» 2012год.
  • А.И.Каинов // Организация работы спортивных секций в школе// Программы, рекомендации// Волгоград, «Учитель» ,2014г.
  • А.В.Маслюков // Развитие координационных способностей у школьников // Библиотечка «Первое сентября» // Серия «Спорт в школе» №21 // М
  • Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для учителей) / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М: Просвещение, 2012г.
  • Железняк Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. – М.: Академия, 2004г.
  • П.А.Киселев, С.Б.Киселева,   «Справочник учителя физической культуры», Волгоград, «Учитель», 2008.
  • А.Ю.Патрикеев,  «Подвижные игры 1-4 классы», Москва, «ВАКО», 2007.
  • А.Ю.Патрикеев,  «Зимние подвижные игры 1-4 классы», Москва, «ВАКО», 2009.
  • Г.П.Попова, «Дружить со спортом и игрой»,  Волгоград,  «Учитель», 2008.
  • Г.П.Болонов, «Физкультура в начальной школе», Москва, «ТЦ Сфера», 2005.

Литература для обучающихся

  • Физическая культура 3-4 классы // М: Вентана-Граф, 2013г;
  • Коротков И.М. Подвижные игры. //М.: Знание, 2005г;

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач"

Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач"  создан на основе проекта примерных программ по учебным предметам "Физика 7-9 классы".  Серия "Ст...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ « ИГРАЯ, ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ»

Дети, как известно, любят играть. Играя, они лучше осваивают различного рода физические упражнение, а в определенной мере и нравственные навыки. Играя, они учатся жить.Школьник, играя, более активно у...

Особенности разработки программы внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура»

В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная  программа основного общего образования реализуется в образовательном учреждении, в том числе, и через программу воспитания и социализации, вклю...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка » в рамках ФГОС для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению«Общая физическая подготовка »в рамках ФГОС для 5 класса...

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» на основе учебной программы «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов.

Пояснительная запискаРабочая программа по  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор»  разработана на основе Федерального государ­ственного образо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс

Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения,  воспитания и  развития детей, УУД, тематическое планирование....