МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАЙКАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
(ГБПОУ «БКТиС»)
Методическая разработка
учебного занятия
по дисциплине «Физическая культура»
Тема: «Баскетбол - больше чем игра!»
Подготовил: Дарижапов Марк Дамбаевич,
руководитель физического воспитания
Улан-Удэ, 2022
Тема: «Баскетбол - больше чем игра!»
Эпиграф урока:
«Баскетбол дает игрокам возможность узнать и испытать себя»
Тип занятия: комбинированный.
Цели занятия:
Образовательная: сформировать знания о культуре движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями общеразвивающей направленности, техническими действиями и приемами игры в баскетбол.
Развивающая: развивать ловкость, координацию, скоростные качества, выносливость и совершенствовать индивидуальные технические приемы игры в баскетбол, групповые взаимодействия.
Воспитательная: воспитывать уверенность, выдержку, целеустремлённость и морально-волевые качества (дисциплинированность, настойчивость, умение работать в команде).
Методы обучения: игровой и соревновательный.
Средства обучения: общеразвивающие упражнения, индивидуальные и комбинированные упражнения, эстафеты, вопросы тестового опроса, двухсторонние учебно-тренировочные игры.
Инвентарь: мячи баскетбольные, секундомер.
Продолжительность: 90 мин.
Внутрипредметные связи: легкая атлетика (бег, прыжки).
Межпредметные связи: история, ОБЖ, география, биология.
Виды самостоятельной работы студентов: общеразвивающие упражнения, упражнения с мячом.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Преподаватель | Дарижапов Марк Дамбаевич |
Учебная дисциплина\МДК | Физическая культура |
Группа | ПиКД-210 |
Специальность (Профессия) | Поварское и кондитерское дело |
Тема изучения | Спортивные игры |
Тема занятия | Баскетбол |
Тип занятия | Комбинированный |
Цели: образовательная | Сформировать знания о культуре движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями общеразвивающей направленности, техническими действиями и приемами игры в баскетбол.
|
развивающая | Развивать ловкость, координацию, скоростные качества, выносливость и совершенствовать индивидуальные технические приемы игры в баскетбол, групповые взаимодействия. |
воспитательная | Воспитывать уверенность, выдержку, целеустремлённость и морально-волевые качества (дисциплинированность, настойчивость, умение работать в команде). |
Организация образовательной среды |
Педагогические технологии | Методы обучения
| Междисциплинарные и межкурсовые связи | Формы организации работы |
Игровая технология
| Игровой, соревновательный | Связь с историей, географией, ОБЖ, биологией | Групповая, фронтальная |
Технологический процесс занятия
Тип занятия Комбинированный
Деятельность преподавателя и объем времени | Деятельность обучающихся
| Дозировка | Образовательные результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные результаты (Обучающийся научится) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Подготовительный этап. |
Приветствие студентов, построение группы, мониторинг присутствующих и отсутствующих на уроке, проверка готовности к работе на занятии. | Приветствие преподавателя, проверка готовности к занятию. | 5 минут | Проявление чувства само- и взаимоуважения. | Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками. | Формирование умения вести диалог. |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. |
Вступительное слово преподавателя (Баскетбол-больше чем игра!). Преподаватель объясняет, в какой форме будет проходить учебное занятие. Озвучивает цели и задачи урока. Акцентирование внимания обучающихся на предстоящей работе. Команда: раздать мячи. | Построение группы в круг (обучающиеся каждый со своим мячом).
| 5 минут | Содействие правильному физическому развитию.
| Учитывать выделенные преподавателем ориентиры и действия, способы взаимодействия. | Приобретение необходимых теоретических знаний.
|
III. Проверка домашнего задания, уточнение направления актуализации полученных знаний и умений. |
Группа построена в круг, преподаватель в центре, поочередно задает вопрос «Что Вам известно об игре в баскетбол?» и передает мяч каждому студенту. | Ребята поочередно отвечают на вопрос и возвращают мяч преподавателю в центр круга. | 5 минут | Готовность и способность к самостоятельной, ответственной деятельности. | Умение организовывать совместную деятельность. | Обосновывать свою точку зрения в дискуссии по спортивной тематике. |
IV. Воспроизведение ранее изученных упражнений и их применение в стандартных условиях . |
Выполнение упражнений по команде преподавателя:
1. Построение в шеренгу по одному, дистанция 2 метра. Контроль преподавателя за осанкой ребят и правильным положением рук. Подсчет ЧСС 2. Ходьба: -на носках, мяч в вытянутых руках над головой; -на пятках, мяч за головой; -на внешней - внутренней стороне стопы, мяч за спиной; -перекаты с пятки на носок, мяч у живота.
3. Бег различной интенсивности. - бег равномерный без задания (мяч в правой-левой руке); - бег с заданием: 1) правым, левым боком приставными шагами (мяч в задней по направлению движения руке, прижат к боку); 2) то же, но смена положения на два шага (то же, меняем мяч из руки в руку, в зависимости от движения правым или левым боком); 3) то же спиной вперед; 4) бег по 5-ти точкам приставными шагами (мяч перед грудью); 5) «змейкой» по тройной восьмерке (мяч в правой-левой руке, прижат к боку задней по направлению движения рукой); 6) бег без задания (мяч в правой-левой руке, прижат к боку). 4. Ходьба (мяч в правой-левой руке): - восстановление дыхания: на четыре шага вдох, мяч вверх, встаем на носки; четыре шага выдох, наклоняемся вниз; - мяч перед грудью, переброс с кисти на кисть; - то же, мяч внизу живота; - то же, мяч над головой; - то же, мяч за спиной; - мяч на ладони впереди вытянутой руки, подброс мяча вверх за счет сгибания пальцев; - мяч на ладони вытянутой в сторону руки, переброс мяча с руки через голову на другую руку; - вращение вокруг головы; - вращение вокруг туловища; - совмещаем два предыдущих упражнения; - на каждый шаг перенос мяча под передней ногой из руки в руку («восьмерка» мячом); - мяч за головой, отпускаем, ловим за спиной; - на каждый шаг катим мяч под передней ногой («восьмерка» мячом»); - подбрасываем над собой и ловим; - подбрасываем над собой, хлопок за спиной, ловим мяч; - на каждый шаг с отскоком ударяем мячом в пол и ловим мяч двумя руками; - подбрасываем мяч на шаг впереди и после отскока (в первой фазе отскока от пола) ловим с шагом вперед; - по заданию преподавателя: на один свисток – остановка прыжком, на два – остановка двумя шагами, на хлопок в ладоши - продолжаем движение. Подсчет ЧСС | Построение в шеренгу по одному, дистанция 2 метра. Выполнение упражнений по команде преподавателя.
- // - // - // - // - // - // -
Возможен вариант без смены руки с мячом, вариант без мяча
Следить за правильностью выполнения каждого упражнения
По команде: «Короче шаг», «Шагом марш». «Восстанавливаем дыхание»
Следить за правильностью выполнения каждого упражнения.
- // - // - // - // - // - // -
Следить за правильностью выполнения каждого упражнения
- // - // - // - // - // - // -
| 15 мин. | Формирование умения наблюдать за своим самочувствием, его контролем
- // - // - // - // - // - // -
Развитие нравственных и волевых качеств, развития психических процессов и свойств личности.
Развитие мотивов учебной деятельности и принятие и освоение социальной роли обучающего
Формирование установки на ведение здорового образа жизни.
Содействие правильному физическому развитию
- // - // - // - // - // - // -
| Развивать жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- // - // - // - // - // - // -
- // - // - // - // - // - // -
- // - // - // - // - // - // -
- // - // - // - // - // - // - | Овладение умениями организовывать здоровье- сберегающую жизнедеятельность
Формирование навыкам систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
|
Переход к изучению новой темы. (Слово преподавателя). | Совместное обсуждение.
| 3 мин. | Формирование умения нестандартно мыслить, проявляя свои способности. | Обмениваться мнениями, слушать друг друга. | Формирование умения вести диалог. |
V. Первичное усвоение новых знаний. |
Совершенствование технических приемов в индивидуальных, парных, групповых упражнениях и эстафетах. По команде преподавателя ребята выполняют индивидуальные упражнения с мячом: – вращение мяча вокруг головы влево, вправо; – вращение мяча вокруг пояса влево, вправо; – вращение мяча вокруг ног по восьмерке стоя на месте; – вращение мяча вокруг ног по восьмерке в шаге; – ведение мяча по прямой (шагом); – ведение змейкой (шагом).
Выполнение упражнения в двух кругах в движении шагом и бегом: - по свистку подбрасываем мяч над собой, продолжая движение, ловим мяч, подброшенный партнером спереди; - ведение, по свистку оставляем мяч партнеру сзади; - передвижение по кругу приставными шагами, передача через партнера (или двух) в центре круга.
По команде преподавателя обучающиеся выполняют индивидуальные упражнения и упражнения в парах на месте и в движении: 1) передачи двумя руками от груди; 2) передачи одной рукой от плеча; 3) ведение на месте, ловля двумя руками, передача двумя руками от груди; 4) ведение на месте, ловля двумя руками, передача одной рукой от плеча; 5) передача двумя мячами, первый – от груди (плеча) без отскока от пола, второй – с отскоком от пола; 6) с раскачкой перевод мяча с руки на руку в нижней точке дуги; 7) перевод мяча между ног с отскоком от пола, ловля мяча двумя руками, перевод в другую сторону; 8) то же, но перевод за спиной; 9) мяч между ног в руках, правой рукой спереди, левой – сзади, меняем положение рук; 10) то же, но с отскоком от пола 11) ведение мяча по спортзалу в колонну по одному; 12) ведение, по одному свистку – остановка прыжком, по двум свисткам остановка двумя шагами, по хлопку в ладоши – продолжить движение. Проведение эстафеты: 1. В двух колоннах. До середины площадки ведем мяч, с середины – катим до противоположной стороны спортзала, поворот – ведем, от продолжения линии штрафного броска (не пересекая ее) передача №2. 2. В двух колоннах. №1 – ведение, на середине приседаем с касанием пола рукой (не прекращая ведение мяча), продолжает ведение до конца спортзала, вращение мяча вокруг туловища, ведение в обратном направлении, с продолжения линии штрафного броска передача №2 и становится в хвост колонны. 3. В двух колоннах. Ведение по челночному принципу. У №1 каждой колонны в одной руке мяч, в другой - граната. С ведением бежит до середины спортзала, ставит гранату на средней линии и, продолжая ведение, двигается к противоположенной стороне спортзала, касается пола рукой и возвращается к своему месту, предавая мяч №2 с продолжения линии штрафного броска. №2 переносит гранату с середины до противоположной стороны по такому же принципу. №3 – с противоположной стороны до середины. №4 – с середины до стартовой линии. 4. №1 на линии старта, №2 – средней линии к №1 лицом, №3 – на линии финиша лицом к №1. №1 ведение мяча до середины, передача №3 и остается на средней линии, №2 бежит на линию старта. 5. В колоннах по одному под противоположными кольцами. Ведение – два шага бросок в кольцо, подбор мяча возвращение с ведением до середины – передача №2. 6. В колоннах по одному в противоположных сторонах спортзала. №1 бежит к середине и получает передачу вперед от №2 на выход, не видя момент начала передачи. Подбор мяча, ведение к кольцу – два шага бросок в кольцо, попал - не попал подбор и ведение мяча до середины, оттуда передача мяча №3, который ассистирует №2. 7. В колоннах по одному в противоположных сторонах спортзала. №1 – под кольцом. №2 начинает ведение, передает №1, получает передачу под кольцо, выполняет бросок, подбор мяча, выводит его на место №1 (который сразу после своей передачи уходит в хвост своей колонны) и выполняет передачу №3.Подсчет ЧСС
|
По команде: «На месте стой», «Налево».
И.П.: Стойка баскетболиста
Один мяч на пару
Мяч у каждого
Не даем мячу коснуться пола
Следить за правильностью выполнения упражнения и передачей эстафеты от номера к номеру.
- // - // - // - // - // - // -
|
| 50 мин. | Развитие нравственных и волевых качеств, развития психических процессов и свойств личности.
Развивать мотивы спортивной тренировки и личностный смысл занятий на уроках.
- // - // - // - // - // - // - - // - // - // - // - // - //
- // - // - // - // -
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
- // - // - // - // - // - // -
- // - // - // - // - // - // - // - // - // - // - // - //
- // - // - // - // - // - //
- // - // - // - // - Формирование установки на здоровый образ жизни
- // - // - // - // -
- // - // - // - // -
- // - // - // - // -
| Формирование умений сравнивать, развитие у обучающихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Осуществление взаимного контроля в совместной деятельности.
Адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.
- // - // - // - // - // - // -
Формировать умения организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования Формировать способности конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Развивать умения распределять функции и роли в совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
- // - // - // - // - // -
| Овладение основными приемами техники и тактики игры. Повышение специальной, физической, тактической подготовки студентов по баскетболу.
Подготовка обучающихся к соревнованиям по баскетболу.
Повышение специальной, физической, тактической подготовки студентов по баскетболу.
Подготовка обучающихся к соревнованиям по баскетболу.
Повышение специальной, физической, тактической подготовки студентов по баскетболу
- // - // - // - // - // -
- // - // - // - // - // - - // - // - // - // - // -
- // - // - // - // - // -
- // - // - // - // - // -
- // - // - // - // - // -
- // - // - // - // - // -
- // - // - // - // - // -
- // - // - // - // - // -
|
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Домашнее задание: выпрыгивания из низкого приседа руки за головой (3 х 10-15 раз), пресс лежа руки за головой (3 х 15-20 раз), отжимание от пола до касания грудью (3 х 15-20 раз). | Внимательно слушают алгоритм выполнения упражнений, которые предлагает преподаватель. | 3 мин. | Формирование умений, направленные на ведение здорового образа жизни.
| Развитие потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья | Применение спортивных умений в общественной, а затем в профессиональной деятельности. |
VII. Подведение итогов. Рефлексия |
Преподаватель предлагает для закрепления выполнить задание: Тестовый опрос по правилам БАСКЕТБОЛА.
Заключительное слово преподавателя, построение группы, подведение итогов - оценки | Группа делится на две команды, которые рассаживаются на две лавочки. Капитану команды выдаются тестовые задания на 15 вопросов. Время обсуждения ответов на вопросы - 5 минут, суммарное время ответов капитанами команд – 5 минут.
Построение в шеренгу по-одному.
| 4 мин.
| Развивать навыки анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
| Развитие потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья | Формирование знаний о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации. |
Тест №1
"Баскетбол"
1.Сколько игроков от одной команды может находиться на площадке?
а) 4; б) 5; в) 6.
2. Сколько шагов с мячом можно сделать после ведения?
а) 0; б) 1; в) 2; г) 3.
3. Сколько шагов можно сделать с мячом с места?
а) 1; б) 2; в) не ограничено; г) 0.
4. Ведение выполняется
а) одной рукой;
б) поочередно двумя руками;
в) одновременно двумя руками.
5. Что называется зоной нападения?
а) половина поля под кольцом соперника;
б) половина поля под своим кольцом;
в) центральная часть поля;
г) место за пределами площадки у судейского столика.
6. Поворот на месте не будет считаться пробежкой, если:
а) опорная нога не была оторвана от пола;
б) опорная нога была оторвана от пола;
в) не важно отрывалась ли опорная нога.
7. Разрешается ли игрокам играть в очках или линзах?
а) разрешается;
б) не разрешается;
в) разрешается под собственную ответственность.
8. Запрашивать тайм-ауты имеет право:
а) только тренер команды или помощник тренера;
б) только главный тренер и капитан;
в) любой игрок, находящийся на площадке.
9. Встреча в баскетболе состоит из:
а) двух таймов по 20 минут;
б) четырех таймов по 10 минут;
в) трех таймов по 15 минут.
10. Победителем встречи является команда:
а) выигравшая три четверти;
б) выигравшая вторую половину встречи;
в) набравшая хотя бы на одно очко больше соперника.
11. Если команда без уважительных причин вовремя не выходит на площадку, то:
а) ей засчитывается поражение со счетом 0:20;
б) необходимо подождать 15 минут;
в) игра переносится на другой день.
12. Как начинается игра?
а) жеребьевкой;
б) вводом мяча из-за боковой линии;
в) спорным броском.
13. Запасными игроками считаются те, которые:
а) сидят на скамейке запасных;
б) выходят на замену;
в) не включены в начальную расстановку на данную игру.
14. Какое количество замен разрешается делать во время игры?
а) максимум 10; б) максимум 20; в) количество замен не ограничено.
15. Сколько времени дается на ввод мяча в игру?
а) 3 секунды; б) 5 секунд; в) 8 секунд.
Тест №2
"Баскетбол"
.1. В каком году появился баскетбол как игра:
а) 1819; б) 1899; в) 1891.
2. Кто придумал баскетбол как игру:
а) Д. Формен; б) Д. Фрейзер; в) Д. Нейсмит.
3. Майки игроков должны быть пронумерованы:
а) от 1 до 10; б) от 4 до 15; в) от 1 до 50
4. Капитан команды должен отличаться от других игроков:
а) другим цветом номера на груди;
б) иметь на майке полоску, подчеркивающую номер на груди;
в) иметь повязку на руке.
5. Сколько тайм-аутов разрешается запрашивать?
а) в каждой четверти по одному;
б) в трех четвертях по одному, а в четвертой – два;
в) два за игру.
6. Во время тайм-аутов игроки, находящиеся на площадке, должны:
а) уйти с неё;
б) подойти к тренеру;
в) подойти к своей скамейке запасных.
7. Что происходит с игроком, получившим пять фолов?
а) автоматически выбывает из игры;
б) продолжает играть;
в) может замениться, если хочет.
8. Что происходит с командой после получения игроками этой команды четырех фолов?
а) за каждый последующий фол соперники выполняют два штрафных броска;
б) продолжает играть;
в) выполняется один штрафной бросок.
9. Что происходит при равном счете после четырех четвертей?
а) игра продолжается до разницы в два мяча;
б) назначается дополнительный период в пять минут;
в) матч переигрывается на следующий день.
10. Смена корзин происходит:
а) после каждой четверти;
б) не происходит;
в) после второй четверти.
11. Сколько времени отводится на атаку корзины соперника (с)?:
а) 30; б) 28; в) 24.
12. Сколько времени отводится на переход из тыловой в передовую зону (с)?
а) 8; б) 10; в) 12.
13. Может ли начаться игра, если в одной из команд нет 5 игроков?
а) может;
б) не может;
в) по согласию соперника.
14. Игрок нападающей команды не должен находится в зоне под корзиной более (с):
а) 5; б) 4; в) 3.
15. Попадание в баскетбольное кольцо приносит команде:
а) одно очко;
б) два очка (три очка при попадании из-за шестиметровой линии и одно – при попадании со штрафного броска);
в) три очка
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ
Тест №1 № вопроса | Вариант ответа | Тест №2 № вопроса | Вариант ответа |
1 | Б | 1 | В |
2 | В | 2 | В |
3 | Г | 3 | Б |
4 | А, Б | 4 | Б |
5 | А | 5 | Б |
6 | Б | 6 | В |
7 | А | 7 | А |
8 | А | 8 | А |
9 | Б | 9 | Б |
10 | В | 10 | В |
11 | Б | 11 | В |
12 | В | 12 | А |
13 | А | 13 | Б |
14 | В | 14 | В |
15 | Б | 15 | Б |